Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнения в статью 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации"
После принятия Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" 03.07.1997, исчисление и увеличение государственных пенсий производится путем определения индивидуального коэффициента пенсионера. Пенсии повышаются в связи с ростом средней заработной платы по стране.
По замыслу разработчиков, этот Закон должен был сделать дифференцированным исчисление и увеличение пенсий, установив верхний предел отношения заработной платы пенсионера к средней заработной плате по стране. Установление зависимости размера пенсий от величины средней заработной платы по стране - методологически верный подход. Ограничение соотношения заработной платы пенсионера к средней заработной плате (СЗП) по стране тоже возможно необходимо в настоящее время.
С 01.05.2001 соотношение заработной платы пенсионера к СЗП установлено для всех регионов России 1,2. В результате, в климатически комфортных регионах страны пенсии стали выше, чем в дискомфортных регионах. Объясняется это просто. Средняя продолжительность жизни в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на 5 - 6 лет меньше, чем в среднем по Российской Федерации. Люди просто физически не могут календарно работать 35 и выше лет, так как "износ" организма в этих климато-метеорологических условиях резко возрастает.
Если во многих регионах размер пенсии стал больше прожиточного минимума, то пенсионеры в Сахалинской области не дотягивают до прожиточного минимума 25%. Нелишне вспомнить методику расчета прожиточного минимума, в основе которого положена идея не дать человеку умереть с голоду. На 01.05.2001 прожиточный минимум в среднем по области составил 1908 рублей. Если взять сахалинского пенсионера с календарным стажем работы 30 лет (редкий случай такого большого стажа), то его пенсия, начисленная по ИКП, составит 1187 рублей. Один кг картофеля стоит 20 рублей, 750 гр. хлеба - 10 рублей (продукты, которые в основном употребляют пенсионеры), 1 квт.час - 87 коп. Не надо приводить расчеты, чтобы понять: жизнь в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в два раза дороже, чем в других регионах России.
Темпы удорожания и естественная при этом инфляция накоплений и пособий пенсионера всегда будут выше в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Пенсионерам, пенсии которых начисляются и индексируются без применения индивидуального коэффициента пенсионера, тоже иногда получают повышение, но при всех индексациях она не превышает 1150 рублей.
Предлагаемое нами соотношение заработной платы пенсионера к средней заработной плате по Российской Федерации в размере 1,5 не взята с "потолка". Именно с этой цифры срабатывает идея закона "Об исчислении и увеличении пенсий в Российской Федерации", и пенсии при этом начинают повышаться с ростом средней заработной платы по Российской Федерации.
Данная законодательная инициатива поддержана представительными органами власти 29 субъектов Российской Федерации, еще 4 субъекта замечаний и предложений не имеют. Против 2 субъекта РФ. Предлагаемый к принятию проект закона предназначен для исключения случаев смерти пенсионеров Крайнего Севера и приравненных к ним местностей от элементарного истощения.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении дополнения в статью 7 Закона
Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации"
Число пенсионеров в Сахалинской области - 147 тыс.человек
Число неработающих пенсионеров - 89 тыс.человек
Средняя пенсия - 1140 рублей
Средний календарный стаж работы пенсионеров - 28 лет
Средняя заработная плата по стране - 1523 рублей
Пенсия при ИКП 1,5
0,63 х 1,5 x 1523 = 1439
Разница между средней пенсией и пенсией при ИКП
439 - 1140 = 299 рублей
Дополнительные расходы Пенсионного фонда
299 х 12 х 89000 = 319332000 рублей в год.
Ориентировочно по Российской Федерации:
численность получателей пенсий в связи с работой на Крайнем Севере и
местностях, приравненных к ним на 01.01.2000 -
1797071 человек;
из них неработающих пенсионеров -
998535 человек.
Всего дополнительных расходов Пенсионного фонда Российской Федерации
998535 х 12 х 299 = 3582743580 рублей.
Состояние законодательства
в данной сфере пенсионного обеспечения
1. Конституция Российской Федерации.
2. Закон "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (в ред. Законов РФ от 19.04.91 N 1030-1, от 27.12.91 N 2121-1, от 25.12.92 N 4232-1, от 15.01.93 N 4297-1, от 06.03.93 N 4618-1, от 30.03.93 N 4695-1, от 08.06.93 N 5136-1, от 03.09.93 N 5702-1; Указов Президента РФ от 10.12.93 N 2121, от 10.12.93 N 2123, от 24.12.93 N 2288;
Федеральных законов от 05.05.94 N 2-ФЗ, от 10.06.94 N 4-ФЗ, от 04.08.94 N 12-ФЗ, от 27.01.95 N 10-ФЗ, от 07.05.95 N 72-ФЗ, от 22.08.95 N 151-ФЗ, от 09.12.95 N 194-ФЗ, от 17.12.95 N 199-ФЗ, от 20.12.95 N 206-ФЗ, от 27.12.95 N 211-ФЗ, от 07.08.96 N 109-ФЗ, от 14.01.97 N 19-ФЗ, от 29.01.97 N 23-ФЗ, от 17.03.97 N 52-ФЗ, от 17.03.97 N 53-ФЗ, от 05.05.97 N 77-ФЗ, от 21.07.97 N 113-ФЗ, от 28.03.98 N 43-ФЗ, от 11.04.98 N 59-ФЗ, от 25.02.99 N 37-ФЗ, от 01.06.99 N 110-ФЗ, от 14.07.99 N 163-ФЗ, от 17.07.99 N 172-ФЗ, от 02.01.2000 N 12-ФЗ).
3. Закон РСФСР от 24.10.91 N 1799-1 "Об индексации денежных доходов граждан в РСФСР" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24.12.93 N 2288).
Депутат областной Думы |
П.М.Алборов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.