Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Белоногого А.В,
при секретаре Колоцей И.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-51/2019 по административному исковому заявлению акционерного общества "Специальный проектно-изыскательский институт" к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, Управлению Росреестра по Санкт-Петербургу, филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
установил:
Акционерное общество "Специальный проектно-изыскательский институт" (далее АО "СПИИ") обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с административным иском, в котором, уточнив требования в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просит установить кадастровую стоимость (архивную) объекта недвижимости - объекта капитального строительства, площадью 3 857,2 кв.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул.Куйбышева, д.24, литера Б, с кадастровым номером N.., назначение - нежилое здание, на период с 1 января 2018 года до введения новой кадастровой стоимости на основании приказа Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 28 ноября 2018 года N 130-п, в размере его рыночной стоимости 122 986 000 рублей; определить датой подачи административным истцом заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости 18 декабря 2018 года (том 2, л.д.12-13).
В обоснование требований административный истец ссылается на то, что является собственником указанного нежилого здания; установленная Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга по состоянию на 28 мая 2014 года кадастровая стоимость этого здания в размере 237 478 701 рубля 1 копейки не соответствует его рыночной стоимости, что необоснованно влёчет увеличение его налоговых обязательств, в частности, по уплате налога на имущество организаций, исчисляемого на основании кадастровой стоимости. Истец обращался в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Санкт-Петербургу с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, представив отчёт об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, однако требования истца решением Комиссии от 17 января 2019 года оставлены без удовлетворения.
Представитель административного истца Верзулова О.В, действующая на основании доверенности от "дата", в судебное заседание явилась, на удовлетворении заявленных требований настаивает.
Представитель административного ответчика, Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Проволоцкий В.В, действующий на основании доверенности от "дата", в судебное заседание явился, возражений против удовлетворения заявленных требований на основании представленного истцом отчёта об оценке не высказал.
Административные ответчики, филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу, Управление Росреестра по Санкт-Петербургу своих представителей в судебное заседание не направили, извещены судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства; о причинах неявки в судебное заседание не сообщили, об отложении судебного разбирательства не просили, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие, что не противоречит требованиям статей 96, 97 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суд, проверив материалы дела, обсудив доводы административного иска, выслушав объяснения участников процесса, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, АО "СПИИ" является собственником объекта недвижимости - объекта капитального строительства, площадью 3 857,2 кв.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул.Куйбышева, д.24, литера Б, с кадастровым номером N.., назначение - нежилое здание (том 1, л.д.8).
Согласно кадастровой справке от "дата", кадастровая стоимость данного объекта недвижимости, содержащаяся в ЕГРН, по состоянию на 28 мая 2014 года составляет 237 478 701 рубль 1 копейку, и определена на основании акта об утверждении кадастровой стоимости от 17 ноября 2014 года N390 (том 1, л.д.11).
АО "СПИИ" 18 декабря 2018 года обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Санкт-Петербургу (далее по тексту Комиссия) с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (л.д.184-185).
Решением Комиссии от 17 января 2019 года N... в удовлетворении заявления отказано (том 1, л.д.186-189).
В решении указано на установление Комиссией отличия рыночной стоимости объекта оценки от его кадастровой стоимости, отражённой в акте об утверждении кадастровой стоимости, более 30 %, а именно: 48,2%.
При этом также указано на несоответствие оформления и содержания представленного заявителем отчёта об оценке требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июня 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), требованиям к содержанию отчёта об оценке, к описанию в отчёте об оценке информации, используемой для проведения оценки, установленным федеральными стандартами оценки, что выражается в том, что нарушены существенно влияющие на результат оценки требования пункта 5 Федерального стандарта оценки "Требования к отчёту об оценке (ФСО N3)", утверждённого приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N299; пункта 22в Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N7)", утверждённого приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года N611; пункта 5 ФСО N3 и 24ж ФСО N7 (л.д.184-189).
