В соответствии с требованиями национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 12.0.007-2009 "Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию", Трудового кодекса Российской Федерации, Закона Кабардино-Балкарской Республики от 12 января 2009 года N 6-РЗ "Об охране труда в Кабардино-Балкарской Республике" приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
Положение о системе управления охраной труда и профессиональными рисками в Министерстве культуры Кабардино-Балкарской Республики и отраслевых подведомственных учреждениях;
Рекомендации по проведению административно-общественного контроля за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах в Министерстве культуры Кабардино-Балкарской Республики и отраслевых подведомственных учреждениях.
2. Начальнику отдела по вопросам государственной службы, правовой и антикоррупционной работы ознакомить с настоящим Приказом государственных служащих, руководителей подведомственных учреждений и структурных подразделений Министерства культуры Кабардино-Балкарской Республики.
3. Руководителям подведомственных учреждений:
3.1. Разработать Положение о системе управления охраной труда и профессиональными рисками и Положение о проведении административно-общественного контроля за состоянием условий и охраны труда в своих учреждениях на основании примерного Положения и Рекомендаций.
3.2. Внедрить систему управления охраной труда и профессиональными рисками в учреждении.
3.3. Организовать проведение административно-общественного контроля в соответствии с разработанным Положением.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр |
М.Л. Кумахов |
Положение
о системе управления охраной труда и профессиональными рисками в Министерстве культуры Кабардино-Балкарской Республики и отраслевых подведомственных учреждениях
(утв. приказом Министерства культуры Кабардино-Балкарской Республики
от 26 июня 2015 г. N 01-01/122)
1. Общие положения
1.1. Положение о системе управления охраной труда и профессиональными рисками в Министерстве культуры Кабардино-Балкарской Республики и отраслевых подведомственных учреждениях (далее - Положение) разработано в соответствии с требованиями национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 12.0.007-2009 "Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию", Трудового кодекса Российской Федерации, Закона Кабардино-Балкарской Республики от 12 января 2009 года N 6-РЗ "Об охране труда в Кабардино-Балкарской Республике" и другими нормативными правовыми актами по охране труда.
1.2. На основании данного Положения должны быть разработаны соответствующие Положения в организациях строительного комплекса.
1.3. Целью системы управления охраной труда является обеспечение профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Основными задачами системы управления охраной труда являются:
соблюдение законодательных и иных нормативных правовых требований по охране труда;
обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
личное участие работников и их представителей в управлении охраной труда, в том числе в проводимой работодателем оценке рисков повреждения здоровья на рабочем месте;
организация контроля за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах.
2. Обязанности должностных лиц Министерства культуры Кабардино-Балкарской Республики и подведомственных учреждений в системе управления охраной труда
2.1. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (статья 212) обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить:
безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
применение сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
приобретение и выдачу за счет собственных средств сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами;
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда и проверки знания требований охраны труда;
организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
проведение аттестации (специальной оценки) рабочих мест по условиям труда;
проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований);
недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), а также в случае медицинских противопоказаний;
информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
расследование и учет в установленном Трудовым кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами РФ порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
беспрепятственный допуск должностных лиц органов надзора и контроля, ГУ РО Фонда социального страхования РФ по КБР, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
выполнение предписаний должностных лиц органов надзора и контроля и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные сроки;
обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
ознакомление работников с требованиями охраны труда;
разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения профсоюзной организации;
наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.
В целях обеспечения охраны труда в учреждении, а также безопасной эксплуатации объектов и оборудования руководитель издает приказ о назначении ответственных лиц за электрохозяйство, за исправное техническое состояние и безопасную эксплуатацию автотранспортных средств, лифтового хозяйства, газового хозяйства, сосудов, работающих под давлением, зданий и сооружений, за безопасную эксплуатацию оборудования, инструментов, за обеспечение охраны труда в целом по учреждению, о назначении ответственных лиц за обеспечение охраны труда в структурных подразделениях.
В соответствии со ст. 7 Закона КБР от 12.01.2009 N 6-РЗ "Об охране труда в Кабардино-Балкарской Республике", если в учреждении численность работников не превышает 50 человек, обязанности специалиста по охране труда возлагаются на работника (с его согласия), прошедшего соответствующее обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.
В учреждении с численностью работников более 50 человек вводится должность специалиста по охране труда.
