Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Матвеева М.К., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференцсвязи с Хабаровским краевым судом жалобу законного представителя - директора ООО "РусАвто" Федорова Д.С. на постановление Якутского городского суда РС (Я) от 18 апреля 2019 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.14.1.2 КоАП РФ, в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "РусАвто", которым
постановлено:
Признать общество с ограниченной ответственностью "РусАвто", ИНН N.., ОГРН N.., юридический адрес: 68000, г.Хабаровск, ул.Карла Маркса, дом 83, кв.33, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.1.2 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав представителя ООО "РусАвто" Лискину Ю.В, действующую на основании доверенности от _______ г, суд
УСТАНОВИЛ:
21 февраля 2019 г. заместителем начальника отдела автодорожного надзора и контроля международных автомобильных перевозок Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - ОАНиКМАП ДМУГАДН Ространснадзора) Д.С. в отношении ООО "РусАвто" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.14.1.2 КоАП РФ в связи с грубым нарушением условий (требований), предусмотренных лицензией, в части не соблюдения правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
18 апреля 2019 г. Якутским городским судом РС(Я) вынесено вышеуказанное постановление, с которым не согласился законный представитель общества - директор Федоров Д.С, обратился с жалобой в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в порядке статей 30.1, 30.2 КоАП РФ, в которой просит отменить постановление и прекратить производство по делу.
В обоснование жалобы ссылается на отсутствие надлежащих доказательств, указывающих на неисправность спидометра транспортного средства, а также сведений о методе установления указанного нарушения должностным лицом административного органа, отсутствуют соответствующие результаты заключения специалиста. Кроме того, полагает, что отсутствие тахографа не образует состав административного правонарушения по ч.4 ст.14.1.2 КоАП РФ. Также ссылается, что судом не дана оценка довода о прекращении производства по делу в связи с малозначительностью административного правонарушения.
В судебном заседании представитель ООО "РусАвто" Лискина Ю.В. жалобу поддержала по изложенным в ней доводам. В дополнении к жалобе указала, что определение о возбуждении дела об административном правонарушении и протокол об административном правонарушении законный представитель юридического лица не получал. Согласно бухгалтерской и отчетной документации на момент осмотра транспортного средства тахограф был установлен, неисправность спидометра материалами дела не подтверждается, все другие нарушения устранены. Просит отменить постановление и ограничиться устным замечанием либо прекратить производство по делу в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав представителя ООО "РусАВто", суд приходит к следующему выводу.
В соответствии ч.4 ст.14.1.2 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу примечания 2 к названной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
02 апреля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации N 280 утверждено Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 5 Положения осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (текст Положения изложен в редакции от 21.03.2017, действовавшей на момент совершения административного правонарушения).
При этом под грубым нарушением понимается несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "е", "ж" и "з" (в части требований, установленных абзацами четвертым, седьмым и восьмым пункта 1 и абзацем шестым пункта 4 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения") пункта 4 указанного Положения, имевшее место повторно в течение года либо повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Так, согласно пункту 4 Положения лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются:
е) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха (при осуществлении регулярных перевозок пассажиров в междугородном сообщении);
ж) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
з) соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" (согласно абзацу седьмому статьи 20 названного Федерального закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям международных договоров Российской Федерации и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена).
Как следует из материалов дела, на основании планового (рейдового) задания на осмотр, обследование транспортных средств в процессе их эксплуатации N 07-341 от 17 декабря 2018 года, 30 января 2019 года в результате осмотра и обследования пассажирского транспортного средства "DAEWOO" модели "BS-106" категории "М3" с государственным регистрационным знаком N... установлено, что в 13 часов 16 минут по адресу: город Хабаровск, улица Воронежская, дом 19 водитель А.В. осуществлял перевозку пассажиров в пригородном сообщении по маршруту N 111 на названном выше транспортном средстве с нарушением правил обеспечения безопасности эксплуатируемых транспортных средств.
Так, в акте осмотра N 105 зафиксированы следующие нарушения:
- эксплуатация транспортного средства с неисправным спидометром;
- транспортное средство не оснащено контрольным устройством, обеспечивающим непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя (тахографа);
- в правом нижнем углу лобового стекла установлены дополнительные предметы - табличка с надписями "111" и "25 рублей", ограничивающие обзорность с места водителя;
- нарушен порядок заполнения путевого листа, а именно в путевом листе N 843 от 30.01.2019 отсутствует показания одометра (спидометра), отсутствует отметка "контроль технического состояния транспортного средства пройден";
- нарушены правила перевозок пассажиров, в части размещения указателей маршрута на транспортных средствах: на лобовым стеклом и/или в верхней его части указанного выше транспортного средства отсутствует указатель маршрута регулярных перевозок с указанием начального и конечного остановочных пунктов.
