Судья Московского городского суда Хомякова Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО "Автолайн СВ" Погодина А.С. и дополнение к жалобе защитника Козленко Н.М. на постановление заместителя начальника МАДИ N ***064 от 14 августа 2019 года, решение судьи Никулинского районного суда г. Москвы от 17 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ, в отношении ООО "Автолайн СВ", УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника МАДИ N ***064 от 14 августа 2019 года ООО "Автолайн СВ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Никулинского районного суда г. Москвы от 17 октября 2019 года указанное постановление должностного лица МАДИ оставлено без изменения, жалоба законного представителя ООО "Автолайн СВ" - без удовлетворения.
В жалобах, поданных в Московский городской суд, генеральный директор ООО "Автолайн СВ" Погодин А.С. и защитник Козленко Н.М. просят постановление должностного лица административного органа и решение суда отменить, в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава вмененного правонарушения.
Законный представитель ООО "Автолайн СВ" надлежащим образом извещен о времени месте рассмотрения дела, в суд не явился, направил защитника Козленко Н.М, которая в суде второй инстанции доводы жалоб полностью поддержала.
Представитель МАДИ по доверенности Лаврова Е.А. в судебном заседании возрождала против удовлетворения заявленных требований, представила письменные возражения на жалобу, полагая постановленные акты о привлечении ООО "Автолайн СВ" законными и обоснованными, а факт совершения Обществом вмененного правонарушения доказанным материалами дела.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалоб, выслушав объяснения защитника Козленко Н.М, представителя МАДИ Лавровой Е.А, прихожу к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых актов и прекращении производства по делу.
Административная ответственность по ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ наступает за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля транспортных средств.
Запрещается выпуск на линию транспортных средств, не прошедших предрейсовый контроль технического состояния.
В силу ст. ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в том числе, обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
В соответствии с абз. 6 п. 4 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Согласно п. 28 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. Приказом Минтранса России от 15.01.2014 г. N 7, субъект транспортной деятельности обязан обеспечить проведение предрейсового контроля технического состояния транспортного средства.
Объективной стороной указанного правонарушения являются действия (бездействие), выражающее неисполнение перевозчиком требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортного средства.
Должностным лицом МАДИ и судом первой инстанции установлено, что 14 июня 2019 года в 12 час. 05 мин. по адресу: ***, выявлено невыполнение ООО "Автолайн СВ" п. 4 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", выразившееся в нарушении требований проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства марки "ХЕНДЭ ГРАНД СТАРЕКС", государственный регистрационный знак ***, при осуществлении планового (рейдового) осмотра, обследования, легкового такси, а именно: в путевом листе стоит печать иной организации, в части номера ОГРН.
Указанные действия ООО "Автолайн СВ" квалифицированы по ч.3 ст.12.31.1 КоАП РФ.
Принимая обжалуемое постановление, административный орган указал, что факт совершения административного правонарушения и вина ООО "Автолайн СВ" подтверждены доказательствами: протоколом об административном правонарушении, актом планового (рейдового) осмотра, распоряжением, актом результатов планового (рейдового) осмотра, протоколом ареста на транспортное средство, актом приема передачи, определением о возбуждении дела и проведения административного расследования, иными материалами дела, достоверность и допустимость которых сомнений у должностного лица не вызвали.
Отказывая в удовлетворении жалобы, судья первой инстанции исходил из того, что владельцем данного транспортного средства является ООО "Автолайн СВ", которое и было привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст.12.31.1 КоАП РФ, п ри этом, доводы жалобы о том, что организацией фактически предрейсовый технический контроль транспортных средств, выходящих на линию проводится, а также о том, что в путевом листе такси имеется отметка о прохождении предрейсового технического контроля с подписью механика, суд нашел несостоятельными, поскольку совокупность исследованных судом доказательств, по мнению судьи, не позволяла сделать вывод о том, что предрейсовый технический контроль автомобиля фактически проводился.
Между тем, с приведенными выводами судьи районного суда согласиться нельзя, поскольку они сделаны без надлежащей проверки всех фактических обстоятельств по делу, без правовой оценки представленных заявителем в обоснование своих доводов доказательств, приобщенных к материалам дела.
В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с положениями ст.ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В силу ч.ч.1 и 4 ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Как усматривается из материалов дела 14 июня 2019 года в 12 час. 05 мин. по адресу: ***, должностными лицами МАДИ выявлено невыполнение ООО "Автолайн СВ" п. 4 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", выразившееся в нарушении требований проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства марки "ХЕНДЭ ГРАНД СТАРЕКС", государственный регистрационный знак ***, при осуществлении планового (рейдового) осмотра, обследования, легкового такси. К указанному выводу административный орган пришел в связи с тем, что в путевом листе стоит печать иной организации (на печати указан номер ОГРН, не принадлежащий ООО "Автолайн СВ").
