Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Мостовенко Н.Р,
судей Кураповой З.И, Павловского Е.Г,
при секретаре Дермоян Т.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению Ташматова Эльвирана Джаферовича об оспаривании отказа Управления Министерства внутренних дел России по г. Севастополю в лице Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения от 21 ноября 2018 г. в приёме документов для регистрации транспортного средства
по апелляционной жалобе Ташматова Эльвирана Джаферовича на решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 11 февраля 2019 г, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано
Заслушав доклад судьи Мостовенко Н.Р, судебная коллегия
установила:
Ташматов Э.Д. обратился в Бахчисарайский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в котором просил признать незаконным отказ государственного инспектора Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел России по г. Севастополю майора полиции Кирюхина М.Г. от 21 ноября 2018 г. в приёме документов для регистрации транспортного средства - автомобиля марки Ford Transit N, N, белого цвета, номер кузова N, 2012 года выпуска, возложить на административного ответчика обязанность принять у административного истца данные документы и зарегистрировать за ним право собственности на вышеуказанное транспортное средство.
В обоснование указал, что указанный автомобиль по состоянию на 18 марта 2014 г. был зарегистрирован на территории АР Крым согласно действующего на тот момент законодательства, с выдачей свидетельства о праве собственности на транспортное средство, которое в последующем было приобретено административным истцом на законных основаниях. Отсутствие паспорта транспортного средства на автомобиль не может в данном случае служить основанием для отказа административным ответчиком в приёме документов для регистрации транспортного средства и дальнейшей регистрации права собственности.
В своих возражениях на административное исковое заявление представитель Управления Министерства внутренних дел России по г. Севастополю указал на отсутствие оснований для регистрации вышеуказанного транспортного средства в упрощённом порядке за Ташматовым Э.Д, поскольку обязательным условием для постановки автомобиля на учёт является приобретение права собственности на него до 18 марта 2014 г. на основании документов, подтверждающих полномочия заявителя на владение транспортным средством (сделки купли-продажи автомобиля совершения 26 июля 2018 г.). Приобретённое транспортное средство имеет статус иностранного товара и для введения его в оборот на территории Российской Федерации должны быть пройдены соответствующие таможенные процедуры, в частности, с целью получения необходимых для регистрации документов (в т.ч. паспорт транспортного средства).
Решением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 11 февраля 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления Ташматова Э.Д. отказано.
В апелляционной жалобе, поданной Ташматовым Э.Д. ставится вопрос об отмене судебного акта ввиду нарушения судом первой инстанции норм материального права.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что приобретённое административным истцом у Российской Федерации транспортное средство, было зарегистрировано на территории Республики Крым до 18 марта 2014 г, в связи с чем оно не подлежит прохождению таможенных процедур.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены заблаговременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились, с ходатайствами об отложении судебного заседания не обращались.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещённых надлежащим образом.
Обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не установлено.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, суд принимает в том случае, если признает их соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права и законные интересы административного истца.
Таким образом, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления принципиальное значение имеет выявление совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов административного истца.
Как усматривается из материалов административного дела, 25 октября 2012 г. транспортное средство - автомобиля марки Ford Transit N, N, белого цвета, номер кузова N, 2012 года выпуска, государственный регистрационный номер N, было зарегистрировано органами Госавтоинспекции Украины в АР Крым за собственником Открытым акционерным обществом "Ощадбанк", что подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства N.
1 февраля 2018 г. между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым (Государственный заказчик) и Индивидуальным предпринимателем Ямченко С.Н. (Исполнитель) заключён государственный контракт на оказание услуг по реализации арестованного имущества N, согласно условиям которого Исполнитель обязуется по письменному поручению и указанию Государственного заказчика, за вознаграждение совершать от его имени действия по реализации арестованного имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым Долиашвили Г.Г. от 3 апреля 2018 г. вышеуказанное транспортное средство передано для принудительной реализации на комиссионных началах в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.
12 апреля 2018 г. Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым ИП Ямченко С.Н. выдано поручение N на реализацию арестованного имущества, в т.ч. и на транспортное средство - автомобиль марки Ford Transit N, N, белого цвета, номер кузова N, 2012 года выпуска, государственный регистрационный номер N.
13 апреля 2018 г. судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым Удод Н.В. данное транспортное средство передано ИП Ямченко С.Н. на реализацию на комиссионных началах, о чём был составлен соответствующий акт.
26 июля 2018 г. между ИП Ямченко С.Н. (Продавец) и Ташматовым Э.Д. (Покупатель) заключён договор купли-продажи транспортного средства N, и в этот же день, согласно акту приёма-передачи оно было передано административному истцу.
20 ноября 2018 г. Ташматов Э.Д. обратился в Межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел России по г. Севастополю с заявлением о произведении регистрационных действий с транспортным средством - автомобилем марки Ford Transit N, N, белого цвета, номер кузова N, 2012 года выпуска, государственный регистрационный номер N.
21 ноября 2018 г. государственным инспектором Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел России по г. Севастополю майором полиции Кирюхиным М.Г. административному истцу отказано в приёме документов на основании пункта 22 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утверждённым приказом МВД России от 7 августа 2013 г. N605, в связи с тем, что собственник Акционерное общество "Ощадбанк" не представил паспорт транспортного средства на вышеуказанный автомобиль, необходимый для проведения регистрационного действия.
Полагая, что вышеуказанный отказ является незаконным, Ташматов Э.Д. обратился в суд.
