Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Кураповой З.И,
судей Тимошенко Е.Г,
Кучеренко Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Могильной А.С, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ялта Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 04.06.2019 г. по делу N2а-2006/2019 по административному исковому заявлению Зориной Марии Михайловны к администрации "адрес" Республики Крым, заинтересованные лица: ФИО1, ФИО2, о признании незаконным и отмене постановления,
заслушав доклад судьи Кураповой З.И,
УСТАНОВИЛА:
Зорина М.М. обратилась в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене постановления N504-п от 13.03.2019 г. "О приведении Зориной М.М. земельного участка в первоначальное состояние путем демонтажа (сноса) нестационарных объектов - объектов вспомогательного назначения (сарай), металлического ограждения и металлической стойки - опоры с закрепленной на ней металлической балкой, расположенных по адресу: "адрес"
Вышеуказанное заявление мотивировано тем, что Зорина М.М, зарегистрирована и проживает в домовладении N по "адрес" в "адрес", однако не является собственником объектов недвижимого имущества по вышеуказанному адресу и не устанавливала на его территории каких-либо объектов вспомогательного назначения.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 04.06.2019 г. по делу N2а-2006/2019 иск Зориной М.М. удовлетворен; признано незаконным и отменено постановление администрации города Ялта Республики Крым N504-п от 13.03.2019 г. "О приведении Зориной М.М. земельного участка в первоначальное состояние путем демонтажа (сноса) нестационарных объектов - объектов вспомогательного назначения (сарай), металлического ограждения и металлической стойки - опоры с закрепленной на ней металлической балкой, расположенных по адресу: "адрес""; с администрации города Ялта Республики Крым в пользу Зориной М.М, взысканы расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей.
Не согласившись с указанным решением, администрация города Ялта Республики Крым обратилась в Верховный Суд Республики Крым с апелляционной жалобой, с просьбой отменить решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 04.06.2019 г. по делу N2а-2006/2019 и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Зориной М.М.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что по смыслу п. 2 ст. 22 ГК РФ лицом, на котором лежит обязанность осуществить снос самовольной постройки является лицо, осуществившее самовольное строительство, либо лицо, которое стало бы его собственников, если бы постройка не являлась самовольной.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание 26.08.2019 г. не обеспечили, о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Исследовав материалы дела, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, исследовав правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и было установлено судом первой инстанции, Зорина М.М. зарегистрирована по месту проживания в г. Ялта, пгт. Симеиз, ул. Горького, д. 11.
Согласно материалам инвентарного дела на домовладение N "адрес", оно состоит из жилого дома литер "А", сараев литер "Б" и "К", гаража литер "Г", летней кухни литер "И", уборной литер "Л", котельной-бани литер "Ж", "З".
Самовольно выстроенными объектами являются: летняя кухня литер "И" самостоятельно увеличена на 39,0 кв.м, котельная-баня литер "З" самовольно увеличена на 16,5 кв.м, котельная литер "Ж" самовольно увеличена на 7,7 кв.м, уборная литер "Л" - на 2,2 кв.м, сарай литер "К" - на 2,7 кв.м.
Постановлением администрации города Ялта Республики Крым N504-п от 13.03.2019 г. Зориной М.М. предписано демонтировать (снести) нестационарные объекты - объекты вспомогательного назначения (сарай), металлическое ограждение и металлическую стойку - опору с закрепленной на ней металлической балкой, расположенные по адресу: "адрес", в связи с их размещением (обустройством) при отсутствии оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на земельный участок, с установлением срока для добровольного демонтажа нестационарных объектов - в течение 7 рабочих дней с даты извещения собственника (владельца) объектов, после чего будет осуществлена организация их принудительного демонтажа.
При этом суд первой инстанции установил, что в качестве основания принятого решения указано заключение комиссии по демонтажу (сносу) нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым N16 от 25.01.2019 г, согласно которому 21.01.2019 г. был составлен Акт о выявлении временного объекта, согласно которому установлено по адресу: "адрес", размещение двух некапитальных объектов вспомогательного назначения (сараи), металлического ограждения и металлической стойки-опоры с закрепленной на ней металлической балкой, владельцем которых является Зорина М.М.
