Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи: Авериной Е.Г.
судей: Синани А.М и Харченко И.А.
при секретаре: Гамуровой М.А.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. апелляционную жалобу Министерства труда и социальной защиты Республики Крым на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 26 марта 2018 года по гражданскому делу по исковому заявлению Мотякова Евгения Сергеевича к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики Крым, третье лицо Министерство труда и социальной защиты Республики Крым о признании решения незаконным, его отмене и возложении обязанности выплачивать ежемесячную денежную компенсацию в установленном ранее размере,
УСТАНОВИЛА:
Мотяков Е.С. обратился в суд с указанным иском к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым указав, что ему, как инвалиду 2 группы вследствие участия в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, в 1998 году Управлением социальной защиты населения Беловского городского округа Кемеровской области назначена компенсация в возмещение вреда здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС, размер которой по состоянию на 31 января 2017 года составлял 16 176 руб. 80 коп. В 2017 году истец переехал на постоянное место жительства в г. Евпаторию Республики Крым, в связи с чем, поставлен на учет в управлении социальной поддержки Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории, куда передано его выплатное дело. Размер выплачиваемой ему компенсации с 1 февраля 2017 года Департаментом труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории уменьшен до 9212 руб. 98 коп. Полагая, произведенный ответчиком перерасчет и определение подлежащей выплате компенсации в сумме 9212 руб. 98 коп. незаконным, с учетом уточнений исковых требований истец просит суд отменить решение Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории от 7 апреля 2017 года о назначении ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие аварии на ЧАЭС, в размере 9212 руб. 98 коп. и обязать ответчика с февраля 2017 года выплачивать ежемесячную денежную компенсацию в ранее установленном размере 17500 руб. 98 коп.
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 18 января 2018 года исковые требования Мотякова Е.С. удовлетворены.
Решение Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории от 7 апреля 2017 года о назначении Мотякову Е.С. ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие аварии на ЧАЭС, в размере 9 212 руб. 98 коп. признано незаконным и отменено.
На Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Евпатории возложена обязанность с 1 февраля 2017 года назначить и выплачивать Мотякову Е.С. ежемесячную сумму в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, как инвалиду 2 группы вследствие увечья, полученного при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности, с проведением соответствующей индексации.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерством труда и социальной защиты Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой ставиться вопрос об отмене решение суда первой инстанции и принятии по делу нового решения, об отказе в удовлетворении искового заявления в полном объеме. Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что в соответствии с п. 5 Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001г. N607, для осуществления выплаты денежной компенсации инвалидам представляются следующие документы: заявление о выплате денежной компенсации; копия специального удостоверения инвалида; копия справки федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности. Поскольку первичное удостоверение инвалида вследствие аварии на ЧАЭС выдано Мотякову Е.С. в 2003 году, ежемесячная выплата, назначенная в 1998 году без удостоверения установленного единого образца является неправомерной, в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований Мотякова Е.С. не имеется.
На заседание судебной коллегии истец и представитель Департамента труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики Крым не явились, извещены надлежащим образом. В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения представителей Министерства труда и социальной защиты Республики Крым, полагавших возможным рассмотреть апелляционную жалобу судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Заслушав докладчика, представителей Министерства труда и социальной защиты Республики Крым Гафарова М.Р. и Пикину Е.А, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 "О судебном решении" от 19.12.2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции допущено не было.
Из материалов дела и обстоятельств, установленных судом первой инстанции следует, что в соответствии со справкой Межрайонной МСЭК г. Белово от 24 февраля 1998 года истец Мотяков Е.С. является инвалидом 2 группы, причина инвалидности - увечье, полученное при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Согласно выписке из акта освидетельствования во ВТЭК от 24 февраля 1998 года, выданной Межрайонной МСЭК г. Белово, степень утраты трудоспособности Мотякова Е.С. составляет 80%, в связи с чем, Мотяков Е.С. с февраля 1998 года состоял на учете в Комитете социальной защиты населения Беловского городского округа Кемеровской области и в соответствии с подпунктами 1 и 2 части 1 статьи 13, пунктом 25 статьи 14 закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. от 24 ноября 1995 года N179-ФЗ) являлся получателем сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Ежемесячная сумма в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы ЧАЭС, либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС по состоянию на 12 февраля 1998 года Мотякову Е.С. определена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, который установлен в соответствии с Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иными повреждениями здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N4214-1 (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N180-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации "О возмещении работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иными повреждениями здоровья, связанными с исполнением или трудовых обязанностей"), а затем в соответствии с пунктом 3 ст. 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года N125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
На основании названных нормативно-правовых актов Мотяков Е.С. с февраля 1998 года являлся получателем компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, размер которой определен из заработка (его соответствующей части) и по состоянию на 31 января 2017 года с учетом ежегодной индексации составлял 16176 руб. 80 коп.
