ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
7 февраля 2019 г. по делу N 3а-15/2019
Верховный Суд Республики Мордовия в составе
судьи Верховного Суда Республики Мордовия Бажанова А.О,
при секретаре судебного заседания Ермаковой С.В,
с участием в деле
административного истца - Лысяковой Т.Г,
административного ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее ФГБУ "ФКП Росреестра"),
административного ответчика - Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия (далее - Госкомимущество Республики Мордовия),
заинтересованного лица - Правительства Республики Мордовия,
заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (далее Управление Росреестра по Республике Мордовия),
заинтересованного лица - администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия,
заинтересованного лица - администрации Зубово-Полянского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании 7 февраля 2019 г. в г. Саранске Республики Мордовия административное исковое заявление Лысяковой Т.Г. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
Лысякова Т.Г. обратилась в Верховный Суд Республики Мордовия с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "N", общей площадью 1 080 кв.м, вид разрешенного использования: для размещения объектов материально-технического снабжения, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости 134 000 рублей.
В обоснование иска указала, что на основании договора аренды N "N" от 23 декабря 2015 г, зарегистрированного Управлением Росреестра по Республике Мордовия под регистрационным номером "N" от 16 января 2016 г, является арендатором указанного объекта недвижимости.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости определена по состоянию на 5 октября 2015 г. и составляет 380 160 рублей.
Лысякова Т.Г. считает кадастровую стоимость объекта недвижимости завышенной и подлежащей пересмотру, поскольку значительно превышает его рыночную стоимость, что ведёт к завышению размера налога на имущество, арендной платы.
Согласно отчёту об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости N "N" от 15 мая 2018 г, составленному оценщиком ИП Л.Е.В, рыночная стоимость объекта недвижимости составляет по состоянию на 5 октября 2015 г. 134 000 рублей.
По данным основаниям Лысякова Т.Г. просила суд установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества равной его рыночной стоимости по состоянию на 5 октября 2015 г.
17 сентября 2018 г. Лысякова Т.Г. уточнила основания административных исковых требований, представив заявление о том, что определение кадастровой стоимости земельного участка затрагивает её права в связи с тем, что она приобрела право аренды земельного участка на аукционе, начальная арендная плата за который была определена в соответствии с действующим законодательством от размера кадастровой стоимости.
Административный истец Лысякова Т.Г, представители административных ответчиков ФГБУ "ФКП Росреестра", Госкомимущества Республики Мордовия, представители заинтересованных лиц Правительства Республики Мордовия, администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия, администрации Зубово-Полянского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия, Управления Росреестра по Республике Мордовия в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте его проведения были извещены своевременно и надлежаще, не просили его отложить и не сообщили о причине неявки.
Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается, и суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.
Рассмотрев дело, суд приходит к следующим выводам.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером "N", общей площадью 1 080 кв.м, вид разрешенного использования: для размещения объектов материально-технического снабжения, расположенного по адресу: "адрес", заявка Лысяковой Т.Г. признана соответствующей всем требованиям, указанным в извещении о проведении аукциона и условиям аукциона, комиссия рекомендовала главе администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия заключить с Лысяковой Т.Г. договор аренды с годовой арендной платой равной 5 702 руб. 40 коп, определенной в размере начальной арендной платы для аукциона, исчисленном как 1,5% от кадастровой стоимости вышеназванного земельного участка.
21 апреля 2017 г. между администрацией Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия арендодателем и Лысяковой Т.Г. арендатором заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером "N" на срок по 23 декабря 2025 г. (т. 1 л.д. 7-9).
Как следует из договора аренды N "N" от 23 декабря 2015 г. плата (размер годовой арендной платы) за пользование земельным участком с кадастровым номером "N" установлена в твёрдой сумме - 5 702 руб. 40 коп, определенной по итогу аукциона на право заключения договора аренды указанного земельного участка в 2015 году.
Согласно кадастровому делу земельный участок с кадастровым номером "N" поставлен на государственный кадастровый учет 5 октября 2015 г, как вновь образованный (т. 1 л.д. 96-161).
