Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Муниципального бюджетного учреждения муниципального образования городской округ Феодосия "Городское благоустройство" Меснянкина Олега Леонидовича на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 11 марта 2019 г. N 12-45/2019,
установил:
постановлением специалиста 1 категории отдела экологического надзора г. Феодосии и Кировского района управления экологического надзора Восточно-Крымского региона - государственного инспектора Республики Крым ФИО3 от 15 января 2019 года N 3/0584 директор МБУ "Городское благоустройство" Меснянкин Олег Леонидович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
Данное постановление Месянянкиным О.Л. обжаловано в судебном порядке.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 11 марта 2019 г. N 12-45/2019 жалоба директора МБУ "Городское благоустройство" Меснянкина О.Л. удовлетворена частично, постановление должностного лица от 15.01.2019 года изменено в части назначенного наказания, размер штрафа снижен до 10000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, директор МБУ "Городское благоустройство" Меснянкин О.Л. подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит решение суда от 11 марта 2019 г. отменить как незаконное.
Жалоба мотивирована тем, что вменённая в вину норма ст. 8.2 КоАП РФ не может быть применена к работе учреждения, возглавляемого Меснянкиным О.Л, в связи с тем, что Учреждение, согласно как уставной деятельности, так и норм муниципального задания, не является юридическим лицом, деятельность которого связана с обращением с отходами. Территория, на которой расположено переданное здание, не передана в оперативное управление Учреждения, соответственно Учреждение не имеет оснований для использования и обслуживания этой территории, в том числе самовольного установления мест (площадок) накопления отходов.
Апеллянт указывает на то, что норма по возложению обязанности по представлению отчётности 2-ТП (отходы) до 1 февраля года, следующего за отчётным периодом, не применима к деятельности Учреждения, поскольку Учреждение не является лицом, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами. Кроме того, за 2018 год, в установленном законом порядке, указанная отчётность сдана.
Заявитель считает, что в его действиях отсутствует событие административного правонарушения, установленного ст. 8.2 КоАП РФ; в решении суда отражены лишь сведения, касающиеся только объективной стороны правонарушения.
Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, заслушав директора МБУ "Городское благоустройство" Меснянкина О.Л, поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно статье 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасным для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;
обращение с отходами
- деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);
обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе;
сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;
транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;
накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
В соответствии со статьей 11 Закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона N 89-ФЗ при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации, которых образуются отходы, необходимо предусматривать места (площадки) накопления таких отходов в соответствии с установленными федеральными нормами и правилами, и иными требованиями в области обращения с отходами.
В силу части 1 статьи 19 Федерального закона N 89 - ФЗ, статьи 69 Федерального закона N 7-ФЗ, Приказа Минприроды России от 01.09.2011 N 721 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами" (далее - Порядок), на юридических лиц, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, возложены обязанности по учету образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона N 89 - ФЗ, Приказа Росстата от 10.08.2017 N 529 "Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность 2-ТП (отходы) до 1 февраля года, следующего за отчетным периодом.