В жалобе, поданной в районный суд, законный представитель организации указал, что предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства "ХЕНДЭ ГРАНД СТАРЕКС" государственный регистрационный знак *** проводился, в организации назначено специальное лицо, ответственное за предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств, имеющее специальную подготовку, ведется журнал предрейсовых осмотров, журнал учета путевых листов.
В подтверждение доводов ООО "Автолайн СВ" в материалы дела защитником были представлены путевой лист N *** за 14 июня 2019 года автомобиля "ХЕНДЭ ГРАНД СТАРЕКС", государственный регистрационный знак ***, используемого в качестве такси, с отметкой о прохождении предрейсового контроля технического состояния транспортного средства с подписью ответственного лица К.Э.Х, журнал учета путевых листов; журнал регистрации результатов предрейсового контроля технического состояния транспортных средств; диплом ответственного за выпуск автомобилей гр. К.Э.Х. о прохождении обучения по программе "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта" и получения квалификации "контролер технического состояния автотранспорта".
Суд отмечает, что в представленном заявителем путевом листе N *** за 14 июня 2019 в графе "м.п. организации" стоит оттиск печати ООО "Автолайн СВ" с указанием ОГРН ***, тогда как согласно выписке из ЕГРЮЛ организации, размещенного на сайте ФНС России, ОГРН данной организации - ***. Вместе с тем данное обстоятельство необоснованно квалифицировано административным органом как нарушение организацией требований проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства марки "ХЕНДЭ ГРАНД СТАРЕКС", государственный регистрационный знак ***.
Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов установлены приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" (далее - приказ Минтранса России N 152).
В соответствии с приказом Минтранса России N 152 обязательными реквизитами путевого листа являются: 1) наименование и номер путевого листа; 2) сведения о сроке действия путевого листа; 3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; 4) сведения о транспортном средстве; 5) сведения о водителе.
Сведения о сроке действия путевого листа включают дату (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день - даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован.
Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства включают: 1) для юридического лица - наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона, основной государственный регистрационный номер юридического лица; 2) для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя.
Сведения о транспортном средстве включают: 1) тип транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай) и модель транспортного средства, а в случае если грузовой автомобиль используется с автомобильным прицепом, автомобильным полуприцепом, кроме того - модель автомобильного прицепа, автомобильного полуприцепа; 2) государственный регистрационный знак легкового автомобиля, грузового автомобиля, грузового прицепа, грузового полуприцепа, автобуса, троллейбуса; 3) показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки данного транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены (рабочего дня) водителя транспортного средства (далее - парковка); 4) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с парковки и его заезда на парковку; 5) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства (если обязательность его проведения предусмотрена законодательством Российской Федерации).
Сведения о водителе включают: 1) фамилию, имя, отчество водителя; 2) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.
На путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом.
В соответствии с принятым Порядком организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08 августа 2018 года N 296 (далее - Приказ N 296), в случае, если при контроле не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным в пунктах 10 - 11 этого Порядка, в путевом листе ставится отметка "контроль технического состояния транспортного средства пройден" и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего контроль, даты и времени его проведения; выпуск транспортного средства на линию без отметки о прохождении контроля и подписи контролера не допускается (пункты 12 и 14).
Таким образом, размещение на путевом листе иных сведений, не может быть расценено как нарушение ООО "Автолайн СВ" предрейсового контроля технического состояния транспортного средства.
Так, при изучении путевого листа N *** от 14 июня 2019 года следует, что в правом верхнем углу имеются указанные в приказе N 152 обязательные сведения о владельце транспортного средства, в том числе основной регистрационный номер юридического лица, позволяющие достоверно установить владельца транспортного средства - ООО "Автолайн СВ", ИНН ***, ОГРН ***, форма по ОКУД ***.
Также в указанном путевом листе имеется предусмотренная Приказом N 152 информация о транспортном средстве и соответствующая требованию Приказом N 296 информация о прохождении предрейсового (предсменного) технического контроля и отметка в виде штампа "прошел технический предрейсовый контроль технического состояния 14 июня 2019 года в 06 час. 57 мин. с подписью контролера технического состояния".
А поэтому, суд второй инстанции приходит к выводу, что в материалах дела имеется достаточно доказательств, подтверждающих факт надлежащего исполнения ООО "Автолайн СВ" требований п. 4 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", соблюдения требований проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства марки "ХЕНДЭ ГРАНД СТАРЕКС", государственный регистрационный знак *** в юридически значимый период.
Оснований не доверять представленным защитником документам у суда не имеется.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При изложенных выше обстоятельствах, постановление административного органа, а также решение судьи районного суда подлежат отмене, а производство по делу прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6- 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника МАДИ N ***064 от 14 августа 2019 года, решение судьи Никулинского районного суда г. Москвы от 17 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст.12.31.1 КоАП РФ, в отношении ООО "Автолайн СВ", - отменить, производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья
Московского городского суда Т.Г. Хомякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.