Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Соболева Г.Б., при секретаре Ивановой Н.А.,
рассмотрев жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд" Крутикова ФИО7 на решение судьи Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 25 апреля 2018 года, которым
постановление старшего государственного инспектора, заместителя председателя Нефтекамского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО3 N... от 14 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд" оставлено без изменения, жалоба защитника Общества с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд" Крутикова... - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
постановлением старшего государственного инспектора, заместителя председателя Нефтекамского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО3 N... от 14 ноября 2017 года Общество с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд" (далее ООО "Элемент-Трейд", Общество) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 руб.
Судьей Нефтекамского городского суда по жалобе защитника ООО "Элемент-Трейд" Крутикова С.И. принято вышеуказанное решение.
В жалобе в Верховный Суд Республики Башкортостан защитник ООО "Элемент-Трейд" Крутиков С.И. просит постановление старшего государственного инспектора, заместителя председателя Нефтекамского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО3 N... от 14 ноября 2017 года и решение судьи Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 25 апреля 2018 года отменить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
В судебное заседание защитник ООО "Элемент-Трейд" ФИО1, представитель Нефтекамского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно, надлежащим образом. При данных обстоятельствах считаю возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Статьей 8.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства, при этом под "обращением с отходами" понимается, в том числе, деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В силу ст. 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Приказом Минприроды России от 01 сентября 2011 года N 721 утвержден "Порядок учета в области обращения с отходами".
Организация работ по осуществлению федерального статистического наблюдения по форме N 2-ТП (отходы) проводится в соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 14 ноября 2011 года N 828 "Об организации работ по осуществлению федерального статистического наблюдения по форме N 2-ТП (отходы) и формированию официальной статистической информации".
Приказом Федеральной службы государственной статистики от 28 января 2011 года N 17 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления" утверждена годовая форма федерального статистического наблюдения.
В соответствии с п. 2 указанного Приказа установлены сроки предоставления федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" до 01 февраля после отчетного периода. Форму федерального статистического наблюденияN 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления, которые именуются респондентами.
Приказом Федеральной службы государственной статистики от 10 августа 2017 года N 529 "Об утверждении статистического инструментария для организации федеральной службы по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления" утверждена годовая форма федерального статистического наблюдения.
Приказ Федеральной службы государственной статистики от 28 января 2011 года N 17 "Об утверждении статистического инструментария для организации федеральной службы по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления" утратил силу с отчета за 2017 год в связи с изданием Приказа Росстата от 10 августа 2017 года N 529, которым с указанного срока утверждена новая форма N 2-ТП (отходы).
Статистическая отчетность по форме N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" за 2016 год составляется на основании Приказа Федеральной службы государственной статистики от 28 января 2011 года N 17.
Согласно п. 3 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектами официального статистического учета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 года N 620, первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами -созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.
Из материалов дела следует, что Нефтекамским территориальным комитетом Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее - Нефтекамский ТК Минэкологии РБ, Комитет) с 07 августа по 31 августа 2017 года проведена плановая выездная проверка в отношении ООО "Элемент-Трейд".
В ходе проведения проверки установлено, что основным видом деятельности Общества согласно уставу является деятельность, связанная с розничной торговлей пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия; закупкой и обеспечением предпринимателей товарами, сбытом товаров через посредников; хранением и складирование товаров, Общество использует в качестве средств индивидуализации коммерческое обозначение "МОНЕТКА".
Для осуществления своей деятельности Общество использует следующие структурные подразделения (сеть магазинов "МОНЕТКА") по адресам: адрес; адрес; адрес; адрес; адрес; адрес; адрес; адрес; адрес; адрес; адрес; адрес; адрес; адрес; адрес; адрес.
В результате деятельности магазинов образуются следующие виды отходов производства и потребления, отнесенные в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 N года N 242 и зарегистрированным в Минюсте РФ 08 июня 2017 года N 47008:
I класс опасности:
- 47110101521 - лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства;
V класс опасности:
- 40518301605 - отходы упаковочного картона незагрязненные;
- 43411002295 - отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные;
- 73510001725 - отходы (мусор) от уборки территорий и помещений объектов розничной торговли продовольственными товарами;
- 73510002725 - отходы (мусор) от уборки территорий и помещений объектов розничной торговли промышленными товарами;
- 40314000515 - тара деревянная, утратившая потребительские свойства, незагрязненная.
