Судья Московского городского суда Магжанова Э.А., рассмотрев кассационную жалобу Яковченко О.В., Яковченко А.А., поступившую в Московский городской суд 19.04.2019 г., на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 20.11.2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18.01.2019 г. по гражданскому делу по иску Яковченко О.В. к Департаменту городского имущества города Москвы (ДГИ г. Москвы), 3-е лицо Яковченко А.А., о признании незаконным отказа ДГИ г. Москвы во включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", об обязании ДГИ г. Москвы поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включить в состав участников программы,
установил:
Яковченко О.В. обратилась в суд с исковым заявлением к ДГИ г. Москвы, с учетом принятых уточнений, просила признать незаконным решение от 09.07.2018 года об отказе в принятии Яковченко О.В. совместно с членом семьи Яковченко А.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях; обязать поставить истца совместно с членом семьи Яковченко А.А. на учет; обязать включить истца совместно с членом семьи Яковченко А.А. в состав участников подпрограммы "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России" Государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ", утвержденной постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 года N1710.
Требования мотивированы тем, что Яковченко О.В. с 26.04.1986 года по 17.11.2016 года постоянно проживала в зоне, подвергшейся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС по адресу: ***. В связи с заболеванием щитовидной железы в 2003 году истец перенесла операцию. Решением экспертного совета в 2004 году заболевание щитовидной железы признано связанным с радиационным воздействием в результате аварии на Чернобыльской АЭС, в связи с чем решением экспертного совета 02.03.2005 года Яковченко О.В. выдано удостоверение перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием Чернобыльской АЭС. 04.06.2003 года истцу выдано бессрочное удостоверение о том, что она имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В 2016 году истец переехала на постоянное место жительства в город Москву по адресу: ***, при этом собственного жилья не имеет.
19.05.2018 г. Яковченко О.В. совместно с сыном Яковченко А.А. обратились к ответчику с заявлением о постановке на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий как граждан, перенесших лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с целью получения жилищного сертификата в рамках действующей подпрограммы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153. Уведомлением ДГИ г. Москвы от 09.07.2018 года в постановке на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий отказано в удовлетворении иска.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 20.11.2018 г. Яковченко О.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18.01.2019 г. решение Преображенского районного суда г. Москвы от 20.11.2018 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявители ставят вопрос об отмене принятых судебных актов и принятии нового решения по делу.
В соответствии с ч. 2 ст. 381 ГПК РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст.387 ГПК РФ).
Таких нарушений судебными инстанциями допущено не было.
Департамент осуществляет учет граждан - участников подпрограммы ВГО в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" и Постановлением Правительства Москвы от 11.05.2010 N 388-ПП "Об утверждении Правил рассмотрения заявлений граждан об участии в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы Департаментом городского имущества города Москвы и оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов о выделении социальной выплаты на приобретение жилых помещений".
В соответствии с подпунктом "е" пункта 5 Постановления N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.
Законом Российской Федерации от 15.05.1991N 1244-1"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не установлены порядок и критерии признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, в жилых помещениях, в получении жилых помещений (далее - нуждаемость).
Понятие и критерии нуждаемости определены Жилищным Кодексом Российской Федерации (далее ЖК РФ).
В соответствии со статьей 52 ЖК РФ, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. То есть, кроме малоимущих граждан, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеют право категории граждан, признанные по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающиеся в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации находятся административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
В субъекте Российской Федерации городе Москве, условия и основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены Законом города Москвы N 29 от 14.06.2006 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" (далее - Закон N 29).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 7 Закона N 29, жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, если они проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет.
Судами установлено, что Яковченко О.В. через службу МФЦ района Таганский обратилась в ДГИ г. Москвы с заявлением о признании ее и ее сына нуждающимися в улучшении жилищных условий, признании участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законом" Федеральной целевой программы "Жилище" и включении в список на получение жилищного сертификата.
Уведомлением ДГИ г. Москвы от 09.07.2018 г. истцу было отказано в предоставлении государственной услуги в связи с тем, что Яковченко О.В. и Яковченко А.А. проживают в г. Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности менее 10 лет.
Истец с 17.11.2016 года и ее сын - Яковченко А.А. с 19.01.2017 года постоянно зарегистрированы в квартире по адресу: ***, общей площадью ** кв.м, также по данному адресу с 25.05.2006 г. зарегистрированы ***. Указанная квартира находится в собственности ***.
Яковченко О.В. совместно с сыном прибыли на данную площадь из г. Новозыбкова, Брянской области.
Истец перенесла операцию по поводу заболевания щитовидной железы. Решением экспертного совета 01.07.2004 г. заболевание щитовидной железы было признано связанным с радиационным воздействием в результате аварии на Чернобыльской АЭС. 02.03.2005 года истцу было выдано удостоверение перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием Чернобыльской АЭС.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Яковченко О.В. с 17.11.2016 года, ее сын Яковченко А.А. с 19.01.2017 года зарегистрированы и проживают на территории города Москвы, то есть менее 10 лет.
Судебная коллегия, проверяя решение суда в апелляционном порядке, с выводами суда первой инстанции согласилась, как с правильными, обоснованными, при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела, надлежащей оценке таковых, в соответствии с нормами материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Судом апелляционной инстанции ссылка истца на то, что она относится к категории граждан, право которых на обеспечение жильем определено федеральным законом, не принята во внимание, поскольку в силу ч. 7 ст. 52 ЖК РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта РФ. При этом, какого-либо специального порядка признания граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, нуждающимися в предоставлении жилых помещений действующим федеральным законодательством не предусмотрено.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются верными, в судебных постановлениях мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание выводов судов об установленных обстоятельствах, переоценку доказательств, были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая оценка, обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке и основанием к отмене решения суда и определения судебной коллегии служить не могут, поскольку применительно к положениям ст. ст. 378, 386, 387 ГПК РФ, судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
Ссылок на обстоятельства, которые опровергали бы выводы нижестоящих судов, а также на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит.
Судебные постановления вынесены с соблюдением норм процессуального права и в соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к установленным правоотношениям, сомнений в их законности не имеется, а поэтому основания к передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 381, 383 ГПК РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Яковченко О.В, Яковченко А.А. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 20.11.2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18.01.2019 г. по гражданскому делу по иску Яковченко О.В. к Департаменту городского имущества города Москвы (ДГИ г. Москвы), 3-е лицо Яковченко А.А, о признании незаконным отказа ДГИ г. Москвы во включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", об обязании ДГИ г. Москвы поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включить в состав участников программы - для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказать.
Судья Московского
городского суда Э.А. Магжанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.