Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дементьевой Е.И.,
судей Васильевой Е.В, Шипиковой А.Г,
при секретаре Игнатовой Е.А,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Васильевой Е.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Алексанян А.А. на решение Пресненского районного суда города Москвы от 03 ноября 2017 года, которым постановлено:
исковое заявление Борисовой О.И. удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от... об отказе в предоставлении жилого помещения Борисовой А.И,... г.р.
Признать за Борисовой А.И,... г.р, право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений.
Обязать Департамент городского имущества города Москвы предоставить Борисовой А.И,... г.р, однократно благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированных жилых помещений,
УСТАНОВИЛА:
Борисова А.И. обратилась в суд с исковым заявлением к Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Департаменту городского имущества города Москвы, в котором просит признать незаконным и отменить решение в форме заключения Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от... по жилищному вопросу Борисовой А.И.... года рождения; признать за истцом право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений, обязать Департамент городского имущества города Москвы предоставить истцу однократно благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированных жилых помещений.
В обоснование своих требований Борисова А.И. указала, что родилась... г. в городе Москве, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Её родители: мать - Белоус Н.И.- умерла... г. (свидетельство о смерти... ), отец - Белоус И.И. - умер... г. (свидетельство о смерти... ).Распоряжением руководителя муниципалитета "Солнцево" г. Москвы от... над Борисовой А.И. была установлена опека, опекуном назначена Давыдова Раиса Ивановна; за истцом было закреплено право пользования жилым помещением по адресу её регистрации:... Распоряжением УСЗН района Солнцево города Москвы от... Давыдова Р.И. освобождена от обязанностей попечителя в отношении Борисовой А.И. Истец была временно помещена в ГКУ Социально-реабилитационный Центр несовершеннолетних "Солнцево". Распоряжением УСЗН района Солнцево города Москвы от... Борисова А.И. была помещена под надзор в ГБУ города Москвы "Центр содействия семейному воспитанию N1" Департамента социальной защиты населения города Москвы.Истец зарегистрирована в изолированной комнате... кв.м (приведенной долей общей площади... кв.м) 4-х комнатной коммунальной квартиры общей площадью... кв.м, жилой площадью... кв.м, по адресу:... Вид заселения - социальный наем. Актом обследования жилищно-бытовых условий УСЗН района Солнцево города Москвы.., установлено, что жилищно-бытовые условия квартиры неудовлетворительные, общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одного проживающего, не соответствует социальной норме предоставляемых помещений. Распоряжением УСЗН района Солнцево города Москвы от... признано невозможным возвращение Борисовой А.И. в ранее занимаемое жилое помещение по адресу:.., и признано необходимым предоставление ей жилого помещения по окончании пребывания на полном государственном обеспечении.
УСЗН района Солнцево города Москвы, в качестве уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, вынесло жилищный вопрос Борисовой А.И. на рассмотрение Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на заседании которой... принято решение в форме заключения: "Отказать в предоставлении жилого помещения в связи с отсутствием в занимаемом помещении обстоятельств, при которых проживание Борисовой (Белоус) А.И. в занимаемом жилом помещении противоречит ее интересам".
Истец Борисова А.И, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, направила в суд своего представителя - Бердникову Е.С, которая исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по доверенности Трухин Д.В. в судебное заседание явился, просил отказать в удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление, представленным в порядке ст. 35 ГПК РФ.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы в судебное заседание явилась, просила отказать в удовлетворения заявленных требований.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого как незаконного, просит представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Алексанян А.А. по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
В заседание судебной коллегии ответчик Департамент городского имущества города Москвы своего представителя не направил, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по доверенности Трухин Д.В. в заседание судебной коллегии явился, доводы апелляционной жалобы подержал, просил решение суда отменить.
Истец Борисова А.И. в заседание судебной коллегии не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена. Представитель истца Борисовой А.И. по доверенности Головань А.И. в заседание судебной коллегии явился, выразил несогласие с доводами апелляционной жалобы, полагал решение суда законным и обоснованным.
Учитывая вышеизложенное, в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права ( часть 1 статьи 1, часть3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании ( статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца Борисовой А.И. по доверенности Головань А.И, представителя ответчика Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Статья 27 Конвенции о правах ребенка закрепила право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Право на жилище является одним из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
В статье 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно пунктам "ж" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Дополнительные гарантии права на жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены в статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В городе Москве правоотношения в сфере льготного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа урегулированы в статье 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 года N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве".
Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержден постановлением Правительства Москвы от 14 июля 2015 года N 430-ПП "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в городе Москве" (приложение N 3).
