Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего - Матакаевой С.К,
судей - Боташевой А.Р, Лайпанова А.И,
при секретаре судебного заседания - Булгаровой С.М,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Усть-Джегутинского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 7 августа 2018 года по исковому заявлению Рядченко Л.И. к Управлению труда и социального развития администрации Усть-Джегутинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики и Думе Усть-Джегутинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконным и отмене решения, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии за выслугу лет и компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда КЧР Боташевой А.Р, объяснения истца Рядченко Л.И. и ее представителя Чайковскую О.П, представителя ответчика - Думы Усть-Джегутинского муниципального района КЧР Чомаева Н.Б, представителей ответчика - Управления труда и социального развития администрации Усть-Джегутинского муниципального района КЧР - Катчиева М.Х. и Биджиевой М.Х, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рядченко Л.И. обратилась в суд с иском к Управлению труда и социального развития администрации Усть-Джегутинского муниципального района и Думе Усть-Джегутинского муниципального района о признании незаконным и отмене решения Думы Усть-Джегутинского муниципального района N 339-III от 20 апреля 2018 года "О внесении изменений в решение Думы Усть-Джегутинского муниципального района N 49-III от 9 февраля 2015 года "Об установлении пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии"", возложении на Управление труда и социального развития администрации Усть-Джегутинского муниципального района обязанности произвести с 1 января 2018 года перерасчет пенсии за выслугу лет в связи с централизованным повышением должностных окладов на 5,5 %, о привлечении к административной ответственности должностных лиц по ст.2.2 п.1 КоАП РФ, взыскании с Управления труда и социального развития администрации Усть-Джегутинского муниципального района компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей.
Определением Усть-Джегутинского районного суда от 7 августа 2018 года производство по делу в части исковых требований о привлечении к административной ответственности должностных лиц по п. 1 ст. 2.2 КоАП РФ прекращено в связи с принятием судом отказа Рядченко Л.И. от иска в части.
В обоснование заявленных требований указано, что вступившим в законную силу решением Усть-Джегутинского районного суда от 18 сентября 2014 года истцу рассчитана среднемесячная зарплата по должности - начальник отдела контрольно-счетной палаты Усть-Джегутинского муниципального района (с учетом применения Закона КЧР 26-РЗ о соотношении должностей государственной и муниципальной службы), которая составила на момент выхода истца на пенсию - 38 453,70 руб. Из указанной среднемесячной зарплаты истцу рассчитана и присуждена для выплаты пенсия за выслугу лет в размере 16 979,20 руб. В соответствии с п. 2 ст. 9 Закона КЧР N 16-РЗ от 25 марта 2003 года, при увеличении размера страховой части пенсии по старости, пенсия за выслугу лет пересчитывается. После перерасчета пенсия за выслугу лет по состоянию на 1 января 2018 года должна была составить 14 860,51 руб, так как с 1 января 2018 года на основании решения Думы Усть-Джегутинского муниципального района N 591-II от 20 июня 2014 года в централизованном порядке были увеличены должностные оклады муниципальным служащим на 5,5%. В результате должна была быть пересчитана пенсия за выслугу лет. На неоднократные обращения истца предоставить полную расшифровку произведенного перерасчета назначенной ей пенсии за выслугу лет, аргументированные расчеты предоставлены не были, указана только сумма увеличения на 91,56 руб, а также сообщено, что в связи с сокращением занимаемой истцом перед выходом на пенсию должности, в отношении нее применяется оклад госслужащего - 5729 руб, утвержденный Указом Главы КЧР N 239 от 11 декабря 2017 года. В тоже время, в решении Думы Усть-Джегутинского муниципального района N 591-II от 20 июня 2014 года указывается должность начальника отдела с окладом - 6011 руб, который при перерасчете муниципальной пенсии необоснованно не брался в расчет.
