Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего
Басангова И.В.
судей
Андреевой А.В.
Антакановой Е.В.
при секретаре
Мучкаевой Р.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2529/2019
по иску Лаковой Е.Б. к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия, Министерству финансов Республики Калмыкия о взыскании невыплаченной пенсии за выслугу лет, возложении обязанности перечислить денежные средства из республиканского бюджета
по апелляционной жалобе истца Лаковой Е.Б. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 17 июля 2019 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Калмыкия Басангова И.В, выслушав объяснения истца Лаковой Е.Б, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
установила:
Лакова Е.Б. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия, Министерству финансов Республики Калмыкия о взыскании невыплаченной пенсии за выслугу лет, возложении обязанности перечислить денежные средства из республиканского бюджета.
В обоснование заявленных требований истец указала, что с 24 августа 1999 г. она является получателем страховой пенсии по старости.
В период с 6 декабря 2005 г. по 7 марта 2008 г. Лакова Е.Б. на постоянной основе замещала государственную должность Республики Калмыкия - депутат Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия.
С 8 марта 2008 г. Лакова Е.Б. являлась получателем пенсии за выслугу лет, установленной ей в соответствии с Законом Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 г. N 335-III-З "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия", которая по состоянию на июль 2016 г. составляла 25693 рубля 51 копейка.
Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 марта 2016 г, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 июля 2016 г, Закон Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 г. N 335-III-З "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия" признан недействующим.
Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия был принят Закон Республики Калмыкия от 9 июня 2018 г. N 291-V-З "О ежемесячной компенсационной выплате лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия", которым прекращена выплата пенсии за выслугу лет с 27 июля 2016 г. и установлена ежемесячная компенсационная выплата в размере 200 рублей.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2018 г. названный Закон N 291-V-З также был признан недействующим.
В настоящее время в Республике Калмыкия отсутствует правовое регулирование отношений, связанных с установлением ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости лицам, замещавшим государственные должности региона.
В связи с изложенным Лакова Е.Б, ссылаясь на то, что она имеет право на получение пенсии за выслугу лет в соответствии с ранее действовавшим законодательством, уточнив исковые требования, просила суд взыскать с Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия за счет средств бюджета Республики Калмыкия невыплаченную пенсию за выслугу лет за период с 27 июля 2016 г. по 30 июня 2019 г. в размере 922241 рубль 39 копеек, возложить на Министерство финансов Республики Калмыкия обязанность перечислить указанную сумму пенсии за выслугу лет из республиканского бюджета на лицевой счет Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия.
Определением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 17 июля 2019 г. принят отказ Лаковой Е.Б. от исковых требований к Министерству финансов Республики Калмыкия о возложении обязанности перечислить денежные средства из республиканского бюджета на лицевой счет Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия. Производство по делу в указанной части прекращено на основании абзаца 4 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании истец Лакова Е.Б. измененные исковые требования поддержала и просила удовлетворить их в полном объеме.
Представитель Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия Хулхачиева В.С. не явилась, при этом представила письменные возражения на исковое заявление, в которых, не оспаривая право истца на получение пенсии за выслугу лет, указала на отсутствие федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную службу; положения Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. N 854 к возникшим правоотношениям не подлежат, поскольку установление гарантий пенсионного обеспечения лиц, замещавших должности государственной службы Республики Калмыкия, является правом Республики Калмыкия.
Решением Элитинского городского суда Республики Калмыкия от 17 июля 2019 г. исковые требования Лаковой Е.Б. удовлетворены частично.
Взыскана с Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия в пользу Лаковой Е.Б. невыплаченная сумма пенсии за выслугу лет за период с 27 июля 2016 г. по 30 июня 2019 г. в размере 28792 рубля 29 копеек за счет средств бюджета Республики Калмыкия.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец Лакова Е.Б. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Считает, что суд необоснованно отказал во взыскании с ответчика пенсии за выслугу лет за период с 27 июля 2016 г. по 4 декабря 2018 г, поскольку установленные ей в соответствии с Законом Республики Калмыкия от 9 июня 2018 г. N 291-V-З ежемесячные компенсационные выплаты в размере 200 рублей неравноценны ранее установленной ей пенсии за выслугу лет и не могут ее заменить. Кроме того, считает неправильным приведенный в решении суда расчет пенсии за выслугу лет за период с 5 декабря 2018 г. по 30 июня 2019 г.
