Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего
Самойловой Е.В.
судей
Романовой Л.В, Беляевской О.Я.
при секретаре
Лыфарь Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филиппова Евгения Андреевича к Учреждению высшего образования "Феодосийская финансово-экономическая академия", третьи лица по делу - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского", Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, о компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе Филиппова Евгения Андреевича на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 07 июня 2019 года,
УСТАНОВИЛА:
В марте 2019 г. Филиппов Е.А. обратился в суд с иском к ответчику, в ходе рассмотрения дела изменил предмет заявленных исковых требований и просил взыскать с Учреждения высшего образования "Феодосийская финансово-экономическая академия" (далее - УВО ФФЭА) компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.
Заявленные истцом требования обоснованы тем, что 15.09.2017 между Филипповым Е.А. и УВО ФФЭА заключен договор N о предоставлении платных образовательных услуг в сфере высшего образования. Согласно п.1.1 договора, исполнитель обязался предоставить платную образовательную услугу, а заказчик обязуется оплатить обучение по образовательной программе бакалавриат, 40.03.01 "юриспруденция" в пределах государственного образовательного стандарта или государственных образовательных стандартов, в том числе по индивидуальным и образовательным программам исполнителя. При заочной форме обучения продолжительность обучения по договору составляла 4 года.
По состоянию на 01 сентября 2018 года ответчиком лицензирование на осуществление образовательной деятельности проведено не было.
Приказом N 49-ОД от 20.12.2018 образовательная деятельность УВО ФФЭА прекращена.
17 января 2019 года Филипповым Е.А. на имя ректора УВО ФФЭА подано заявление о согласии на перевод в ФГАОУВО "Крымский Федеральный университет имени ФИО6".
Приказом учреждения N от ДД.ММ.ГГГГ "Об отчислении в связи с переводом студентов заочной формы обучения" Филиппов Е.А. был включен в список студентов и отчислен в связи с переводом в ФГАОУВО "Крымский федеральный университет имени Вернадского В.И.", однако процедура перевода не была завершена.
На основании приказа и.о. ректора УВО ФФЭА от ДД.ММ.ГГГГ N Филиппов Е.А. был отчислен в индивидуальном порядке в связи с переводом в ФГОУВО "Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского" на основании поданного им 22.04.2019 заявления.
Из-за длительного бездействия ответчика, выразившегося в неуведомлении истца об окончании срока действия лицензии и государственной аккредитации, что позволило бы истцу заблаговременно осуществить перевод в образовательное учреждение на момент действующей лицензии и государственной аккредитации, а также неосуществление перевода истца в ФГАОУВО "Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского" в соответствии с Порядком N 957, существенным образом нарушило права Филиппова Е.А, поскольку при осуществлении перевода в индивидуальном порядке, истец был принят на 4 семестр, 2 курс, в результате образовавшейся академической разницы, тогда как в УВО ФФЭА истец являлся студентом 3 курса.
Истец полагает, что его права были нарушены бездействием ответчика, ему были причинены физические и нравственные страдания, денежную компенсацию морального вреда он оценивает в сумме 100 000 руб.
В суде первой инстанции Филиппов Е.А. исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика УВО ФФЭА в судебном заседании исковые требования не признал, просил в иске отказать, по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.
В судебном заседании представители третьих лиц - Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского", Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки участия не принимали, направили письменные пояснения, просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 07 июня 2019 года в удовлетворении исковых требований Филиппову Е.А. отказано.
Считая решение суда незаконным и необоснованным, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Полагает, что суд не учел тот факт, что ответчик на протяжении длительного времени, под разными предлогами, умышленно скрывал от студентов информацию относительно вопроса лицензирования УВО ФФЭА.
Обращает внимание суда, что на момент заключения договора о предоставлении платных образовательных услуг в сфере высшего образования между сторонами образовательная деятельность осуществлялась юридическим лицом без полученного в установленном порядке специального разрешения.
Считает, что права истца были существенным образом нарушены, достоверная информация УВО ФФЭА не предоставлялась, ответчик не принял своевременно мер к переводу Филиппова Е.А, что доставило последнему нравственные страдания.
В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы истца представитель УВО ФФЭА просит решение суда первой инстанции оставить без изменений, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец и представители третьих лиц не явились, извещены своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав доклад судьи Романовой Л.В, выслушав пояснения представителя ответчика Смирновой О.В, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия не установилаправовых оснований для отмены решения суда.
Судом первой инстанции установлено, что между истцом и УВО ФФЭА 15.09.2017 был заключен договор N о предоставлении платных образовательных услуг в сфере высшего образования на возмездной основе (л.д. 9-11). Продолжительность обучения 4 года, форма обучения заочная.
