Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дементьевой Е.И.,
судей Васильевой Е.В, Дорохиной Е.М,
при секретаре Артемьевой М.С,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Васильевой Е.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Алексанян А.А. на решение Пресненского районного суда города Москвы от 09 августа 2017 года, которым постановлено:
исковое заявление Стрижкова А.А. удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от... года (протокол N... ) по жилищному вопросу Стрижкова А.А,... г.р.
Признать за Стрижковым А.А,... г.р, право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений.
Обязать Департамент городского имущества города Москвы предоставить Стрижкову А.А,... г.р, однократно благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированных жилых помещений,
УСТАНОВИЛА:
Стрижков А.А. обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы, Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей о признании незаконным и отмене решения в форме заключения Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от... по жилищному вопросу Стрижкова А... года рождения; признании за истцом права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений, обязании Департамента городского имущества города Москвы предоставить истцу однократно благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированных жилых помещений.
В обоснование своих требований Стрижков А.А. указал, что родился... года в городе Москве, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его родители: мать - Стрижкова Е.Ю,... г.р, и отец Стрижков А.В,... г.р, погибли... года. Постановлением руководителя муниципалитета ВМО Ясенево в городе Москве от... над Стрижковым А.А. установлена опека со стороны бабушки Тагановой Т.И. с сохранением за подопечным права пользования 3-х комнатной квартирой площадью жилого помещения... кв.м, общей площадью... кв.м, жилой площадью... кв.м, по адресу... Вид заселения - частная собственность. В вышеуказанной квартире Стрижков А.А. является собственником 1/6 доли в праве общедолевой собственности на основании договора передачи от... года. Кроме истца по указанному адресу сособственниками, зарегистрированными и проживающими в данной квартире, являются пять человек: Стрижкова К.А,... г.р. (сестра) - 1/6 доля в праве; Таганов Ю.В,... г.р. (дедушка) - 1/6 доля в праве; Таганова Т.И,... г.р. (бывший попечитель - бабушка) - 1/6 доля в праве; Титова Ю.Ю,... г.р. (тетя) - 1/6 доля в праве, Титов А.А,... г.р. (племянник) - 1/6 доля в праве. На каждого проживающего приходится... кв.м. общей площади жилого помещения (... ). Распоряжением УСЗН района Ясенево г. Москвы от... признано невозможным проживание Стрижкова А.А. в ранее сохраненном за ним жилом помещении по адресу регистрации с признанием за истцом права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
После смерти отца, Стрижкова А.В, истец вступил в права наследования его доли в двухкомнатной квартире общей площадью... кв.м, жилой площадью... кв.м, расположенной по адресу: г... Основанием возникновения права собственности истца на 1/8 доли в данной квартире является свидетельство о праве на наследство по закону от... года. Кроме истца в квартире по указанному адресу сособственниками являются: Стрижкова Т.М,... г.р, (бабушка) - 5/8 доли в праве; Стрижкова К.А,... г.р, (сестра) - 1/8 доли в праве; Стрижков Н.А,... г.р. (брат) - 1/8 доли в праве. Фактически в данной квартире зарегистрирована и постоянно проживает Стрижкова Т.М.
Управление социальной защиты населения района Ясенево города Москвы, в качестве уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, вынесло жилищный вопрос Стрижкова А.А. на рассмотрение Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением указанной Комиссии, принятым в форме заключения, от... истцу отказано
в предоставлении жилого помещения в связи с обеспеченностью жилым помещением на праве собственности и отсутствием в жилом помещении обстоятельств, при которых проживание Стрижкова А.А в жилом помещении противоречит его интересам.
Истец, Стрижков А.А. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен, обеспечил явку в суд своего представителя Головань А.И, который исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в судебное заседание явился, просил отказать в удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление, представленным в порядке ст. 35 ГПК РФ.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы в судебное заседание явился, просил отказать в удовлетворения заявленных требований.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого как незаконного, просит представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Алексанян А.А. по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
В заседание судебной коллегии представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Гущарина И.П. явилась, апелляционную жалобу и изложенные в ней доводы подержала, просила решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Представитель ответчика Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по доверенности Трухин Д.В. в заседание судебной коллегии явился, доводы апелляционной жалобы подержал, просил решение суда отменить.
