Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С.,
судей Васильевой Е.В, Грибовой Е.Н,
при секретаре Солдатовой И.М,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Васильевой Е.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Алексанян А.А. на решение Пресненского районного суда города Москвы от 29 января 2018 года, которым постановлено:
исковое заявление Никитиной К.В. удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от... года (протокол N... ) по жилищному вопросу Никитиной К.В,... г.р.
Признать за Никитиной К.В,... г.р, право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений.
Обязать Департамент городского имущества города Москвы предоставить Никитиной К.В,... г.р, однократно благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированных жилых помещений,
УСТАНОВИЛА:
Никитина К.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы, Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о признании незаконным и отмене решения Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей, от... по жилищному вопросу Никитиной К.В,... года рождения; признании права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений; возложении на Департамент городского имущества города Москвы обязанности предоставить истцу однократно благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированных жилых помещений.
В обоснование своих требований Никитина К.В. указала, что родилась... г..в городе Москве, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца - Воробьева В.И,... г..р, решением Измайловского районного суда города Москвы от... года лишена в отношении Никитиной К.В. родительских прав; умерла... г..в г..Москве. Данные об отце в свидетельстве о рождении истца отсутствуют. Согласно распоряжению муниципалитета "Северное Измайлово" города Москвы от... над Никитиной К.В. установлена опека; опекуном назначен Воробьев А.И,... г..р, проживающий по адресу:... ; за подопечной сохранена жилая площадь по адресу регистрации:... Распоряжением Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Щелковскому муниципальному району от... личное дело Никитиной К.В. принято и постановлено на учет. Истец с рождения зарегистрирована в 3-х комнатной квартире общей площадью... кв.м, жилой площадью... кв.м, расположенной по адресу: г.... В квартире также зарегистрированы: сводный брат истца - Никитин И.М,... г..р, и двое детей брата - Никитина В.И,... г..р, Никитина В.И,... г..р. Квартира находится в частной собственности без определения долей Никитина И.М,... г..р, Никитиной А.М,... г..р. (сводная сестра истца), Воробьевой В.И. (умершая мать). Фактически в квартире проживают: сводный брат Никитин И.М,... г..р, с женой (не зарегистрированной в адресе) и детьми: Никитиной В.И,... г..р, Никитиной В.И,... г..р. Имущества и личных вещей истца в квартире нет. Никитин И.М. с Никитиной К.В. не общается, попыток встретиться не осуществлял, намерений общаться не имеет. Эти обстоятельства указаны в акте обследования сохраненного за мной жилого помещения от... года, составленного комиссией УСЗН района Северное Измайлово г..Москвы.
Распоряжением УСЗН района Северное Измайлово ВАО города Москвы от... признано невозможным возвращение Никитиной К.В. в сохраненное жилое помещение по адресу: г..., за истцом признано право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений. Жилых помещений на праве собственности Никитина К.В. не имеет. С... года истец обучается по очной форме обучения в колледже Гжельского государственного университета. Из-за проживания в сохраненном за истцом жилом помещении лиц, не являющихся членами ее семьи, а также в связи с обучением в колледже, в ранее занимаемое жилое помещение по адресу г..., по достижению возраста 18-ти лет, она не возвращалась.... года по заявлению Никитиной К.В, поданному с согласия попечителя Воробьева А.И, нотариусом города Москвы Макаридиной Н.В. заведено наследственное дело N... к имуществу умершей... года матери Воробьевой В.И. Свидетельство о вступлении в наследство Никитина К.В. не получала. УСЗН района Северное Измайлово города Москвы в установленном порядке вынесло жилищный вопрос Никитиной К.В. на рассмотрение Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На заседании указанной Комиссии... по жилищному вопросу истца принято решение: "Исключить из Плана 2016 года. ГБУ Центр "Детство" направить письмо в Министерство образования Московской области о включении Никитиной К.В. в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Московской области".
Истец Никитина К.В. и ее представитель по доверенности Головань А.И. в судебное заседание явились, исковые требования поддержали, просили их удовлетворить в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по доверенности Трухин Д.В. в судебное заседание явился, просил отказать в удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление, представленном в порядке ст. 35 ГПК РФ.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Салахян М.А. в судебное заседание явился, просил в удовлетворения исковых требований отказать.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого как незаконного, просит представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Алексанян А.А. по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Волкова С.К. в заседание судебной коллегии явилась, доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Истец Никитина К.В, в заседание судебной коллегии не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена, обеспечила явку своего представителя Головань А.И, который в заседание судебной коллегии явился, с доводами апелляционной жалобы не согласился, полагал решение суда законным и обоснованным.