Ответчик Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено своевременно и в надлежащей форме, явку в судебное заседание своих представителей не обеспечило. На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия приходит к следующему.
Разрешая спор и частично удовлетворяя иск Лаковой Е.Б. о взыскании с Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия невыплаченной пенсии за выслугу лет за период с 5 декабря 2018 г. по 30 июня 2019 г, применив по аналогии закона положения Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. N 854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы", с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие правового механизма регулирования отношений, связанных с установлением ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, не должно лишать истца гарантированного федеральным законодателем права на получение дополнительного пенсионного обеспечения.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия считает, что с данным выводом суда следует согласиться по следующим основаниям.
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статьи 7, 18 Конституции Российской Федерации).
Согласно пунктам "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальное обеспечение, а также установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" закреплено, что субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
В соответствии с положениями Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", регулирующего правовой статус государственных гражданских служащих, единство системы государственной службы Российской Федерации, взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования, а также посредством: соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий; установления ограничений и обязательств при прохождении государственной службы Российской Федерации различных видов; учета стажа государственной службы Российской Федерации иных видов при исчислении стажа гражданской службы; соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу Российской Федерации (статья 6).
Для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и другими федеральными законами, гражданским служащим наряду с равными условиями оплаты труда и отдыха гарантируется обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения гражданской службы либо сохранение денежного содержания в период прохождения гражданской службы, выплаты по обязательному государственному страхованию в случаях, порядке и размерах, установленных соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации при временной нетрудоспособности, государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей, а также дополнительные государственные гарантии гражданских служащих (часть 1 статьи 52, статья 53 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Пунктом 10 Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. N 854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. N 854) органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений названного Указа исключительно за счет собственных средств.
По смыслу Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" гарантии лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.
Пенсии за выслугу лет (ежемесячные доплаты к пенсиям) для лиц, замещавших государственные должности в субъекте Российской Федерации, по своей правовой природе представляют собой дополнительное пенсионное обеспечение помимо назначаемой на общих основаниях пенсии данной категории граждан.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в субъекте Российской Федерации, лицам, замещавшим должности в органах государственной власти субъекта Российской Федерации, дополнительного обеспечения - в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет, предоставляемого за счет средств соответствующих бюджетов (определения от 11 мая 2006 г. N 88-О, от 3 апреля 2007 г. N 332-О-П, от 15 января 2008 г. N 107-О-О и N 108-О-О, от 1 октября 2009 г. N 1060-О-О и др.).
Законодатель Республики Калмыкия, реализуя данное право, закрепил в Законе Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 г. N 335-III-З "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия" (далее - Закон Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 г. N 335-III-З) гарантии социальных прав лиц, замещавших государственные должности Республики Калмыкия и должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, предусмотрев, в частности, предоставление им дополнительного материального обеспечения в виде выплаты пенсии за выслугу лет за счет средств республиканского бюджета, которое устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с федеральным законодательством о страховых пенсиях, при условии замещения государственной должности Республики Калмыкия не менее одного года и освобождение от должности в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями (абзац 1 статьи 3, абзац 1 статьи 4).
Как следует из материалов дела, Лакова Е.Б. с 24 августа 1999 г. является получателем страховой пенсии по старости, назначенной ей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
С 6 декабря 2005 г. истец на постоянной основе замещала должность депутата Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия третьего созыва, которая была включена в Перечень государственных должностей Республики Калмыкия, утвержденный Указом Президента Республики Калмыкия от 6 января 2004 г. N 9 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
7 марта 2008 г. Лакова Е.Б. освобождена от замещаемой должности в связи с досрочным прекращением полномочий Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия третьего созыва.
Таким образом, истец на постоянной основе занимала государственную должность Республики Калмыкия, стаж в указанной должности составлял два года три месяца один день.
С 8 марта 2008 г. Лаковой Е.Б. установлена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 г. N 335-III-З (решение Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия от 14 апреля 2008 г.).
Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 марта 2016 г, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 июля 2016 г, Закон Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 г. N 335-III-З признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
С 27 июля 2016 г. Лаковой Е.Б. прекращена выплата пенсии за выслугу лет.
9 июня 2018 г. Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия принял Закон Республики Калмыкия от N 291-V-З "О ежемесячной компенсационной выплате лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия", в соответствии с которым лицам, замещавшим государственные должности и должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, в том числе и истцу, была предоставлена ежемесячная компенсационная выплата в размере 200 рублей.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2018 г. названный Закон N 291-V-З также признан недействующим.
