Судебная коллегия по административным делам Южного окружного военного суда в составе
председательствующего Потапченко И.Н,
судей: Коробенко Э.В, Патланя В.А,
при секретаре судебного заседания Григорьевой Д.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца - Табухова А.А. на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 15августа 2019 г, которым отказано в удовлетворении заявленных требований командира войсковой части N о признании незаконными отдельных положений актов выездной проверки Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Военно-Морскому флоту).
Заслушав доклад судьи Патланя В.А, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно неё возражений, судебная коллегия
установила:
командир войсковой части N обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными положения актов выездных проверок, проведённых Межрегиональным управлением ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Военно-Морскому флоту), в которых указано о неправомерности выплаты военнослужащим войсковой части N:
- ежемесячной надбавки за особые достижения в службе военнослужащим, выполнившим высший квалификационный уровень физической подготовленности на сумму 1 459541 руб. 06 коп.;
- дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 на сумму 90 000 руб.;
- командировочных расходов военнослужащим на сумму 605028 руб. 50 коп.
Кроме того, административный истец просил суд возложить на Межрегиональное управление ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Военно-Морскому флоту) обязанность исключить из данных актов вышеуказанные сведения.
Решением гарнизонного военного в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование автор жалобы утверждает, что издание командиром войсковой части N приказов о направлении военнослужащих в служебные командировки вместо предоставления им учебных отпусков обусловлено тем, что аналогичные приказы были изданы вышестоящим воинским должностным лицом - командующим Черноморским флотом. Это обстоятельство, по его мнению, свидетельствует о невозможности проведения служебного разбирательства, в частности выяснения причин принятия вышестоящим командованием таких решений, что, в свою очередь, будет нарушать принцип единоначалия.
По аналогичной причине, как считает представитель истца, нельзя признать обоснованным указание в оспоренных актах проверки и на то, что командиром войсковой части N неправомерно установлены выплаты военнослужащим названной выше ежемесячной надбавки и дополнительного материального стимулирования, поскольку в период с 13 сентября по 30 октября 2013 г. итоговую проверку их физической подготовленности проводили должностные лица, не находящиеся в его подчинении.
В подтверждение своей позиции автор жалобы ссылается на определение Верховного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2017 г. N 202-КГ17-4.
В возражениях на апелляционную жалобу врио начальника Межрегиональное управление ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Военно-Морскому флоту) просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив приведённые в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
По делу установлено, что по результатам проведённой Межрегиональным управлением ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Военно-Морскому флоту) выездной проверки филиала федерального казённого учреждения "Управление Черноморского флота" - "91 финансово-экономическая служба" выявлен ущерб, обусловленный вышеизложенными неположенными выплатами военнослужащим войсковой части N.
В соответствии с пунктом 20 ст. 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих" ежемесячная надбавка за особые достижения в службе устанавливается в размере до 100 процентов оклада по воинской должности. Правила выплаты указанной ежемесячной надбавки в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту соответственно в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, руководителями иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Согласно подпункту 9 п. 2 Правил выплаты ежемесячной надбавки за особые достижения в службе военнослужащим Вооружённых Сил Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, утверждённых приказом Министра обороны Российской Федерации от 9 октября 2014 г. N 725дсп, ежемесячная надбавка за квалификационный уровень физической подготовленности устанавливается и выплачивается военнослужащим, выполнившим высший квалификационный уровень физической подготовленности, в размере 70 процентов к окладу по воинской должности. Эта надбавка устанавливается на текущий год на основании приказа соответствующего командира (начальника) по результатам не менее двух проверок в прошедшем календарном году, одна из которых - итоговая за год, контрольная или инспекторская.
Документами, подтверждающими право на получение ежемесячной надбавки, являются ведомости результатов проверки по физической подготовке личного состава воинской части, органа военного управления, организации Вооружённых Сил Российской Федерации.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 2009 г. N 200 с учётом изменений, внесённых в него приказом от 31 июля 2013 г. N 560 (вступившего в законную силу 17 сентября 2013 г.) утверждены Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации".