Представитель истца Стрижкова А.А. по доверенности Головань А.И. в заседание судебной коллегии явился, с доводами апелляционной жалобе не согласился, полагал решение суда законным и обоснованным.
Истец Стрижков А.А. в заседание судебной коллегии не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права ( часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании ( статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона, не имеется.
Статья 27 Конвенции о правах ребенка закрепила право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Право на жилище является одним из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
В статье 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно пунктам "ж" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Дополнительные гарантии права на жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены в статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В городе Москве правоотношения в сфере льготного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа урегулированы в статье 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 года N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве".
Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержден постановлением Правительства Москвы от 14 июля 2015 года N 430-ПП "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в городе Москве" (приложение N 3).
В пункте 1.2 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений (в редакции, действующей с 21 сентября 2016 г.) установлено, что вопросы предоставления жилых помещений в соответствии с настоящим Порядком рассматриваются Комиссией по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Комиссия), созданной распоряжением Правительства Москвы от 19 апреля 2002 г. N 547-РП "О создании Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно пунктов 3.6 и 3.7 Порядка Комиссия рассматривает документы в отношении каждого ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот и по результатам рассмотрения выносит заключение об обеспечении или об отказе в обеспечении ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы. Заключение Комиссии об отказе в обеспечении ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот жилым помещением из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированного жилого помещения должно содержать основание такого отказа.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Стрижков А.А. родился... года в городе Москве, что подтверждается свидетельством о рождении I... г. Тверским отделом ЗАГС г. Москвы, и относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Родители Стрижкова А.А. - мать, Стрижкова Е.Ю,... г.р, и отец Стрижков А.В,... г.р, - умерли... года в...
Постановлением руководителя Муниципалитета ВМО Ясенево в городе Москве от... над Стрижковым А.А. установлена опека со стороны его бабушки Тагановой Т. И.; за Стрижковым А.А. сохранено право пользования жилой площадью по адресу его регистрации: г...
Согласно единому жилищному документу от... года истец зарегистрирован и проживает в трехкомнатной квартире общей площадью... кв.м, жилой площадью... кв.м. по адресу: г... Вид заселения - частная собственность. Основаниями возникновения права собственности являются: договор социального найма жилого помещения от... года, договор передачи от... года. В вышеуказанной квартире Стрижков А.А. является собственником 1/6 доли в праве общедолевой собственности, на основании договора передачи от... года.
Помимо Стрижкова А.А. по указанному адресу сособственниками, зарегистрированными и проживающими в данной квартире, являются пять человек: Стрижкова К.А,... г.р. (сестра) - 1/6 доля в праве; Таганов Ю.В,... г.р. (дедушка) - 1/6 доля в праве; Таганова Т.И,... г.р. (бывший попечитель - бабушка) - 1/6 доля в праве; Титова Ю.Ю,... г.р. (тетя) - 1/6 доля в праве; Титов А.А,... г.р. (племянник) - 1/6 доля в праве. На одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, приходится... кв.м. общей площади (... ).
Согласно акту обследования жилищно-бытовых условий от... года, в квартире по адресу: г.., проживают все зарегистрированные в ней лица, а так же муж тети истца.
Распоряжением УСЗН района Ясенево г. Москвы от... признано невозможным проживание истца в ранее сохраненном за ним жилом помещении по адресу:... за Стрижковым А.А. признано право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
После смерти отца, Стрижкова А.В, истец вступил в права наследования его доли в двухкомнатной квартире общей площадью... кв.м, жилой площадью... кв.м, расположенной по адресу:... Основанием возникновения права собственности на 1/8 доли в данной квартире является свидетельство о праве на наследство по закону от...
Помимо Стрижкова А.А. в квартире по указанному адресу сособственниками являются: Стрижкова Т.М,... г.р. (бабушка) - 5/8 доли в праве; Стрижкова К.А,... г.р. (сестра) - 1/8 доли в праве, Стрижков Н.А,... г.р. (брат) - 1/8 доли в праве.
Фактически в квартире по адресу:.., зарегистрирована и постоянно проживает бабушка Стрижкова Т.М. Каждый из сособственников жилого помещения имеет самостоятельное право пользования квартирой и, в случае вселения всех сособственников, на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, будет приходится...