6 июня 2019 г. Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия был принят Закон Республики Калмыкия от 13 июня 2019 г. N 51-VI-З "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия", который регулирует правоотношения по установлению и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности и должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия.
Положения данного Закона распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июля 2019 г.
Следовательно, в период с 27 июля 2016 г. по 30 июня 2019 г. в Республике Калмыкия отсутствовал правовой механизм регулирования отношений, связанных с установлением ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости лицам, замещавшим государственные должности и должности государственной гражданской службы региона.
Вместе с тем отсутствие такого механизма само по себе не может рассматриваться как обстоятельство, лишающее названной категории граждан гарантированного федеральным законодателем права на получение дополнительного пенсионного обеспечения в виде пенсии за выслугу, и рассматриваться в качестве отлагательного условия для реализации этого права.
Иное означало бы нарушение конституционного принципа равенства, а также отказ государства от выполнения принятых на себя публично-правовых обязательств.
Согласно части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно подчеркивал, что изменение законодателем ранее установленных правил предоставления гражданам льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано; Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление федеральным законодателем предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться (постановления от 16 декабря 1997 года N 20-П, от 24 мая 2001 года N 8-П, от 19 июня 2002 года N 11-П, от 23 апреля 2004 года N 9-П, определения от 4 декабря 2003 года N 415-О, от 15 февраля 2005 года N 17-О, от 5 июля 2005 года N 246-О и N 303-О и др.).
В силу части 1 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.
Согласно части 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).
Применение закона по аналогии обусловлено необходимостью восполнения пробелов в правовом регулировании тех или иных отношений, направлено на защиту прав и законных интересов граждан, осуществление надлежащего правосудия.
Законодатель Республики Калмыкия, признав утратившим силу Закон Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 г. N 335-III-З, установивший лицам, замещавшим государственные должности и должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости, надлежащий правовой механизм соответствующего возмещения потерь получателям мер социальной поддержки, вопреки приведенным выше нормоположениям не предусмотрел.
На федеральном уровне вопрос социальных гарантий лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, урегулирован в Указе Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. N 854, которым в пункте 1 установлено, что лица, замещавшие государственные должности Российской Федерации на постоянной основе и получавшие денежное вознаграждение за счет ассигнований федерального бюджета, освобожденные от указанных должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Закрепленный названной нормой правовой механизм по своей природе обладает схожестью с ранее действовавшим в Республике Калмыкия механизмом регулирования отношений, связанных с установлением ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости лицам, замещавшим государственные должности и должности государственной гражданской службы региона, не содержит принципиальных отличий от ранее действовавшего правового регулирования, в связи с чем возникшие правоотношения могут оцениваться как отношения сходного характера, допускающие применение по аналогии положений названного Указа Президента Российской Федерации.
Следовательно, применив в настоящем деле аналогию закона, которая была обусловлена необходимостью защиты прав истца на получение компенсации денежного вознаграждения, утраченного ею в связи с прекращением государственной службы, учитывая правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности требования Лаковой Е.Б. о взыскании с ответчика пенсии за выслугу лет за период с 5 декабря 2018 г. по 30 июня 2019 г.
Вместе с тем, взыскивая с Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия за указанный период невыплаченную пенсию за выслугу лет в размере 28792 рубля 29 копеек, суд первой инстанции исходил из того, что месячное содержание депутата Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия с 1 июля 2016 г. составляло 46715 рублей 47 копеек, с 1 января 2019 г. - 46949 рублей 05 копеек.
При этом материалы дела не содержат сведения о приведенных судом размерах месячного денежного вознаграждения депутата Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия.
В силу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Согласно протоколу судебного заседания суда первой инстанции от 17 июля 2019 г. суд обозрел учетное дело Лаковой Е.Б. по назначенной ей пенсии за выслугу лет.
Однако суд не привел мотивы, по которым не был принят в качестве доказательства имеющийся в учетном деле ответ Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия от 5 марта 2014 г, содержащий сведения о месячном денежном вознаграждении депутата Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия по состоянию на 1 февраля 2014 г. в размере 61176 рублей 65 копеек.
Доказательств об ином актуальном размере месячного денежного вознаграждения депутата Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия материалы дела не содержат.