Комиссия пришла к выводу, что объекты установлены неправомерно, поскольку земельный участок муниципальной формы собственности, используемый под размещение объекта (два сарая, металлическое ограждение и металлическая стойка) не представлялся в установленном порядке владельцу объекта для этих целей, право собственности на спорный объект не оформлялось, правоустанавливающая документация у владельца двух сараев, металлического ограждения и металлический стойки отсутствует, объект имеет неэстетический внешний вид, в связи с чем подлежит демонтажу в силу ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом требований постановления Совета министров Республики Крым от 23.05.2017 г. N275 "О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 25.11.2014 г. N465".
Изучив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции указал, что административный ответчик уклонился от выполнения обязанности по установлению лиц, ответственных за возведение объектов, в отношении которых были выявлены нарушения градостроительного законодательства, что привело к нарушению прав административного истца, на которую орган местного самоуправления возложил обязанность по демонтажу объектов, владельцем которых она не является, в связи с чем признал незаконным и отменил обжалуемое постановление администрации города Ялты N504-п от 13.03.2019 г.
Судебная коллегия считает данное решение суда первой инстанции законным на основании следующего.
В соответствии со ст.ст. 12, 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, владения, пользования, распоряжения муниципальной собственностью.
Статей 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 4 Закона Республики Крым от 21.08.2014 г. N54-ЗРК "Об основах местного самоуправления в Республике Крым" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты принимаются также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления.
Решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 28.04.2016 г. N15 администрация города Ялты Республики Крым была определена органом местного самоуправления, уполномоченным на принятие решений о сносе самовольных построек на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в случаях, определенных п. 4 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу п. 4 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления принимают в порядке, установленном законом, решение о сносе самовольной постройки в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования.
В соответствии с п. 1.4 Порядка демонтажа (сноса) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории муниципальных образований Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым N465 от 25.11.2014 г. (далее Порядок N465), нестационарный объект - объект из сборных и быстровозводимых конструкций, не связанный прочно с земельным участком, вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, размещенный для хозяйственно-бытовых нужд.
Согласно п. 2.3 Порядка N465 в целях установления владельца нестационарного объекта и подтверждения факта неправомерности его размещения Уполномоченным органом муниципального образования осуществляется межведомственное взаимодействие с компетентными органами.
В случае если владелец неправомерно размещенного нестационарного объекта неизвестен, Уполномоченный орган также размещает информацию об установлении владельца в средствах массовой информации, официальном сайте муниципального образования.
В силу п. 3.5 Порядка N465 в случае вынесения заключения Комиссии с выводом о наличии предусмотренных действующим законодательством и/или договором оснований для демонтажа (сноса) нестационарного объекта Уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней с момента получения заключения готовит проект постановления муниципального образования о демонтаже (сносе) нестационарного объекта.
Согласно п. 3.6 Порядка N465 постановление о демонтаже (сносе) направляется владельцу нестационарного объекта заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным способом, позволяющим зафиксировать факт его получения.
В соответствии с п. 6 Порядка принятия решения о сносе самовольных построек на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденного постановлением администрации города Ялта Республики Крым N617-п от 10.02.2017 г. (далее Порядок N617-п), выявление самовольных построек на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым осуществляется муниципальным инспектором при проведении Управлением земельного и градостроительного муниципального контроля администрации города Ялты Республики Крым (далее - Управление) плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и внеплановых проверок в отношении лиц, не относящихся к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые проводятся по поручению главы администрации города Ялты, а также на основании поступивших от органов государственной власти, отраслевых, функциональных, территориальных органов администрации города Ялты Республики Крым, юридических лиц и граждан обращений, документов и иных доказательств, свидетельствующих о нарушении земельного и градостроительного законодательства, и в случае обнаружения инспектором достаточных оснований, указывающих на наличие нарушений в использовании земель.
При невозможности самостоятельно установить лицо, осуществившее самовольную постройку, муниципальными инспекторами в течение 14 дней со дня выявления такой постройки направляются запросы в органы внутренних дел, в организации, осуществляющие коммунальное обслуживание самовольной постройки на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (ресурсоснабжающие компании), с целью оказания содействия в установлении владельца соответствующего объекта.
Согласно п. 8 Порядка N617-п по результатам проведенных мероприятий по выявлению самовольной постройки на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым муниципальными инспекторами составляется акт выявления самовольной постройки, который муниципальный инспектор в течение 14 дней со дня его составления направляет в Комиссию.