На рассмотрение Комиссией заявителем (совместно с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта оценки) был представлен отчёт об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от 22 ноября 2018 года N.., составленный оценщиком Федоровым С.Р. ООО "Единая Оценочная Компания", членом Ассоциации Саморегулируемой Организации "Южно-Сибирской организации Профессиональных оценщиков и экспертов".
Согласно указанному отчёту об оценке, величина рыночной стоимости оцениваемого объекта округлённо составляет (не включая НДС) 122 986 000 рублей (л.д.12-183).
Правовые предписания статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности предусматривают возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости юридическими лицами и гражданами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу пункта 3 статьи 12 и пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъектам федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы для отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, на территории Санкт-Петербурга установлен Законом Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года N 684-96 "О налоге на имущество организаций", пунктом 1 статьи 1-1 которого предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) площадью свыше 3000 кв. м, которые в соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга 25 декабря 2017 года издан приказ N166-п, пунктом 1 которого определён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее по тексту - Перечень).
В пункт 1 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, включён объект недвижимости с кадастровым номером N.., площадью 3 857,2 кв.м, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, ул.Куйбышева, д.24, литера Б, принадлежащий на праве собственности АО "СПИИ".
Сведений о включении этого объекта ранее в аналогичные Перечни, утверждаемые уполномоченным публичным органом ежегодно, не имеется.
Учитывая указанное, общество является плательщиком налога на имущество организаций; налоговая база в отношении данного объекта недвижимости определяется как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, что обуславливает наличие правовой заинтересованности истца в результатах определения кадастровой стоимости объекта оценки.
В силу нормативных предписаний статьи 12 данного закона, итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признаётся достоверной, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчёт об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Статья 24.15 Закона об оценочной деятельности устанавливает, что определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного статьёй 24.19 настоящего Федерального закона.
Положения пункта 5 Федерального стандарта оценки "Требования к отчёту об оценке (ФСО N3)", утверждённого Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 года N299, предусматривают, что при составлении отчёта об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчёте должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведённая в отчёте об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчёта об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчёта об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.
Как следует из положений статьи 16.2 Закона об оценочной деятельности экспертом саморегулируемой организации оценщиков - членом экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков признаётся член саморегулируемой организации оценщиков, сдавший единый квалификационный экзамен и избранный в состав экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков общим собранием членов саморегулируемой организации оценщиков.
Как было указано ранее, представленный административным истцом отчёт об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от 22 ноября 2018 года N... составлен оценщиком Федоровым С.Р, членом Ассоциации Саморегулируемой Организации "Южно-Сибирской организации Профессиональных оценщиков и экспертов", что подтверждается свидетельством от "дата" N... (том 1, л.д.180); его гражданская ответственность застрахована в ОАО "Альфа Страхование" (том 1, л.д.183); Федоров С.Р. имеет квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению оценочной деятельности "Оценка недвижимости" N... от "дата", выданный на основании решения ФБУ "Федеральный ресурсный центр по организации подготовки управленческих кадров" (том 1, л.д.181); также Федоров С.Р. имеет диплом Волжского филиала ФГБОУ ВПО "Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет" о профессиональной переподготовке N... по программе "Оценка стоимости предприятия (бизнеса))" (том 1, л.д.179).
Указанные обстоятельства позволяются прийти к выводу о наличии у оценщика Федорова С.Р. необходимой специальной квалификации на производство выше поименованной оценки и права на её проведение и формулирование выводов по результатам её проведения.
Статьёй 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в совокупности.
Из отчёта от 22 ноября 2018 года следует, что выводы и расчёты итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки оценщиком мотивированны, подробны, обоснованны, исследование проведено всесторонне и в полном объёме, на строго научной и практической основе, в пределах имеющейся у оценщика соответствующей специальности.
Составленный оценщиком Федоровым С.Р. отчёт основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости вышеназванного объекта недвижимости.