Руководитель Министерства (министр):
создает комиссию по обследованию технического состояния зданий и сооружений (приказ);
назначает ответственного работника из числа сотрудников аппарата министерства для организации отбора в подведомственных учреждениях из числа электротехнического персонала, имеющего группу по электробезопасности не ниже III, с целью проведения инструктажа с неэлектротехническим персоналом учреждения на I группу по электробезопасности, который ежегодно проводит такой инструктаж с неэлектротехническим персоналом согласно списку;
обеспечивает разработку и выполнение мероприятий по предупреждению аварийных ситуаций и ликвидации их последствий.
Эти мероприятия должны определять возможный характер и масштаб несчастных случаев и аварийных ситуаций и предусматривать предупреждение связанных с ними рисков в области охраны труда, а также оказание первой медицинской помощи, противопожарные мероприятия и эвакуацию людей, проведение регулярных тренировок по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и ликвидации последствий;
утверждает разработанный План (или Программу) мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков в учреждении и осуществляет контроль за его выполнением;
заслушивает своего заместителя, курирующего вопросы охраны труда, руководителей структурных подразделений, специалиста по охране труда о работе, проведенной в области охраны труда;
осуществляет анализ эффективности деятельности системы управления охраной труда.
2.2. Заместитель руководителя Министерства (заместитель министра):
осуществляет руководство по охране труда в целом по учреждению, организует внедрение и функционирование системы управления охраной труда;
организует разработку и выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков в учреждении;
обеспечивает организацию административно-общественного контроля состояния условий труда на рабочих местах, осуществляемого с помощью 2-ступенчатого контроля. Принимает участие во 2-й ступени контроля;
рассматривает выполнение запланированных мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, состояние охраны труда в подразделениях, заслушивает руководителей структурных подразделений по вопросу обеспечения безопасных и здоровых условий труда;
организует обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда работников учреждения;
организует своевременную разработку и пересмотр инструкций по охране труда;
организует разработку перечня работ повышенной опасности и работ, выполняемых по наряду-допуску;
обеспечивает проведение инструктажа с неэлектротехническим персоналом на 1 группу по электробезопасности;
организует расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с действующим законодательством;
принимает меры по устранению причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
обеспечивает своевременное проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств в соответствии с действующим законодательством;
организует расходование средств, направляемых ГУ РО Фонда социального страхования РФ по КБР на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников;
организует работу по аттестации рабочих мест по условиям труда в учреждении;
организует выполнение предписаний органов государственного надзора и контроля;
принимает меры по оснащению объектов учреждения техническими средствами безопасности;
обеспечивает своевременное составление заявок на спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами и обеспечивает ими работников;
обеспечивает эксплуатацию и ремонт санитарно-бытовых объектов и устройств;
выполняет другие функции, определенные руководителем учреждения.
2.3. Руководитель структурного подразделения (начальник отдела, заведующий сектором):
организует работу по охране труда в структурном подразделении;
информирует работника об опасностях, с которыми он может столкнуться на рабочем месте, в подразделении;
обеспечивает безопасное состояние производственных объектов, исправность оборудования, инструмента, приспособлений, инвентаря, транспортных, грузоподъемных и других технических средств, предохранительных и оградительных устройств;
обеспечивает на каждом рабочем месте здоровые и безопасные условия труда, профилактику производственного травматизма и профессиональных заболеваний в соответствии с требованиями действующего законодательства;
выявляет потребность работающих в специальной одежде, специальной обуви и других средствах индивидуальной защиты и принимает меры для обеспечения ими работников, а также осуществляет контроль за правильностью их применения;
осуществляет контроль за соблюдением работающими технологической дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка, инструкций по охране труда;
своевременно и качественно проводит первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи по охране труда;
составляет список контингента работников, подлежащих предварительным и периодическим медицинским осмотрам с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы в соответствии с Перечнем вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, и Перечнем работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры;
обеспечивает наличие инструкций по охране труда (разработка, пересмотр), обучение и проверку знаний требований охраны труда работников;
организует работу по аттестации (специальной оценке) рабочих мест по условиям труда в подразделении;
проводит 1-ю ступень контроля состояния условий труда на рабочих местах;
организовывает первую помощь пострадавшим при несчастных случаях на производстве, сообщает о них руководителю учреждения, принимает участие в установлении их обстоятельств и причин, выполняет мероприятия по устранению причин травматизма;
обеспечивает своевременное выполнение предписаний органов государственного надзора и контроля;
обеспечивает наличие нормативно-технической документации, средств наглядной агитации по охране труда;
выполняет другие функциональные обязанности, возложенные на него руководителем учреждения.
2.4. Начальник отдела по кадрам:
обеспечивает правильность приема, увольнения и перевода работников на другую работу в соответствии с действующим законодательством;
направляет в службу (специалисту) охраны труда вновь принимаемых работников для прохождения вводного инструктажа по охране труда.
