Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дементьевой Е.И., судей Шипиковой А.Г., Васильевой Е.В., при помощнике Солдатовой И.М., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Васильевой Е.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента городского имущества города Москвы по доверенности фио на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 25 сентября 2019 года, которым постановлено:
Исковые требования фио удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от дата N 955-Р об отказе во включении фио, паспортные данные, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений.
Признать за фио, паспортные данные, право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений.
Обязать Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы включить фио, паспортные данные, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений.
В удовлетворении иска в остальной части - отказать, УСТАНОВИЛА:
истец фио обратился в суд с иском к Департаменту городского имущества города Москвы, Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы, в котором просил признать незаконным и отменить распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы от дата N 955-Р об отказе во включении истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений; признать за истцом право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обязать Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений; обязать Департамент городского имущества г. Москвы предоставить истцу однократно благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированных жилых помещений.
В обоснование заявленных исковых требований истец ссылался на то, что фио родился *дата* в городе Петрозаводске Республики Карелия; относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца фио умерла *дата смерти*, сведения об отце в свидетельстве о рождении истца отсутствуют. фио является инвалидом с детства, ему установлена третья группа инвалидности бессрочно. Постановлением Администрации Кондопожского муниципального района Республики Карелия от дата N 877 истец был определен в *учреждение*, на полное государственное обеспечение с сохранением права пользования жилым помещением по адресу: адрес. Согласно справке Администрации Кондопожского муниципального района Республики Карелия от дата ценное имущество движимое и недвижимое, ценные бумаги, принадлежащие малолетнему фио, подлежащие описи, отсутствуют. С согласия директора *учреждение* фио был направлен в *учреждение* в г..Москву для прохождения интенсивного лечения. Постановлением Администрации Кондопожского муниципального района Республики Карелия от дата N 72 над фио установлена опека в форме приемной семьи, приемным родителем назначена фио Распоряжением Новофедоровского ОСЗН УСЗН ТиНАО г..Москвы от дата N 16-р истец был поставлен на учет по месту жительства опекуна по адресу: адрес, адрес.
Распоряжением Новофедоровского ОСЗН УСЗН ТиНАО г..Москвы от дата N 15-р опекуну фио, зарегистрированной и фактически проживающей по адресу: адрес, адрес, назначены денежные средства на содержание подопечного фио Решением Комиссии по установлению факта невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, Администрации Кондопожского муниципального района от дата признан факт невозможности проживания фио в закрепленном за ним жилом помещении по адресу: адрес; истец признан нуждающимися в предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору специализированного найма на территории Кондопожского района. Указанное решение было мотивировано тем, что закрепленное за фио жилое помещение находится в частной собственности лиц, не являющихся членами его семьи, другого жилья у фио нет. Постановлением Администрации Кондопожского района Республики Карелия от дата N 323 фио признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Кондопожском районе. Истец состоял на учете в Новофедоровском ОСЗН ТиНАО г..Москвы в качестве подопечного до достижения совершеннолетия *дата*. фио *период* г..зарегистрирован по месту пребывания по адресу: адрес, адрес. *дата*. фио окончил 9 классов и получил основное общее образование в *учреждение* г..Москвы; с дата обучается в *учреждение* ЮЗАО г..Москвы, срок окончания обучения дата Истец жилых помещений на праве собственности на территории Российской Федерации не имеет, что подтверждается уведомлениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от дата, от дата.
Приказом Министерства социальной защиты Республики Карелия от дата N 966-П фио исключен из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Кондопожском районе на основании личного заявления от дата и письма Администрации Кондопожского муниципального района от дата N 1-18-12393.
дата истец обратился в Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированных жилых помещений. Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы распоряжением от дата N 955-р отказал истцу во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда г. Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений, ссылаясь на то, что г. Москва не является местом жительства истца, что послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Истец фио в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом, обеспечил участие в деле своих представителей фио и фио, которые поддержали исковые требования, просили их удовлетворить в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы по доверенности фио в судебное заседание явилась, просила отказать в удовлетворении исковых требований по доводам возражений, изложенных в письменной форме.
Представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы по доверенности фио в судебное заседание явилась, просила в иске отказать.
Представитель третьего лица Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по доверенности фио в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения иска по доводам, изложенным в отзыве, представленном в порядке ст. 35 ГПК РФ.
Третье лицо Министерство социальной защиты Республики Карелия явку своего представителя в суд не обеспечило, направило отзыв на исковое заявление, в котором просило рассмотреть дело в их отсутствие.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит представитель ответчика Департамента городского имущества г.Москвы по доверенности фио по доводам апелляционной жалобы и просит постановить новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы по доверенности фио в заседание судебной коллегии явилась, апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам поддержала.
Истец фио в заседание судебной коллегии не явился, о дате, времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом.