В этой связи, оценив названный документ по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия принимает его в качестве доказательства, подтверждающего размер месячного денежного вознаграждения истца, из которого подлежит исчислению доплата к пенсии по старости.
Отказывая Лаковой Е.Б. во взыскании с Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия невыплаченной пенсии за выслугу лет за период с 27 июля 2016 г. по 4 декабря 2018 г, суд аналогию закона не применил и исходил из того, что истец реализовала свое право на дополнительное пенсионное обеспечение, поскольку в указанный период она являлась получателем ежемесячной компенсационной выплаты в размере 200 рублей, предоставленной ей в соответствии с Законом Республики Калмыкия от 9 июня 2018 г. N 291-V-З "О ежемесячной компенсационной выплате лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия".
С данным выводом суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2018 г. Закон Республики Калмыкия от 9 июня 2018 г. N 291-V-З признан недействующим.
Основанием принятия данного решения послужило то, что указанный нормативный правовой акт фактически установилпредельный размер пенсии за выслугу лет без учета критериев, которые должны учитываться при расчете размера указанной выплаты для каждого конкретного получателя, ограничившись лишь установлением единого фиксированного максимального размера такой выплаты для лиц, замещавших государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия.
Введенная Законом Республики Калмыкия от 9 июня 2018 г. N 291-V-З ежемесячная компенсация (200 рублей) для лиц, которым прекращена выплата пенсии за выслугу лет с 27 июля 2016 г, по своей сути, является доплатой к страховой пенсии по старости (или пенсией за выслугу лет) лицам, замещавшим государственные должности и должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, которая должна была рассчитываться по единому порядку установления таких выплат для всех названных лиц.
Обстоятельства, установленные Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации при рассмотрении дела о признании недействующим Закона Республики Калмыкия от 9 июня 2018 г. N 291-V-З, в силу статей 13 и 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являлись для суда обязательными и имели преюдициальное значение для настоящего спора.
Согласно абзацу 2 статьи 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности).
Таким образом, предоставленная Лаковой Е.Б. ежемесячная компенсационная выплата за период с 27 июля 2016 г. по 4 декабря 2018 г. доплатой к страховой пенсии по старости в смысле вышеназванной нормы закона не является.
Однако это обстоятельство, имеющее значение для правильного разрешения возникшего спора, судом первой инстанции учтено не было.
В связи с чем является неправильным вывод суда о том, что истец Лакова Е.Б. в указанный период реализовала свое право на дополнительное пенсионное обеспечение, получив предоставленную ей в соответствии с Законом Республики Калмыкия от 9 июня 2018 г. N 291-V-З ежемесячную компенсационную выплату в размере 200 рублей.
Следовательно, к отношениям, возникшим в период с 27 июля 2016 г. по 4 декабря 2018 г, по аналогии закона также подлежат применению положения Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. N 854.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 названного Указа Президента Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений сторон) ежемесячная доплата к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации от одного года до трех лет, устанавливается в размере 55 процентов, от трех до восьми лет - 75 процентов, от восьми до двенадцати лет - 85 процентов и свыше двенадцати лет - 95 процентов месячного денежного вознаграждения по соответствующей государственной должности Российской Федерации за вычетом сумм фиксированной выплаты к установленной им страховой пенсии по старости (инвалидности) и повышений фиксированной выплаты к пенсии по старости (инвалидности). При определении размера ежемесячной доплаты к пенсии не учитываются суммы повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, приходящиеся на нетрудоспособных членов семьи, в связи с достижением возраста 80 лет или наличием инвалидности I группы, а также суммы повышений фиксированной выплаты при назначении страховой пенсии по старости (в том числе досрочно) позднее возникновения права на нее, при восстановлении выплаты или назначении ее вновь после отказа от получения назначенной страховой пенсии по старости (в том числе досрочно).
Аналогичное положение содержалось в абзаце 2 статьи 4 Закон Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 г. N 335-III-З "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия".
Как было указано выше, стаж истца Лаковой Е.Б. в должности депутата Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия составлял два года три месяца один день.
Следовательно, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. N 854 ежемесячная доплата к страховой пенсии истца должна быть установлена в размере 55 процентов месячного денежного вознаграждения депутата Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия за вычетом сумм установленных ей страховой пенсии по старости и повышений к такой пенсии (ежемесячной денежной выплаты инвалидам).