В пункте 1.2 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений (в редакции, действующей с 21 сентября 2016 г.) установлено, что вопросы предоставления жилых помещений в соответствии с настоящим Порядком рассматриваются Комиссией по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Комиссия), созданной распоряжением Правительства Москвы от 19 апреля 2002 г. N 547-РП "О создании Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно пунктов 3.6 и 3.7 Порядка Комиссия рассматривает документы в отношении каждого ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот и по результатам рассмотрения выносит заключение об обеспечении или об отказе в обеспечении ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы. Заключение Комиссии об отказе в обеспечении ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот жилым помещением из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированного жилого помещения должно содержать основание такого отказа.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Борисова (Белоус) А.И, родилась... г. в городе Москве (повторное свидетельство о рождении... г. Солнцевским отделом ЗАГС г. Москвы), относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Фамилия "Белоус" изменена на фамилию "Борисова" в связи со вступлением в брак (свидетельство о заключении брака... г. Богородским отделом ЗАГС Управления ЗАГС Москвы).
Родители истца: мать - Белоус Н.И.- умерла... г. (свидетельство о смерти... Замоскворецким отделом ЗАГС Управления ЗАГС Москвы), отец - Белоус И.И. - умер... г. (повторное свидетельство о смерти... выдано... Хорошевским отделом ЗАГС г. Москвы).
Согласно распоряжениюруководителя Муниципалитета "Солнцево" г. Москвы от... над Белоус А.И. установлена опека, опекуном назначена Давыдова Раиса Ивановна; за Белоус А.И. закреплено право пользования жилым помещением по адресу её регистрации...
На основании распоряжения УСЗН района Солнцево города Москвы от... Давыдова Р.И. освобождена от обязанностей попечителя в отношении Белоус А.И. Истец была временно помещена в ГКУ Социально-реабилитационный Центр несовершеннолетних "Солнцево".
В соответствии с распоряжением УСЗН района Солнцево города Москвы от... Белоус А.И.помещена под надзор в ГБУ города Москвы "Центр содействия семейному воспитанию N1" Департамента социальной защиты населения города Москвы.
Согласно единому жилищному документу от.., истец с... г. зарегистрирована по месту жительства в изолированной комнате... кв.м (приведенной долей общей площади... кв.м) 4-х комнатной коммунальной квартиры общей площадью... кв.м, жилой площадью... кв.м, по адресу:... Вид заселения - социальный наем.
В акте обследования жилищно-бытовых условий от... г. жилого помещения по адресу:.., составленном специалистами УСЗН района Солнцево города Москвы, указано, что жилищно-бытовые условия квартиры неудовлетворительные, общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одного проживающего, не соответствует социальной норме предоставляемых помещений.
Распоряжением УСЗН района Солнцево города Москвы от... признано невозможным возвращение Белоус А.И. в ранее занимаемое жилое помещение по адресу: г.., и признано необходимым предоставление ей жилого помещения по окончании пребывания в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Администрация ГБУ города Москвы "Центр содействия семейному воспитанию N 1" вынесла на рассмотрение Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вопрос о предоставлении благоустроенного жилого помещения Борисовой (Белоус) А.И.
Согласно выписке из протокола N... заседания Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от... г. по вопросу истца принято решение: "Отказать в предоставлении жилого помещения в связи с отсутствием в занимаемом жилом помещении обстоятельств, при которых проживание Борисовой (Белоус) А.И в занимаемом жилом помещении противоречит её интересам".
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Согласно статьи 3 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В части 1 статьи 13 Закона города Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном Правительством Москвы, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) местом выявления и первичного устройства ребенка на воспитание в семью или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или местом регистрации их рождения является город Москва;
2) организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане завершили свое пребывание, находятся в городе Москве;
3) город Москва является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа находились на воспитании в семье (опека, попечительство, приемная семья, патронатное воспитание) на основании решения уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, при условии отсутствия у указанных граждан жилого помещения в другом населенном пункте Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", содержащим отсылочную норму к положениям регионального законодательства, в части 6 статьи 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" установлено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием, в частности, следующего обстоятельства:
общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Москве, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (пункт 2).
Согласно части 4 статьи 9 Закона города Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения",учетная норма устанавливается в размере 15 квадратных метров площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям.
В части 3 статьи 20 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" установлено, что в городе Москве норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.
Приведенная площадь комнаты коммунальной квартиры, расположенной по адресу:... в которой зарегистрирована Борисова А.И, составляет... кв.м, что менее учетной нормы площади для квартир коммунального заселения в городе Москве (15 кв.м) и менее нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека (18 кв.м).
Указанное обстоятельство в соответствии с подпунктами3, 4 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" во взаимосвязи с пунктом 2 части 6 статьи 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городеМоскве" является самостоятельным основанием невозможности проживания Борисовой А.И. в сохраненном за ней жилом помещении по адресу:.., и, как следствие, основанием для однократного предоставления ей благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договору найма специализированных жилых помещений.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, указано, что если в законодательстве субъекта Российской Федерации, регулирующем вопросы дополнительных гарантий прав детей-сирот на жилое помещение, содержались нормы, устанавливающие, в каких случаях признается невозможным возвращение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сохраненное за ними жилое помещение, то суды применяли нормы этого законодательства.