При выходе на пенсию оклад начальника отдела был - 5 698 рублей. В связи с увеличением в централизованном порядке должностных окладов, соответственно, оклад начальника отдела составил 6011 руб. (6011:5698х100%=5,5%). При применении ответчиком оклада в 5729 руб, фактически пенсия за выслугу лет ей повышена лишь на 0,5%, что нарушило ее конституционные права, при том, что всем остальным муниципальным пенсионерам, включая и тех, кто как и истец попал под сокращение их должности, пенсия пересчитывалась с учетом повышения должностных окладов на 5,5%. Ст. 25 ФЗ N 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" принят порядок индексации пенсий. Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2005 года N 346 утверждены правила индексации пенсий федеральных государственных гражданских служащих. ФЗ от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлена взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы в Российской Федерации. Следовательно, на основании решения Усть-Джегутинского районного суда от 18 сентября 2014 года Управление труда и социального развития администрации Усть-Джегутинского муниципального района должно было произвести перерасчет муниципальной пенсии на основании вышеуказанных законов и нормативно-правовых актов Российской Федерации, при котором пенсия истца за выслугу лет с 1 января 2018 года должна была составить 14 658,49 руб. Между тем, оспариваемым решением с 1 января 2018 года размер пенсии за выслугу лет определен в размере 13 269,59 руб. Ежемесячно из-за неправильного расчета, произведенного ответчиком, ей недоплачивается пенсия за выслугу лет в размере 1388,90 руб, что нарушает его права, а бездействие и некомпетентность должностных лиц приносит ей физические и нравственные страдания.
Истец Рядченко Л.И. в судебном заседании, поддержав исковые требования и доводы, приведенные в их обоснование, просила иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Управления труда и социального развития администрации Усть-Джегутинского муниципального района КЧР Катчиев М.Х, не признав исковые требования, пояснил, что перерасчет пенсии за выслугу лет Рядченко Л.И. произведен Управлением труда и социального развития администрации Усть-Джегутинского муниципального района в порядке, предусмотренном Положением о порядке назначения, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Усть-Джегутинского муниципального района, утвержденным решением Думы Усть-Джегутинского муниципального района N 96-III от 11 ноября 2015 года, а обоснование истцом заявленных требований нормами ФЗ N 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федерации от 31 мая 2005 года N346 "Об индексации пенсий федеральных государственных гражданских служащих" не основано на законе, так как указанные нормативные акты касаются не муниципальных служащих, а федеральных государственных гражданских служащих.
Представитель ответчика - Управления труда и социального развития администрации Усть-Джегутинского муниципального района КЧР Биджиева М.Х, не признав исковые требования, пояснила, что в связи с централизованным повышением денежного содержания с 1 января 2018 года размер пенсии за выслугу лет Рядченко Л.И. был установлен в размере 13 269,59 руб, при этом, перерасчет был произведен в соответствии с подп. "б" п. 9.1 Положения о порядке назначения, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Усть-Джегутинского муниципального района, утвержденного решением Думы Усть-Джегутинского муниципального района N 96-III от 11 ноября 2015 года, согласно которому при централизованном повышении денежного содержания (денежного вознаграждения) муниципальных служащих по соответствующей должности размер пенсии за выслугу лет пересчитывается по Справке 1, исходя из размера должностного оклада по соответствующей муниципальной должности или оклада денежного содержания по соответствующей должности муниципальной службы Усть-Джегутинского муниципального района. Справка 1 - это справка о размере месячного содержания (денежного вознаграждения) лица, замещающего должность муниципальной службы (муниципальную должность) для установления пенсии за выслугу лет. В состав месячного денежного содержания входит должностной оклад. Согласно новому штатному расписанию на 2018 год должность начальника отдела контрольно-счетной палаты Усть-Джегутинского муниципального района отсутствовала, поэтому был направлен запрос в Думу Усть-Джегутинского муниципального района, откуда поступил ответ, что должность, которую замещала истец перед выходом на пенсию соотносится с должностью главного инспектора контрольно-счетной палаты КЧР, куда также был направлен запрос.