Управление социальной защиты населения района Ясенево города Москвы, в качестве уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, вынесло на рассмотрение Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вопрос о предоставлении благоустроенного жилого помещения Стрижкову А.А.
Согласно выписке из протокола N... заседания Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от... года по вопросу истца принято решение: отказать Стрижкову А.А. в предоставлении жилого помещения в связи с обеспеченностью жилым помещением на праве собственности и отсутствием в жилом помещении обстоятельств, при которых проживание Стрижкова А.А в жилом помещении противоречит его интересам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Согласно статьи 3 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В части 1 статьи 13 Закона города Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном Правительством Москвы, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) местом выявления и первичного устройства ребенка на воспитание в семью или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или местом регистрации их рождения является город Москва;
2) организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане завершили свое пребывание, находятся в городе Москве;
3) город Москва является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа находились на воспитании в семье (опека, попечительство, приемная семья, патронатное воспитание) на основании решения уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, при условии отсутствия у указанных граждан жилого помещения в другом населенном пункте Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", содержащим отсылочную норму к положениям регионального законодательства, в части 6 статьи 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" установлено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием, в частности, следующих обстоятельств:
проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, не являющихся членами семьи этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (пункт 1-"г");
общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Москве, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (пункт 2).
В статье 20 Закона города Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" установлено, что в городе Москве норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.
В соответствии с частью 1 статьи 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи
Согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего:
а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;
б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).
При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Из содержания положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что о принадлежности названных в ней лиц к семье собственника жилого помещения свидетельствует факт их совместного проживания, ведения общего хозяйства.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Стрижков А.А. зарегистрирован и проживает в трехкомнатной квартире общей площадью... кв.м, жилой площадью... кв.м, расположенной по адресу... в которой на каждого проживающего в квартире по указанному адресу приходится... кв.м. (... ), что менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Москве (... кв.м.).
В акте обследования жилищно-бытовых условий Стрижкова А.А. по адресу:.., составленном... года специалистами УСЗН района Ясенево г. Москвы, указано, что в жилом помещении фактически проживают все зарегистрированные в нем лица; сделан вывод, что проживание Стрижкова А.А. в ранее сохраненном жилом помещении невозможно, так как общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одного проживающего в данном жилом помещении не соответствует социальной норме предоставления жилых помещений, что противоречит интересам Стрижкова А.А.
Общая площадь двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу:.., в которой зарегистрирован один из собственников, бабушка истца - Стрижкова Т.М,... г.р, являющаяся собственником 5/8 доли, и собственниками которой по 1/8 доли являются, Стрижков А.А,... р, сестра истца Стрижкова К.А,... г.р, брат истца Стрижков Н.А,... г.р, составляет... кв.м. Каждый из сособственников жилого помещения имеет самостоятельное право пользования квартирой и, в случае вселения всех сособственников, на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, будет приходиться.., что менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Москве (18 кв.м).
В силу ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, разъяснений данных в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" проживающая в жилом помещении по адресу:.., Стрижкова Т.М,... г.р. (собственник 5/8 доли), не является членом семьи Стрижкова А.А.
Стрижков А.А. в жилое помещение по адресу: г.., никогда не вселялся, в указанной квартире не проживал.
При таких обстоятельствах, в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" во взаимосвязи с пунктами 1-"г", 2 части 6 статьи 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" суд исходил из того, что являются самостоятельными основаниями невозможности проживания Стрижкова А.А. как в жилом помещении по адресу:.., так и в жилом помещении по адресу: г.., и, как следствие, основанием для однократного предоставления ему благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договору найма специализированных жилых помещений.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, указано, что если в законодательстве субъекта Российской Федерации, регулирующем вопросы дополнительных гарантий прав детей-сирот на жилое помещение, содержались нормы, устанавливающие, в каких случаях признается невозможным возвращение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сохраненное за ними жилое помещение, то суды применяли нормы этого законодательства.
В настоящее время пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действующей с 1 января 2013 года) установлен перечень обстоятельств, при которых проживание в жилом помещении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признается невозможным. При этом дополнительные обстоятельства могут быть предусмотрены в законодательстве субъектов Российской Федерации (подпункт 4 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ).