Суд первой инстанции, отказывая в признании незаконным отказа от 21 ноября 2018 г. в приёме документов для регистрации транспортного средства, исходил из того, что до настоящего времени вышеуказанное транспортное средство зарегистрировано за иностранным юридическим лицом - Акционерным обществом "Ощадбанк", и в отношении данного транспортного средства таможенные процедуры не проводились, паспорт транспортного средства таможенными органами не выдавался.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
В силу статьи 12 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Пунктом 2 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373, установлено, что регламенты разрабатываются федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями и органами государственного внебюджетного фонда, предоставляющими государственные услуги, в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и с учетом решений правительственных координационных органов, устанавливающих критерии, сроки и последовательность выполнения административных процедур (действий) и (или) принятия решений, а также иных требований к порядку предоставления государственных услуг.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" полиция, являющаяся составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, обязана регистрировать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, автомототранспортные средства и прицепы к ним и выдавать в установленных случаях свидетельства о допуске их к перевозке опасных грузов.
В силу подпункта "в" пункта 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения", регистрация и учет автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, выдача регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним, а также выдача паспортов транспортных средств в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, возложены на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения МВД России.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации установлены Федеральным законом "О безопасности дорожного движения", пункт 3 статьи 15 которого закрепляет, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отдельные действия по регистрации транспортных средств и выдача соответствующих документов осуществляются в том числе в электронной форме.
Из приведенного законоположения видно, что им не регламентирован порядок регистрации транспортных средств и перечень документов, предъявляемых заявителем при обращении за соответствующей государственной услугой, а лишь установлено, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Абзацем первым пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" предписано, что регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов транспортных средств, паспортов самоходных машин и других видов техники или электронных паспортов транспортных средств со статусом "действующий", оформленных в системе электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств), а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Из указанной нормы следует, что одним из обязательных для регистрации транспортного средства документов является паспорт транспортного средства или электронный паспорт транспортного средства со статусом "действующий".
В соответствии с предписаниями пункта 6 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 26 июня 2018 г. N 399, владелец транспортного средства обязан в установленном настоящими Правилами порядке зарегистрировать транспортное средство или внести изменения в регистрационные данные транспортного средства в течение 10 суток после приобретения, выпуска в обращение транспортного средства в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право Евразийского экономического союза, или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Наличие паспорта транспортного средства с рабочим объемом двигателя 50 куб. см и более или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час, прицепов к ним является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении согласно абзацу второму пункта 1 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 г. N 477 "О введении паспортов транспортных средств". Законность данной нормы подтверждена вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 6 октября 2011 г. по делу N ГКПИ11-1343.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 августа 2013 г. N 605 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (далее - Административный регламент).
В пункте 15 Административного регламента содержится перечень документов, представляемых заявителями для получения государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним.
В указанный перечень включены в числе других документы на транспортное средство, а именно: паспорт транспортного средства; регистрационный документ, подтверждающий государственную регистрацию транспортного средства и присвоение ему государственного регистрационного знака (а также выдававшиеся ранее свидетельства о регистрации транспортных средств, технические паспорта (технические талоны) транспортных средств); документы о временном ввозе транспортных средств на территорию Российской Федерации на срок более 6 месяцев, выданные таможенными органами; свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства для транспортного средства, изготовленного в Российской Федерации в условиях серийного производства, в конструкцию которого в индивидуальном порядке были внесены изменения до выпуска в обращение, или изготовленного в Российской Федерации в индивидуальном порядке из сборочного комплекта либо являющегося результатом индивидуального технического творчества, или выпускаемого в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу (подпункт 15.4.1).
Пунктом 22 Административного регламента определено, что основанием для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, к рассмотрению является отсутствие одного или нескольких необходимых для проведения регистрационного действия документов, предусмотренных пунктом 15 Административного регламента, либо если представленные документы не соответствуют предъявляемым к ним требованиям.
Из материалов административного дела следует, что транспортное средство - автомобиль марки Ford Transit N, N, белого цвета, номер кузова N, 2012 года выпуска, государственный регистрационный номер N, на момент обращения административного истца в регистрирующий орган, было зарегистрировано в соответствии с законодательством Украины за иностранным юридическим лицом - Акционерным обществом "Ощадбанк", и принадлежащее указанному юридическому транспортное средство под таможенные процедуры не помещалось и соответствующий паспорт транспортного средства таможенными органами не выдавался. Данное обстоятельство не оспаривается административным истцом.
При таких обстоятельствах, поскольку при обращении в регистрирующий орган с заявлением об осуществлении регистрирующих действий, не был представлен паспорт транспортного средства на вышеуказанный автомобиль, необходимость предоставления которого предусмотрена п.п. 15.4.1 п.п. 15.4 п. 15 Административного регламента, административный ответчик правомерно, на основании п. 22 Административного регламента отказал в приёме документов.
Правомерен вывод суда первой инстанции о том, что довод административного истца о нарушении его прав как собственника транспортного средства, несостоятелен.
Оспариваемый отказ регистрирующего органа в приёме документов не нарушает и не лишает права собственности административного истца на принадлежащие ему транспортные средства, поскольку это не влечет прекращение права собственности на данное имущество, а лишь ограничивает возможность его участия в дорожном движении.
Само по себе не привлечение к участию в административном деле государственного инспектора, чей отказ оспаривается, не повлияло на правомерность выводов обжалуемого судебного акта, и не повлекло нарушения прав и законных интересов лиц, участвующих в административном деле.
Доводы Ташматова Э.Д, указанные в апелляционной жалобе не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и выводов суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем не могут служить основанием к отмене судебного решения.
Судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.
Предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 11 февраля 2019 г. - оставить без изменения, апелляционную жалобу Ташматова Эльвирана Джаферовича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий Н.Р. Мостовенко
Судьи З.И. Курапова
Е.Г. Павловский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.