2.5. Главный бухгалтер:
осуществляет финансирование, правильное расходование и учет средств на проведение мероприятий по охране труда;
готовит в ГУ РО Фонда социального страхования РФ по КБР документы, необходимые для обеспечения финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в счет начисляемых в текущем году страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
3. Служба (специалист) охраны труда
3.1. В соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 12.0.007-2009 "Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию" служба охраны труда предназначена для:
организации профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
организации работы по обеспечению охраны труда и улучшению условий труда работающих;
организации работ по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;
контроля соблюдения работниками требований охраны труда законодательных и иных нормативных правовых актов, коллективных договоров, соглашений, локальных нормативных актов;
информирования и консультирования работников, в том числе руководителя организации, по вопросам охраны труда;
изучения и распространения передового опыта по охране труда.
3.2. Служба (специалист) охраны труда в своей деятельности руководствуется законодательными и иными нормативными правовыми актами по охране труда, коллективным договором и соглашением по охране труда, отраслевыми нормами и правилами по охране труда, а также Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденными Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 08.02.2000 N 14.
3.3. Служба (специалист) охраны труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями учреждения, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессионального союза, отделом охраны и государственной экспертизы условий труда Министерства труда и социального развития КБР, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля.
3.4. Служба охраны труда упраздняется только в случае ликвидации учреждения.
3.5. По статусу служба охраны труда приравнивается к основным структурным подразделениям и подчиняется непосредственно руководителю учреждения или по его поручению одному из его заместителей.
3.6. Функции службы (специалиста) по охране труда:
анализ состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
организация, методическое руководство аттестацией (специальной оценки) рабочих мест по условиям труда;
проведение совместно с представителями подразделений и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального союза проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно-бытовых помещений, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда;
участие в разработке коллективного договора (раздел "Охрана труда");
разработка совместно с другими службами, комиссией по охране труда, профсоюзным комитетом учреждения планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и снижению уровней профессиональных рисков; оказание организационно-методической помощи по выполнению запланированных мероприятий;
оказание помощи руководителям структурных подразделений в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков лиц, которым предоставляются компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии с действующим законодательством;
организация расследования несчастных случаев на производстве;
составление отчетности по охране и условиям труда;
проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу (в том числе временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственную практику;
разработка программ обучения по охране труда работников учреждения;
организация своевременного обучения по охране труда работников учреждения, в том числе его руководителя, а также участие в работе комиссии по проверке знания требований охраны труда;
составление (при участии руководителей структурных подразделений) перечня профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;
оказание методической помощи руководителям структурных подразделений при разработке и пересмотре инструкций по охране труда;
обеспечение структурных подразделений локальными нормативными правовыми актами учреждения (правилами, нормами, инструкциями по охране труда), наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда;
организация и руководство работой кабинета по охране труда (при наличии), оформление информационных стендов, уголков по охране труда;
организация совещаний по охране труда;
осуществление контроля за:
- соблюдением работниками требований законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда РФ и КБР, коллективного договора, соглашения по охране труда;
- обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;
- соблюдением Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве;
- выполнением мероприятий, предусмотренных планом (программой) по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, соглашением по охране труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве, выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля, за соблюдением требований охраны труда и других мероприятий по обеспечению безопасных условий труда;
- наличием в структурных подразделениях инструкций по охране труда для работников, своевременным их пересмотром;
- проведением аттестации рабочих мест по условиям труда;
- своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования;
- эффективностью работы вентиляционных систем;
- состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;
- своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране труда;
- организацией хранения, выдачи, стирки и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;
- санитарно-гигиеническим состоянием структурных подразделений и вспомогательных помещений;
- организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;
- выделением и расходованием средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков;
- своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
3.7. Специалист по охране труда участвует в расследовании несчастных случаев на производстве, обеспечивает хранение документации в соответствии с установленными сроками.
3.8. Права службы (специалиста) охраны труда:
в любое время суток беспрепятственно осматривать структурные подразделения, служебные и бытовые помещения учреждения;
проверять состояние условий и охраны труда в структурных подразделениях учреждения, представлять руководителям подразделений и другим должностным лицам учреждения обязательные для исполнения предписания;
требовать от руководителей структурных подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических медицинских осмотров, инструктажа по охране труда, не использующих в своей работе предоставленных средств индивидуальной защиты, а также нарушающих требования норм, правил, инструкций по охране труда;
запрашивать и получать от руководителей структурных подразделений сведения, документы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда;
представлять руководителю учреждения предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по созданию здоровых и безопасных условий труда, а также о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;
представительствовать по поручению руководителя учреждения в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда.
