Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания в составе:
председательствующего Панаиотиди И.В.
судей Гуриевой Л.М, Лишуты И.В.
при секретаре Гагкаевой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Владикавказского гарнизона в интересах Российской Федирации в лице Министерства обороны Российской Федерации, а также комиссии штаба Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий к Тавасиевой Р.М, третьему лицу- Управлению Пенсионного фона Россиской Федерации в г.Владикавказе РСО- Алания о прекращении статуса ветерана боевых действий для его уничтожения в комиссии штаба Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветеранов боевых действий по апелляционной жалобе Тавасиевой Р.М на решение Советского районного суда г.Владикавказа РСО-Алания от 20 декабря 2017 года, которым постановлено:
Исковые требования Военного прокурора Владикавказского гарнизона в интересах Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, а также комиссии штаба Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Тавасиевой Р.М, третьему лицу- Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Владикавказе РСО-Алания о прекращении статуса ветерана боевых действий, обязании сдать удостоверение ветерана боевых действий для его уничтожения в комиссию штаба Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветеранов боевых действий - удовлетворить.
Прекратить Тавасиевой Р.М. статус ветерана боевых
действий и обязать Тавасиеву Р.М. сдать удостоверение ветерана
боевых действий серии БК N... для его уничтожения в комиссию штаба Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачиостоверений ветеранов боевых действий, через Военную прокуратуру Владикавказского гарнизона (... ) в течении трёх рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Верховного суда РСО-Алания Гуриевой Л.М,
объяснения представителей Тавасиевой Р.М. по доверенности - Губаевой М.Н. и Гогичаевой Я.Г, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Военного прокурора Владикавказского гарнизона в интересах РФ в лице МО РФ Нефедова А.В, судебная коллегия,
установила:
Военный прокурор Владикавказского гарнизона в интересах РоссийскойФедерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, а также комиссии штаба Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, в лице заместителя прокурора Владикавказского гарнизона Иванова Б.В. обратился в суд с иском к Тавасиевой Р.М, третьему лицу- Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации вг.Владикавказе РСО-Алания (далее-Управление) о прекращении статуса ветерана боевых действий, обязании сдать удостоверение ветерана боевых действий для его уничтожения в комиссию штаба Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветеранов боевых действий. В обоснование заявленных требований истец указал, что Военной прокуратурой Владикавказского гарнизона проведены надзорные мероприятия в части, касающейся законности выдачи гражданскому персоналу войсковой части 41567 г.Владикавказ (в настоящее время воинская часть реорганизована, носит название ФГКУ "412 военный госпиталь" МО РФ), удостоверений ветеранов боевых действий.
Проверкой установлено, что в 2005 году на основании заявки командира войсковой части 41567 от 27 сентября 2005 года N 4225 на получение удостоверения ветерана боевых действий Тавасиевой Р.М. было оформлено и выдано удостоверение серии БК N... Изучением представленных Тавасиевой Р.М. документов, подтверждающих её право на получение данного удостоверения, установлено, что параграфом 16 приказа командира войсковой части 41567 от 29 сентября 1999 года N 222 Тавасиева Р.М. с 01 октября 1999 года принята на работу в указанную войсковую часть на должность инспектора по кадрам, а параграфом 3 приказа командира войсковой части... от... года N 233 уволена в порядке перевода в войсковую часть 48909 на
должность бухгалтера.
Кроме того, в представленных Тавасиевой Р.М. документах имеются выписка из приказа командира войсковой части 41567 от 12 октября 1999 года N 234 и справка, выданная им от 28 июля 2005 года N 3374, о том, что Тавасиева Р.М. в период с 13 октября 1999 года по 31 июля 2000 года принимали участие и привлекалась к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в Чеченской Республике. При этом, в указанной справке какие-либо ссылки на приказы командира части о фактическом выполнении Тавасиевой Р.М. задач в зоне
вооруженного конфликта отсутствуют. В ходе проверки выписки из приказа командира войсковой части 41567 от 12 октября 1999 года N 234 "О реализации дополнительных гарантий и компенсаций личному составу войсковой части 41567, выполняющему задачи в составе объединенной группировки Федеральных Сил "ЗАПАД"" установлено, что она не соответствует оригиналу приказа по содержанию в приказной части. Оригинал приказа не содержит пофамильного списка сотрудников, переведенных приказом на усиленный режим работы, а также распоряжений об убытии личного состава к месту выполнения задач территорию Чеченской Республики и прилегающих к ней районов для выполнения служебных обязанностей в условиях боевых действий по месту их выполнения.