Представитель истца фио по доверенности фио в заседание судебной коллегии явился, возражал по доводам апелляционной жалобы.
Представитель ответчика Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы по доверенности фио в заседание судебной коллегии явилась, доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель третьего лица Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по доверенности фио в заседание судебной коллегии явился, поддержал доводы апелляционной жалобы.
Третье лицо Министерства социальной защиты Республики Карелия в заседание судебной коллегии своего представителя не направило, о дате, времени и месте рассмотрения извещено надлежащим образом.
Учитывая, что предусмотренные законом меры по извещению истца, третьих лиц о рассмотрении дела выполнены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
На основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами по делу.
Согласно статьи 3 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В городе Москве правоотношения в сфере льготного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа урегулированы в статье 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 года N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве".
Порядок реализации права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по льготному обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений, установлен положениями постановления Правительства Москвы от 14 июля 2015 года N 430-ПП "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в городе Москве".
В части 1 статьи 13 Закона города Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном Правительством Москвы, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) местом выявления и первичного устройства ребенка на воспитание в семью или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или местом регистрации их рождения является город Москва;
2) организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане завершили свое пребывание, находятся в городе Москве;
3) город Москва является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа находились на воспитании в семье (опека, попечительство, приемная семья, патронатное воспитание) на основании решения уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, при условии отсутствия у указанных граждан жилого помещения в другом населенном пункте Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Согласно пункту 1 статьи 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2).
Согласно пункту 2 статьи 36 ГК РФ опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.
В силу пункта 1 статьи 148 Семейного кодекса Российской Федерации дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что фио родился дата в городе Петрозаводске Республики Карелия (свидетельство о рождении *номер* выдано дата отделом ЗАГС Кондопоги и Кондопожского р-на), относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать истца фио, паспортные данные, умерла дата, сведения об отце в свидетельстве о рождении фио отсутствуют.
фио является инвалидом с детства, ему установлена третья группа инвалидности бессрочно (справка МСЭ-2016 N 2073519 от дата).
Постановлением Администрации Кондопожского муниципального района Республики Карелия от дата N 877 фио был определен в муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, *учреждение* (пункт 1), за истцом сохранено право пользования жилым помещением по адресу: адрес (пункт 2).
Согласно справке Администрации Кондопожского муниципального района Республики Карелия от дата ценное имущество движимое и недвижимое, ценные бумаги, принадлежащие малолетнему фио, подлежащие описи, отсутствуют.
Законный представитель фио в лице директора *учреждение* дала согласие на направления истца в *учреждение* в г. Москву для прохождения интенсивного лечения.
Постановлением Администрации Кондопожского муниципального района Республики Карелия от дата N 72 над истцом установлена опека со стороны фио
Распоряжением Новофедоровского ОСЗН УСЗН ТиНАО г. Москвы от дата N 15-р опекуну фио, зарегистрированной и фактически проживающей по адресу: адрес, адрес, назначены денежные средства на содержание подопечного фио
Распоряжением Новофедоровского ОСЗН УСЗН ТиНАО г. Москвы от дата N 16-р фио поставлен на учет по месту фактического проживания опекуна по адресу: адрес, адрес.
Решением Комиссии по установлению факта невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, Администрации Кондопожского муниципального района дата признан факт невозможности проживания истца в закрепленном за ним жилом помещении по адресу: адрес; истец признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору специализированного найма на территории Кондопожского района, поскольку закрепленное за фио жилое помещение находится в частной собственности лиц, не являющихся членами его семьи, другого жилья у фио не имеется.
Постановлением Администрации Кондопожского района Республики Карелия от дата N323 фио признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Кондопожском районе.
Истец зарегистрирован по месту жительства по адресу: адрес
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания от дата N 107 фио был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: адрес, адрес, на срок с дата по *дата* дата.
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания от дата N 1906 фио зарегистрирован по месту пребывания по адресу: адрес, адрес, на срок с дата по дата.
*дата* дата фио окончил 9 классов в *учреждение* г. Москвы и получил основное общее образование; с дата обучается в *учреждение* ЮЗАО г. Москвы, срок окончания обучения дата, что подтверждается справкой образовательного учреждения от дата N 4.
Жилых помещений на праве собственности на территории Российской Федерации истец не имеет. Согласно уведомлениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от дата N 00-00-4001/5863/2018-3900, от дата N 00-00-4001/5857/2018-5736, записи о регистрации прав на недвижимое имущество на территории Российской Федерации на имя фио отсутствуют.
Приказом Министерства социальной защиты Республики Карелия от дата N966-П фио исключен из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Кондопожском районе на основании личного заявления от дата и письма Администрации Кондопожского муниципального района от дата N 1-18-12393.
Согласно справке Рудневской амбулатории Троицкой городской больницы Департамента здравоохранения города Москвы от дата N 226, фио, согласно приказу Минздрава России от дата N 991н "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь", имеет заболевание, указанное в данном перечне.