4. Комитет (комиссия) по охране труда
4.1. Комитет (комиссия) по охране труда является составной частью системы управления охраной труда в учреждении, а также одной из форм участия работников в управлении охраной труда. Его работа строится на принципах социального партнерства.
4.2. Комитет (комиссия) по охране труда взаимодействует с МТ и СР КБР, государственными органами надзора и контроля, рескомом профсоюза работников культуры КБР.
4.3. Задачами комитета (комиссии) по охране труда являются:
разработка на основе предложений членов комитета (комиссии) программы совместных действий руководителя (администрации) и профессионального союза по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
организация проведения проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, подготовка соответствующих предложений руководителю учреждения по решению проблем охраны труда на основе анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) в опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты.
4.4. Комитет (комиссия) по охране труда создается на паритетной основе из представителей работодателя и профессионального союза. Состав комитета (комиссии) утверждается приказом руководителя учреждения.
4.5. Комитет (комиссия) избирает из своего состава председателя, заместителя (при необходимости) и секретаря (как правило, - работник службы охраны труда).
4.6. Комитет (комиссия) по охране труда осуществляет свою деятельность в соответствии с разработанным и утвержденным планом работы.
4.7. Члены комитета (комиссии) по охране труда проходят обучение по охране труда по направлению руководителя не реже одного раза в три года за счет средств учреждения, а также средств Фонда социального страхования РФ в соответствии с установленным порядком.
4.8. Обеспечение деятельности комитета (комиссии) по охране труда, его членов (освобождение от основной работы на время исполнения обязанностей, прохождения обучения и т.п.) устанавливается коллективным договором, локальными нормативными правовыми актами учреждения.
4.9. Комитет (комиссия) по охране труда в своей деятельности руководствуется Трудовым кодексом РФ, Законом КБР "Об охране труда в Кабардино-Балкарской Республике" и иными нормативными правовыми актами РФ и КБР, коллективным договором (соглашением по охране труда), локальными нормативными правовыми актами учреждения.
5. Уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда профессионального союза (далее - уполномоченный)
5.1. Уполномоченный осуществляет общественный контроль соблюдения требований охраны труда в Министерстве.
5.2. Задачами уполномоченного являются:
содействие созданию в учреждении (структурном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям инструкций, норм и правил по охране труда;
осуществление в учреждении (структурном подразделении) контроля условий и охраны труда на рабочих местах;
подготовка предложений руководителю (его заместителю, ответственному за охрану труда) по улучшению условий и охраны труда на рабочих местах;
представление интересов работников при рассмотрении трудовых споров по вопросам, связанным с обязанностями руководителя учреждения по обеспечению безопасных условий и охраны труда и правами работника на труд, в условиях, отвечающих требованиям охраны труда;
информирование и консультирование работников структурных подразделений по вопросам их прав и гарантий на безопасный и здоровый труд.
5.3. Уполномоченный в своей деятельности руководствуется требованиями охраны труда, коллективным договором, локальными нормативными актами по охране труда. Уполномоченный осуществляет свою деятельность во взаимодействии с руководителем учреждения, руководителями структурных подразделений, со специалистом по охране труда с органами государственного надзора и контроля. Руководство деятельностью уполномоченного осуществляет профсоюзный комитет учреждения.
5.4. Уполномоченного избирают открытым голосованием на общем профсоюзном собрании на срок полномочий профсоюзного комитета. Уполномоченным не может быть избран работник, в функциональные обязанности которого входит обеспечение безопасных условий и охраны труда в учреждении или его структурном подразделении.
6. Обязанности работника
Работник обязан:
использовать безопасные методы проведения работ;
знакомиться с предоставленной информацией о возможных рисках и опасностях;
соблюдать требования охраны труда, установленные законами и иными нормативными правовыми актами, правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
проходить обучение безопасным методам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;
извещать руководителя о ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья;
проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) в соответствии с действующим законодательством;
активно участвовать в деятельности организации по обеспечению охраны труда.
7. Обучение персонала
7.1. Обучение и проверка знаний требований охраны труда.
7.1.1. Обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда работников осуществляют с целью обеспечения профилактических мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Ответственность за организацию и своевременность обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда работников несет руководитель учреждения.
7.1.2. Обучение по охране труда предусматривает: вводный инструктаж;
инструктаж на рабочем месте: первичный, повторный, внеплановый и целевой;
обучение работников рабочих профессий;
обучение руководителей и специалистов, а также обучение отдельных категорий, застрахованных в рамках системы обязательного социального страхования.