Из полученного ответа следовало, что согласно Указу Главы КЧР N 239 от 11 декабря 2017 года должностной оклад главного инспектора контрольно-счетной палаты КЧР с 1 января 2018 года составляет 5729 руб, исходя из которого по Справке 1 размер ежемесячного денежного содержания для установления пенсии за выслугу лет Рядченко Л.И. с 1 января 2018 года составил 24 061,80 руб, а до 1 января 2018 года, исходя из оклада 5698 руб. составлял 23 931 руб, согласно чему сумма перерасчета составила 91,56 руб. ((24 061,80- 23 931,00) = 130,80 х 70% с учетом муниципального стажа). Таким образом, при установленных решением Усть-Джегутинского районного суда от 18 сентября 2014 года среднемесячном денежном содержании для истца Рядченко Л.И. в размере 38 453,70 руб, при размере пенсии за выслугу лет - 26 917,60 руб, при размере страховой части трудовой пенсии по стрости - 13 739,57 руб, истцу с 1 января 2018 года установлена пенсия за выслугу лет в размере 13 269,59 руб. Должностные оклады муниципальных служащих, как указывает истец, на 5,5% не повышались, о таком повышении какой-либо нормативно-правовой акт не принимался. В случае, если будет установлено, что при производстве перерасчета в решении Усть-Джегутинского районного суда от 18 сентября 2014 года допущены ошибки относительно включения или невключения в состав месячного денежного содержания Рядченко Л.И. доплаты за классный чин в размере 1981 руб. и принятии в качестве должностного оклада при определении размера месячного денежного содержания до 1 января 2018 года размера должностного оклада главного инспектора контрольно-счетной палаты КЧР в размере 5456 руб, при перерасчете с учетом которых размер пенсии за выслугу лет Рядченко Л.И. был бы определен в размере 13 980 руб, а не 13 269,59 руб, то в оспариваемое решение Думы Усть-Джегутинского муниципального района возможно внесение соответствующих изменений.
Представитель ответчика - Думы Усть-Джегутинского муниципального района Чомаев Н.Б, не признав исковые требования, полагал необходимым в иске отказать, поскольку истцом Рядченко Л.И. заявленные требования основаны на ФЗ N 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и постановлении Правительства Российской Федерации от 31 мая 2005 года N346 "Об индексации пенсий федеральных государственных гражданских служащих", которые касаются федеральных государственных гражданских служащих, а не муниципальных служащих, в отношении которых отношения, связанные с пенсионным обеспечением за счет средств местных бюджетов, регулируются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, каковым в данном случае является Положение "О порядке назначения, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Усть-Джегутинского муниципального района", утвержденное решением Думы Усть-Джегутинского муниципального района от 11 ноября 2015 года N 98-III. Рядченко Л.И. перерасчет в оспариваемом решении произведен в соответствии с подп. "б" п. 9.1 указанного Положения с учетом вступившего в силу решения Усть-Джегутинского районного суда от 18 сентября 2014 года, имеющего преюдициальное значение, как при принятии оспариваемого решения Думы, так и при разрешении рассматриваемого судом иска. Должностные оклады муниципальных служащих Усть-Джегутинского муниципального района, как утверждает истец, на 5,5% не повышались, о таком повышении какой-либо нормативно-правовой акт не принимался.
Решением Усть-Джегутинского районного суда КЧР от 7 августа 2018 года в удовлетворении исковых требований отказано.