30 марта 2017 года Мотяков Е.С. в связи с переездом на постоянное место жительства в г.Евпаторию Республики Крым обратился в Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории с заявлением о предоставлении ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие ЧАЭС, в связи с чем из Комитета социальной защиты населения Беловского городского округа Кемеровской области истребовано его выплатное дело.
Согласно поступившему сертификату, выплата Комитетом социальной защиты населения Беловского городского округа Кемеровской области указанной компенсации произведена Мотякову Е.С. по 31 января 2017 года.
Решением Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории от 3 апреля 2017 года Мотякову Е.С. назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью, с 1 февраля 2017 года в проиндексированном размере 17050 руб. 35 коп, и истец включен в реестр получателей компенсации в возмещение вреда.
Как следует из сообщения, Департамента труда и социальной защиты населения Администрации г. Евпатории от 13 сентября 2017 года указанный реестр в установленном порядке 4 апреля 2017 года направлен в Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, однако возвращен Министерством Департаменту без оплаты с указанием о необходимости проведения проверки начисления указанной в решении и реестре сумме, поскольку Министерством выявлен факт первичного назначения истцу в 1998 году компенсационной выплаты без удостоверения инвалида.
Решением Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории от 7 апреля 2017 года Мотякову Е.С. с 1 февраля 2017 года назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью, в соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N5-ФЗ в фиксированном размере, установленном для инвалидов 2 группы, а именно в сумме 9212 руб. 98 коп. При принятии данного решения ответчик исходил из того, что удостоверение инвалида вследствие аварии на ЧАЭС выдано Мотякову Е.С. первично в 2003 году, что свидетельствует о незаконности ему назначения указанной выплаты в 1998 году при отсутствии указанного удостоверения.
Обращаясь в суд, истец оспаривал решение Департамента труда и социальной защиты населения Администрации г. Евпатории и доводы незаконности назначения ему выплаты с 1998 года при отсутствии удостоверения.
Разрешая заявленные Мотяковым Е.С. требования с учетом установленных обстоятельств на основании собранных по делу письменных доказательств, объяснений сторон, руководствуясь положениями Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1, Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 N 607, суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для их удовлетворения, поскольку действия ответчика мотивированные отсутствием оснований для назначения истцу выплаты в 1998 году ввиду не предоставления удостоверения инвалида вследствие аварии на ЧАЭС являются незаконными и противоречащими нормам материального права.
При этом судом обоснованно учтены правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, который неоднократно указывал в судебных постановлениях, что признание и обеспечение права граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, составляет конституционную обязанность Российской Федерации как социального правового государства; сам факт массового причинения вреда здоровью граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда, причиненного их здоровью, между гражданами и государством, с деятельностью которого в сфере освоения и использования ядерной энергии связано причинение вреда; особенности этих отношений предполагают обеспечение государством гарантированной стабильности при реализации закрепленного статьей 42 Конституции Российской Федерации права каждого на возмещение ущерба; при этом, федеральный законодатель, определяя порядок обеспечения функционирования механизма возмещения вреда, может избирать различные способы возмещения вреда-льготы, денежные (материальные) компенсации, входящие в объем возмещения вреда на основе принципа максимально возможного использования государством имеющихся средств для обеспечения достаточности такого возмещения, однако независимо от того, о каких способах возмещения идет речь, он не вправе отменять или уменьшать уже признанный государством объем возмещения вреда - такой объем должен безусловно соблюдаться (Постановления от 01.12.1997 N 18-П, от 19.06.2002 N 11-П и др.).
Так, 15.05.1991 принят Закон Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1), который согласно ст. 1 направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26.04.1986, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.
Положения ст. 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 определяют категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, к которым относятся, в том числе, инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС (п. 2 ч. 1). Положениями ст. ст. 14, 27.1, 39 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 установлены виды мер возмещения вреда и социальной поддержки категории граждан, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона.
Согласно доказательствам, представленным в материалы дела, при обращении 25 февраля 1998 года в Комитет социальной защиты населения Беловского городского округа Кемеровской области по вопросу назначения выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Мотяковым Е.С. подан пакет документов, подтверждающих основание его обращения, а именно: 1) заявление о назначении выплат, 2) справка МСЭ-002 N520076, выданная повторно 24 февраля 1998 года межрайонной МСЭК г.Белово Кемеровской области об установлении 2 группы инвалидности с причиной инвалидности - увечье, полученное при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, 3) выписка из акта освидетельствования во ВТЭК о результатах определения степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах, выданная Межрайонной МСЭК г.Белово Кемеровской области 24 февраля 1998 года, 4) справки о заработной плате от 27 мая 1997 года, от 11 декабря 1997 года, 5) удостоверение серии А N439736 участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, выданное 23 ноября 1990 года бессрочно Минатомэнергопромом СССР.
