ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 18 июня 2019г. N3а-39/2019
Верховный Суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Республики Мордовия Михеева Олега Сергеевича,
при секретаре Палаткиной Анне Сергеевне,
с участием в деле:
административного истца Рузавина Алексея Александровича,
административного ответчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра"),
административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (далее - Управление Росреестра по Республике Мордовия),
заинтересованного лица - Администрации городского округа Саранск,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 июня 2019 г. в г.Саранске Республики Мордовия административное дело по административному исковому заявлению Рузавина А.А. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости.
установил:
административный истец Рузавин А.А. обратился в Верховный Суд Республики Мордовия с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения, с кадастровым номером "N", общей площадью 276, 3 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", установленной по состоянию на 30 января 2015 г. в размере 2550 771 рубль 21 копейки.
Административный истец просил установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером "N", равной его рыночной стоимости, определенной в соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости нежилого помещения от 21 декабря 2018 г. "N", подготовленным оценщиком - членом Ассоциации "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" М.Ю.В. (ООО "Экспертно-Оценочное Бюро"), по состоянию на 30 января 2015 г. в размере 1215 000 рублей.
В обоснование своих требований административный истец ссылается на то, что несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости нежилого помещения его рыночной стоимости, нарушает его права, поскольку размер налога исчисляется, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Административный истец полагает, что его права могут быть защищены посредством установления кадастровой стоимости нежилого помещения равной его рыночной стоимости.
Административный ответчик Управление Росреестра по Республике Мордовия представило письменные возражения на административное исковое заявление, указав, что является ненадлежащим ответчиком, так как кадастровую стоимость объекта недвижимости не определяло и не утверждало.
Представители административного истца Рузавина А.А. - Руссков Я.А. и Шевяхова Н.Е, представители административных ответчиков ФГБУ "ФКП Росреестра", Управления Росреестра по Республике Мордовия, представитель заинтересованного лица Администрации городского округа Саранск не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представили, и отложить разбирательство дела не просили.
Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС Российской Федерации), не усматривается, и суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.
Выслушав объяснения административного истца Рузавина А.А, исследовав письменные материалы дела и представленные в них доказательства, в том числе отчет об оценке, суд приходит к следующему выводу.
Отношения по установлению кадастровой стоимости регулируются нормами главы III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N135-ФЗ) и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Из материалов дела следует, что Рузавин А.А. является собственником нежилого помещения с кадастровым номером "N", общей площадью 276, 3 кв.м.
В силу статьи 3 Закона N135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статья 24.18 названного федерального закона в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если затрагиваются права и обязанности этих лиц.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 245 КАС Российской Федерации.
Анализ приведенных выше положений закона свидетельствует о том, что физическое лицо, являющееся собственником (сособственником) нежилого здания, имеет самостоятельный правовой интерес в установлении кадастровой стоимости такого участка в размере, равном его рыночной стоимости.
Пунктом 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК Российской Федерации) установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
В Республике Мордовия принят Закон Республики Мордовия от 12 ноября 2014 г. N 91-З "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Мордовия порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения", которым установлена указанная дата - 1 января 2015 г.
Заявленное в настоящем деле требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости нежилого помещения на его рыночную стоимость. При этом достоверность установленной кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости и законность ее утверждении, порядок внесения сведений о нем в ЕГРН, предметом оспаривания в этом случае не являются.
При таких обстоятельствах и на основании части 1 статьи 245 КАС Российской Федерации, обращение административных истцов в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости, является законным.
Разрешая заявленные требования административного истца об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения, равной его рыночной стоимости, суд приходит к следующим выводам.
Из приведенных норм права юридически значимым обстоятельством для разрешения настоящего спора является определение величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимого имущества. При этом, в соответствии счастью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 КАС Российской Федерации обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
В силу части 1 статьи 20 Закона N135-ФЗ требования к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности определяются стандартами оценочной деятельности.
Частью 2 статьи 3 Закона N135-ФЗ определено, что под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Аналогичное понятие содержится в пункте 6 Федерального стандарта оценки "Цель и виды стоимости (ФСО N2)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. N298.
Судом установлено, что кадастровая стоимость нежилого помещения определена органом кадастрового учета по состоянию на 30 января 2015 г, в соответствии с "Порядком определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости", утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 18 марта 2011 г. N113 и составила 2550 771 рубль 21 копейки, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости. Согласно сообщению филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Мордовия сведения о кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 30 января 2015 г.
До настоящего времени не утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости по Республики Мордовия.
