Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Белоногого А.В,
при секретаре Колоцей И.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-19/2019 по административному иску публичного акционерного общества "Сбербанк России" (далее ПАО "Сбербанк России") к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения,
установил:
Публичное акционерное общество "Сбербанк России" обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить в отношении нежилого помещения, площадью 3 726,3 кв.м, с кадастровым номером N.., расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул.Красного Текстильщика, "адрес", помещение N2-Н, 13-Н, 14-Н, 15-Н, 20-Н, кадастровую стоимость по состоянию на 30 марта 2015 года в размере 250 000 000 рублей, что соответствует его рыночной стоимости; применить сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда по настоящему административному иску, для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на период с 1 января 2018 года до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, определённой по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Кроме того, административный истец просит взыскать с Комитета имущественных отношений в свою пользу расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.
В обоснование требований истец ссылается на то, что установленная Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга 30 марта 2015 года кадастровая стоимость нежилого помещения в размере 264 220 134 рублей 71 копейки не соответствует его рыночной стоимости, что необоснованно влёчет увеличение его налоговых обязательств, в частности, по уплате налога на имущество организаций, исчисляемого на основании кадастровой стоимости нежилого помещения.
Административный истец указал, что обращался в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Санкт-Петербургу с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, представив отчёт об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, однако требования истца решением Комиссии от 23 октября 2018 года оставлены без удовлетворения.
В судебное заседание представитель административного истца, ПАО "Сбербанк России" Лобушко С.Е, действующая на основании доверенности от "дата", явилась, на удовлетворении заявленных требований настаивает.
Представитель административного ответчика, Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Проволоцкий В.В, действующий на основании доверенности от "дата", в судебное заседание явился, возражений против удовлетворения заявленных требований на основании представленного истцом отчёта об оценке не имеет.
Административный ответчик, Управление Росреестра по Санкт-Петербургу, своего представителя в судебное заседание не направил, извещён судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства; о причинах неявки в судебное заседание не сообщил, об отложении судебного разбирательства не просил, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие, что не противоречит требованиям статей 96, 97 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суд, проверив материалы дела, обсудив доводы административного иска, выслушав объяснения участников процесса, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ПАО "Сбербанк России" является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул.Красного Текстильщика, "адрес" помещение N2-Н, 13-Н, 14-Н, 15-Н, 20-Н, площадью 3 726,3 кв.м, кадастровый номер объекта: N... (том 1, л.д.15-45,46).
Согласно кадастровой справке от 21 ноября 2018 года, кадастровая стоимость данного нежилого помещения, содержащаяся в ЕГРН, по состоянию на 30 марта 2015 года составляет 264 220 134 рубля 71 копейку, и определена на основании акта об утверждении кадастровой стоимости от 30 марта 2015 года б/н к прот. N... (том 1, л.д.14).
Аналогичные сведения следуют из акта определения кадастровой стоимости объектов недвижимости от 1 апреля 2015 года N... (том 1, л.д.47-48).
ПАО "Сбербанк России" 5 октября 2018 года обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Санкт-Петербургу (далее по тексту Комиссия) с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.
Решением Комиссии от 23 октября 2018 года N... в удовлетворении заявления отказано (том 1, л.д. 49-51).
Основанием к отказу в удовлетворении указанного заявления общества послужило установление Комиссией отличия рыночной стоимости объекта оценки от его кадастровой стоимости, отражённой в акте об утверждении кадастровой стоимости, менее 30 %, а именно: 5,4%.
В данном решении также указано на несоответствие оформления и содержания представленного заявителем отчёта об оценке требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июня 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", требованиям к содержанию отчёта об оценке, к описанию в отчёте об оценке информации, используемой для проведения оценки, установленными федеральными стандартами оценки (том 1, л.д.49-51).
На рассмотрение Комиссией заявителем (совместно с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта оценки) был представлен отчёт об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от 3 сентября 2018 года N... составленный оценщиком Еценковым А.В, членом некоммерческого партнёрства Саморегулируемой организации "Деловой Союз Оценщиков".
Согласно указанному отчёту об оценке, величина рыночной стоимости оцениваемого объекта округлённо составляет (не включая НДС) 250 000 000 рублей (том 1, л.д.70-257).
Правовые предписания статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности предусматривают возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости юридическими лицами и гражданами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу пункта 3 статьи 12 и пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъектам федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы для отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, на территории Санкт-Петербурга установлен Законом Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года N 684-96 "О налоге на имущество организаций", пунктом 1 статьи 1-1 которого предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) площадью свыше 3000 кв. м, которые в соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга 25 декабря 2017 года издан приказ N166-п, пунктом 1 которого определён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее по тексту - Перечень).
В пункт 285 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, включено нежилое помещение с кадастровым номером N.., расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул.Красного Текстильщика, "адрес", помещение N 2-Н, 13-Н, 14-Н, 15-Н, 20-Н, принадлежащее на праве собственности ПАО "Сбербанк России".
Учитывая указанное, общество является плательщиком налога на имущество организаций; налоговая база в отношении данного нежилого помещения определяется как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, что обуславливает наличие правовой заинтересованности истца в результатах определения кадастровой стоимости объекта оценки.