Кадастровая стоимость указанного земельного участка определена на основании акта ФГБУ "ФКП Росреестра" (филиал по Республике Мордовия) от 5 октября 2015 г. в размере 380 160 рублей (т. 1 л.д. 161).
Согласно части 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-Ф3 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 6 постановления от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснил, что арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Исходя из этих законоположений, результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "N" затрагивают права и обязанности административного истца Лысяковой Т.Г. как арендатора земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, обязанного уплачивать арендную плату, исчисляемую исходя из кадастровой стоимости.
Следовательно, Лысякова Т.Г. вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "N" в суде.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу третьему части одиннадцатой статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности и пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из вышеназванных законоположений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, суд считает, что результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "N" затрагивают права и обязанности административного истца Лысяковой Т.Г. как арендатора муниципального земельного участка.
В обоснование своих административных исковых требований Лысякова Т.Г. представила отчёт об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от 15 мая 2018 г, согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости составляет по состоянию на 5 октября 2015 г. 134 000 рублей.
Судом установлено, что оценку произвел оценщик ИП Л.Е.В, являющийся членом "Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков", включенным в реестр оценщиков за номером 2370, имеющий диплом о профессиональной переподготовке ПП N "N", заключивший договор добровольного страхования ответственности оценщика со страховой суммой 30 000 000 рублей (с 15 апреля 2018 г. по 14 апреля 2019 г.).
Отчёт оценщика отвечает требованиям пунктов 8, 11 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки" (далее ФСО N 1), утверждённого приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 N 297, т.к. рыночная стоимость объекта недвижимости определена на дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость, оценщик мотивировал избрание сравнительного, обосновав причину, по которой не применял затратный и доходный подходы.
Отчёт оценщика соответствует принципам существенности информации, используемой оценщиком, её подтверждаемости, однозначности толкования полученных результатов. В отчёте обоснован выбор подхода и методов оценки, приведена последовательность определения стоимости объекта оценки, а также приведены соответствующие расчеты, изложенная логика процесса определения стоимости и соответствие выбранного оценщиком метода (методов) объекту оценки, определяемому виду стоимости и предполагаемому использованию результатов оценки, понятны, процедура согласования результатов оценки и выводы, полученные на основании проведенных расчетов, описаны, копии документов, использованных оценщиком, приобщены к отчёту, в тексте отчёта имеются ссылки на источники информации и копии документов и материалов, в том числе светокопии скриншотов, что соответствует требованиям пунктов 5, 8, 10, 11 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке" (далее ФСО N 3), утверждённого приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. N 299.
В соответствии с положениями пунктов 10, 20, 22, 23, 26 Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости" (далее ФСО N 7), утверждённого приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 г. N 611, оценщиком исследован рынок в тех сегментах, к которым относится фактическое использование оцениваемого объекта, принцип достаточности объёма исследований оценщиком соблюден, подобрано достаточное для оценки количество объектов-аналогов с известными ценами сделок и предложений, относящиеся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимые с ним по ценообразующим факторам. Отчёт содержит обоснование использования или неиспользования элементов сравнения объекта оценки с объектами-аналогами. Элементы сравнения соответствуют перечню обычно используемых. Метод остатка, примененный при доходном подходе, подробно и ясно изложен, приведены расчёты. Согласование результатов оценки недвижимости, полученных с использованием различных методов и подходов, к оценке, и отражение его результатов в отчете об оценке осуществлено в соответствии с требованиями ФСО N 1 и ФСО N 3.
Данные, представленные ООО "КЕХ еКоммерц" (Авито) в ответ на запрос Верховного Суда Республики Мордовия, подтверждают действительность размещения объявлений о продаже земельных участков - объектов-аналогов.
Сведения об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости копий договоров купли-продажи объектов-аналогов, не могут свидетельствовать о недостоверности отчёта, т.к. сведения об указанных объектах, содержащихся в объявлениях, хотя и не позволяют достоверно определить кадастровые номера объектов, однако содержат достаточной объем информации о них, позволяющий сопоставить их с объектом оценки, что согласуется с требованиями ФСО N 3.