Суд принял во внимание, что распоряжением УСЗН района Ясенево г. Москвы от... признано невозможным проживание истца в ранее сохраненном за ним жилом помещении по адресу:... ; за Стрижковым А.А. признано право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Указанное распоряжение уполномоченного органа исполнительной власти в сфере опеки, попечительства и патронажа не отменено и также никем не оспорено, на момент рассмотрения дела в суде исполнено не было, жилым помещением Стрижков А.А. не обеспечен.
Довод представителя Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот о том, что факт невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях может быть установлен только при наличии двух условий: противоречие интересам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (должно быть указано какие обстоятельства и каким интересам они противоречат) и наличие одного из обстоятельств, указанных в п.4 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, ч.6 ст.13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 N 61, суд признал несостоятельным как основанный на ошибочном толковании положений законодательства.
В пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что проживание граждан указанной категории в ранее занимаемых на праве собственности или условиях социального найма жилых помещениях признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из нижеследующих обстоятельств.
Аналогичное положение содержится в части 6 статьи 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 года N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве".
Таким образом, противоречие интересам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а значит и невозможность их проживания в ранее занимаемых на праве собственности или условиях социального найма жилых помещениях, определяется исключительно наличием любого из обстоятельств, указанных в пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ и части 6 статьи 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 года N 61.
Иные основания определения противоречий интересам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, по проживанию в ранее занимаемых ими на праве собственности или условиях социального найма жилых помещениях и порядок их установления законодательством не предусмотрены.
Кроме того, суд первой инстанции отклонил довод представителя Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот о том, что суммарно общая площадь долей, приходящихся на Стрижкова А.А, в жилых помещениях по адресам:.., превышает норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Москве, поскольку такой подход допустим при выяснении нуждаемости граждан в жилых помещениях в общем порядке, предусмотренном жилищным законодательством. Основания обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве дополнительной социальной гарантии установлены специальными нормами федерального законодательства и нормативных правовых актов города Москвы.
Согласно п. 2 постановления Правительства Москвы от 14 июля 2015 года N 430-ПП Департамент городского имущества города Москвы предоставляет жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании заключений Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно пункту 4.2.61 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП, на основании и во исполнение федерального законодательства, Устава города Москвы, законов города Москвы, правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы Департамент принимает решения о предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что решение в форме заключения Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от... по жилищному вопросу Стрижкова А.А,... г.р, нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, исковые требования Стрижкова А.А. подлежат удовлетворению.
В силу положений пунктов 1, 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" во взаимосвязи с положениями частей 1, 6 статьи 13 Закона города Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" суд признал, что Стрижков А.А,... г.р, имеет право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается в полном объеме.
Суд правильно определилзначимые по делу обстоятельства, применил закон подлежащий применению, доводам сторон и фактическим обстоятельствам дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют требованиям закона и подтверждаются представленными доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика Департамента городского имущества города Москвы повторяют позицию возражений на исковое заявление, которая была изучена судом первой инстанции, указанным доводам была дана надлежащая оценка.
Ссылки Департамента городского имущества города Москвы на отсутствие оснований для обеспечения истца ввиду его обеспеченности площадью жилого помещения, основано на ошибочном толковании норм материального права, кроме того данный довод был предметом исследования суда первой инстанции, в решении суда указанному обстоятельству дана надлежащая оценка.
Согласно п.4 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что проживание граждан указанной категории в ранее занимаемых на праве собственности или условиях социального найма жилых помещениях признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из указанных в данной норме обстоятельств.
Аналогичное положение содержится в части 6 статьи 13 Закона города Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве".
Таким образом, противоречие интересам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а значит и невозможность их проживания в ранее занимаемых на праве собственности или условиях социального найма жилых помещениях, определяется исключительно наличием любого из обстоятельств, указанных в пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ и части 6 статьи 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 года N 61.
Доказательств по существу рассмотренных требований, которые могли бы повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность выводов, судебной коллегии судебной коллегии не представлено. По существу доводы жалобы направлены на иную оценку доказательств и иное толкование закона, что не может быть принято во внимание.
Проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что они не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного постановления, так как сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом подробного исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств в полном соответствии с положениями статьи 67 ГПК РФ, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 09 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Алексанян А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.