В соответствии с частью 2 статьи 24.18 Закона N135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Судом установлено, что административный истец воспользовался предоставленным статьей 24.18 Закона N135-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимого имущества и обратился 26 декабря 2018 г. с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Республике Мордовия.
Решением Комиссии от 17 января 2019 г. "N" заявление административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения отклонено.
В соответствии с частью 1 статьи 24.19 Закона N135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей (часть 2).
Согласно статье 11 Закона N135-ФЗ итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет).
Положения пункта 5 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 г. N299, предусматривают, что при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.
Согласно статье 12 Закона N135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, пока в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N28, исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона N135-ФЗ). При этом суду надлежит выяснить, отвечает ли лицо, составившее отчет об оценке рыночной стоимости, требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам.
Требования к содержанию и составлению отчета об оценке регламентированы статьей 11 Закона N135-ФЗ, в соответствии с которым отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Из содержания отчета об оценке рыночной стоимости нежилого помещения от 21 декабря 2018 г. "N", подготовленному оценщиком - членом Ассоциации "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" М.Ю.В, следует, что в соответствии с требованиями пунктов 10, 12 - 14 ФСО N1, пункта 11 ФСО N3, пунктов 22, 25 ФСО N7 по результатам изучения правоустанавливающих документов, с учетом целей оценки на ретроспективную дату, оценщиком произведено исследование рынка в сегменте, соответствующем фактическому, наиболее эффективному использованию и условиям рынка продажи нежилого помещения.
Отбор в качестве объектов-аналогов нежилых зданий, расположенных в г. Саранске, соответствует требованиям подпункта "б" пункта 11 ФСО N7 и обоснованы рыночными условиями.
В силу пункта 22 ФСО N7 удельный показатель стоимости нежилого здания скорректирован по выявленным различиям: условиям продажи, местоположению и физическим характеристикам (площади).
В силу пункта 25 ФСО N7 выбор аналогов, метода оценки и методологии расчетов - исключительная прерогатива оценщика, ограниченная условием сопоставимости объекта оценки и выбранных объектов-аналогов, отбора единиц сравнения.
В отчете проведено обоснование соответствия корректировок, введенных на основании экспертного мнения, рыночным условиям, обоснование в соответствии с федеральными стандартами оценки и принципами в рамках выбранного подхода (принцип существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности) в разделе "Обоснование принятых корректировок".
Анализ полученных результатов произведен в соответствии с подпунктом "е" пункта 22 ФСО N7.
Примененные оценщиком методы в рамках сравнительного подхода соответствуют пункту 22 ФСО N7 и пункту 8 ФСО N1 и целям оценки.
Нарушений требований Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов при проведении оценки, дающих основания для признания данного доказательства недопустимым (статья 61 КАС Российской Федерации), не установлено, административными истцами в административном иске не приводится, недостатков, способных повлиять на достоверность результата проведения оценки, не выявлено.
Учитывая, что административным истцом возложенная на него обязанность по определению рыночной стоимости нежилого помещения выполнена, а административными ответчиками и заинтересованным лицом выводы оценщика не опровергнуты, а также принимая во внимание, что данных об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, которые действительно могли бы поставить под сомнение достоверность выводов оценщика и опровергнуть их, отсутствуют, суд приходит к выводу о несоответствии произведенной уполномоченными органами кадастровой оценки нежилого здания его рыночной стоимости. В связи с чем, требования административного истца подлежат удовлетворению.
Правила статьи 24.20 Закона N135-ФЗ предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N28, в той части, в какой нормативные правовые акты об утверждении результатов государственной кадастровой оценки порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (статья 5 НК Российской Федерации).
В пункте 28 указанного Постановления Пленума разъяснено, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статей 5 НК Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Принимая во внимание, что административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Республике Мордовия 26 декабря 2018 г, следовательно, установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость нежилого помещения в размере рыночной стоимости по состоянию на 30 января 2015 г, применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2018 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данного нежилого здания, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Руководствуясь статьями 174, 180, 249, 297, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия
решил:
административное исковое заявление Рузавина Алексея Александровича к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить по состоянию на 30 января 2015 г. кадастровую стоимость объекта недвижимости - нежилого помещения, назначение нежилое, общей площадью 276, 3 кв.м, с кадастровым номером "N", расположенное по адресу: "адрес" в сумме 1 215 000 (один миллион двести пятнадцать тысяч) рублей.
Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2018 г. по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления административного истца Рузавина А.А. о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, сведения о которых подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости, считать 26 декабря 2018 г.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия О.С. Михеев
Мотивированное решение изготовлено 21 июня 2019 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.