В соответствии с указанным приказом, личный состав войсковой части 41567 переводится на выполнение своих обязанностей в усиленном режиме по месте постоянной дислокации. Опрошенная в ходе проверки Тавасиева Р.М. также подтвердила, что в служебные командировки на территорию Чеченской Республики в период с 1999 по 2004 годы не убывала, участие в боевых действиях не принимала.
В судебном заседании представитель истца - Кожакин С.Б. действующий на основании доверенности от 29 ноября 2017 года, требование Военного прокурора в интересах Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, а также комиссии штаба Южного военного округа по рассмотрен обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий полностью поддержал, обосновав его обстоятельствами и доводами, указанными в иске. Кроме того, добавил, что Тавасиевой Р.М. удостоверение ветерана боевых
действий серии БК N... получено необоснованно, поскольку факт
непосредственного участия в боевых действиях не подтверждён. На этих
основаниях, просил прекратить Тавасиевой Р.М. статус ветерана боевых действий и обязать её сдать удостоверение ветерана боевых действий серии БК N... для его уничтожения в комиссию штаба Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветеранов боевых действий, через Военную прокуратуру Владикавказского гарнизона (РСО-Алания, г.Владикавказ, пр.Коста, 166) в течении трёх рабочих дней совступления решения суда в законную силу.
Ответчик Тавасиева Р.М. в судебном заседании требования истца не признала пояснила, что удостоверение ветерана боевых действий получила на законных основаниях, поскольку работает в должности бухгалтера учёта материального отдела в госпитале и во время проведения контртеррористической операции территории Северо-Кавказского региона военный госпиталь выполнял функции приёмно - сортировочного и эвакуационного госпиталя. Сообщила, что в указанный период военный госпиталь был усилен бригадами врачей и туда привозили раненых с поля боя зоны боевых действий Чеченской Республики. Кроме того, добавила, что удостоверение ветерана боевых действий ей выдано законно, так как госпиталь в то время работал 24 часа в сутки, то есть был "веден круглосуточный усиленным режим работы для оказания помощи раненым и больным, и она выдавала в нерабочее время кровати, одеяла и другое имущество, когда в госпиталь привозили раненых. Объяснила, что она в
служебные командировки на территорию Чеченской Республики в период с 1999 года по 2004 годы не убывала, не принимала участия в контртерористических операциях на территории Северо-Кавказского региона, а также боевых действиях. Что касается вопроса выдачи ей удостоверения -"Ветеран боевых действий", то этим вопросам занимался отдел кадров военного госпиталя, где она написала заявление на выдачу удостоверения с приложением фотографии. На основании изложенного, просила истцу в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку они незаконны, а удостоверение "Ветеран боевых действий" выдано ей законно.
Представитель ответчика - Гогичаева Я.Г, действующая по доверенности, требования истца к своей доверительнице также не признала, просила отказать в их удовлетворении в полном объёме.
Представитель третьего лица -Управления в судебное заседание не явился, хотя надлежащим образом был извещён о времени и месте слушания дела. О причинах неявки суду не сообщил.
По делу постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Тавасиева Р.М. просила решение Советского районного суда г.Владикавказа РСО-Алания от 20.12.2017 года отменить и отказать Военному прокурору Владикавказского гарнизона в интересах Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, а также комиссии штаба Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции без уважительных причин не явилась Тавасиева Р.М, третье лицо - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Владикавказе РСО-Алания, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения гражданского дела. В соответствии с требованиями ст.167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть гражданское дело в их отсутствии.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Восстановление нарушенных прав и интересов Российской Федерациипутем предъявления прокурором в суд, в соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, искового заявления, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественноезначение.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд
с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан,
неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации, муниципальных образований.
Предъявляя исковые требования, Военный прокурор указал, что Тавасиевой Р.М. удостоверение ветерана боевых действий серии БК N0610364 получено необоснованно,поскольку факт её непосредственного участия в боевых действиях не подтверждён, и в исковом заявлении, поданном им в интересах Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, а также комиссии штаба Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, в рамках
полномочий, предоставленных ему федеральным законом, ставит вопрос о
прекращении ответчице статуса ветерана боевых действий, и обязании
последней сдать удостоверение ветерана боевых действий.