7.1.3. Все принимаемые на работу лица, а также командированные в учреждение работники и работники сторонних организаций проходят вводный инструктаж по охране труда, который проводит специалист по охране труда.
7.1.4. Вводный инструктаж по охране труда проводится по программе, разработанной на основании действующего законодательства с учетом специфики деятельности учреждения и утвержденной руководителем учреждения.
7.1.5. Первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи на рабочем месте проводит руководитель структурного подразделения, прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.
7.1.6. Проведение инструктажа по охране труда включает в себя ознакомление работников с имеющимися опасными и (или) вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в инструкциях по охране труда, а также применения безопасных методов и приемов выполнения работ.
7.1.7. Инструктаж по охране труда завершается устной проверкой приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы руководителем структурного подразделения, проводившим инструктаж.
7.1.8. Проведение всех видов инструктажей регистрируют в соответствующих журналах проведения инструктажей с указанием подписей инструктируемого и инструктирующего (специалиста по охране труда, руководителя структурного подразделения), а также даты проведения инструктажа.
7.1.9. Первичный инструктаж на рабочем месте проводят до начала самостоятельной работы:
со всеми вновь принятыми в учреждение работниками;
с работниками учреждения, переведенными в установленном порядке из другого структурного подразделения, либо работниками, которым поручается выполнение новой для них работы;
с командированными работниками сторонних организаций, с обучающимися, проходящими производственную практику.
7.1.10. Первичный инструктаж на рабочем месте проводят руководители структурных подразделений учреждения по программам (инструкциям), разработанным и утвержденным в установленном порядке.
7.1.11. Повторный инструктаж проводится руководителями структурных подразделений не реже одного раза в 6 месяцев.
7.1.12. Внеплановый инструктаж проводят:
при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда;
при замене или модернизации оборудования, приспособлений и других факторов, влияющих на безопасность труда;
при нарушении работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастный случай на производстве, авария и т.п.);
по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля;
при перерывах в работе (для работ с вредными и (или) опасными условиями труда - более 30 календарных дней, для остальных работ - более 2 месяцев);
по решению руководителя учреждения.
7.1.13. Целевой инструктаж проводят при выполнении разовых работ, ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляют наряд-допуск, а также при проведении в учреждении массовых мероприятий.
7.2. Обучение работников рабочих профессий
7.2.1. Руководитель учреждения (руководитель структурного подразделения, специалист по охране труда) в течение месяца после приема на работу организует обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу.
7.2.2. Руководитель учреждения (руководитель структурного подразделения, специалист по охране труда) обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности - проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда. Работники рабочих профессий, впервые поступившие на указанные работы либо имеющие перерыв в работе по профессии (виду работ) более года, проходят обучение и проверку знаний требований охраны труда в течение первого месяца после назначения на эти работы.
7.2.3. Порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников рабочих профессий устанавливает руководитель учреждения (совместно с руководителем структурного подразделения и специалистом по охране труда) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ (рекомендуется не более 10 часов).
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
7.2.3. Руководитель учреждения (руководитель структурного подразделения и специалист по охране труда) организует проведение периодического, не реже одного раза в год, обучения работников рабочих профессий по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве. Вновь принимаемые на работу работники проходят такое обучение не позднее одного месяца после приема на работу.
7.3. Обучение руководителей и специалистов
7.3.1. Руководитель учреждения, ответственный за охрану труда по учреждению, руководители структурных подразделений, специалист по охране труда проходят обучение по охране труда при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - не реже одного раза в три года.
Вновь назначенных на должность руководителей структурных подразделений, специалиста по охране труда допускают к самостоятельной работе после их ознакомления руководителем учреждения с должностными обязанностями, в том числе по охране труда, с действующими в учреждении локальными нормативными актами, регламентирующими порядок организации работ по охране труда, условиями труда на вверенных им объектах - структурных подразделениях (правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор, соглашение по охране труда и др.).
Руководитель учреждения, заместитель руководителя, курирующий вопросы охраны труда, и специалист по охране труда проходят обучение в обучающих организациях, вошедших в реестр аккредитованных в Министерстве труда и социальной защиты РФ организаций, оказывающих услуги в данной области.
Руководители структурных подразделений могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самом учреждении, имеющем комиссию по проверке знаний требований охраны труда.
