Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Ковалюк Л.Ю., рассмотрев жалобу Парахуды А.А. на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 37 в Исилькульском судебном районе Омской области от 4 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 13.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении управляющего делами Администрации Исилькульского муниципального района Парахуды Алексея Александровича, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 37 в Исилькульском судебном районе Омской области от 4 декабря 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Исилькульского городского суда Омской области от 20 января 2020 года, управляющий делами Администрации Исилькульского муниципального района Парахуда Алексей Александрович (далее - Парахуда А.А.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
В жалобе, поданной в кассационный суд, Парахуда А.А. просит постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, в обоснование указывает, что
- на сайте администрации в полном объеме размещена информация в соответствии с Перечнем и Содержанием, установленными ст.ст.13, 14 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". При этом в данном нормативном правовом акте отсутствует упоминание о гиперссылках, в связи с чем отсутствует состав административного правонарушения;
- на главной странице сайта на момент проведения проверки имелись вкладки "Подраздел с проектами нормативных правовых актов, подготовленных Администрацией", "Обращения граждан", перейти на которые с раздела "Противодействие коррупции" было невозможно ввиду отсутствия гиперссылки, однако с главной страницы сайта в данные разделы можно было зайти и ознакомиться со всей размещенной информацией;
- в судебном заседании прокурор не настаивал на вменении неразмещения гиперссылок, а также на размещении заархивированных сведений (формат zip) о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, признание Парахуды А.А. виновным в совершении указанных деяний порождает правовую неопределенность; не исследован довод о том, что проверка проведена с нарушением Федерального закона "О прокуратуре"; отсутствуют доказательства проведения проверки в соответствии с ежегодным планом проверок, не указаны причины проведения внеплановой проверки, отсутствует решение о проведении проверки, администрация не была надлежащим образом уведомлена о проведении проверки;
- ссылка судов на приказ Генеральной прокуратуры РФ от 27.03.2009 N 93 "О реализации Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не относится к рассматриваемому делу.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч.2 ст.13.27 КоАП РФ неразмещение в сети "Интернет" информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, если обязанность по размещению такой информации в сети "Интернет" установлена федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ) правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации"), другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляется также законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а в отношении органов местного самоуправления - муниципальными правовыми актами.
В силу ст.4 Федерального закона N 8-ФЗ одним из основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
В силу ст.9 названного Закона органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают доступ к информации о своей деятельности.
В соответствии с ч.1 ст.10 Федерального закона N 8-ФЗ государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.
В соответствии с ч.ч.2, 3 ст.13 Федерального закона N 8-ФЗ государственные органы, органы местного самоуправления наряду с информацией, указанной в части 1 настоящей статьи и относящейся к их деятельности, могут размещать в сети "Интернет" иную информацию о своей деятельности с учетом требований настоящего Федерального закона.
Состав общедоступной информации, размещаемой государственными органами и органами местного самоуправления в сети "Интернет", в том числе информации, размещаемой в форме открытых данных (за исключением информации, указанной в части 7.1 статьи 14 настоящего Федерального закона), определяется соответствующими перечнями информации, предусмотренными статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.7 ст.14 Федерального закона N 8-ФЗ перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления.
В силу ст.3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на принципе публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
В соответствии с п.7 ст.7 названного Закона основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются, в том числе обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с ч.7.4 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные лицами, замещающими муниципальные должности, размещаются на официальных сайтах органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом муниципальными правовыми актами.
Постановлением Администрации Исилькульского муниципального района от 23.08.2019 N 371 утверждено Положение о требованиях к размещению и наполнению разделов, посвященных разделам противодействия коррупции, на официальном сайте Исилькульского муниципального района Омской области (далее - Положение). Согласно п.1 Положения на главной странице официального сайта Исилькульского муниципального района размещается отдельная гиперссылка на раздел с наименованием "Противодействие коррупции".