Согласно статьи 26 Федерального закона N 89-ФЗ, статьи 67 Федерального закона N 7-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Из материалов дела усматривается, что по результатам проверки, проведённой 11.10.2018 года прокуратурой г. Феодосии с привлечением специалистов отдела экологического надзора г. Феодосии и Кировского района управления экологического надзора Восточно-Крымского региона, исполнения МБУ "Городское благоустройство", законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления был составлен акт проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды от 15.11.2018 года, согласно выявлены нарушения:
- не разработаны нормативы на образование отходов и лимиты на размещение отходов, в целях уменьшения количества их образования, что является нарушением норм статьи 11 Федерального закона N 89-ФЗ;
- отсутствует приказ об определении мест складирования отходов на территории предприятия, их границы (площадь, объемы), обустройство, а также о назначении должностных лиц, ответственных за их эксплуатацию, что является нарушением части 2 статьи 11 Федерального закона N 89-ФЗ, пункта 2.4 Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, утвержденных заместителем Министра охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации Аверченковым А.А. 15.07.1994;
- отсутствуют паспорта отходов I-IV класса опасности с подтверждением класса опасности по следующим видам отходов:
1) песок, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более) - код ФККО 91920101393 - III класс опасности;
2) отходы абразивных материалов в виде пыли (код ФККО - 45620051424),
3) отходы (шлам) очистки водопроводных сетей, колодцев (код ФККО - 71080101394)
4) шлак сварочный (код ФККО - 91910002204);
5) песок, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15 %) (код ФККО - 91920102394);
6) грунт, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15 %) (код ФККО - 93110003394);
7) обрезь разнородной древесины (например, содержащая обрезь древесно-струженных и (или) древесно-волокнистых плит) (код ФККО- 30531342214), что является нарушением норм пункта 3 статьи 14 Федерального закона N 89-ФЗ;
- не прошел подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности руководитель предприятия МБУ "Городское Благоустройство", что является нарушением статьи 73 Федерального закона N 7-ФЗ;
- не прошел профессиональную подготовку, подтверждённую свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности - начальник отдела по наружному освещению МБУ "Городское Благоустройство" - ФИО5, что является нарушением статьи 15 Федерального закона N 89-ФЗ;
- не ведется учет образовавшихся, утилизированных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов в установленном законом порядке, в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721, что является нарушением требований части 1 статьи 19 Федерального закона N 89-ФЗ;
- не обеспечено предоставление отчетности по форме 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" за 2017 г, что является нарушением части 2 статьи 19 Федерального закона N 89 - ФЗ, Приказа Росстата от 10.08.2017 N 529 "Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления";
- не ведется производственный контроль в области обращения с отходами, что является нарушением требований статьи 26 Федерального закона N 89-ФЗ, статьи 67 Федерального закона N 7-ФЗ.
19.12.2018 года прокурором г. Феодосия было возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ в отношении директора МБУ "Городское благоустройство" Меснянкина О.Л.
В соответствии с правовой позицией, изложенной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 02.10.2012 года N 4973/12 по делу N А60-50398/2011, состав правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведётся хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Согласно п. 2.1 Устава предприятия, предметом и целями деятельности МБУ "Городское благоустройство" является оказание услуг и выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и объектов благоустройства на территории муниципального образования городской округ Феодосия для чего осуществляет следующие виды деятельности: поддержание полосы отвода, обочин, откосов и разделительных полос в чистоте и порядке, очистка их от мусора и посторонних предметов с вывозкой на полигон, уборка различных предметов и мусора с элементов автомобильной дороги, вывоз мусора на полигон ТБО, подметание территорий, очистка водоотводных каналов, кюветов от мусора, очистка территории от мусора.
Как установлено судом, с чем соглашается суд апелляционной инстанции, МБУ "Городское благоустройство", выполняя вышеуказанные работы, предусмотренные уставом, осуществляло деятельность в области обращения с отходами, кроме того, предприятие в ходе своей деятельности само также образует отходы, в связи с чем, доводы жалобы о том, что учреждение не является юридическим лицом, деятельность которого связана с обращением с отходами, являются несостоятельными.
Факт допущенного правонарушения и виновность директора МБУ "Городское благоустройство" Меснянкина О.Л. в совершении административного правонарушения подтверждены: актом проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды от 15.11.2018 года; постановлением прокурора г. Феодосия от 19.12.2018 года о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ в отношении директора МБУ "Городское благоустройство" Меснянкина О.Л.; справкой по результатам участия в проверке проводимой прокуратурой г. Феодосия Республики Крым.
Необоснованными являются доводы жалобы директора МБУ "Городское благоустройство" Меснянкина О.Л, о том, что к работе Учреждения не применима норма части 2 статьи 10 Федерального закона N89-ФЗ (при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации, которых образуются отходы, необходимо предусматривать места (площадки) накопления таких отходов в соответствии с установленными федеральными нормами и правилами, и иными требованиями в области обращения с отходами), в связи с тем, что в оперативное управление Учреждения передано здание, расположенное по адресу: "адрес" без территории, на которой расположено здание, соответственно Учреждение не имеет оснований для его использования и обслуживания, в том числе самовольного установления мест (площадок) накопления отходов в виду следующего.