Представитель ответчика Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по доверенности Трухин Д.В. в заседание судебной коллегии явился, доводы апелляционной жалобы поддержал.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права ( часть 1 статьи 1, часть3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании ( статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца по доверенности Головань А.И, представителя ответчика Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Волкову С.К,представителяответчика Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по доверенности Трухина Д.В, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона, не имеется.
Статья 27 Конвенции о правах ребенка закрепила право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Право на жилище является одним из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
В статье 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно пунктам "ж" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на социальную поддержку в виде обеспечения жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В городе Москве правоотношения в сфере льготного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа урегулированы в статье 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 года N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве".
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Согласно статьи 3 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В пункте 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В части 1 статьи 13 Закона города Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном Правительством Москвы, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) местом выявления и первичного устройства ребенка на воспитание в семью или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или местом регистрации их рождения является город Москва;
2) организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане завершили свое пребывание, находятся в городе Москве;
3) город Москва является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа находились на воспитании в семье (опека, попечительство, приемная семья, патронатное воспитание) на основании решения уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, при условии отсутствия у указанных граждан жилого помещения в другом населенном пункте Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", содержащим отсылочную норму к положениям регионального законодательства, в части 6 статьи 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" установлено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием, в частности, следующих обстоятельств:
проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, не являющихся членами семьи этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (пункт 1-"г");
общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Москве, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (пункт 2).
В соответствии с частью 3 статьи 20 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.
В соответствии с частью 1 статьи 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Никитина К.В. родилась... года в городе Москве (свидетельство о рождении... года Измайловским отделом ЗАГС г. Москвы); относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать истца - Воробьева (Никитина) В.И,... г.р, - решением Измайловского районного суда города Москвы от... г. лишена родительских прав в отношении детей: Никитина И,... г.р, Никитина И,... г.р, Никитина Н,... г.р, Никитиной Марии,... г.р, Никитиной А,... г.р, Никитиной К,... г.р.
Воробьева В.И. умерла... года в г. Москве, о чем... года Измайловским отделом ЗАГС Управления ЗАГС Москвы составлена запись акта о смерти N...
В свидетельстве рождении Никитиной К.В. данные об отце отсутствуют.
Согласно распоряжению муниципалитета "Северное Измайлово" города Москвы от... над Никитиной К.В. установлена опека; опекуном назначен дядя Воробьев А.И,... г.р, проживающий по адресу:... ; за истцом сохранена жилая площадь по адресу регистрации:...
Распоряжением Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Щелковскому муниципальному району от... года N 073-Р личное дело Никитиной К.В. принято и постановлено на учет.
Согласно единому жилищному документу от... года, Никитина К.В. с рождения зарегистрирована в 3-х комнатной квартире общей площадью... кв.м, жилой площадью... кв.м, расположенной по адресу:...
В квартире также зарегистрированы: неполнородный брат истца - Никитин И.М,... г.р, и двое детей брата - Никитина В.И,... г.р, и Никитина В.И,... г.р.
Квартира по указанному адресу находится в частной собственности без определения долей Никитина И.М,... г.р, Никитиной А.М,... г.р. (неполнородная сестра истца), Воробьевой В.И. (умершая мать).
Как следует из акта обследования сохраненного за Никитиной К.В. жилого помещения от... года, составленного комиссией УСЗН района Северное Измайлово г. Москвы, фактически в квартире по адресу:.., проживают: сводный брат Никитин И.М,... г.р, с женой (не зарегистрированной в адресе) и детьми: Никитиной В.И,... г.р, Никитиной В.И,... г.р. Имущества и личных вещей Никитиной К.В. в квартире нет. Никитин И.М. пояснил, что с сестрой не общается, попыток встретиться не осуществлял, намерений общаться не имеет.
Согласно распоряжению УСЗН района Северное Измайлово ВАО города Москвы от... признано невозможным возвращение Никитиной К.В. в сохраненное жилое помещение по адресу:.., по достижению совершеннолетия; за истцом признано право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений; постановлено ходатайствовать перед Городской межведомственной комиссией по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа об однократном предоставлении Никитиной К.В. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по достижению совершеннолетия.
Никитина К.В. жилых помещений на праве собственности не имеет, что подтверждается уведомлением Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве от... и справкой Департамента городского имущества города Москвы от.., в которых указано, что записи о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в городе Москве у Никитиной К.В. отсутствуют.
С... года истец обучается по очной форме обучения в колледже Гжельского государственного университета.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, истец и ее представитель пояснили, что из-за проживания в сохраненном за Никитиной К.В. жилом помещении лиц, не являющихся членами ее семьи, а также в связи с обучением в колледже, в ранее занимаемое жилое помещение по адресу г.., по достижению возраста 18-ти лет она не возвращалась.