На данное судебное решение истец Рядченко Л.И. подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить в части отказа в признании незаконным решения Думы Усть-Джегутинского муниципального района КЧР от 20 апреля 2018 года N 339-III "О внесении изменений в решение Думы Усть-Джегутинского муниципального района от 9 февраля 2015 года N 49-III "Об установлении пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии" и в части отказа в возложении обязанности на Управление труда и социального развития Усть-Джегутинского муниципального района произвести перерасчёт пенсии на 5,5 %, и принять по делу в этой части новое решение, в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права и недоказанностью установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела. В обоснование доводов жалобы указывает, что оспариваемое решение Думы Усть-Джегутинского муниципального района вступило в законную силу со дня его подписания, то есть с 20 апреля 2018 года, следовательно, оно не распространяется на правоотношения, возникшие ранее, поскольку нарушается основополагающий конституционный принцип, предполагающий, что закон обратной силы не имеет (ст. 54 Конституции РФ, ст. 4 ГК РФ). В материалах дела отсутствует Справка N1, оформленная надлежащим образом, на которую ссылается ответчик и которая легла в основу решения суда. Чтобы определить произошло ли повышение денежного содержания муниципальных служащих на 5,5 %, необходимо было проанализировать Справки N1 муниципальных служащих, занимавших должности начальников отделов, но этого судом не сделано. Кроме того, Управлением труда и социального развития Усть-Джегутинского муниципального района не обоснован факт установления ей оклада государственного служащего - главного инспектора в Контрольно-счётной палате КЧР (5729 руб.), а не оклада муниципального служащего на должности начальника отдела, с которой она уходила на пенсию (6011 руб.).
Ссылаясь на соотношение должностей муниципального служащего - начальника отдела контрольно-счётной палаты Усть-Джегутинского муниципального района и главного инспектора в Контрольно-счётной палате КЧР, суд, согласившись с утверждениями ответчиков, принял их позицию о том, что и должностные оклады соотносятся, но она с этим не согласна, так как под соотношением муниципальных должностей с государственными гражданскими должностями законодатель понимает взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы. Ни в одном нормативно-правовом акте федерального и республиканского уровня не определено, что при перерасчёте пенсии муниципального служащего, в случае отсутствия в штатном расписании должности, с которой этот служащий уходил на пенсию, необходимо учитывать должностной оклад государственного гражданского служащего по соответствующей должности муниципального служащего. Суд неправильно истолковал положения ч. 1 ст. 24 ФЗ от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", установив, что на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения распространяются в полном объёме права государственного гражданского служащего (пенсия за выслугу лет, пенсия по старости, пенсия по инвалидности, социальная пенсия), предусмотренные ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ, суд посчитал, что на муниципального служащего, ушедшего на пенсию, будут распространяться и должностные оклады, на основании которых устанавливается и (или) пересчитывается пенсия.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу ответчик - Управление труда и социального развития администрации Усть-Джегутинского муниципального района просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Рядченко Л.И. и ее представитель Чайковская О.П. поддержали доводы апелляционной жалобы, просили ее удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить в обжалуемой части и принять в этой части новое решение об удовлетворении иска.
Представители ответчика Управления труда и социального развития администрации Усть-Джегутинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики - Биджиева М.Х. и Катчиев М.Х. просили решение Усть-Джегутинского районного суда КЧР от 7 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Представитель Думы Усть-Джегутинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики Чомаев Н.Б. также просил решение Усть-Джегутинского районного суда КЧР от 7 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно нее в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривает.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (ч.2 ст. 39).
Специфика государственной и муниципальной службы в Российской Федерации, как неоднократно отмечал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предопределяет особый правовой статус государственных и муниципальных служащих. Исходя из особенностей этого статуса, обусловленных содержанием профессиональной служебной деятельности, характером выполняемых функций, предъявляемыми квалификационными требованиями, вводимыми ограничениями, связанными с прохождением государственной (муниципальной) службы, законодатель вправе с помощью специального правового регулирования устанавливать для государственных и муниципальных служащих определенные гарантии в области пенсионного обеспечения в зависимости от продолжительности, условий прохождения службы и других объективно значимых обстоятельств (постановление от 16 июля 2007 года N 12-П; определения от 8 февраля 2001 года N 45-О, от 10 октября 2013 года N 1591-О).
В Федеральном законе от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации закреплено в числе основных прав муниципального служащего (п. 12 ч. 1 ст. 11). Согласно п. 5 ч. 1 его статьи 23 муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью.
П. 11 ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.
В соответствии с п.п. 2, 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и выплачивается одновременно с ней; условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
При этом федеральный законодатель в ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрел распространение прав государственного служащего, установленных федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, в полном объеме на муниципального служащего.