В силу п.п. 9, 10 Порядка N617-п по результатам рассмотрения поступивших материалов в отношении самовольной постройки Комиссией составляется протокол заседания Комиссии с указанием периода для осуществления работ по сносу самовольной постройки на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, с учетом характера самовольной постройки, установлением срока такого сноса, который не может превышать 12 месяцев.
Протокол заседания Комиссии в случае установления факта возведения самовольной постройки на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым является основанием для издания постановления администрации города Ялты Республики Крым о сносе самовольной постройки.
В соответствии с п. 12 Порядка N617-п в течение 7 рабочих дней со дня издания Постановления о сносе самовольной постройки на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым Управление направляет лицу, осуществившему самовольную постройку на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, копию данного Постановления.
В случае если лицо, осуществившее самовольную постройку на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, не установлено, Управление в течение 7 рабочих дней со дня издания Постановления направляет сообщение о планируемом сносе самовольной постройки на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым:
- в отдел информационного обеспечения администрации города Ялты - для размещения Постановления на официальной странице муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на портале Правительства Республики Крым;
- в Департамент жилищно-коммунального хозяйства - для размещения на информационном щите в границах земельного участка, на котором возведена самовольная постройка на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, в установленном порядке за счет средств местного бюджета (бюджета муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым) (п. 13 Порядка N617-п).
Проанализировав вышеуказанные положения закона, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что принятию администрацией города Ялта Республики Крым решения о сносе самовольной постройки должно предшествовать установление лица, являющегося владельцев данной самовольной постройки.
Как обоснованно отметил суд первой инстанции, по смыслу п. 2 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации лицом, на котором лежит обязанность осуществить снос самовольной постройки, является лицо, осуществившее самовольное строительство, либо лицо, которое стало бы его собственником, если бы постройка не являлась самовольной.
При этом суд первой инстанции установил, что, действительно, ранее Зорина М.М. являлась собственником 7/9 долей домовладения N "адрес" на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 1971 года, однако на момент проведения органом местного самоуправления проверки и принятия оспариваемого решения собственниками ранее принадлежавших Зориной М.М. долей домовладения уже являлись Клименко Г.А. (2/3 доли на основании договора дарения от 20.12.2017 г.) и Зорина Н.А. (1/9 доля на основании договора дарения от 20.12.2017 г. и 2/9 доли на основании свидетельства о праве на наследство от 17.09.2018 г.).
Определениями Ялтинского городского суда Республики Крым от 19.04.2019 г, а также от 08.05.2019 г. в адрес администрации города Ялта Республики Крым направлялись запросы об истребовании документов, послуживших основанием для принятия обжалуемого постановления N504-п от 13.03.2019 г, однако ни Акт о выявлении временного объекта, ни его фотофиксация, административным ответчиком суду представлены не были; доказательств того, что органом местного самоуправления были предприняты меры к выявлению владельца нестационарных объектов путем межведомственного взаимодействия, либо размещения информации об установлении владельца в средствах массовой информации, на официальном сайте муниципального образования, материалы дела также не содержат, тогда как согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что обязанность снести самовольную постройку представляет собой санкцию за совершенное правонарушение, которое может состоять в нарушении как норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, так и градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство; абз. 2 п. 2 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепляя обязанность сноса самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет, предполагает установление вины лица, осуществившего самовольную постройку, и допускает возложение на него бремени сноса постройки при наличии такой вины (определения от 03.07.2007 г. N595-О-П, от 17.01.2012 г. N147-О-О, от 29.03.2016 г. N520-О и др.); недопустимым является возложение на невиновное лицо обязанности по сносу за свой счет самовольной, не им созданной постройки (определения от 29.05.2018 г. N1174-О и N1175-О, от 25.10.2018 г. N2689-О и др.).
При таких обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие доказательств того, что именно Зориной М.М. была осуществлена установка нестационарных объектов - объектов вспомогательного назначения (сарай), металлического ограждения и металлической стойки - опоры с закрепленной на ней металлической балкой, расположенных по адресу: "адрес", возложение обжалуемым постановлением обязанности на Зорину М.М. привести земельный участок в первоначальное состояние путем демонтажа (сноса) указанных нестационарных объектов, является необоснованным и незаконным.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для настоящего спора, и правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 04.06.2019 г. по делу N2а-2006/2019 является обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 04.06.2019 г. по делу N2а-2006/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Ялта Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий подпись З.И. Курапова
Судьи (подпись) Е.Г. Тимошенко
(подпись) Н.В. Кучеренко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.