Доказательств, опровергающих выводы отчёта оценки о рыночной стоимости спорного объекта недвижимого имущества, ни административные ответчики, ни заинтересованные лица не представили, равно как и не заявили ходатайство о назначении судебной строительно-технической экспертизы с целью определения рыночной стоимости спорного объекта недвижимого имущества.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что отчёт оценщика соответствует требованиям, содержащимся в Федеральном законе N 135-ФЗ, федеральных стандартах оценки N 1, N 3, N 7, и отсутствуют основания для признания отчёта оценщика недостоверным и недопустимым доказательством.
Следовательно, отчёт оценщика может быть положен в основу решения суда.
Установление оценщиком рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Соответственно, заявление об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "N" равной его рыночной стоимости, подлежит удовлетворению.
Как уже указывалось ранее, сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в Единый государственный реестр недвижимости 5 октября 2015 г. (т. 1 л.д. 10).
6 августа 2018 г. Лысякова Т.Г. по почте подала в Верховный Суд Республики Мордовия заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "N" по состоянию на 5 октября 2015 г. (т. 1 л.д. 47).
Исходя из этого и на основании части пятой статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, сведения о кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением суда, могут применяться для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, то есть с 01 января 2018 г.
При этом с учётом положений части десятой статьи 24.18 настоящего Федерального закона сведения о кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением суда, могут применяться по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьёй 24.19 Закона об оценочной деятельности.
Об этом должно быть указано в резолютивной части решения суда.
Кроме того, в резолютивной части решения суда должна быть указана дата подачи административного искового заявления об оспаривании кадастровой стоимости (посредством почтового отправления) в суд - 6 августа 2018 г, сведения о которой подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и частью 6 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности. Об этом судам даны соответствующие разъяснения в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".
В пункте 7 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, разъяснено, что в силу положений статьи 34 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованными лицами, а после 15 сентября 2015 г. на основании части 4 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности.
Решением органа кадастрового учёта ФГБУ "ФКП Росреестра" от 5 октября 2015 г. произведён государственный кадастровый учёт вновь образованного земельного участка с кадастровым номером "N", а также определена его кадастровая стоимость в порядке статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности (т. 1 л.д. 161).
5 октября 2015 г. кадастровая стоимость земельного участка определена ФГБУ "ФКП Росреестра" в соответствии с пунктом 2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утверждённых приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12 августа 2006 г. N 222, путём умножения площади земельного участка на среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель населенных пунктов, утверждённого приказом Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия от 27 ноября 2014 г. N 42 в форме утверждения акта от 5 октября 2015 г. определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "N" (т. 1 л.д. 161).
Так как кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "N" определена ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице его филиала по Республике Мордовия, суд считает, что надлежащим ответчиком является ФГБУ "ФКП Росреестра".
Из материалов дела установлено, что в связи с образованием земельного участка с кадастровым номером "N", кадастровая стоимость определена ФГБУ "ФКП "Росреестра" по состоянию на 5 октября 2015 г. в порядке, предусмотренном в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, а сведения о кадастровой стоимости на указанную дату внесены в Единый государственный реестр недвижимости 5 октября 2015 г.
Таким образом, административное исковое заявление Лысяковой Т.Г. к Госкомимуществу Республики Мордовия по Республике Мордовии об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости подлежит оставлению без удовлетворения, т.к. установлено, что указанный административный ответчик не утверждал кадастровую стоимость земельного участка и не осуществлял функции по государственной кадастровой оценке.
С учётом изложенного административное исковое заявление Лысяковой Т.Г. к ФГБУ "ФКП Росреестра" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 174, 180 249, 297, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия
решил:
административное исковое заявление Лысяковой Татьяны Георгиевны к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "N", общей площадью 1 080 кв.м, вид разрешенного использования: для размещения объектов материально-технического снабжения, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости 134 000 (сто тридцать четыре тысячи) рублей по состоянию на 5 октября 2015 г.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2018 г. по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьёй 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Датой подачи заявления Лысяковой Татьяной Георгиевной о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, сведения о которой подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости, считать 6 августа 2018 г.
Отказать в удовлетворении административного иска Лысяковой Татьяны Георгиевны об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости к Государственному комитету имущественных и земельных отношений Республики Мордовия.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия А.О. Бажанов
Мотивированное решение составлено 11 февраля 2019 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.