Это законоположение, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении N 1591-О от 10 октября 2013 года, находящееся в системном единстве с п. 6 ст. 5 данного Федерального закона, направлено на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. Следовательно, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, хотя и не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые, соответственно, муниципальным и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.
В п. 11 ч. 1 ст. 52 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.
Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
П. 5 ст. 1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
В ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" перечислены органы местного самоуправления, к которым отнесены представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, к каковому относится пенсия за выслугу лет, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
Учитывая вышеизложенные правовые положения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ссылки истца на ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Правила индексации пенсий федеральных государственных гражданских служащих, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации N 346 от 31 мая 2005 года, несостоятельны, поскольку они регулируют отношения по индексации пенсий федеральных государственных гражданских служащих при централизованном повышении денежного содержания (денежного вознаграждения) федеральных государственных гражданских служащих. Правовое же регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, должность начальника отдела контрольно-счетной палаты Усть-Джегутинского муниципального района, которую замещала Рядченко Л.И. перед выходом на пенсию, решением Думы N 490-II от 1 августа 2013 года сокращена с 30 сентября 2013 года; согласно штатному расписанию и должностным окладам работников контрольно-счетной палаты Усть-Джегутинского муниципального района, утвержденным приказом руководителя указанного органа N 4 от 29 декабря 2017 года, должность начальника отдела в указанном штатном расписании отсутствует.
Между тем, в соответствии с пунктом 37 раздела V приложения 2 к Закону Карачаево-Черкесской Республики N 29-РЗ от 23 июня 2008 года должность начальника отдела в контрольно-счетном органе муниципального района соотносится с должностью государственной гражданской службы Карачаево-Черкесской Республики - главный инспектор в контрольно -счетной палате Карачаево-Черкесской Республики.
Решением Усть-Джегутинского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 18 сентября 2014 года, на Думу Усть-Джегутинского муниципального района и Комиссию по установлению пенсии за выслугу лет Усть-Джегутинского муниципального района, правопреемником которой в силу п. 2 решения Думы Усть-Джегутинского МР КЧР от 11 ноября 2015 года N 96-III в части назначения, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет, является Управление труда и социального развития при администрации Усть-Джегутинского муниципального района, возложена обязанность произвести перерасчет пенсии за выслугу лет, начиная с 7 октября 2013 года по 18 сентября 2014 года, установив Рядченко Л.И. с 7 октября 2013 года пенсию за выслугу лет к трудовой пенсии по старости в размере 16 979,20 руб. ежемесячно с последующей индексацией данной суммы в порядке, установленном законодательством.
В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Учитывая, что при разрешении настоящего спора указанное выше судебное решение в силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ имеет преюдициальное значение, судебная коллегия считает установленным и не подлежащим доказыванию обстоятельства и факты, связанные с тем, что в соответствии с Приложением N 1 (часть 3 раздел 1) и Приложением N 2 (раздел V) к Закону Карачаево-Черкесской Республики от 23 июня 2008 года N 29-РЗ "О реестре должностей муниципальной службы в Карачаево-Черкесской Республике" должность начальника отдела контрольно-счетной палаты Усть-Джегутинского муниципального района, которую Рядченко Л.И. замещала перед выходом на пенсию, относится к главной группе должностей и соотносится с должностью главного инспектора в контрольно-счетной палате Карачаево-Черкесской Республики, а размер пенсии за выслугу лет, определенный истцу Рядченко Л.И, исходя из размера её собственной среднемесячной заработной платы и муниципального стажа, был ограничен максимальным размером пенсии за выслугу лет государственного гражданского служащего Карачаево-Черкесской Республики по соответствующей должности государственной гражданской службы Карачаево-Черкесской Республики согласно соотношению должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Карачаево-Черкесской Республики, каковым в данном случае является главный инспектор в контрольно-счетной палате Карачаево-Черкесской Республики, что составляет сумму в размере 26 917,60 руб. и за вычетом пенсии по старости в размере 9938,39 руб, суд определил, что пенсию за выслугу лет Рядченко Л.И. с 7 октября 2013 года надлежало установить в размере 16 979,20 руб.