дата истец, в установленном порядке, обратился в Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированных жилых помещений.
Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от дата N 955-р, фио отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений, так как город Москва не является его местом жительства.
В соответствии с п. 1, 4 ст. 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Судом установлено, что фио не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения, следовательно, на него распространяется дополнительная социальная гарантия на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Распоряжениями Новофедоровского УСЗН г. Москвы от дата NN 15-р, 16-р несовершеннолетний сирота фио поставлен на учет в органе опеки и попечительства Новофедоровского адрес Москвы, как проживающий совместно с попечителем фио по адресу: адрес, адрес, законному представителю назначены денежные средства на содержание подопечного.
Ведение личного дела подопечного фио вплоть до его совершеннолетия, проверка условий жизни подопечного, надзор за деятельностью попечителя фио осуществлялась уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа Новофедоровским ОСЗН г. Москвы по адресу: адрес, адрес.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 1 января 2019 года, то есть на момент возникновения спорных правоотношений) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Разрешая заявленные исковые требования, руководствуясь ст. 27 Конвенции о правах ребенка, ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст.ст. 27, 40, 72 Конституции Российской Федерации, ст. 109.1 ЖК РФ, положениями Федерального закона от 21 декабря 1996 г..N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. ст. 20, 34, 36 ГК РФ, ст. 148 Семейного кодекса Российской Федерации, статьи 9 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", части 1 статьи 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 г..N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан", Закона города Москвы от 30.11.2005 года N61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в городе Москве", Постановления Правительства Москвы от 14 июля 2015 года N 430-ПП "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в городе Москве", оценив представленные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к правильному выводу, что распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 18.01.2019 N 955-Р об отказе во включении фио. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений, противоречит вышеприведенным положениям законодательства и, по своей сути, означает отказ в признании права истца на льготное обеспечение жилым помещением по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, в городе Москве, препятствует в
обеспечении фио соответствующим жилым помещением из специализированного жилищного фонда города Москвы.
При этом суд исходил из того, что местом жительства фио с дата является город Москва, по достижению совершеннолетия истец по прежнему месту жительства в Кондопожский район Республики Карелия не возвращался, жилым помещением из специализированного жилищного фонда на территории Кондопожского района Республики Карелия не обеспечивался, приказом Министерства социальной защиты Республики Карелия от 29.12.2018 года N966-П исключен из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Кондопожском районе, в связи с чем истец подлежит включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в городе Москве, принимая во внимание, что никаких исключений, ограничений, дополнительных условий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зарегистрированных по месту жительства в других субъектах Российской Федерации, но в силу ст. 20 ГК РФ имеющих место жительства в городе Москве, Порядок формирования списка, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 14.07.2015 г. N 430-ПП, не содержит.
Суд отклонил довод ответчика о том, что до 29.12.2018 года истец состоял в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Карелия, поскольку в связи с переменой места жительства реализация фио права в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" подлежит по новому месту жительства истца в городе Москве.
Как следует из положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", включение ребенка, оставшегося без попечения родителей, в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по прежнему месту жительства, не является основанием к отказу в признании права этого лица на льготное обеспечение жилым помещением из специализированного жилищного фонда по новому месту жительства.
Иное означало бы нарушение базового принципа обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по их месту жительства.
Доводы представителя ответчика Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы о том, что отсутствие у истца регистрации по месту жительства в городе Москве свидетельствует о том, что город Москве не является его местом жительства, суд верно не признал состоятельными, прнимая во внимание, что из содержания статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация не совпадает с понятием "место жительства" и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации и законами республик в составе Российской Федерации.
В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в сохраняющих свою силу решениях (постановлении от 2 февраля 1998 г. N 4-П) и подлежащими обязательному учету в правоприменительной практике, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Суд также пришел к правильному выводу о том, что в силу положений пунктов 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" во взаимосвязи с положениями части 1 статьи 13 Закона города Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" фио имеет право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений.
Учитывая, что оспариваемый истцом акт признан судом незаконным, суд пришел к обоснованному выводу об обязании Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы включить фио в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда г.Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений.
Суд также пришел к верному выводу об отказе в обязании Департамента городского имущества города Москвы предоставить истцу однократно благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда г.Москвы по договору социального найма специализированных жилых помещений, поскольку данные требования заявлены преждевременно.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они мотивированны, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика Департамента городского имущества города Москвы по доверенности фио по существу сводятся к изложению правовой позиции ответчика по настоящему делу и направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, оценку представленных доказательств и не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, в связи с чем не могут быть признаны состоятельными.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела и в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, оснований не согласиться с оценкой представленных доказательств, произведенной судом первой инстанции, судебная коллегия не усматривает, в связи с чем предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционных жалоб не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пресненского районного суда г. Москвы от 25 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Департамента городского имущества города Москвы по доверенности фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.