Так, согласно положениям Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Согласно пункту 1.7 Устава МБУ "Городское благоустройство", утвержденного Постановлением Администрации г. Феодосии Республики Крым от 27.05.2016 N 1189, МБУ "Городское благоустройство" имеет статус юридического лица и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции, Арбитражных, Третейских в соответствии с действующим законодательством.
В силу частей 1, 3 статьи 14 Федерального закона N 89-ФЗ, Приказа Минприроды России от 05.12.2014 N 541 "Об утверждении Порядка отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности", юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду на отходы I-V класса опасности составляется паспорт отходов.
Согласно п. 7 Правил проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности, на отходы I-IV классов опасности, включённые в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют паспорт по форме, утверждённой постановлением Правительства РФ N 712. Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
Доводы жалобы о том, что работникам прокуратуры для проверки был предоставлен паспорт отходов на лампы наружного освещения, являются несостоятельными, поскольку указанные утверждения подтверждают соблюдение вышеуказанных норм не в полной мере.
Кроме того, судом первой инстанции обоснованно не приняты во внимание аналогичные доводы заявителя, поскольку в 2017 году Директором МБУ "Городское благоустройство" ФИО6 по адресу учреждения: "адрес", оформлялись паспорта опасных отходов I-IV класса опасности, что свидетельствует о том, что предприятие осуществляет операции с данными видами отходов, а также об отсутствии препятствий для соблюдения требований законодательства в области обращения с отходами.
Данных о том, что отходы, обнаруженные на территории учреждения во время проверки, не принадлежат МБУ "Городское благоустройство" как суду первой инстанции, так суду апелляционной инстанции не представлено.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ, лица, допущенные к обращению с отходами I-IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтверждённую свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности. Обращение с отходами I-IV класса опасности без владения названными работниками специальными знаниями и навыками выполнения экологических и санитарно-эпидемиологических требований недопустимо.
Вопреки доводам жалобы Меснянкина О.Л, в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ, предоставление отчётности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, осуществляется по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Судьей городского суда, с учетом приведенных законоположений, исследованы все имеющиеся по делу доказательства, которые являются последовательными, не противоречивыми, достаточными и допустимыми, а поэтому обоснованно положены судьей в основу вынесенного решения.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о соответствии фактическим обстоятельствам дела выводов должностного лица о виновности директора МБУ "Городское благоустройство" Меснянкина О.Л. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основанных на содержащихся в материалах дела доказательствах, которым судом дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Доказательств, подтверждающих принятие лицом всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, в материалы дела не представлено.
Несогласие заявителя с выводами суда, не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть его жалобу на постановление должностного лица.
Порядок и срок привлечения директора МБУ "Городское благоустройство" к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьей городского суда правомерно принято решение о снижении размера административного штрафа.
Решение судьи мотивировано, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
При рассмотрении настоящего дела судьей городского суда не нарушены требования ст. 1.5 КоАП РФ, каких-либо данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи, в материалах дела не имеется, принцип презумпции невиновности судьей не нарушен, неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу директора МБУ "Городское благоустройство" по делу не усматривается.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было, нормы материального права применены правильно.
Учитывая, что жалоба на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 11 марта 2019 г. N 12-45/2019, не содержит правовых и фактических обстоятельств, влекущих отмену принятого по делу судебного акта, основания для отмены указанного решения суда отсутствуют.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,
решил:
жалобу директора Муниципального бюджетного учреждения муниципального образования городской округ Феодосия "Городское благоустройство" Меснянкина Олега Леонидовича на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 11 марта 2019 г. N 12-45/2019 - оставить без удовлетворения.
Решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 11 марта 2019 г. N 12-45/2019 и постановление специалиста 1 категории отдела экологического надзора г. Феодосии и Кировского района управления экологического надзора Восточно-Крымского региона - государственного инспектора Республики Крым ФИО3 от 15 января 2019 года N 3/0584 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении директора Муниципального бюджетного учреждения муниципального образования городской округ Феодосия "Городское благоустройство" Меснянкина Олега Леонидовича - оставить без изменения.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья подпись Е.Г. Тимошенко
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.