На основании указанного судебного решения 9 февраля 2015 года решением Думы Усть-Джегутинского муниципального района N49-III Рядченко Л.И. с 7 октября 2013 года установлена пенсия за выслугу лет в размере 16 979,20 руб. (пункт 2).
Решением Думы Усть-Джегутинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики N 96-III от 11 ноября 2015 года утверждено Положение о порядке назначения, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Усть-Джегутинского муниципального района.
Согласно подп. "а,б" п. 9.1 названного Положения перерасчет размера пенсии за выслугу лет производится при изменении размера страховой пенсии по старости (инвалидности) и при централизованном повышении денежного содержания (денежного вознаграждения) муниципальных служащих по соответствующей должности, при этом, размер пенсии за выслугу лет пересчитывается по Справке 1 согласно Приложению 3 рассматриваемого Положения, исходя из размера должностного оклада по соответствующей муниципальной должности или оклада денежного содержания по соответствующей должности муниципальной службы Усть-Джегутинского муниципального района.
Справка 1, являющаяся приложением N 3 к Положению, это справка о размере месячного денежного содержания (денежного вознаграждения) лица, замещавшего должность муниципальной службы (муниципальную должность) Усть-Джегутинского муниципального района, для установления пенсии за выслугу лет. В соответствии с ней составляющими элементами ежемесячного денежного содержания являются должностной оклад (денежное вознаграждение) и дополнительные выплаты к должностному окладу, каковыми являются доплаты за: выслугу лет; особые условия муниципальной службы; работу со сведениями, составляющими государственную тайну и ежемесячное денежное поощрение.
Таким образом, при централизованном повышении денежного содержания муниципальных служащих по соответствующей должности индексация (увеличение) размера пенсии производится исключительно в связи с увеличением размера ежемесячного денежного содержания лица, замещавшего должность муниципальной службы Усть-Джегутинского муниципального района.
Решением Думы Усть-Джегутинского муниципального района N339-III от 20 апреля 2018 года в связи с централизованным повышением денежного содержания муниципальных служащих с 1 января 2018 года и в соответствии с подп. "а,б" п. 9.1 и п. 9.3 Приложения N 1, утвержденного решением Думы Усть-Джегутинского муниципального района от 11 ноября 2015 года N 96-III "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Усть-Джегутинского муниципального района", Уставом Усть-Джегутинского муниципального района и постановлением администрации Усть-Джегутинского муниципального района от 29 декабря 2017 года "Об утверждении штатного расписания на 2018 год" Дума Усть-Джегутинского муниципального района внесла изменения в п. 2 решения Думы Усть-Джегутинского муниципального района от 9 февраля 2015 года N 49-III "Об установлении пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии", установив Рядченко Л.И. с 1 января 2018 года пенсию за выслугу лет в размере 13 269,59 руб, сославшись на следующий расчет: 38 453,70 х 70% = 26 917,60 + 91,56 = 27 009,16 - 13 739,57 = 13 269,59, где 38 453,70 - среднемесячное денежное содержание; 13 739,57 - страховая пенсия по старости; 91,56 - повышение денежного оклада с учетом пенсии по старости в размере 70% месячного денежного содержания (денежного вознаграждения) (пункт 2); данное решение распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года (пункт 3).
Как было указано выше, в соответствии с п. 37 раздела V приложения 2 к Закону Карачаево-Черкесской Республики N 29-РЗ от 23 июня 2008 года должность начальника отдела в контрольно-счетном органе муниципального района соотносится с должностью государственной гражданской службы Карачаево-Черкесской Республики - главный инспектор в контрольно-счетной палате Карачаево-Черкесской Республики. В связи с чем, при определении по Справке 1 размера месячного денежного содержания с 1 января 2018 года в размере 24 061,80 руб. Управление труда и социального развития при администрации Усть-Джегутинского муниципального района вопреки доводам апелляционной жалобы истца правильно исходило из должностного оклада главного инспектора контрольно-счетной палаты Карачаево-Черкесской Республики, установленного с 1 января 2018 года Указом Главы Карачаево-Черкесской Республики N 239 от 11 декабря 2017 года в размере 5 729 руб, а не из должностного оклада начальника отдела в Администрации Усть-Джегутинского МР КЧР (6011 руб.), как того требовала истец в иске.