В силу пунктов 216, 217, 226, 232 и 234 указанного Наставления проверка физической подготовки проводится в целях определения уровня физической подготовленности военнослужащих. Проверка, военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, осуществляется ежеквартально (включая контрольную и итоговую). Оценка уровня физической подготовленности военнослужащих определяется по сумме баллов, полученных ими за выполнение физических упражнений с учетом выполнения минимального порогового уровня в каждом упражнении, согласно таблице оценки физической подготовленности военнослужащих. Начисление баллов за выполнение физических упражнений осуществляется в соответствии с Таблицами начисления баллов по приложению N 14.
По делу установлено, что в период с 19 сентября по 29 октября 2013 г. по результатам итоговой проверки уровня физической подготовленности военнослужащие войсковой части N, а именно: Г.В., Ю.П., Ю.А., М.И., А.В., О.Б., М.О. С.В., В.П., В.А., П.А., Н.А., П.В., Д.С., С.М., А.С., Я.П... получили оценки "отлично" согласно общей сумме набранных ими баллов.
В связи с этим данным военнослужащим установлены к выплате ежемесячные надбавки за особые достижения в службе, как военнослужащим, выполнившим высший квалификационный уровень физической подготовленности на общую сумму 1459541 руб. 06 коп.
Пунктом 9 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что военнослужащим, проходящим службу по контракту, кроме выплат, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, а в пределах выделенных ассигнований Министром обороны Российской Федерации могут устанавливаться надбавки и другие дополнительные выплаты. Указанные надбавки и выплаты устанавливаются дифференцировано в зависимости от нахождения в подчинении военнослужащих личного состава, сложности, объема и важности выполняемых задач.
Одной из таких дополнительных денежных выплат является материальное стимулирование, которое предусмотрено приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации".
Этим же приказом утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на выплату военнослужащим материального стимулирования.
Пунктами 6, 7 и 11 указанного Порядка определено, что издание приказов на выплату дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала производится на основании представляемых непосредственными командирами (начальниками, руководителями) рапортов. Конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование. Не представляются к дополнительному материальному стимулированию военнослужащие, имеющие неудовлетворительные результаты по физической подготовке.
При этом проверка физической подготовленности проверяется по вышеприведённому Наставлению.
Из материалов дела следует, что по итогам сдачи нормативов по физической подготовке в 2013 году военнослужащий А.А. получил оценку "удовлетворительно", что, в свою очередь, предоставило ему право на получение дополнительного материального стимулирования за этот год в размере 90000 руб.
Вместе с тем при оценке физической подготовленности А.А. а также названных выше военнослужащих, которым была установлена ежемесячная надбавка за особые достижения в службе, как военнослужащим, выполнившим высший квалификационный уровень физической подготовленности, сумма баллов рассчитана с применением таблицы оценки физической подготовленности военнослужащих, действовавшей в редакции приведённого выше Наставления от 21 апреля 2009 г. и без учета изменений внесённых приказом Министра обороны Российской Федерации от 31 июля 2013 г. N 560, вступивших в законную силу до даты начала фактической сдачи нормативов.
Анализируя указанные обстоятельства с точки зрения правомерности подсчёта количества баллов военнослужащих, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что на момент проведения проверки уровня их физической подготовленности, комиссии следовало руководствоваться вступившим в законную силу новым приказом Министра обороны Российской Федерации, поскольку данный ведомственный нормативный акт не содержит каких-либо предписаний, предусматривающих возможность отсрочки его реализации.
В связи с этим позиция командира войсковой части N относительно того, что на учебно-методическом сборе специалистов физической подготовки, проводимом начальником Управления физической подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации было дано устное распоряжение о проведении итоговых проверок по физической подготовке за 2013 год в соответствии с требованиями приказа Министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 2009 г. N 200, равно как и факт того, кто именно проводил такую проверку в войсковой части N, правового значения в рамках рассматриваемых спорных правоотношений не имеет.
Что касается проверки правильности разрешения судом требования истца в части указания в оспоренных актах на неправомерность направления военнослужащих в служебные командировки вместо предоставления им учебных отпусков, то в этом случае необходимо руководствоваться следующим.