На основании данных документов Мотякову Е.С. решением Управления социальной защиты населения г. Белово Кемеровской области от 28 февраля 1998 года N5105 назначена сумма в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, как инвалиду 2 группы вследствие увечья, полученного при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности, а именно в размере 1044 руб, которая вследствие последующей индексации по состоянию на 31 января 2017 года составляла 16176 руб. 80 коп.
Доводы ответчика о правомерности действий и о том, что указанная выплата назначена Мотякову Е.С. Управлением социальной защиты населения г. Белово Кемеровской области неправомерно, в связи с отсутствием у него по состоянию на 1998 года специального удостоверения инвалида, проверены судом первой инстанции и обоснованно признаны несостоятельными, поскольку в отношении удостоверения, на основании которого устанавливалась сумма в возмещение вреда, и являющегося необходимым для назначения и выплаты указанной компенсации, Министерством труда и социального развития Российской Федерации даны разъяснения лишь 1 июня 1999 года.
Как верно указано судом, в пункте 7 Разъяснений Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 1 июня 1999 года N1, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 1 июня 1999 года N10, в отношении удостоверения, на основании которого устанавливается сумма в возмещение вреда, приведено более конкретное требование - "специальное удостоверение инвалида, установленного образца", а Порядок, условия, оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, утверждены Приказом МЧС России N728, Минздравсоцразвития России N832, Минфина России N 166н лишь 08 декабря 2006 года и зарегистрированы в Минюсте России 05 февраля 2007 года N 8902.
Из материалов выплатного дела следует, что обращаясь в Управление социальной защиты населения г. Белово Кемеровской области в феврале 1998 года Мотяковым Е.С. наряду с документами, подтверждающими установление ему инвалидности, а именно справкой МСЭ-002 N520076, выданной повторно 24 февраля 1998 года межрайонной МСЭК г. Белово об установлении 2 группы инвалидности с причиной инвалидности - увечье, полученное при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, представлена выписка из акта освидетельствования во ВТЭК о результатах определения степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах, выданная Межрайонной МСЭК г. Белово 24 февраля 1998 года, удостоверение серии А N439736 участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, выданное 23 ноября 1990 года бессрочно Минатомэнергопромом СССР, а также Удостоверение серии Б N051366 перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом, выданное Мотякову Е.С. Департаментом социальной защиты населения Кемеровской области 26 августа 2003 года.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, конституционно-правовая обязанность государства по возмещению вреда, обусловленного воздействием радиации, вытекает из статей 2 и 18 Конституции Российской Федерации, предусматривающих, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, - обязанность государства, а также из статьи 53 Конституции Российской Федерации, закрепляющей обязанность возмещения государством вреда, связанного с осуществлением государственной деятельности в различных ее сферах, независимо от возложения ответственности на конкретные органы государственной власти или должностных лиц (Постановления от 1 декабря 1997 года N 18-П и от 19 июня 2002 года N 11-П).
В рамках реализации этой обязанности государство в соответствии с целями, провозглашенными в статье 7 Конституции Российской Федерации, предусмотрело меры социальной защиты лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, а также другим категориям граждан, которые проживали или работали на территории, подвергшейся в результате катастрофы радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни, возмещается причиненный вред и предоставляются меры социальной поддержки.
Порядок и условия оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, утверждены 8 декабря 2006 года Приказом уполномоченных Правительством Российской Федерации на осуществление соответствующего правового регулирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации N 728/832/166н.
При этом Конституционный суд Российской Федерации отметил, что выдача удостоверения, подтверждающего право на возмещение вреда и получение мер социальной поддержки, является завершающим этапом правоприменительной процедуры и представляет собой формальное подтверждение специального правового статуса инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, установленного на основании документов, подтверждающих наличие юридических фактов, которые обусловливают возмещение вреда и предоставление предусмотренных законом мер социальной поддержки.
Названные юридические факты должны быть подтверждены необходимыми документами, и при наличии заключения межведомственного экспертного совета об установлении причинной связи заболевания, обусловившего возникновение у лица, должно быть выдано удостоверение, дающее право на меры социальной поддержки.
Как установлено материалами, дела такое удостоверение Мотякову Е.С. выдано 26.08.2003 года, что косвенно подтверждает его право на назначение ежемесячных выплат с 1998 года с момента выдачи заключения МСЭК о причинно-следственной связи установленного у него заболевания с последствиями ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, дав надлежащую юридическую оценку представленным сторонами доказательствам и правильно применив нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований
Выводы суда первой инстанции надлежащим образом мотивированы в решении, не противоречат материалам дела и требованиям закона, доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к их переоценке без достаточных к тому оснований, не могут служить основанием к отмене или изменению решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела, требованиями материального и процессуального закона.
Доводы апелляционной жалобы в целом были предметом исследования в суде первой инстанции, им дана надлежащая оценка, данные доводы не могут служить основанием к отмене решения суда, так как направлены на иную оценку представленных доказательств и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих вынесение незаконного решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 1 ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 26 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства труда и социальной защиты Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.