Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С.,
Судей Грибовой Е.Н, Кочергиной Т.В,
при секретаре Распитине А.С,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Грибовой Е.Н. дело по апелляционной жалобе Валиева А.Д. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 07 ноября 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Валиева А.Д. к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным отказа в рассмотрении заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязании поставить на жилищный учет, признании права на обеспечение жильем - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истец Валиев А.Д. обратился в Пресненский районный суд г. Москвы с исковым заявлением к ответчику о признании незаконным отказа в рассмотрении вопроса о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязании поставить на жилищный учет, признании права на обеспечение жильем.
Свои исковые требования мотивировав тем, что он добровольно выехал из зоны отселения, в связи с чем он имеет компенсации и льготы, установленные законом РФ от 15.05.1991 г. N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Также истец указывал на то, что он долгое время проживает в г. Москве, но до сих пор не имеет жилья. При этом истец указал, что граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и выехавшие добровольно из зоны отселения, подлежат включению в месте нового проживания в отдельные списки граждан, имеющих право на предоставление жилья, в связи с чем отказ Департамента в рассмотрении заявления о постановке на учет незаконен, что послужило основанием для указанного иска.
Истец в судебное заседание не явился, направил в суд своего представителя. В судебном заседании представитель истца Корховая Л.В. заявленные исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика ДГИ г. Москвы по доверенности Алексанян А.А. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении искового заявления, поскольку право на участие в программе "Жилище" имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, истцу были направлены ответы с разъяснениями о порядке подачи запросов о постановке на жилищный учет. Отзыв на иск представитель ответчика поддержала в полном объеме.
Третьи лица ГБУ МФЦ г. Москвы, Комитет имущественных и земельных отношений в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о рассмотрении дела, сведений о причинах неявки суду не сообщили.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, в своей апелляционной жалобе просит Валиев А.Д, ссылаясь на то, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права, нарушены нормы процессуального права.
В соответствии с положениями ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Валиев А.Д. в заседание судебной коллегии не явился, извещался надлежащим образом, что подтверждено телефонограммой от 10 января 2019 года (л.д.*).
Представитель ДГИ г. Москвы в заседание судебной коллегии не явился, извещался надлежащим образом, что подтверждено распиской (л.д.*).
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Суд установил, что Валиев А.Д. обратился в Департамент городского имущества г.Москвы с заявлением, о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, признании участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законом" Федеральной целевой программы "Жилище" и включении в список на получение жилищного сертификата.
Ответом ДГИ г. Москвы от 04.05.2018 г. N *** был разъяснен порядок обращения с запросом о постановке на жилищный учет.
Как усматривается из материалов дела, истец был зарегистрирован и постоянно проживал по адресу: ***, с 27.04.1998 г. по 11.05.2012 г. и с 14.05.2012 г. по 24.10.2017 г.
С 24.10.2017 г. по настоящее время истец зарегистрирован по адресу: ***, имеет статус гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и выехавшего добровольно из зоны отселения.
В обоснование доводов искового заявления истец указывал на то, что Валиев А.Д. проживает с 2017 года в квартире по адресу: ***, данное помещение было предоставлено ему на основании договора безвозмездного пользования.
Проверяя доводы искового заявления, суд установил, что Департамент осуществляет учет граждан - участников подпрограммы ВГО в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" и Постановлением Правительства Москвы от 11.05.2010 N 388-ПП "Об утверждении Правил рассмотрения заявлений граждан об участии в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы Департаментом городского имущества города Москвы и оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов о выделении социальной выплаты на приобретение жилых помещений".
В соответствии с подпунктом "е" пункта 5 Постановления N 153 право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.
Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не установлены порядок и критерии признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, в жилых помещениях, в получении жилых помещений (далее - нуждаемость).
Понятие и критерии нуждаемости определены Жилищным Кодексом Российской Федерации (далее ЖК РФ).
В соответствии со статьей 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. То есть, кроме малоимущих граждан, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеют право категории граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1)не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. "к", ч. 1, ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации находятся административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
В субъекте Российской Федерации городе Москве, условия и основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены Законом города Москвы N 29 от 14.06.2006 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" (далее - Закон N 29).
В соответствии с п. 3, ч. 1, ст. 7 Закона N 29, жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, если они проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что Валиев А.Д. зарегистрирован и проживает на территории города Москвы по вышеуказанному адресу с 15.03.2017 г, то есть менее 10 лет.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что истец относится к категории граждан, право которых на обеспечение жильем определено федеральным законом, не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу ч.7 ст.52 ЖК РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта РФ.
Вместе с тем, какого-либо специального порядка признания граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, нуждающимися в предоставлении жилых помещений действующим федеральным законодательством не предусмотрено.
Проанализировав установленные обстоятельства, дав правовую оценку представленным в материалы дела доказательствам, руководствуясь положениями вышеприведенных норм права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Валиева А.Д. к Департаменту городского имущества г. Москвы, о признании незаконным отказа в постановке на учет, признании права на постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Судебная коллегия, соглашается с выводами суда первой инстанции, считает их правильными и обоснованными.
В целом, доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, и не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, основаны на ошибочном толковании норм материального права, и сводятся к переоценке добытых судом доказательств, обстоятельств дела, установленных и исследованных судом, надлежащая оценка которым дана в решении суда, также не содержат обстоятельств, которые не были бы учтены судом первой инстанции при вынесении судебного решения и имели бы правовое значение для разрешения спора, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, не опровергают их.
Суд первой инстанции в своем решении оценил достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Оснований для иной оценки доказательств, представленных при разрешении спора, судебная коллегия не усматривает.
Заявителем апелляционной жалобы каких-либо дополнительных доказательств, которые могли бы повлиять на выводы суда, не представлено.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 07 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Валиев А.Д. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.