Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Лебедевой И.Е, при помощнике Шавыриной А.Э, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-2682/2020 по административному исковому заявлению ОАО "МТТ" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, УСТАНОВИЛ:
ОАО "МТТ" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами: *.
В административном исковом заявлении общество просит установить по состоянию на 1 января 2018 года кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером * в размере 137 663 490 рублей, помещения с кадастровым номером * - в размере 8 125 846 рублей, помещения с кадастровым номером * - в размере 5 378 813 рублей, помещения с кадастровым номером * - в размере 47 975 750 рублей, помещения с кадастровым номером * - в размере 133 340 195 рублей, помещения с кадастровым номером * - в размере 149 904 162 рублей, помещения с кадастровым номером * - в размере 44 098 731 рубль, помещения с кадастровым номером * - в размере 33 476 665 рублей, помещения с кадастровым номером * - в размере 24 535 083 рубля, помещения с кадастровым номером * - в размере 24 472 065 рублей, помещения с кадастровым номером * - в размере 19 235 953 рубля, помещения с кадастровым номером * - в размере 38 098 489 рублей, то есть в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам оценки, проведенной ООО "ФОК"
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что является собственником указанных нежилых помещений, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2018 года установлена: в отношении нежилого помещения с кадастровым номером * в размере 477 884 934 рублей 24 копейки, помещения с кадастровым номером * - в размере 16 091 792 рублей 57 копеек, помещения с кадастровым номером * - в размере 10 205 702 рублей 91 копейка, помещения с кадастровым номером * - в размере 103 789 490 рублей 70 копеек, помещения с кадастровым номером * - в размере 300 631 048 рублей 19 копеек, помещения с кадастровым номером * - в размере 292 374 422 рублей 6 копеек, помещения с кадастровым номером * - в размере 92 007 629 рублей 40 копеек, помещения с кадастровым номером * - в размере 66 925 657 рублей 16 копеек, помещения с кадастровым номером * - в размере 49 923 366 рублей 14 копеек, помещения с кадастровым номером * - в размере 49 802 411 рублей 42 копейки, помещения с кадастровым номером * - в размере 41 947 200 рублей 42 копейки, помещения с кадастровым номером * - в размере 75 253 170 рублей 70 копеек.
Несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости нежилых помещений их рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Представитель административного истца ОАО "МТТ" в судебное заседание не явился, ранее требования уточнил, просил суд установить стоимость по результатам судебной экспертизы.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы по доверенностям Есин И.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель ПАО "Промсвязьбанк" - в судебном заседании поддержал исковые требования.
Представители Крыловой И.В, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя Департамента городского имущества города Москвы, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежат нежилые помещения с кадастровыми номерами *, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из ЕГРН об основных характеристиках объектов недвижимости. Долевыми собственниками помещения с кадастровым номером * являются ПАО "Промсвязьбанк" и Крылова И.В.
По состоянию на 1 января 2018 года кадастровая стоимость в отношении спорных объектов установлена в отношении помещения с кадастровым номером * в размере 477 884 934 рублей 24 копейки, помещения с кадастровым номером *- в размере 16 091 792 рублей 57 копеек, помещения с кадастровым номером * - в размере 10 205 702 рублей 91 копейка, помещения с кадастровым номером * - в размере 103 789 490 рублей 70 копеек, помещения с кадастровым номером * - в размере 300 631 048 рублей 19 копеек, помещения с кадастровым номером * - в размере 292 374 422 рублей 6 копеек, помещения с кадастровым номером * - в размере 92 007 629 рублей 40 копеек, помещения с кадастровым номером * - в размере 66 925 657 рублей 16 копеек, помещения с кадастровым номером * - в размере 49 923 366 рублей 14 копеек, помещения с кадастровым номером * - в размере 49 802 411 рублей 42 копейки, помещения с кадастровым номером * - в размере 41 947 200 рублей 42 копейки, помещения с кадастровым номером * - в размере 75 253 170 рублей 70 копеек.
Административный истец в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорных объектов недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названных нежилых помещений влияют на права и обязанности ОАО "МТТ" как плательщика налога.
В соответствии с п. 1 статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Пользуясь предоставленным статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений, административный истец 16 декабря 2019 года обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
ОАО "МТТ" в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений был представлен отчет, подготовленный по заданию заявителя ООО "ФОК", в котором по состоянию на 1 января 2018 года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером * в размере 137 663 490 рублей, помещения с кадастровым номером * - в размере 8 125 846 рублей, помещения с кадастровым номером * - в размере 5 378 813 рублей, помещения с кадастровым номером * - в размере 47 975 750 рублей, помещения с кадастровым номером * - в размере 133 340 195 рублей, помещения с кадастровым номером * - в размере 149 904 162 рублей, помещения с кадастровым номером * - в размере 44 098 731 рубль, помещения с кадастровым номером * - в размере 33 476 665 рублей, помещения с кадастровым номером * - в размере 24 535 083 рубля, помещения с кадастровым номером * - в размере 24 472 065 рублей, помещения с кадастровым номером * - в размере 19 235 953 рубля, помещения с кадастровым номером * - в размере 38 098 489 рублей.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки.