Из материалов дела усматривается и установлено судом, что Тавасиевой Р.М, работающей в должности
бухгалтера учёта материального отдела, на основании заявки командира
войсковой части 41567 от 27 сентября 2005 года N 4225 было оформлено и
выдано удостоверение ветерана боевых действий серии БК N 0610364.
Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах"
(далее-ФЗ N5) установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, и определен круг лиц, относящихся к данной категории.
Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 3 ФЗ N5, к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового иначальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие вбоевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях натерритории Российской Федерации.
В приложении к названному федеральному закону приводится перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.
В разделе III этого перечня (в редакции Федерального закона от 27 ноября 2002 года N 158-ФЗ) к периодам ведения боевых действий отнесено в том числе Выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий"
утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий.
Судом установлено, что в 2005 году выдача удостоверений ветеранов боевых действий осуществлялась в соответствии с инструкцией о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15 марта 2004 года N 77 (в первоначальной редакции, действовавшей в период с 26 апреля 2004 года по 08 августа 2005 года) (далее - Инструкция).
В соответствии с пунктом 2 Инструкции, основанием для выдачи
удостоверений лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, выполнявшим задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, является документально подтвержденный факт выполнения ими задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, устанавливаемый в соответствии с п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 09 февраля 2004 года N 65 дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" (в первоначальной редакции, действовавшей в
период с 21 февраля 2004 года по 01 января 2006 года), которым определено, что дополнительные гарантии и компенсации сотрудникам и военнослужащим Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации предоставляются следующим категориям лиц:
а) проходящим службу в дислоцированных на постоянной основе на
территории Чеченской Республики воинских частях, учреждениях и
подразделениях Вооруженных Сил Российской Федерации;
б) командированным в воинские части и органы, дислоцированные на территории Чеченской Республики;
в) направленным в Чеченскую Республику в составе воинских частей, воинских формирований, подразделений, групп и органов;
г) участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на административной границе с Чеченской Республикой в составе воинских частей, воинских формирований, Подразделений, групп и органов по перечням, определяемым соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Пунктом 2 названной Иинструкции предусмотрено, что выдача
удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих
Федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти Субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 года N 2288 утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Порядок).
В соответствии с п. 7 Порядка, выдача удостоверений осуществляется
лицам, указанным в подпунктах 1 - 6 п. 1 ст. 3 ФЗ N5, направлявшимся
(привлекавшимся) для выполнения задач в районах боевых действий,
вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения
правительственных боевых заданий Министерством обороны Российской
Федерации (Министерством обороны СССР) либо упраздненным
государственным органом, функции которого в установленной сфере
деятельности государственных органов в настоящее время осуществляет
Министерство обороны Российской Федерации.
В п. 9 Порядка установлено, что для оформления заключения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения и ведения учета ветеранов боевых действий в обращении, кроме фамилии, имени и отчества заявителя, указываются для военнослужащих - личный номер, воинское звание, дата рождения, занимаемая воинская должность, сроки (периоды) участия в боевых действиях (выполнения задач), а также территория ведения боевых действий в соответствии с разделом 3 перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону "О ветеранах").
К обращению о выдаче удостоверения ветерана боевых действий
согласно пункту 9 Порядка лицами, выполнявшими задачи в условиях
вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней
территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, прикладываются
документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях
(выполнении задач) при исполнении служебных обязанностей, - выписки из
приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие периоды выполнения задач указанными лицами, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.
В соответствии со ст. 28 ФЗ N5, реализация мер социальной поддержки ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для ветеранов боевых действий постановлением Правительства Российской Федерации.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года N 280 "О порядке установления факта выполнения
военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций предусмотрено, что периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Согласно подпункту "в" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 09 февраля 2004 года N65 " О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации", время
непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной
шировки в контртеррористических операциях засчитывается указанным
в пункте 1 настоящего Постановления сотрудникам и военнослужащим,
проходящим военную службу по контракту, в выслугу лет (трудовой стаж) для качения пенсии из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца.
При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих контртеррористических операциях определяются на основании приказов сандиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, свлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в террористических операциях и которые утверждены руководителем зонального оперативного штаба, а со 02 августа 2006 года - руководителемпртеррористической операции.