Произведенный расчет пенсии за выслугу лет, определенный истцу к выплате с 1 января 2018 года, судом проверен и признан арифметически правильным, с которым также соглашается и суд апелляционной инстанции.
Данный расчет и правовая позиция ответчиков соответствуют решению Думы Усть-Джегутинского муниципального района КЧР от 24 июля 2018 года N 363-III, распространяющемуся на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года, в соответствии с которым подп. "б" п. 9.1 Положения о порядке назначения, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Усть-Джегутинского муниципального района, утвержденного решением Думы Усть-Джегутинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики N 96-III от 11 ноября 2015 года, изложен в следующей редакции: "При централизованном изменении денежного содержания муниципальных служащих по соответствующей должности, размер пенсии за выслугу лет пересчитывается по Справке 1 "О размере месячного содержания", согласно приложению N 3 к настоящему Положению, исходя из размера должностного оклада по соответствующей муниципальной должности или должности муниципальной службы Усть-Джегутинского муниципального района. В случае, если в штатном расписании данного органа местного самоуправления такая должность отсутствует, размер должностного оклада определяется исходя из должностного оклада по должности, аналогичной той, которую указанное лицо замещало в данном органе местного самоуправления, а при отсутствии аналогичной должности - по соответствующей должности государственной гражданской службы Карачаево-Черкесской Республики согласно соотношению должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Карачаево-Черкесской Республики, установленному Законом Карачаево-Черкесской Республики от 23 июня 2008 года N 29-РЗ "О реестре должностей муниципальной службы в Карачаево-Черкесской Республике", с применением процентов за выслугу лет, утвержденных решением Думы при назначении пенсии за выслугу лет согласно подп. 2 п.1 приложения 5 к настоящему Положению".
Довод истца о том, что при исчислении денежного содержания не включены выплаты за классный чин не может быть принят во внимание, поскольку не представлено доказательств присвоения ей такового.
В апелляционной жалобе истец указала, что оспариваемое решение Думы Усть-Джегутинского муниципального района от 20 апреля 2018 года не может быть распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года, а подлежит применению лишь с момента его вынесения.
Вместе с тем, ссылки в апелляционной жалобе на неправильное применение судом норм материального права являются ошибочными и свидетельствуют о неправильном толковании закона, регулирующего спорные правоотношения, в том числе положений ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям абзаца 2 п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда это прямо предусмотрено Законом, его действие распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие.
Кроме того, согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в указанных выше определениях по вопросу уменьшения доплат к страховой пенсии муниципальных служащих, такое уменьшение не ухудшает положение граждан, поскольку в соответствии с Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" для муниципальных служащих предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет (подп. 5 п. 1 ст. 23).
Такое пенсионное обеспечение, в силу п. 1 ст. 24 названного Федерального закона, предусматривающего распространение в полном объеме на муниципального служащего прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления и по своей правовой природе, так же как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим, является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов.
Более того по существу придание обратной силы оспариваемому ненормативному правовому акту не отменило прав истца на получение муниципальной пенсии за выслугу лет и не ухудшило ее положение, поскольку общий размер страховой пенсии по старости и дополнительной пенсии за выслугу лет у Рядченко Л.И. с 1 января 2018 года увеличился на 91,56 руб.
Судебная коллегия считает, что при разрешении спора судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению обстоятельств дела, переоценке обстоятельств и доказательств по делу, по мнению судебной коллегии доказательства оценены по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для переоценки судебная коллегия не усматривает.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что в заседании судебной коллегии истцом и его представителем не приведены иные доводы и не указаны иные обстоятельства, которые могли бы влиять на существо принятого решения, судебная коллегия не усматривает оснований в порядке ст. 330 ГПК РФ для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Усть-Джегутинского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 7 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Рядченко Л.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.