Выявленные обстоятельства являются нарушением ч.1 ст.6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", абзацев 7 и 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 "О безопасности дорожного движения", пункта 4.2 Приложения N 8 Техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" N018/2011 от 09.12.2011 N 877, подпунктов "з", "и" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N 280, подпункта "а" пункта 29 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112, пунктов 24, 27, 29 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрически транспортом к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, утвержденных приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 N 7, пункта 3 Порядка оснащения транспортных средств тахографами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 21.08.2013 N 273, пункт 13 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов", пункта 12 Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.08.2018 N 296.
Результаты осмотра транспортного средства явились основанием для составления 21 февраля 2019 года в отношении ООО "РусАвто" протокола об административном правонарушении N 27 N 009946/24, предусмотренном ч.4 ст.14.1.2 КоАП РФ и привлечения его к административной ответственности.
Исследовав собранные по делу материалы судья городского суда пришла к выводу о доказанности вины ООО "РусАвто" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.1.2 КоАП РФ.
Факт совершения ООО "РусАвто" указанного административного правонарушения подтвержден имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, в том числе: актом осмотра пассажирского транспортного средства от 30 января 2019 г, протоколом об административном правонарушении от 30 января 2019 г, фото-таблицей, а также другим материалами дела.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении судьей городского суда выяснены обстоятельства совершения правонарушения, всесторонне и полно исследованы материалы дела. В оспариваемом судебном акте приведены мотивы, по которым судья пришел к выводу о наличии в действиях ООО "РусАвто" состава вменяемого правонарушения.
Доводы жалобы об отсутствии надлежащих доказательств, указывающих на неисправность спидометра транспортного средства и отсутствия соответствующего результата заключения специалиста, подлежат отклонению.
Так, нарушение подпункта "з" пункта 4 указанного Положения установлены заместителем начальника ОАНиКМАП ДМУГАДН Ространснадзора в установленном порядке, а именно в рамках плановой (рейдовой) проверки и зафиксирован в акте планового (рейдового) осмотра N 105 30 января 2019 года. Данное обстоятельство также подтверждается объяснениями водителя автобуса А.В, указанными в названном акте планового (рейдового) осмотра N 105, согласно которым машина была снята с городского маршрута экстренно, в связи с тем, что не всё было тщательно подготовлено.
Вопреки доводам жалобы отсутствие технического средства контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха (при осуществлении регулярных перевозок пассажиров в пригородном сообщении) (тахографа) также составляет объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.1.2 КоАП РФ, поскольку его отсутствие является грубым нарушением требования лицензии, а именно подпункта "е" пункта 4 Положения.
Доводы жалобы о малозначительности совершенного административного правонарушения и наличия оснований в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ для прекращения производства по делу, подлежат отклонению.
Так, согласно ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с абз. 3 п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Объектом посягательства правонарушения, предусмотренного ч.4 чт.14.1.2КоАП РФ являются правоотношения в сфере государственного регулирования деятельности, подлежащей лицензированию. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо неблагоприятных последствий, а в игнорировании обществом требований законодательства, направленного на обеспечение соблюдения требований безопасности установленных Правилам дорожного движения Российской Федерации и лицензионных требований.
В данном случае имеется опасность выхода на линию маршрута транспортного средства для пассажирских перевозок с неисправностью либо в отсутствие обязательного технического средства контроля за режимом работы водителя. Указанные обстоятельства свидетельствует об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным. Совершение правонарушения по неосторожности не может быть безусловным основанием для применения положения ст.2.9 КоАП РФ.
Постановление о привлечении ООО "РусАвто" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Административное наказание назначено в пределах санкции ч.4 ст.14.1.2 КоАП РФ и с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, в ходе производства по настоящему делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
постановление Якутского городского суда РС (Я) от 18 апреля 2019 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.14.1.2 КоАП РФ, в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "РусАвто" оставить без изменения, а жалобу и дополнение к жалобе - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Республики Саха (Якутия) М.К. Матвеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.