В соответствии со ст. 60 ГПК РФ, обстоятельства дела, которые в
угветствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Из содержания приведенных нормативных актов во взаимосвязи следует, что непосредственное участие в боевых действиях, в частности в Чеченской
Республике и на прилегающих к ней территориях, может быть подтверждено только определенными средствами доказывания, к которым отнесены приказы соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие периоды выполнения задач указанными лицами, документы о полученных в связи с этим ранении, контузии или увечье, либо реализованный наградной материал.
Судом установлено, что таких документов о непосредственном участии Тавасиевой Р.М. боевых действиях по выполнению задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, в материалах дела не имеется... и в нарушении требований ст. 56 ГПК РФ Тавасиевой Р.М. они не представлены.
Довод представителя ответчика о том что согласно выписке из командира войсковой части 41567 от 12 октября 1999 года N 234 и справке,
выданной командиром войсковой части 41576 от 28 июля 2005 года N 3374,
Тавасиева Р.М. в период с 13 октября 1999 года по 31 июля 2000 года принимала участие и привлекалась к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в Чеченской Республике, проверялись судом первой инстанции и обоснованно признаны ошибочными, поскольку в указанной справке какие-либо ссылки на приказы командира части о фактическом выполнении Тавасиевой Р.М. задач в зоне вооруженного конфликта отсутствуют. Указанная справка не может служить доказательством непосредственного участия Тавасиевой Р.М. в выполнении боевых задач на территории Чеченской Республике с 1999 по 2004 годы, поскольку она не отвечает требованиям допустимости доказательств в части подтверждения указанного факта.
Сам по себе указанный приказ не означает фактическое участие ответчицы в боевых действиях и не является основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий.
С указанным выводом суда первой инстанции соглашается и судебная коллегия.
Довод Тавасиевой Р.М. о том, что госпиталь в то время работал 24 часа в сутки, так как был введён круглосуточный усиленный режим работы для оказания помощи раненым и больным, и она выдавала в нерабочее время кровати, одеяла и другое имущество, когда в госпиталь привозили раненых, суд обоснованно не принял во внимание, как не основанный на требованиях закона.
Приобретение статуса ветерана боевых действий зависит от соблюдения двух условий: фактического участия в боевых действиях или осуществления функций, приравненных к участию в боевых действиях для целей присвоения статуса ветерана. Сам факт осуществления трудовой деятельности гражданскими лицами в воинских частях и учреждениях, включенных в перечень воинских частей, входящих в состав ОГВ (с), не означает непосредственного их участия в боевых действиях и, как следствие, приобретение статуса ветерана боевых действий наравне с теми лицами, которые непосредственно участвовали в боевых столкновениях.
При этом, выписка из приказа командира войсковой части 41567 от 12
октября 1999 года N 234 "О реализации дополнительных гарантий и компенсаций личному составу войсковой части 41567, выполняющему задачи в составе объединенной группировки Федеральных Сил "ЗАПАД", не соответствует оригиналу приказа по содержанию в приказной части.
Судом установлено, что оригинал приказа не содержит пофамильного списка сотрудников, переведенных приказом на усиленный режим работы, а также распоряжений об убытии личного состава к месту выполнения задач на территорию Чеченской Республики и прилегающих к ней районов для выполнения служебных обязанностей в условиях боевых действий по месту их выполнения. В соответствии с указанным приказом личный состав
войсковой части 41567 переводится на выполнение своих обязанностей в
усиленном режиме по месту постоянной дислокации.
Суудом установлено, что Тавасиева Р.М. имеет
удостоверение "Ветеран боевых действий", однако, непосредственное участие в боевых действиях по выполнению задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, документами не подтверждено.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они мотивированны, соответствуют установленным обстоятельствам, основаны на правильном применении и толковании норм материального права, исследованных судом доказательствах, оценка которых произведена по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Решение суда является законным и обоснованным.
Доводы жалобы не содержат данных, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения или сведений, опровергающих выводы решения суда, и не могут являться основанием к отмене вынесенного судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания,
определила:
решение Советского районного суда г.Владикавказа РСО-Алания от 20 декабря 2018 года оставить без изменения
Апелляционную жалобу Тавасиевой Р.М. - без удовлетворения.
Председательствующий Панаиотиди И.В.
Судьи: Гуриева Л.М.
Лишута И.В.
Справка гражданское дело рассмотрено Советским районным судом г.Владикавказа РСО-Алания под председательством судьи Урумовым С.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.