В настоящее время пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действующей с 1 января 2013 года) установлен перечень обстоятельств, при которых проживание в жилом помещении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признается невозможным. При этом дополнительные обстоятельства могут быть предусмотрены в законодательстве субъектов Российской Федерации (подпункт 4 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, принял во внимание, что распоряжением УСЗН района Солнцево города Москвы от... признано невозможным возвращение истца в ранее занимаемое жилое помещение по адресу:.., и признано необходимым предоставление ей жилого помещения по окончании пребывания в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Указанное распоряжение уполномоченного органа исполнительной власти в сфере опеки, попечительства и патронажа не отменено и также никем не оспорено, на момент рассмотрения дела в суде исполнено не было, жилым помещением Борисова А.И. не обеспечена.
Жилое помещение по адресу: г.., является единственным жилым помещением, право на которое Борисова А.И. имеет.
Суд не согласился с доводом представителя Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот о том, что факт невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях может быть установлен только при наличии двух условий: противоречие интересам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (должно быть указано какие обстоятельства и каким интересам они противоречат) и наличие одного из обстоятельств, указанных в п.4 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, ч.6 ст.13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 N 61 Указанный довод основан на ошибочном толковании положений законодательства.
В пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что проживание граждан указанной категории в ранее занимаемых на праве собственности или условиях социального найма жилых помещениях признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного обстоятельств.
Аналогичное положение содержится в части 6 статьи 13 Закона города Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве".
Таким образом, суд пришел к выводу, что противоречие интересам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а значит и невозможность их проживания в ранее занимаемых на праве собственности или условиях социального найма жилых помещениях, определяется исключительно наличием любого из обстоятельств, указанных в пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ и части 6 статьи 13 Закона города Москвы от 30.11.2005 N 61.
Иные основания определения противоречий интересам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, по проживанию в ранее занимаемых ими на праве собственности или условиях социального найма жилых помещениях и порядок их установления законодательством не предусмотрены.
Согласно п. 2 постановления Правительства Москвы от 14.07.2015 N 430-ПП Департамент городского имущества города Москвы предоставляет жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании заключений Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно пункту 4.2.61 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП, на основании и во исполнение федерального законодательства, Устава города Москвы, законов города Москвы, правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы Департамент принимает решения о предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что решение в форме заключения Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от... по жилищному вопросу Борисовой (Белоус) А.И,... г.р, нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, исковые требования Борисовой (Белоус) А.И. подлежат удовлетворению.
В силу положений пунктов 1, 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" во взаимосвязи с положениями частей 1, 6 статьи 13 Закона города Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" Борисова А.И.,... г.р, имеет право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается в полном объеме.
Суд правильно определилзначимые по делу обстоятельства, применил закон подлежащий применению, доводам сторон и фактическим обстоятельствам дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют требованиям закона и подтверждаются представленными доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика Департамента городского имущества города Москвы повторяют позицию возражений на исковое заявление, которая была изучена судом первой инстанции, указанным доводам была дана надлежащая оценка.
Ссылки Департамента городского имущества города Москвы на неубедительность доводов истца о невозможности проживания Борисовой А.И. в закрепленном за ней жилом помещении, расположенном по адресу:.., поскольку она не может занимать отдельную комнату, и что, по мнению представителя Департамента городского имущества города Москвы, является недоказанным, что проживание истца в указанном жилом помещении противоречит ее интересам, основано на ошибочном толковании норм материального права, кроме того данный довод был предметом исследования суда первой инстанции, в решении суда указанным обстоятельствам дана надлежащая оценка.
Согласно п.4 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что проживание граждан указанной категории в ранее занимаемых на праве собственности или условиях социального найма жилых помещениях признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из указанных в данной норме обстоятельств.
Аналогичное положение содержится в части 6 статьи 13 Закона города Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве".
Таким образом, противоречие интересам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а значит и невозможность их проживания в ранее занимаемых на праве собственности или условиях социального найма жилых помещениях, определяется исключительно наличием любого из обстоятельств, указанных в пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ и части 6 статьи 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 года N 61.
Доказательств по существу рассмотренных требований, которые могли бы повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность выводов, судебной коллегии судебной коллегии не представлено. По существу доводы жалобы направлены на иную оценку доказательств и иное толкование закона, что не может быть принято во внимание.
Проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что они не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного постановления, так как сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом подробного исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств в полном соответствии с положениями статьи 67 ГПК РФ, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 03 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Алексанян А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.