... года по заявлению Никитиной К.В, которая на данную дату не достигла совершеннолетия, поданному с согласия попечителя Воробьева А.И, нотариусом города Москвы Макаридиной Н.В. заведено наследственное дело... к имуществу умершей... года матери Воробьевой В.И, что подтверждается справкой нотариуса от... Вместе с тем, как указала Никитина К.В, свидетельство о вступлении в наследство умершей матери она не получала.
Управление социальной защиты населения района Северное Измайлово города Москвы, в качестве уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, в установленном порядке вынесло жилищный вопрос Никитиной К.В. на рассмотрение Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Указанная Комиссия на заседании... по жилищному вопросу Никитиной К.В. приняла решение: "Исключить из Плана 2016 года. ГБУ Центр "Детство", направить письмо в Министерство образования Московской области о включении Никитиной К.В. в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Московской области".
Согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего:
а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;
б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Из содержания положений части 1 статьи 31 ЖК РФ и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что о принадлежности названных в ней лиц к семье собственника жилого помещения свидетельствует факт их совместного проживания, ведения общего хозяйства.
Из представленных в материалы дела документов следует, что Никитина К.В. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения.
Таким образом, на основании пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и части 1 статьи 13 Закона города Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" суд пришел к выводу о том, что на Никитину К.В. распространяется дополнительная социальная гарантия на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированного жилого помещения.
При рассмотрении дела было установлено, что Никитина К.В. зарегистрирована в 3-х комнатной квартире общей площадью... кв.м, жилой площадью... кв.м, расположенной по адресу: г... Всего в квартире зарегистрированы по месту жительства 4 человека: истец, ее неполнородный брат Никитин И.М,... г.р, двое детей брата: Никитина В.И,... г.р, и Никитина В.И,... г.р. Каждый из указанных лиц имеет самостоятельное право пользования квартирой. Никитин И.М. имеет право собственности на указанную квартиру.
Таким образом, в случае вселении Никитиной К.В. в сохраненное за ней жилое помещение, на каждого проживающего (имеющего самостоятельное право пользования жилым помещением) будет приходиться... кв.м. общей площади квартиры (... ), что менее нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека (18 кв.м.).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в силу части 1 статьи 31 ЖК РФ, разъяснений данных в п.11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 зарегистрированные по месту жительства и фактически проживающие в жилом помещении Никитин И.М,... г.р, и его дети: Никитина В.И,... г.р, и Никитина В.И,... г.р, не являются членами семьи Никитиной К.В.
Следовательно, проживание Никитиной К.В. в жилом помещении по адресу:.., невозможно в силу имеющих место обстоятельств, прямо предусмотренных подпунктом 4 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" во взаимосвязи с пунктами 1-"г" и 2 части 6 статьи 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" и, как следствие, являются основанием для однократного предоставления ей благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договору найма специализированных жилых помещений.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, разъяснено, что если в законодательстве субъекта Российской Федерации, регулирующем вопросы дополнительных гарантий прав детей-сирот на жилое помещение, содержались нормы, устанавливающие, в каких случаях признается невозможным возвращение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сохраненное за ними жилое помещение, то суды применяли нормы этого законодательства.
В настоящее время пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действующей с 1 января 2013 года) установлен перечень обстоятельств, при которых проживание в жилом помещении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признается невозможным. При этом дополнительные обстоятельства могут быть предусмотрены в законодательстве субъектов Российской Федерации (подпункт 4 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ).
В пункте 3.6 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14.07.2015 N 430-ПП, установлено, что Комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот рассматривает документы в отношении каждого ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот и по результатам рассмотрения:
3.6.1. Выносит заключение об обеспечении ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы.
3.6.2. Выносит заключение об отказе в обеспечении ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы.
3.6.3. Принимает решение о снятии вопроса с рассмотрения, если для вынесения заключений, указанных в пунктах 3.6.1, 3.6.2 настоящего Порядка, требуются дополнительные документы и (или) информация, в котором указывает о необходимости предоставления соответствующих документов и (или) информации, и срок их предоставления.
Согласно абзацев второго и третьего пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Ни статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные статьи указанного закона не содержат указания на сроки предоставления жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенным в список. Из этого следует, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае наступления иных обстоятельств, указанных в Законе.
Никитина К.В. была включена в программу обеспечения жилым помещением на 2016 год. Заявление о предоставлении ей жилого помещения в более поздние сроки согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" она не подавала. Из этого следует, что решение Комиссии от... об исключении Никитиной К.В. из программы... года является неправомерным.