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного в материалы дела отчета судом была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "Экспертно-правовое бюро".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет об оценке рыночной стоимости нежилых помещений, представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
По состоянию на 1 января 2018 года рыночная стоимость помещения с кадастровым номером * установлена в размере равной 259 078 000 рублей; с кадастровым номером * в размере 13 131 000 рублей; с кадастровым номером * в размере 8 411 000 рублей; с кадастровым номером * в размере 85 762 000 рублей; с кадастровым номером * в размере 220 046 000 рублей; с кадастровым номером * в размере 215 467 000 рублей; с кадастровым номером * в размере 76 907 000 рублей; с кадастровым номером * в размере 56 183 000 рублей; с кадастровым номером * в размере 41 176 000 рублей; с кадастровым номером * в размере 41 071 000 рублей; с кадастровым номером * в размере 31 578 000 рублей; с кадастровым номером * в размере 65 592 000 рублей.
Оценивая заключение судебной экспертизы, а также представленный заявителем отчет об оценке рыночной стоимости спорных нежилых помещений, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение сомнения в обоснованности отчета, подготовленного ОАО "МТТ", и достоверности определенной в нем рыночной стоимости объектов оценки. При этом суд находит, что эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировал свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности.
Лица, участвующие в деле, выводы эксперта относительно допущенных оценщиком нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали, напротив, административный истец, согласившись с заключением судебной оценочной экспертизы, уточнил заявленные требования и просил установить кадастровую стоимость нежилых помещений в размере рыночной, определенной не по результатам оценки, проведенной ОАО "МТТ", а по результатам судебной экспертизы.
Вместе с тем представителем административного ответчика выражено несогласие с заключением эксперта в части определения рыночной стоимости нежилых помещений, в обоснование чего представлены письменные возражения.
Оценивая заключение судебной оценочной экспертизы по правилам статей 84 и 168 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов недвижимости эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; экспертом произведена оценка объектов оценки с учетом его количественных и качественных характеристик; корректировки приведены по основным ценообразующим параметрам; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом доходного и сравнительного подходов, позволяют определить рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на дату оценки; заключение эксперта содержит ссылки на источники используемой информации; распечатки объявлений о продаже объектов, используемых в качестве аналогов, приложены экспертом к своему заключению, что позволяет проверить использованные им сведения.
Данное заключение составлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, соответствует требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Закона об оценочной деятельности, в части, применяемой к спорным правоотношениям, Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N297, Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости ФСО N 2)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 298, Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 299, Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года N 61.
Экспертом проведен анализ использования объектов на дату оценки, в результате которого установлено, что объект с кадастровым номером * находится а административном здании класса "С", остальные исследуемые помещения расположены в здании класса "В". Для определения рыночной стоимости объектов оценки экспертом был проведен анализ рынка, в результате которого сделан вывод о рыночном диапазоне цен предложений сопоставимых объектами недвижимости по состоянию на дату оценки 90 000-185 000 руб/кв.м с учетом прав на земельный участок. Удельные показатели рыночной стоимости объектов исследования до вычета прав на земельный участок, рассчитанные экспертом на страницах 58-85 и 136-137 заключения соответствуют рыночным.
У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов повторной судебной экспертизы. Выводы эксперта основаны на подробном исследовании, мотивированы и ясны, не содержат противоречий, соответствуют требованиям законодательства, позволяют с достоверностью установить рыночную стоимость нежилых помещений.
В названной ситуации, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость нежилых помещений должна быть установлена в размере, определенном в экспертном заключении по состоянию на 1 января 2018 года.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения заявителя с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату обращения в суд - 16 декабря 2019 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить по состоянию на 01.01.2018 год кадастровую стоимость нижеуказанных нежилых помещений расположенных по адресу: *:
с кадастровым номером * в размере рыночной стоимости равной 259 078 000 рублей;
с кадастровым номером * в размере рыночной стоимости равной 13 131 000 рублей;
с кадастровым номером * размере рыночной стоимости равной 8 411 000 рублей;
с кадастровым номером * в размере рыночной стоимости равной 85 762 000 рублей;
с кадастровым номером * в размере рыночной стоимости равной 220 046 000 рублей;
с кадастровым номером * в размере рыночной стоимости равной 215 467 000 рублей;
с кадастровым номером * в размере рыночной стоимости равной 76 907 000 рублей;
с кадастровым номером * в размере рыночной стоимости равной 56 183 000 рублей;
с кадастровым номером * в размере рыночной стоимости равной 41 176 000 рублей;
с кадастровым номером * в размере рыночной стоимости равной 41 071 000 рублей;
с кадастровым номером * в размере рыночной стоимости равной 31 578 000 рублей;
с кадастровым номером * в размере рыночной стоимости равной 65 592 000 рублей;
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать 16.12.2019 г.
Принятое решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда И.Е. Лебедева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.