7.3.2. Внеочередную проверку знаний требований охраны труда работников учреждения проводят:
при введении новых или внесении изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда;
при вводе в эксплуатацию нового оборудования и изменениях технологических процессов, требующих дополнительных знаний по охране труда;
при назначении или переводе работников на другую работу, если новые обязанности требуют дополнительных знаний по охране труда (до начала исполнения ими своих должностных обязанностей);
по требованию органов государственного надзора и контроля, Министерства труда и социального развития КБР, органов местного самоуправления, а также руководителя учреждения при установлении нарушений требований охраны труда и недостаточных знаний требований безопасности и охраны труда;
после происшедших аварий и несчастных случаев на производстве, а также при выявлении неоднократных нарушений работниками учреждения требований нормативных правовых актов по охране труда;
при перерыве в данной должности более одного года.
7.3.3. Для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в учреждении приказом руководителя создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке на базе обучающих организаций, вошедших в реестр аккредитованных в Министерстве труда и социальной защиты РФ организаций, оказывающих услуги в данной области.
7.3.4. Результаты проверки знаний требований охраны труда работников учреждения оформляют протоколом по форме установленного образца (Постановление Министерства труда и социального развития РФ и Министерства образования РФ от 13 января 2003 года N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций").
7.4. Обучение членов комитета (комиссии) по охране труда и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального союза проводится один раз в три года на базе обучающих организаций, вошедших в реестр аккредитованных в Министерстве труда и социальной защиты РФ организаций, оказывающих услуги в данной области. Повторное обучение по охране труда данные категории работников могут проходить в самом учреждении, имеющем комиссию по проверке знаний требований охраны труда.
8. Планирование работ по охране труда
8.1. Целью планирования мероприятий по охране труда в учреждении является разработка на определенный период комплекса мероприятий, направленных на обеспечение здоровых безопасных условий труда, соответствующих требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов.
8.2. Планирование мероприятий по охране труда осуществляется в соответствии с Типовым перечнем ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 181н от 1 марта 2012 года.
При этом предусматриваются:
действия по исключению, снижению и ограничению рисков травматизма и профессиональных заболеваний;
профилактические меры, предназначенные для устранения причин потенциальных рисков и предотвращения их появления.
В Планах (Программах) указываются конкретные мероприятия с указанием сроков их выполнения, ответственных лиц за их исполнение, а также средств, необходимых для выполнения конкретных мероприятий в соответствии с Трудовым кодексом РФ (статья 226. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда).
8.3. План работы службы (специалиста) охраны труда разрабатывается в соответствии с Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденными Постановлением Минтруда РФ от 08.02.2000 N 14.
8.4. План работы кабинета охраны труда (при наличии) разрабатывается в соответствии с Рекомендациями по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда, утвержденными Постановлением Минтруда РФ от 17.01.2001 N 7.
8.5. План работы комитета (комиссии) по охране труда разрабатывается в соответствии с Типовым положением о комитете (комиссии) по охране труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ N 413 от 29 мая 2006 г.
9. Контроль и оценка состояния условий и охраны труда и эффективности функционирования системы управления охраной труда
9.1. Выполняемые процедуры контроля и оценка эффективности системы управления охраной труда являются основой разработки соответствующих мероприятий по улучшению условий труда. Процедуры контроля следует выполнять привлекая персонал, прошедший обучение в области охраны труда.
В Министерстве культуры КБР и подведомственных организациях применяются следующие виды контроля:
текущий контроль выполнения плановых мероприятий по охране труда;
контроль состояния производственной среды;
многоступенчатый контроль состояния условий труда на рабочих местах;
проверка готовности учреждения к работе в осенне-зимний период.
9.2. Основными видами оценок являются:
статистическая отчетность о состоянии условий труда работников (форма N 1-Т) - сведения о состоянии условий труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда и о состоянии травматизма (форма 7);
расследование несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве и их действие на деятельность по обеспечению безопасности и охраны здоровья;
анализ производственного травматизма;
оценка результативности системы управления охраной труда.
9.3. В результате контроля, оценок и проверок определяют достигнутый уровень охраны труда. Результаты контроля, оценок и проверок условий и охраны труда оформляются соответствующими протоколами (актами).
9.4. Текущий контроль
9.4.1. Текущий контроль выполнения плановых мероприятий по охране труда представляет собой деятельность по проверке выполнения мероприятий коллективного договора, плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков.
9.5. Контроль состояния производственной среды
9.5.1. Контроль состояния производственной среды включает в себя аттестацию рабочих мест по условиям труда, определение опасностей и оценку рисков, анализ данных о состоянии здоровья работников и т.п.
9.5.2. Наиболее полную характеристику состояния условий труда на рабочем месте получают при аттестации рабочих мест по условиям труда. Эта процедура предусматривает оценку условий труда на рабочих местах, выявление вредных и (или) опасных производственных факторов, оценку применяемых средств защиты, а также разработку мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями.