Квартира, расположенная по адресу:.., является единственным жилым помещением, право на которое Никитина К.В. имеет.
При этом, суд принял во внимание, что распоряжением УСЗН района Северное Измайлово г. Москвы от... признано невозможным возвращение Никитиной К.В. в сохраненное за ней жилое помещение по адресу:... ; за Никитиной К.В. признано право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Данное распоряжение уполномоченного органа исполнительной власти в сфере опеки, попечительства и патронажа в установленном законом порядке не отменено и также никем не оспорено, на момент рассмотрения дела в суде исполнено не было, жилым помещением Никитина К.В. не обеспечена.
Суд отклонил как необоснованный довод ответчиков о том, что Никитина К.В. подлежит обеспечению жилым помещением на территории Московской области в связи с тем, что местом жительства истца является Московская область, в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения по договору найма специализированного жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц.
В части 1 статьи 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" установлено, что однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, при наличии, в частности, следующего обстоятельства - местом выявления и первичного устройства ребенка на воспитание в семью или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является город Москва.
Согласно ч. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (ч. 2 ст. 20 ГК РФ).
Таким образом, до 14 лет место жительства детей определяется исключительно по месту жительства их законных представителей.
С учетом ч. 2 ст. 36 ГК РФ, местом жительства несовершеннолетних, в отношении которых установлена попечительство, является место жительства их попечителей, за исключением случаев раздельного проживания подопечных, достигших возраста 16 лет, и их попечителей на основании полученного в установленном порядке разрешения органа опеки и попечительства.
В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Свобода выбора места пребывания и жительства граждан связана с достижением ими 14 лет.
В силу указанных законоположений, с момента установления опеки и до достижения возраста 18 лет, местом жительства Никитиной К.В. являлось место жительства его опекуна (затем - попечителя) Воробьева А.И.
Однако достигнув совершеннолетия, Никитина К.В. намерена вернуться по своему месту жительства в город Москву, где она проживала до устройства под опеку.
Факт непроживания Никитиной К.В. до настоящего времени в ранее занимаемом жилом помещении по адресу.., носит вынужденный характер и объясняется проживанием в сохраненном жилом помещении лиц, не являющихся членами ее семьи, а также в связи с обучением в колледже Гжельского государственного университета.
Кроме того, Никитина К.В. жилым помещением на территории Московской области не обеспечивалась, с заявлением о предоставлении жилого помещения в уполномоченные органы Московской области не обращалась.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о незаконности решения Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от... по жилищному вопросу Никитиной К.В,... г.р.
Руководствуясь положением статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" во взаимосвязи с положениями статьи 13 Закона города Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" суд признал за Никитиной К.В,... г.р, право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Москвы от 14.07.2015 N 430-ПП "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в городе Москве" Департамент городского имущества города Москвы предоставляет жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании заключений Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно пункту 4.2.61 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП, на основании и во исполнение федерального законодательства, Устава города Москвы, законов города Москвы, правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы Департамент принимает решения о предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа.
Таким образом, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования о возложении на Департамент городского имущества города Москвы обязанности по предоставлению Никитиной К.В. однократно благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированных жилых помещений.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается в полном объеме.
Суд правильно определилзначимые по делу обстоятельства, применил закон подлежащий применению, доводам сторон и фактическим обстоятельствам дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют требованиям закона и подтверждаются представленными доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы представителя Департамента городского имущества города Москвы повторяют позицию возражений на исковое заявление, которая была изучена судом первой инстанции, указанным доводам была дана надлежащая оценка.
Ссылки Департамента городского имущества города Москвы на отсутствие оснований для обеспечения истца ввиду ее обеспеченности площадью жилого помещения, основано на ошибочном толковании норм материального права, кроме того данный довод был предметом исследования суда первой инстанции, в решении суда указанному обстоятельству дана надлежащая оценка.
Согласно п.4 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что проживание граждан указанной категории в ранее занимаемых на праве собственности или условиях социального найма жилых помещениях признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из указанных в данной норме обстоятельств.
Аналогичное положение содержится в части 6 статьи 13 Закона города Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве".
Таким образом, противоречие интересам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а значит и невозможность их проживания в ранее занимаемых на праве собственности или условиях социального найма жилых помещениях, определяется исключительно наличием любого из обстоятельств, указанных в пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ и части 6 статьи 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 года N 61.
Доказательств по существу рассмотренных требований, которые могли бы повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность выводов, судебной коллегии судебной коллегии не представлено.
Апелляционная жалоба не содержит правовых оснований предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения в апелляционном порядке, и обстоятельств, опровергающих выводы суда, нуждающихся в дополнительной проверке.
Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 29 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Алексанян А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.