ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
18 сентября 2019 г. по делу N 3а-51/2019
Верховный Суд Республики Мордовия в составе
судьи Верховного Суда Республики Мордовия Бажанова А.О,
при секретаре Палаткиной А.С,
с участием в деле
административного истца - Грошева Д.А,
административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (далее Управление Росреестра по Республике Мордовия),
административного ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее ФГБУ "ФКП Росреестра"),
заинтересованного лица - Администрации городского округа Саранск Республики Мордовия, его представителя Ионова С.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 сентября 2019 г. в г. Саранске Республики Мордовия административное дело по административному исковому заявлению Грошева Дмитрия Александровича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
установил:
Грошев Д.А. обратился в Верховный Суд Республики Мордовия с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества - нежилого помещения с кадастровым номером "N" общей площадью 702,2 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере 2 796 000 рублей по состоянию на 30 января 2015 г.
В обоснование иска указал, что является собственником указанного объекта недвижимости, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости определена по состоянию на 30 января 2015 г. и составляет 6 482 633 рубля.
Грошев Д.А. считает кадастровую стоимость объекта недвижимости завышенной и подлежащей пересмотру, поскольку значительно превышает его рыночную стоимость, что ведёт к завышению размера налога на имущество.
Согласно отчёту об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости N "N", составленному оценщиком М.Ю.В, рыночная стоимость объекта недвижимости составляет по состоянию на 30 января 2015 г. 2 796 000 рублей.
Грошев Д.А. просил установить кадастровую стоимость объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости по состоянию на 30 января 2015 г, определённой в отчёте оценщика.
Административный ответчик Управление Росреестра по Республики Мордовия представил письменные возражения на административное исковое заявление, указав, что не является надлежащим ответчиком, т.к. кадастровую оценку нежилого помещения не осуществлял и результаты оценки не утверждал.
Административный истец Грошев Д.А. просил удовлетворить административное исковое заявление по указанным в нём основаниям.
Представитель заинтересованного лица Администрации городского округа Саранск Ионов С.А. просил отказать в удовлетворении административного искового заявления ввиду того, что снижение кадастровой стоимости влечёт уменьшение налога на имущество физических лиц, зачисляемый в доход бюджета муниципального образования.
Представитель административного ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра", представитель административного ответчика Управления Росреестра по Республике Мордовия в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте его проведения были извещены своевременно и надлежаще, не просили его отложить и не сообщили о причине неявки.
Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается, и суд определилрассмотреть административное дело в отсутствие указанных лиц.
Рассмотрев дело, суд приходит к следующему.
19 июля 2018 г. в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации N "N" о принадлежности на праве собственности Грошева Д.А. нежилого помещения с кадастровым номером "N" общей площадью 702,2 кв.м, что подтверждается выпиской из ЕГРН (т. 1, л.д. 11-14).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером "N" общей площадью 702,2 кв.м, определена по состоянию на 30 января 2015 г. в сумме 6 482 633 рубля, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 30 января 2015 г. (т. 1, л.д. 10).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса (абзац 3 пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации).
Такой закон в Республике Мордовия принят Государственным Собранием Республики Мордовия - это Закон Республики Мордовия от 12 ноября 2014 г. N 91-З "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Мордовия порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения", которым установлена указанная дата - 1 января 2015 г.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 декабря 2012 г. N 476 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Республики Мордовия" утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков), вошедших в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Республики Мордовия, сформированный по состоянию на 1 июля 2012 года, а также максимальные, средние и минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости по группам в разрезе кадастровых кварталов по муниципальным районам (городскому округу Саранск) Республики Мордовия, определенные по состоянию на 1 июля 2012 г.
Согласно части 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 6 постановления от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснил, что с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Исходя из этих законоположений, результаты определения кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером "N" общей площадью 702,2 кв.м, затрагивают права и обязанности административного истца Грошева Д.А. как собственника нежилого помещения, обязанного уплачивать налог на имущество физических лиц, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости.
Следовательно, Грошев Д.А. вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером "N" общей площадью 702,2 кв.м в суде.
Согласно абзацу третьему части одиннадцатой статьи 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ и пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из вышеназванных законоположений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, суд считает, что результаты определения кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером "N" затрагивают права и обязанности административного истца Грошева Д.А. как собственника нежилого помещения.