По результатам проверки выявлены следующие нарушения: Обществом не составлена и не представлена в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в Управление Росприроднадзора по Республике Башкортостан отчетность по форме N2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" за 2016 год.Действия ООО "Элемент - Трейд" квалифицированы по ст. 8.5 КоАП РФ.
Факт совершения правонарушения и виновность ООО "Элемент - Трейд" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, подтверждается совокупностью представленных по делу доказательств.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья городского суда пришли к обоснованному выводу о виновности ООО "Элемент - Трейд" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.
При рассмотрении дела судьей городского суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины ООО "Элемент - Трейд" в его совершении.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что обществом приняты все зависящие от него меры соблюдению вышеприведенных требований закона.
С учетом изложенного, суд пришел к правомерному выводу о наличии в действиях ООО "Элемент - Трейд" состава вмененного административного правонарушения.
Доводы жалобы о том, что действия ООО "Элемент - Трейд" подлежат квалификации по ст.13.19 КоАП РФ, основаны на неверном толковании норм материального права.
Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения, содержащимися в самой форме N 2-ТП (отходы), предусмотрено, что Форму федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления. Заполненные формы предоставляются указанными лицами в территориальные органы Росприроднадзора по месту своего нахождения.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" одним из принципов охраны окружающей среды является соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды.
Под экологической информацией по смыслу ст. 8.5 КоАП РФ законодатель подразумевает информацию о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду.
Статьей 65 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что государственный надзор в области обращения с отходами являются частью государственного экологического надзора, под которым понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Согласно п. 4.1.3 Положения об Управлении федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Башкортостан, утвержденного приказом Росприроднадзора от 25 августа 2016 года N 575, Управление осуществляет государственный надзор в области обращения с отходами.
Представление в органы Росприроднадзора сведений по форме N 2-ТП (отходы) является одной из составляющих государственного экологического надзора, который осуществляется, в том числе путем анализа информации и сведений, содержащихся в этих отчетах.
Надлежащая организация системы государственного экологического контроля обеспечивается также установленной ст. 8.5 КоАП РФ административной ответственностью, которая применяется к лицам, не выполняющим свои обязанности по предоставлению информации. В связи с этим представление недостоверных сведений в уполномоченный территориальный орган Росприроднадзора сведений по форме N 2-ТП (отходы) образует состав данного административного правонарушения.
Вопреки доводу заявителя, оснований для применения положения ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, однако данное решение является правом, а не обязанностью суда.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности (социальной опасности деяния), причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Требования законодательства в области охраны окружающей среды, экологического законодательства при обращении с отходами производства и потребления направлены на охрану и защиту окружающей среды и граждан, создание условий для их безопасной жизнедеятельности и сохранение природных ресурсов, и являются обязательными для исполнения.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в возможности наступления иных неблагоприятных последствий, а также в не должной мере ответственном отношении лица к исполнению своих обязанностей в сфере экологической безопасности. Нарушение указанных выше требований влечет нарушение значимых общественных интересов, загрязнение окружающей среды и нарушение прав граждан.
В этой связи по доводам, изложенным в жалобе на постановление и решение по делу об административном правонарушении, вмененное ООО "Элемент - Трейд" административное правонарушение не может быть признано малозначительным на основании ст. 2.9 КоАП РФ.
Административное наказание назначено ООО "Элемент - Трейд" в пределах санкции ст. 8.5 КоАП РФ. При этом были приняты во внимание характер совершенного правонарушения и другие обстоятельства по делу.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом, судьей городского суда не допущено, в связи с чем, обжалуемые постановление должностного лица, решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛА:
постановление старшего государственного инспектора, заместителя председателя Нефтекамского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО3 N... от 14 ноября 2017 года и решение судьи Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 25 апреля 2018 года по делу об административном нарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд", оставить без изменения, жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд" Крутикова ФИО8 - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г. Б. Соболева
Справка: судья Проскурякова Е.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.