По состоянию на 01 сентября 2018 года ответчиком лицензирование на осуществление образовательной деятельности проведено не было.
Ректором УВО ФФЭА были изданы приказы N-ОД об уведомлении студентов и слушателей о переводе в другую образовательную организацию, который был размещен на официальном сайте учреждения, на информационных стендах УВО ФФЭА.
Приказом N-ОД от ДД.ММ.ГГГГ образовательная деятельность УВО ФФЭА была прекращена.
Истец, обращаясь с требованиями о взыскании компенсации морального вреда на основании Закона о защите прав потребителей, считает, что от него скрывалась информация об окончании срока действия лицензии и иных документов, на основании которых УВО ФФЭА осуществляло образовательную деятельность, о результатах прохождения лицензирования. Также полагал, что ответчиком нарушен Порядок и условия осуществления перевода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам, в случае прекращения деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, аннулирования лицензии, лишения организации государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе (далее - Порядок N 957), поскольку с сентября 2018 г. не принимались меры к переводу истца в высшее учебное заведение, варианты высших учебных заведений, готовых принять истца в порядке перевода не предлагались.
17 января 2019 года истцом на имя ректора УВО ФФЭА подано заявление о согласии на перевод в ФГАОУВО "Крымский Федеральный университет имени В.И. Вернадского".
Приказом ректора УВО ФФЭА N от ДД.ММ.ГГГГ "Об отчислении в связи с переводом студентов заочной формы обучения" Филиппов Е.А. отчислен в связи с переводом в ФГАОУВО "Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского".
Истец, обращаясь с требованиями о взыскании компенсации морального вреда на основании Закона о защите прав потребителей, считает, что от него скрывалась информация об окончании срока действия лицензии и иных документов, на основании которых УВО ФФЭА осуществляло образовательную деятельность, о результатах прохождения лицензирования.
Также, по мнению истца, ответчиком нарушен Порядок и условия осуществления перевода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам, в случае прекращения деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, аннулирования лицензии, лишения организации государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе (далее - Порядок N 957), поскольку с сентября 2018 г. не принимались меры к переводу истца в высшее учебное заведение, варианты высших учебных заведений, готовых принять истца в порядке перевода, не предлагались.
В связи с принятием Федерального закона от 06.03.2019 N 16-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" лицензия УВО ФФЭА являлась действующей до 01 сентября 2019 года.
В этой связи приказы ректора УВО ФФЭА N-ОД, N-ОД, N-ОД, 49-ОД от ДД.ММ.ГГГГ утратили силу.
Таким образом, судом установлено, что поскольку деятельность учреждения прекращена не была, перевод истца в другое высшее учебное заведение на основании Порядка N 957 не был возможен, при желании перевода, предусматривался общий порядок согласно Приказа Министерства образования и науки РФ от 10.02.2017 N124 "Об утверждении порядка перевода обучающихся в другую образовательную организацию, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и (или) высшего образования".
С заявлением о переводе в общем порядке в соответствии с указанным порядком Филиппов Е.А. обратился только 22.04.2019, после чего был отчислен из УВО ФФЭА и переводен в ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского" с сохранением формы и стоимости обучения, зачислен на 4 семестр 2 курса.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения на УВО ФФЭА как виновную сторону в причинении истцу морального вреда по мотиву недоказанности вины ответчика.
Применительно к положениям ст. 151 ГК РФ, предусматривающей возможность денежной компенсации морального вреда при причинении физических и нравственных страданий, судебная коллегия соглашается с выводом суда, что для взыскания такой компенсации оснований не имеется.
Согласно ст. 15 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
В соответствии с п. 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Поскольку факт нарушения прав истца со стороны ответчика судом не установлен, суд обоснованно отказал во взыскании компенсация морального вреда.
Оценка и выводы суда первой инстанции относительно имеющихся доказательств и установленных по делу обстоятельств соответствуют требованиям действующего законодательства при его правильном применении.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворения иска, приведены в обжалуемом решении и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и несогласие с оценкой доказательств судом первой инстанции.
Для иного вывода судебная коллегия оснований не усматривает.
Мнение заявителя жалобы о том, что суд должен был иначе применить нормы материального права, по-иному оценить исследованные доказательства и прийти к противоположным выводам, не может повлечь отмену состоявшегося судебного постановления.
Руководствуясь ст. ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 07 июня 2019 года оставить без изменений, апелляционную жалобу Филиппова Евгения Андреевича - без удовлетворения.
Председательствующий судья: Самойлова Е.В.
Судьи: Романова Л.В.
Беляевская О.Я.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.