В обоснование своих административных исковых требований Грошев Д.А. представил отчёт об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости N "N" от 21 декабря 2018 г, согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости составляет по состоянию на 30 января 2015 г. 2 796 000 рублей.
Судом установлено, что оценку произвел оценщик ООО "Экспертно-оценочное бюро" М.Ю.В, являющийся членом ассоциации "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет", включенным в реестр оценщиков за номером "N", имеющий диплом о профессиональной переподготовке "N", заключивший договор добровольного страхования ответственности оценщика со страховой суммой 60 000 000 рублей (с 26 октября 2018 г. по 25 октября 2019 г.).
Отчёт оценщика отвечает требованиям пунктов 8, 11 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки" (далее ФСО N 1), утверждённого приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 N 297, т.к. рыночная стоимость объекта недвижимости определена на дату, на которую установлена кадастровая стоимость, оценщик мотивировал избрание затратного подхода, обосновав причину, по которой не применял затратный и доходный подходы.
Отчёт оценщика соответствует принципам существенности информации, используемой оценщиком, её подтверждаемости, однозначности толкования полученных результатов. В отчёте обоснован выбор подхода и методов оценки, приведена последовательность определения стоимости объекта оценки, а также приведены соответствующие расчеты, изложенная логика процесса определения стоимости и соответствие выбранного оценщиком метода (методов) объекту оценки, определяемому виду стоимости и предполагаемому использованию результатов оценки, понятны, копии документов, использованных оценщиком, приобщены к отчёту, в тексте отчёта имеются ссылки на источники информации и копии документов и материалов, что соответствует требованиям пунктов 5, 8, 10, 11 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке" (далее ФСО N 3), утверждённого приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. N 299.
В соответствии с положениями пунктов 10, 11, 24 Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости" (далее ФСО N 7), утверждённого приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 г. N 611, оценщиком исследован рынок в тех сегментах, к которым относится фактическое использование оцениваемого объекта, принцип достаточности объёма исследований оценщиком соблюден, анализ рынка недвижимости выполнен в последовательности, предусмотренной пунктом 11, затратный подход и доходный подход обоснованно не использованы. Применение сравнительного подхода обоснованно, объекты оценки подобраны с учётом аналогичности количественных и качественных характеристик, различия объекта оценки и объектов-аналогов учтены применением поправочных коэффициентов.
Доказательств, опровергающих выводы отчёта оценки о рыночной стоимости спорного объекта недвижимого имущества, ни административные ответчики, ни заинтересованное лицо не представили, равно, как и не заявили ходатайство о назначении судебно-строительной экспертизы с целью определения рыночной стоимости спорного объекта недвижимого имущества.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что отчёт оценщика соответствует требованиям, содержащимся в Федеральном законе N 135-ФЗ, федеральных стандартах оценки N 1, N 3, N 7, и отсутствуют основания для признания отчёта оценщика недостоверным и недопустимым доказательством.
Следовательно, отчёт оценщика может быть положен в основу решения суда.
Грошев Д.А. 26 декабря 2018 г. обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Мордовия (далее Комиссия) с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения.
В удовлетворении заявления Грошева Д.А. было отказано.
Довод Комиссии о том, что при отборе объектов-аналогов в таблице N 10 не указаны цены сделок, не свидетельствует о недостоверности отчёта, т.к. на данном этапе оценщик отбирал объекты-аналоги наиболее схожие с объектом оценки по количественно-качественным характеристикам, а не по критерию наибольшей цены объектов недвижимости.
Довод Комиссии о том, что сравниваются нежилое помещение со зданиями не свидетельствует о нарушении оценщиком требований Федерального закона N 135-ФЗ и требований федеральных стандартов оценки.
Довод Комиссии о недостоверности отчёта ввиду неприменения поправочного коэффициента на местоположение, чем нарушено требование пункта 10 Федерального стандарта оценки N 1, отклоняется, т.к. отсутствуют сведения об ошибочности вывода оценщика о неприменении указанного выше поправочного коэффициента.