Из обстоятельств дела следует, что Исилькульской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения Администрацией Исилькульского муниципального района законодательства Российской Федерации об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, в том числе наполнения раздела о противодействии коррупции. 7 сентября 2019 года при осуществлении мониторинга официального сайта органа местного самоуправления Исилькульского муниципального района в период с 16 час. 00 мин. до 16 час. 42 мин. установлено, что в подразделе "Правовые акты в сфере противодействия коррупции" в нарушение подп.1 п.3 Положения не размещены гиперссылки на действующие федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и другие нормативные правовые акты по вопросам противодействия коррупции;
в подразделе "Антикоррупционная экспертиза" в нарушение п.5 Положения отсутствует гиперссылка на подраздел с проектами нормативных правовых актов, подготовленных администрацией;
в подразделе "Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" в нарушение п.12 Положения размещены заархивированные сведения (формат zip);
подраздел "Как сообщить о фактах коррупции" в нарушение п.18 Положения не содержит гиперссылку на подраздел "Обращения граждан".
По результатам проверки старшим помощником прокурора Исилькульской межрайонной прокуратуры составлена справка от 7 сентября 2019 года.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения заместителем прокурора Исилькульской межрайонной прокуратуры постановления о возбуждении в отношении управляющего делами Администрации Исилькульского муниципального района Парахуды А.А. дела об административном правонарушении от 13 сентября 2019 года.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении мировой судья, с которым согласился судья городского суда, пришел к выводу о нарушении Парахудой А.А. п.5 Положения в части отсутствия в подразделе "Антикоррупционная экспертиза" гиперссылки на подраздел с проектами нормативных правовых актов, подготовленных администрацией; п.18 Положения в части отсутствия в подразделе "Как сообщить о фактах коррупции" гиперссылки на подраздел "Обращения граждан" и наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.13.27 КоАП РФ.
Изложенные обстоятельства подтверждаются постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, справкой от ДД.ММ.ГГГГ, скриншотом официального сайта Исилькульского муниципального района, распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ о приеме на работу ФИО1 на должность управляющего делами Администрации Исилькульского муниципального района, Положением о требованиях к размещению и наполнению разделов, посвященных разделам противодействия коррупции, на официальном сайте Исилькульского муниципального района "адрес", утвержденным постановлением Администрации Исилькульского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N, п.2 которого контроль за исполнением постановления возложен на ФИО4
Таким образом, вывод мирового судьи о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.13.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.
Доводы жалобы, поданной в кассационный суд, не содержат правовых аргументов, влекущих отмену постановления.
Так, вопреки доводам жалобы постановлением мирового судьи в вину Парахуде А.А. не вменяется нарушение подп.1 п.3 и п.12 Положения о требованиях к размещению и наполнению разделов, посвященных разделам противодействия коррупции, на официальном сайте Исилькульского муниципального района Омской области, утвержденного постановлением Администрации Исилькульского муниципального района от 23.08.2019 N 371.
Иные доводы жалобы были предметом проверки судебных инстанций и обоснованно отклонены.
В соответствии с ч.3 ст.24 Федерального закона N 8-ФЗ надзор за исполнением государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами настоящего Федерального закона осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".
В соответствии с п.2 ст.21 Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Вопреки доводам жалобы, указанные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении нарушения законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления установлены прокурором не в результате проверки, а в результате мониторинга соблюдения установленного порядка размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений, предусмотренных названным законодательством, проведенного на основании задания прокуратуры Омской области от 02.09.2019 N, в связи с чем доводы о несоблюдении порядка проведения проверки, являются несостоятельными.
Довод жалобы о том, что суды необоснованно сослались на приказ Генеральной прокуратуры РФ от 27.03.2009 N 93 "О реализации Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", заслуживает внимания, однако, о незаконности постановления и решения не свидетельствует и их отмену повлечь не может.
Наказание Парахуде А.А. назначено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, в минимальном размере санкции ч.2 ст.13.27 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут повлечь изменение или отмену постановления, не установлено, в связи с чем жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 37 в Исилькульском судебном районе Омской области от 4 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 13.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении управляющего делами Администрации Исилькульского муниципального района Парахуда Алексея Александровича оставить без изменения, жалобу Парахуды Алексея Александровича - без удовлетворения.
Судья Л.Ю. Ковалюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.