9.5.3. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются при:
планировании мероприятий по охране труда;
решении вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, в том числе при решении споров, разногласий в судебном порядке;
рассмотрении вопроса о приостановлении эксплуатации оборудования, представляющего непосредственную угрозу для жизни и здоровья работника;
включении в трудовой договор условий труда работника;
ознакомлении работников с условиями труда на рабочем месте;
составлении статистической отчетности о состоянии условий труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда (форма 1-Т);
рассмотрении вопроса о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований охраны труда;
обосновании представления компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
9.6. Многоступенчатый контроль состояния условий труда на рабочих местах.
9.6.1. Предлагается проводить в учреждениях социальной сферы текущий административно-общественный контроль состояния условий труда на рабочих местах с помощью двухступенчатого контроля.
1 (первая) ступень контроля проводится руководителем структурного подразделения совместно с уполномоченным (доверенным) лицом по охране труда профессионального союза ежедневно до начала (или вначале) рабочего дня. Проверяется состояние охраны труда и производственной санитарии, выявляются факторы, которые могут создать опасную обстановку, явиться причиной травмы, аварии, взрыва, пожара. По результатам проверки производится запись в журнале первой ступени контроля.
Принимаются меры по устранению выявленных нарушений норм, правил, инструкций по охране труда. В случаях, когда руководитель структурного подразделения своими силами не в состоянии устранить обнаруженные нарушения, он обязан сообщить об этом руководителю учреждения для принятия мер по их устранению.
До устранения нарушений на рабочем месте работника, он к работе не допускается.
Об устранении нарушений производится запись в журнале первой ступени контроля.
При отсутствии нарушений в данном журнале производится запись "Безопасность труда обеспечена".
2 (вторая) ступень контроля осуществляется заместителем руководителя учреждения, курирующего вопросы охраны труда, совместно с комитетом (комиссией) по охране труда, специалистом по охране труда с периодичностью не реже одного раза в месяц. Проверяется состояние условий и охраны труда в учреждении, а также качество проведения первой ступени контроля. Результаты контроля заносятся в журнал второй ступени контроля: недостатки - нарушения, сроки по их устранению, Ф.И.О. и должность ответственного за устранение выявленных нарушений, отметка об устранении нарушения - дата, подпись.
По результатам проведения второй ступени контроля руководитель учреждения совместно с председателем комитета (комиссии) по охране труда проводит совещание - "День охраны труда" с приглашением заместителей руководителя, руководителей структурных подразделений, членов комитета (комиссии) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального союза, специалиста по охране труда.
Специалист по охране труда информирует присутствующих о состоянии охраны труда и производственной санитарии в структурных подразделениях учреждения, а также о выполнении (невыполнении) мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков.
Руководитель учреждения принимает соответствующее решение.
9.7. Проверка готовности учреждения к работе в осенне-зимний период.
9.7.1. Комиссия по обследованию технического состояния зданий и сооружений два раза в год (весной и осенью) обследует их состояние.
Весенний осмотр проводится после таяния снега. Цель осмотра - освидетельствование состояния зданий и сооружений после таяния снега или зимних дождей. При этом уточняется объем работы по текущему ремонту зданий и сооружений, который необходимо выполнить в летний период, а также по капремонту.
Осенний осмотр проводится с целью проверки подготовки зданий и сооружений к зиме.
Результаты проверки оформляются соответствующим актом.
Рекомендации
по проведению административно-общественного контроля за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах в Министерстве культуры Кабардино-Балкарской Республики и отраслевых подведомственных учреждениях
(утв. приказом Министерства культуры Кабардино-Балкарской Республики
от 26 июня 2015 г. N 01-01/122)
I. Общие положения
1. Настоящие Рекомендации разработаны в соответствии с требованиями национального стандарта Российской Федерации "Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию" ГОСТ Р 12.0.007-2009 для осуществления административно-общественного контроля за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах.
II. Задачи контроля
2. Выявление и устранение нарушений действующих правил, норм и инструкций по охране труда.
3. Профилактика производственного травматизма.
4. Обеспечение безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах.
III. Организация и проведение контроля
5. 1 (первая) ступень контроля
1 (первая) ступень контроля проводится руководителем структурного подразделения совместно с уполномоченным (доверенным) лицом по охране труда профессионального союза ежедневно до начала (или вначале) рабочего дня.