Выбор оценщиком подходов к исследованию оценки объекта и его методов, подробно и убедительно аргументированы в отчёте, соответствуют требованиям пункта 11 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N1)", утверждённого приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N297, пункта 22а Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N7)", утверждённого приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года N611.
В ходе судебного разбирательства каких-либо доказательств, опровергающих изложенные в отчёте от 22 ноября 2018 года выводы, не представлено; ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы соответствия представленного отчёта требованиям закона об оценочной деятельности административный ответчик не заявлял.
Поскольку административный ответчик не воспользовался принадлежащим ему диспозитивным процессуальным правом на представление доказательств, опровергающих рыночную стоимость объекта оценки, определённую в отчёте от 22 ноября 2018 года; каких-либо нарушений требований законодательства об оценочной деятельности, в том числе, федеральных стандартов оценки, не установлено, оснований не доверять обоснованности отчёта об оценке и достоверности определения в нём рыночной стоимости объекта оценки, не опровергнутой сторонами, у суда не имеется.
По указанным основаниям, суд приходит к выводу о возможности принятия в качестве надлежащего доказательства рыночной стоимости нежилого здания представленного истцом отчёта об оценке.
Учитывая изложенное, кадастровую стоимость объекта недвижимости надлежит установить в размере, определённом в отчёте об оценке от 22 ноября 2018 года, составляющем 122 986 000 рублей.
При этом, как следует из разъяснений, данных в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).
Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно положениям абзаца 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", вступившего в силу с 1 января 2017 года, в кадастр недвижимости (реестр объектов недвижимости) вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно пункту 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц, является дата обращения в Комиссию.
В данном случае датой обращения общества в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости является 18 декабря 2018 года, а именно в период применения для целей налогообложения прежней кадастровой стоимости.
Согласно статье 24.20 Закона об оценочной деятельности сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных данной статьёй.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьёй 24.18 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в пункте 25 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения подлежит указанию дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости, являющаяся датой обращения в комиссию - 18 декабря 2018 года.
Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга 28 ноября 2018 года издан приказ N130-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости", которым установлена новая кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2018 года в размере 105 131 187 рублей 48 копеек.
Данный приказ вступил в силу 1 января 2019 года. Первоначальный текст приказа опубликован на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru, 30 ноября 2018 года, на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 3 декабря 2018 года, а также в периодическом издании "Недвижимость и строительство Петербурга", N48, 3 декабря 2018 года - 10 декабря 2018 года (опубликован без приложений).
В соответствии с абзацем вторым пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28, если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.
Таким образом, поскольку в настоящее время утверждены результаты очередной государственной кадастровой оценки объектов недвижимости Санкт-Петербурга, то рыночная стоимость данного объекта, устанавливаемая в размере 122 986 000 рублей, подлежит применению с 1 января 2018 года до 1 января 2019 года.
В пункте 31 вышеупомянутого Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 указано, что с учётом того, что главой 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, вопрос о судебных расходах, понесённых заявителем, административным истцом, заинтересованным лицом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлечённым к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.
Поскольку права административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной не оспаривается административными ответчиками, судебные расходы, в том числе и по уплате государственной пошлины, относятся на административного истца.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьёй 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление акционерного общества "Специальный проектно-изыскательский институт" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости - удовлетворить.
установить кадастровую стоимость (архивную) объекта недвижимости - объекта капитального строительства, площадью 3 857,2 кв.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул.Куйбышева, д.24, литера Б, с кадастровым номером N.., назначение - нежилое здание, на период с 1 января 2018 года до введения новой кадастровой стоимости на основании приказа Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 28 ноября 2018 года N 130-п, в размере его рыночной стоимости 122 986 000 (Сто двадцать два миллиона девятьсот восемьдесят шесть тысяч) рублей.
Датой подачи акционерным обществом "Специальный проектно-изыскательский институт" заявления о пересмотре результатов определении кадастровой стоимости считать "дата".
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в апелляционную инстанцию Санкт-Петербургского городского суда.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.