Довод Комиссии об ошибочном и необоснованном применении поправочного коэффициента на физическое состояние объекта оценки и объектов-аналогов отклоняется, т.к. сводится к несогласию с выводами оценщика, которые в отчёте аргументированы, обоснованы и отсутствуют основания для сомнений в их правильности.
Довод Комиссии о несоответствии перечня документов, содержащих количественные и качественные характеристики объекта оценки в задании на оценку и на страницах 7, 8, 9 отчёта не может служить основанием для отклонения отчёта оценщика, т.к. в задании отражены сведения, указанные в пункте 21 ФСО N 1, а на страницах 7, 8, 9 отчёта - сведения, указанные в подпункте "ж" пункта 8 ФСО N 3, а именно в первом случае указываются сведения об объекте оценки, которые должны быть отражены в задании на оценку, а во втором - сведения, которые отражаются в отчёте об оценке.
Отклоняется довод Комиссии об отсутствии в отчёте обоснования определения физического износа здания, в котором расположен объект оценки, т.к. опровергается содержанием отчёта, лист отчёта 28.
Установление оценщиком рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Соответственно, заявление об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером "N" равной его рыночной стоимости подлежит удовлетворению.
Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 30 января 2015 г (л.д. 10).
На основании части пятой статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленной решением суда, могут применяться для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, то есть с 1 января 2018 г.
При этом с учётом положений части десятой статьи 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленной решением суда, могут применяться по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости жилого помещения, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьёй 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ.
Об этом должно быть указано в резолютивной части решения суда.
Кроме того, в резолютивной части решения суда должна быть указана дата подачи административного искового заявления об оспаривании кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Мордовия - 26 декабря 2018 г, сведения о которой подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и частью 6 статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ. Об этом судам даны соответствующие разъяснения в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".
В пункте 7 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, разъяснено, что после 15 сентября 2015 г. на основании части 4 статьи 38 КАС РФ - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, заинтересованным лицом (административным ответчиком) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В пункте 7 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, разъяснено, что по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, заинтересованным лицом (административным ответчиком) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В соответствии пунктами 11, 12, 13.7 Устава федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", утверждённого приказом Росреестра от 01 сентября 2011 г. N П/331, указанное учреждение находится в ведении Росреестра и к предмету его деятельности относится осуществление полномочий Росреестра по государственному кадастровому учёту объектов недвижимости, ведению государственного кадастра недвижимости, государственной кадастровой оценке, оказание государственных услуг в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учёта недвижимого имущества, а также определение кадастровой стоимости вновь учтённых объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Решением органа кадастрового учёта ФГБУ "ФКП Росреестра" от 30 января 2015 г. произведён государственный кадастровый учёт нежилого помещения с кадастровым номером "N", а также определена его кадастровая стоимость по состоянию на 30 января 2015 г. в порядке статьи 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ.
30 января 2015 г. кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером "N" определена ФГБУ "ФКП Росреестра" в соответствии с приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 18 марта 2011 г. N 113 "Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости" путём умножения площади вышеуказанного этажного нежилого здания на среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости объектов недвижимости, утверждённого постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 декабря 2012 г. N 476 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Республики Мордовия".
Так как кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером "N" определена ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице его филиала по Республике Мордовия, в порядке, предусмотренном в статье 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ, суд считает, что надлежащим ответчиком является ФГБУ "ФКП Росреестра".
С учётом изложенного административный иск Грошева Д.А. к ФГБУ "ФКП Росреестра" об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости подлежит удовлетворению, а к Управлению Росреестра по Республике Мордовия - не подлежит.
Руководствуясь статьями 174, 180, 249, 297, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия
решил:
административное исковое заявление Грошева Дмитрия Александровича к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером "N" общей площадью 702,2 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере 2 796 000 (два миллиона семьсот девяносто шесть тысяч) рублей по состоянию на 30 января 2015 г.
Сведения о кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером "N", установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2018 г. по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьёй 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Датой подачи заявления Грошевым Дмитрием Александровичем о пересмотре кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером "N", сведения о которой подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости, считать 26 декабря 2018 г.
Административный иск Грошева Дмитрия Александровича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в порядке главы 34 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия А.О. Бажанов
Мотивированное решение изготовлено 23 сентября 2019 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.