В силу нормативных предписаний статьи 12 данного закона, итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признаётся достоверной, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчёт об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Статья 24.15 Закона об оценочной деятельности устанавливает, что определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного статьёй 24.19 настоящего Федерального закона.
Положения пункта 5 Федерального стандарта оценки "Требования к отчёту об оценке (ФСО N3)", утверждённого Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 года N299, предусматривают, что при составлении отчёта об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчёте должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведённая в отчёте об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчёта об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчёта об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.
Как следует из положений статьи 16.2 Закона об оценочной деятельности экспертом саморегулируемой организации оценщиков - членом экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков признаётся член саморегулируемой организации оценщиков, сдавший единый квалификационный экзамен и избранный в состав экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков общим собранием членов саморегулируемой организации оценщиков.
Как было указано ранее, представленный административным истцом отчёт об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от 3 сентября 2018 года N... составлен оценщиком Еценковым А.В, членом некоммерческого партнёрства Саморегулируемой организации "Деловой Союз Оценщиков", что подтверждается выпиской из реестра от 23 июня 2016 года N... (том 1, л.д.211 на обороте); его гражданская ответственность застрахована в ОАО "Альфа Страхование" (том 1, л.д.212); Еценков А.В. имеет диплом ГБУ ВПО СПб "ГУЭФ" о профессиональной переподготовке N... N... по программе "Финансы и кредит" (оценка стоимости предприятия (бизнеса)) (том 1, л.д.211).
Указанные обстоятельства позволяются прийти к выводу о наличии у оценщика Еценкова А.В. необходимой специальной квалификации на производство выше поименованной оценки и права на её проведение и формулирование выводов по результатам её проведения.
Статьёй 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в совокупности.
Из отчёта от 3 сентября 2018 года следует, что выводы и расчёты итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки оценщиком мотивированны, подробны, обоснованны, исследование проведено всесторонне и в полном объёме, на строго научной и практической основе, в пределах имеющейся у оценщика соответствующей специальности.
Составленный оценщиком Еценковым А.В. отчёт основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости вышеназванного объекта недвижимости.
Выбор оценщиком подходов к исследованию оценки объекта и его методов, подробно и убедительно аргументированы в отчёте, соответствуют требованиям пункта 11 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N1)", утверждённого приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N297, пункта 22а Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N7)", утверждённого приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года N611.
В ходе судебного разбирательства каких-либо доказательств, опровергающих изложенные в отчёте от 3 сентября 2018 года выводы, не представлено; ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы соответствия представленного отчёта требованиям закона об оценочной деятельности административный ответчик не заявлял.
Поскольку административный ответчик не воспользовался принадлежащим ему диспозитивным процессуальным правом на представление доказательств, опровергающих рыночную стоимость объекта оценки, определённую в отчёте от 3 сентября 2018 года; каких-либо нарушений требований законодательства об оценочной деятельности, в том числе, федеральных стандартов оценки, не установлено, оснований не доверять обоснованности отчёта об оценке и достоверности определения в нём рыночной стоимости объекта оценки, не опровергнутой сторонами, у суда не имеется.
По указанным основаниям, суд приходит к выводу о возможности принятия в качестве надлежащего доказательства рыночной стоимости нежилого помещения представленного административным истцом отчёта об оценке.
Учитывая изложенное, кадастровую стоимость нежилого помещения надлежит установить в размере, определённом в отчёте об оценке от 3 сентября 2018 года, составляющем 250 000 000 рублей.
Согласно положениям абзаца 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", вступившего в силу с 1 января 2017 года, в кадастр недвижимости (реестр объектов недвижимости) вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно пункту 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц, является дата обращения в Комиссию.
Датой обращения общества в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости является 5 октября 2018 года.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в пункте 25 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения подлежит указанию дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости являющаяся датой обращения в комиссию - 5 октября 2018 года.
В пункте 31 вышеупомянутого Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 указано, что с учётом того, что главой 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, вопрос о судебных расходах, понесённых заявителем, административным истцом, заинтересованным лицом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлечённым к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.
Поскольку права административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной не оспаривается административным ответчиком, судебные расходы, в том числе и по уплате государственной пошлины, относятся на административного истца.
В удовлетворении иска в части применения сведений о кадастровой стоимости, установленной решением суда по настоящему делу для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на период с 1 января 2018 года до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, определённой по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, суд отказывает, поскольку порядок исчисления и уплаты налога не может входить в предмет заявленных требований по рассматриваемой категории дел.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьёй 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск публичного акционерного общества "Сбербанк России" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения - удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул.Красного Текстильщика, "адрес", помещение N2-Н, 13-Н, 14-Н, 15-Н, 20-Н, площадью 3 726,3 кв.м, с кадастровым номером N.., по состоянию на 30 марта 2015 года равной его рыночной стоимости в размере 250 000 000 (Двухсот пятидесяти миллионов) рублей.
Датой подачи публичным акционерным обществом "Сбербанк России" заявления о пересмотре результатов определении кадастровой стоимости считать 5 октября 2018 года.
В удовлетворения остальной части требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в апелляционную инстанцию Санкт-Петербургского городского суда.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.