Согласно имеющимся в материалах дела сведениям Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия от 5 марта 2014 г. месячное денежное вознаграждение депутата Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия по состоянию на 1 февраля 2014 г. составляло 61176 рублей 65 копеек.
В соответствии со сведениями Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Черноземельском районе Республики Калмыкия сумма установленных Лаковой Е.Б. страховой пенсии по старости и ежемесячной денежной выплаты как инвалиду ХХ группы в период
с июля 2016 г. по январь 2017 г. составляла 20 462 рубля,
с февраля 2017 г. по июль 2017 г. - 20511 рублей 90 копеек,
с августа 2017 г. по январь 2018 г. - 20674 рубля 86 копеек,
с февраля 2018 г. по июнь 2018 г. - 20699 рублей 21 копейка,
с июля 2018 г. по июнь 2019 г. - 22624 рубля 91 копейка.
Таким образом, размер невыплаченной Лаковой Е.Б. пенсии за выслугу лет за период с 27 июля 2016 г. по 4 декабря 2018 г. составляет 359156 рублей 18 копеек, с 5 декабря 2018 г. по 30 июня 2019 г. - 75733 рубля 50 копеек, исходя из следующего расчета:
с 27 июля 2016 г. по 31 июля 2016 г.: ((55% от 61176 рублей 65 копеек) - 20 462 рубля) : 31 день) х 5 дней = 2 126 рублей 64 копейки;
с августа 2016 г. по январь 2017 г.: ((55% от 61176 рублей 65 копеек) - 20 462 рубля) х 6 месяцев = 79 110 рублей 96 копеек;
с февраля 2017 г. по июль 2017 г.: ((55 от 61176 рублей 65 копеек) - 20511 рублей 90 копеек) х 6 месяцев = 78 811 рублей 56 копеек;
с августа 2017 г. по январь 2018 г.: ((55% от 61176 рублей 65 копеек) - 20674 рубля 86 копеек) х 6 месяцев = 77 833 рубля 80 копеек;
с февраля 2018 г. по июнь 2018 г.: ((55% от 61176 рублей 65 копеек) - 20699 рублей 21 копейка) х 5 месяцев = 64 739 рублей 75 копеек;
с июля 2018 г. по 4 декабря 2018 г.: ((55% от 61176 рублей 65 копеек) - 22624 рубля 91 копейка) х 5 месяцев 4 дня = 56 533 рубля 47 копеек;
с 5 декабря 2018 г. по 30 июня 2019 г.: ((55% от 61176 рублей 65 копеек) - 22624 рубля 91 копейка) х 6 месяцев 27 дней = 75733 рубля 50 копеек.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия, учитывая приведенные выше обстоятельства, заявленные истцом требования, считает необходимым отменить обжалуемое решение суда первой инстанции в части отказа Лаковой Е.Б. в удовлетворении иска к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о взыскании невыплаченной пенсии за выслугу лет за период с 27 июля 2016 г. по 4 декабря 2018 г, это же решение суда изменить в части взыскания с ответчика в пользу истца невыплаченной пенсии за выслугу лет за период с 5 декабря 2018 г. по 30 июня 2019 г, принять в указанных частях новые решения, которыми исковые требования Лаковой Е.Б. удовлетворить частично, взыскав с ответчика в пользу истца сумму невыплаченной пенсии за выслугу лет за весь период ее невыплаты с 27 июля 2016 г. по 30 июня 2019 г. в размере 434889 рублей 68 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 17 июля 2019 г. в части отказа Лаковой Е.Б. в удовлетворении иска к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о взыскании невыплаченной пенсии за выслугу лет отменить и принять новое решение, которым иск Лаковой Е.Б. к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о взыскании невыплаченной пенсии за выслугу лет удовлетворить частично.
Это же решение суда в части взыскания с Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия в пользу Лаковой Е.Б. невыплаченной пенсии за выслугу лет изменить и принять новое решение, которым иск Лаковой Е.Б. к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о взыскании невыплаченной пенсии за выслугу лет удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия за счет средств бюджета Республики Калмыкия в пользу Лаковой Е.Б. невыплаченную пенсию за выслугу лет за период с 27 июля 2016 г. по 30 июня 2019 г. в размере 434889 рублей 68 копеек.
Председательствующий И.В. Басангов
Судьи А.В. Андреева
Е.В. Антаканова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.