В соответствии с частью 1 ст. 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие имеют право на обучение в военных профессиональных образовательных организациях, военных образовательных организациях высшего образования, иных организациях, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, и реализующих программы дополнительного профессионального образования и (или) программы профессионального обучения.
Порядок и условия приёма в образовательные организации высшего образования, находящиеся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, утверждены приказом Министра обороны Российской Федерации от 7 апреля 2015 г. N 185.
Согласно пунктам 8, 20, 30 указанного Порядка приём на обучение в вузы включает комплекс мероприятий по отбору кандидатов на обучение слушателями и курсантами, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и условиям, предусмотренным настоящим Порядком (далее - предварительный отбор), а также определению их способности осваивать образовательные программы соответствующего уровня и направленности (далее - профессиональный отбор). Предварительный отбор кандидатов из числа офицеров, поступающих в вузы на обучение слушателями, в соответствии с частными планами предварительного отбора организуется командирами воинских частей и осуществляется в целях направления в вуз для прохождения профессионального отбора наиболее подготовленных офицеров. Профессиональный отбор кандидатов из числа офицеров проводится ежегодно с 15 по 30 мая года приема в вуз приёмными комиссиями высших военно-учебных заведений, в целях определения способности поступающих осваивать образовательные программы соответствующего уровня.
Исходя из изложенного, предварительный и профессиональный отборы являются неотъемлемой частью единого процесса приёма в образовательные организации высшего образования.
В силу пункта 125 Порядка (в редакции, действовавшей до 21 ноября 2016 г.) не считаются командировками поездки военнослужащих при выездах, связанных с поступлением на обучение и обучением в заочных федеральных государственных профессиональных образовательных организациях, федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, заочной адъюнктуре, а также при выездах на учебные сборы по подготовке военнослужащих к вступительным экзаменам в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования.
Эти положения распространяют своё действие также на военнослужащих, поступающих в качестве слушателей в вузы по очной форме обучения.
Кроме того, в соответствии с абзацем 4 п. 2 Инструкции о планировании служебных командировок, наградного фонда и фонда единовременных денежных пособий, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 мая 2012 г. N 1055, при разрешении вопроса о том, находился ли военнослужащий в служебной командировке, имеющими значение для дела являются обстоятельства, связанные с направлением военнослужащего по распоряжению командира (начальника) на определённый срок, в другую местность и для выполнения конкретного служебного задания вне пункта постоянной дислокации или временного расквартирования воинской части (подразделения), в которой военнослужащий проходит военную службу.
Только при наличии всех вышеперечисленных условий можно сделать вывод о нахождении военнослужащего в служебной командировке.
По делу установлено, что в период с 2013 по 2015 года военнослужащие войсковой части N: А.А., И.В., М.В. А.И., ФИО57, А.В... и В.Б. направлялись в служебные командировки для сдачи вступительных испытаний и прохождения профессионального отбора в высшее учебное заведение - Военно-морская академия г. Санкт-Петербург, в результате чего им возмещены командировочные расходы на общую сумму 605028 руб. 50 коп.
Принимая во внимание изложенные выше положения законодательства в совокупности с приведёнными обстоятельствами дела, следует прийти к выводу о том, что гарнизонный военный суд обоснованно отказал в удовлетворении требования командира войсковой части N об исключении из актов проверки суммы возмещённых военнослужащим командировочных расходов, ввиду того, что последним полагалось предоставление учебных отпусков, на что правомерно обращено внимание Межрегиональным управлением ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Военно-Морскому флоту).
Мнение автора жалобы о невозможности проведения служебного разбирательства в силу предписаний пунктов 72-74 Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утверждённого приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 июня 2014 г. N 333, следует признать безосновательным, ввиду того, что эти положения, в частности обязывают командира воинской части выполнить предложения и устранить недостатки по актам ревизий и других видов проверок хозяйственной деятельности, а также указаний должностных лиц вышестоящих органов военного управления.
Ссылка в апелляционной жалобе на определение Верховного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2017 г. N 202-КГ17-4 является несостоятельной, поскольку данный судебный акт основан на иных обстоятельствах.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 15августа 2019 г. по административному исковому заявлению командира войсковой части N оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий И.Н. Потапченко
Судьи Э.В. Коробенко
В.А. Патлань
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.