На 1 ступени контроля проверяется состояние охраны труда и производственной санитарии, выявляются факторы, которые могут создать опасную обстановку, явиться причиной травмы, аварии, взрыва, пожара:
своевременность прохождения инструктажа по охране труда, наличие инструкций по охране труда на рабочих местах;
своевременность прохождения медицинских осмотров;
эффективность работы вентиляции;
освещенность рабочих мест;
исправность оборудования, заземления, блокировок безопасности (где предусмотрено), инструмента, приборов, а также наличие ограждений;
санитарное состояние в структурном подразделении;
наличие санитарной одежды, средств индивидуальной и коллективной защиты;
состояние оконных проемов и их остекление, исправность дверей (исключение сквозняков);
выходы эвакуации работников при пожаре (должны быть свободными);
наличие пожарно-технического инвентаря и др.
По результатам проверки производится запись в журнале первой ступени контроля.
Журнал хранится у руководителя структурного подразделения.
Принимаются меры по устранению выявленных нарушений норм, правил, инструкций по охране труда. В случаях, когда руководитель структурного подразделения своими силами не в состоянии устранить обнаруженные нарушения, он обязан сообщить об этом руководителю учреждения для принятия мер по их устранению.
До устранения нарушений на рабочем месте работника, он к работе не допускается.
Об устранении нарушений производится запись в журнале первой ступени контроля.
При отсутствии нарушений в данном журнале производится запись "Безопасность труда обеспечена".
6. 2 (вторая) ступень контроля
2 (вторая) ступень контроля осуществляется заместителем министра, курирующего вопросы охраны труда, совместно с комитетом (комиссией) по охране труда, специалистом по охране труда с периодичностью не реже одного раза в месяц. На 2 (второй) ступени проверяется:
ведение журналов регистрации инструктажа на рабочем месте, наличие инструкций по охране труда в структурных подразделениях;
документация по проведению обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников (программы обучения, протоколы проверки знаний);
документация по прохождению медицинских осмотров (журнал регистрации направлений на медицинский осмотр, заключение по результатам медицинского осмотра);
качество проведения 1 (первой) ступени контроля;
исправность оборудования, инструментов, приборов;
температурный режим в помещениях;
наличие и исправность осветительной арматуры;
состояние оконных проемов и их остекление;
обеспеченность санитарно-бытовыми помещениями, их исправность и содержание;
санитарное состояние помещений и территории;
выходы эвакуации работников при пожаре в учреждении (должны быть свободными);
наличие пожарно-технического инвентаря и др.
Результаты контроля заносятся в журнал 2 (второй) ступени контроля.
По результатам проведения второй ступени контроля министр совместно с председателем комитета (комиссии) по охране труда проводит совещание - "День охраны труда" с приглашением заместителей министра, руководителей структурных подразделений, членов комитета (комиссии) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального союза, специалиста по охране труда. На данное совещание могут приглашаться работники учреждения.
Специалист по охране труда информирует присутствующих о состоянии охраны труда и производственной санитарии в структурных подразделениях учреждения, а также о выполнении (невыполнении) мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков.
Руководитель учреждения принимает соответствующее решение (отметить, указать, поощрить, применить меру дисциплинарного взыскания из числа предусмотренных законодательством и т.д.).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено положение о системе управления охраной труда и проф. рисками в Министерстве культуры КБР и отраслевых подведомственных учреждениях. Также разработаны рекомендации по проведению административно-общественного контроля за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах в Министерстве.
Основной целью системы управления охраной труда является обеспечение профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в ведомстве.
Подробно описаны обязанности должностных лиц Министерства культуры КБР и подведомственных учреждений в системе управления охраной труда, а также общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию службы охраны труда.
Среди основных функций специалиста по охране труда можно выделить следующие: анализ состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний; методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда; разработка программ по улучшению условий и охраны труда и другие.
Важной составной частью системы управления охраной труда в учреждении является Комитет (комиссия) по охране труда. В рамках установленных полномочий Комитет выполняет следующие задачи: разработка программы совместных действий руководителя и профсоюза по обеспечению требований охраны труда; информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и другие.
Разработан порядок обучения и проверки знаний персонала Министерства, а также планирования работ по охране труда.
Описаны принципы осуществления контроля и оценки состояния условий и охраны труда и эффективности функционирования системы управления охраной труда в министерстве.
Приказ Министерства культуры Кабардино-Балкарской Республики от 26 июня 2015 г. N 01-01/122 "Об организации работы по охране труда в Министерстве культуры Кабардино-Балкарской Республики"
Текст приказа опубликован на официальном сайте Министерства культуры Кабардино-Балкарской Республики (http://www.mkkbr.ru)