И.о. заместителя председателя Верховного суда Республики Саха (Якутия) Александрова Р.С. рассмотрев жалобу законного представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу, Федорова Д.С. об отмене постановления Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 18 апреля 2019 года, решения Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 02 июля 2019 года, вынесенных по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "РусАвто"
установил:
21 февраля 2019 г. заместителем начальника отдела автодорожного надзора и контроля международных автомобильных перевозок Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - ОАНиКМАП ДМУГАДН Ространснадзора) Б. в отношении ООО "РусАвто" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.14.1.2 КоАП РФ в связи с грубым нарушением условий (требований), предусмотренных лицензией, в части не соблюдения правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
Постановлением Якутского городского суда РС (Я) от 18 апреля 2019 года ООО "РусАвто" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 02 июля 2019 года указанное постановление оставлено без изменения.
В настоящей жалобе законный представитель, в отношении которого ведется производство по делу, Федоров Д.С. выражая несогласие с названными судебными актами, просит об их отмене, ссылаясь на нарушение норм процессуального права, несоответствием выводов, фактическим обстоятельствам дела.
Поданные со дня начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции жалобы (протесты) на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения, вынесенные по результатам рассмотрения жалоб (протестов), подлежат рассмотрению кассационными судами общей юрисдикции и Верховным Судом Российской Федерации (статья 2 Федерального закона от 12 ноября 2018 г. N 417-ФЗ "О внесении изменений в статью 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"). При этом сохраняются полномочия председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области, автономных округов, окружных (флотских) военных судов и их заместителей по рассмотрению жалоб (протестов) на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения, вынесенные по результатам рассмотрения жалоб (протестов), поданных в указанные суды до начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции.
Настоящая жалоба на вступившие в законную силу судебные акты подана в Верховный Суд РС (Я) до начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, в связи с чем подлежит рассмотрению Председателем Верховного Суда РС(Я) или его заместителями.
Изучив доводы, изложенные в жалобе, обоснованность и законность вынесенных судебных решений, по материалам истребованного дела, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ наступает за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией.
В силу примечания 2 к названной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Порядок лицензирования деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) установлен соответствующим Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2012 года N 280, действующим на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении (далее - Положение о лицензировании).
Согласно п. 4 названного Положения о лицензировании лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров, в том числе являются:
з) соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения";
и) соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В соответствии с п. 5 Положения о лицензировании осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При этом под грубым нарушением понимается несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "е", "ж" и "з" (в части требований, установленных абзацами четвертым, седьмым и восьмым пункта 1 и абзацем шестым пункта 4 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения") пункта 4 указанного Положения, имевшее место повторно в течение года либо повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04 мая 2011 года 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
На основании ч. 11 ст. 19 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Как следует из материалов дела, на основании планового (рейдового) задания на осмотр, обследование транспортных средств в процессе их эксплуатации N... от 17 декабря 2018 года, 30 января 2019 года в результате осмотра и обследования пассажирского транспортного средства " ********" модели " ********" категории " ***" с государственным регистрационным знаком N... установлено, что в 13 часов 16 минут по адресу: город Хабаровск, улица Воронежская, дом 19 водитель К. осуществлял перевозку пассажиров в пригородном сообщении по маршруту N... на названном выше транспортном средстве с нарушением правил обеспечения безопасности эксплуатируемых транспортных средств. А именно: эксплуатация транспортного средства с неисправным спидометром; транспортное средство не оснащено контрольным устройством, обеспечивающим непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя (тахографа); в правом нижнем углу лобового стекла установлены дополнительные предметы - табличка с надписями " N... " и "... рублей", ограничивающие обзорность с места водителя; нарушен порядок заполнения путевого листа, а именно в путевом листе N... от 30.01.2019 отсутствует показания одометра (спидометра), отсутствует отметка "контроль технического состояния транспортного средства пройден"; нарушены правила перевозок пассажиров, в части размещения указателей маршрута на транспортных средствах: на лобовым стеклом и/или в верхней его части указанного выше транспортного средства отсутствует указатель маршрута регулярных перевозок с указанием начального и конечного остановочных пунктов.
Данные нарушения зафиксированы в акте осмотра N... (л.д. 6).
Выявленные обстоятельства являются нарушением ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", абзацев 7 и 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 "О безопасности дорожного движения", пункта 4.2 Приложения N 8 Техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" N018/2011 от 09.12.2011 N 877, подпунктов "з", "и" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N 280, подпункта "а" пункта 29 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112, пунктов 24, 27, 29 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрически транспортом к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, утвержденных приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 N 7, пункта 3 Порядка оснащения транспортных средств тахографами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 21.08.2013 N 273, пункт 13 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов", пункта 12 Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.08.2018 N 296.
Факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается: актом осмотра пассажирского транспортного средства от 30 января 2019 г, протоколом об административном правонарушении от 30 января 2019 г, фото-таблицей, а также другим материалами дела.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия общества квалифицированы в соответствии с частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и нормативно-правовых актов в области перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем привлечение названного лица к административной ответственности по части 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является законным и обоснованным.
Доказательств объективной невозможности исполнения требований действующего законодательства материалы дела не содержат.
Довод жалобы о том, что в нарушение ст. 28.2, ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ административным органом в адрес ООО "РусАвто" не был направлен протокол об административном правонарушении нахожу несостоятельным, поскольку опровергается материалами дела, из которых следует, что протокол об административном правонарушении в отношении Общества серии *** N... от 21.02.2019г. направлен в адрес Общества заказным письмом за исх. N... от 22.02.2019г, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений Почта России N... от 22.02.2019г. (л.д. 38). Получено адресатом 06 марта 2019 года, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления Почта России.
Довод жалобы о том, что судом не исследованы представленные к жалобе документы, подтверждающие оснащение транспортного средства тахографом, отклоняются, поскольку данное обстоятельство подтверждается актом осмотра пассажирского транспортного средства N... от 30.01.2019г, пояснениями водителя К, постановлением серии *** N... о привлечении водителя автобуса К. к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ (управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее - тахограф).
Кроме того, данное обстоятельство не было оспорено в жалобе, поданной в Верховный Суд РС (Я) в порядке ст. 30.1 КоАП РФ, из которой следует, что транспортное средство действительно не было оснащено устройством "тахограф", что не может быть квалифицировано по ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что неисправность технически-сложной вещи, которой является транспортное средство, может быть выявлена только при проведении экспертизы не опровергает наличие в действиях ООО "РусАвто" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ, в связи с чем не ставит под сомнение законность обжалуемого судебного акта.
Иные доводы жалобы не содержат правовых оснований и сводятся к несогласию с содержащимися в обжалуемых актах выводами, заявлялись в ходе производства по данному делу об административном правонарушении, получили надлежащую правовую оценку судебных инстанций, не согласиться с которой оснований не имеется. Событие и состав административного правонарушения установлены на основании совокупности доказательств, что соответствует статьям 28.1 и 26.2, 26.7 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюден.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,
постановил:
Постановление Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 18 апреля 2019 года, решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 02 июля 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "РусАвто" - оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
И.о. зам. председателя Верховного Суда
Республики Саха (Якутия) Р.С. Александрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.