Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дементьевой Е.И., судей Грибовой Е.Н., Васильевой Е.В., при ведении протокола помощником судьи Распитиным А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Васильевой Е.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Спесивцевой С.В. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 09 октября 2019 года, которым постановлено:
Исковое заявление Смуткиной Валентины Олеговны удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 04.07.2019 г. N *** об отказе во включении Смуткиной Валентины Олеговны, 05.07.1998 г.р, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений.
Признать за Смуткиной Валентиной Олеговной, 05.07.1998 г.р, право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений.
Обязать Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы включить Смуткину Валентину Олеговну, 05.07.1998 г.р, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений.
В удовлетворении иска в остальной части - отказать, УСТАНОВИЛА:
истец Смуткина В.О. обратилась в суд с иском к ответчикам Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы, Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным решения, обязании включить в список и предоставить жилье, в котором просила признать незаконным распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 04.07.2019 г. N *** об отказе включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений; признать за истцом право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений; обязать Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений; обязать Департамент городского имущества города Москвы предоставить истцу однократно благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фона города Москвы по договору найма специализированных жилых помещений.
В обоснование заявленных исковых требований Смуткина В.О. ссылалась на то, что она родилась 05 июля 1998 года ***, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; зарегистрирована по месту пребывания и фактически проживает по адресу: *** ; регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации не имеет. Родители истца - мать Саушкина Лилия Викторовна, 30.08.1970 г.р. и отец ***, 02.05.1969 г.р, решением *** суда *** края от 04.03.2004 г. лишены в отношении истца родительских прав. Мать Смуткиной В.О. - *** умерла *** г. Согласно постановлению Главы администрации *** от 04.11.2003 г. N ***, Смуткина В.О. была помещена в учреждение общественного воспитания приют " *** " на полное государственное обеспечение, где находилась с 2003 по 2004 год. При выявлении истца как оставшейся без попечения родителей и устройстве в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение за ней не сохранялось в связи с его отсутствием. Согласно постановлению Главы администрации *** от 18.03.2004 г. N ***, Смуткина В.О. была поставлена на регистрационный учет по получению жилой площади или безвозвратной ссуды. С 2004 и по 2005 год истец находилась в *** Детском доме N ***, в период с 24.08.2005 г. по 01.03.2011 г. в КГОУ " *** ". На основании постановления Главы администрации *** от 23.03.2011 г. N *** ***, проживающая по адресу: ***, назначена опекуном истца на возмездных условиях.
Распоряжением Щербинского УСЗН г. Москвы от 12.08.2013 г. N *** Смуткина В.О. поставлена на учет как подопечная в отделе опеки и попечительства Щербинского УСЗН г. Москвы; место жительства истца определено совместно с опекуном по адресу: ***. 12.08.2013 г. между уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа Щербинского УСЗН города Москвы и ***, *** заключен договор о приемной семье N ***, согласно которому Смуткина В.О. передана на воспитание указанным лицам на возмездных условиях (в приемную семью). В связи с переменой адреса проживания приемных родителей истца и регистрацией их по месту жительства по адресу: ***, между Щербинским ОСЗН г. Москвы и приемными родителями ***, *** 06.04.2016 г. было заключено дополнительное соглашение к договору о приемной семье от 12.08.2013 г. N ***. С 21.07.2014 г. истец зарегистрирована в г. Москве по месту пребывания. В 2014 г. Смуткина В.О. окончила МБОУ *** ; в 2017 году - ГБПОУ МО " ***". Истец не является собственником жилых помещений на территории г. Москвы и Алтайского края. В список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Алтайского края, истец не включалась.
07.06.2019 г. Смуткина В.О. обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированных жилых помещений, однако распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 04.07.2019 г. N *** ей отказано во включении в данный список в связи с отсутствием обстоятельств, предусмотренных ст.13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Москве".
Полагая вышеуказанное распоряжение незаконным, истец обратилась в суд с исковыми требованиями.
Истец Смуткина В.О. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, обеспечила участие в судебном заседании своих представителей по доверенности Головань А.И. и Бердникову А.А, которые исковые требования поддержали, просили их удовлетворить в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы по доверенности Купряшкина С.В. в судебное заседание явилась, представила отзыв на исковое заявление, просила отказать в удовлетворении искового заявления по доводам, изложенным в отзыве на иск.
Представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Алексанян А.А. в судебное заседание явилась, просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель третьего лица Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по доверенности Воробьев А.С.
в судебное заседание явился, просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Третье лицо Министерство образования и науки Алтайского края о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, своего представителя и отзыв на исковое заявление в суд не направило, об отложении рассмотрения дела не просило.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Спесивцева С.В. по доводам апелляционной жалобы.
Ответчик Департамент городского имущества города Москвы в заседание судебной коллегии своего представителя не направил, о дате, времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом.
Истец Смуткина В.О. в заседание судебной коллегии не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения извещена надлежащим образом.
Представитель истца Смуткиной В.О. по доверенности
Головань А.И.
в заседание судебной коллегии явился, возражал по доводам апелляционной жалобы.
Представитель ответчика Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы по доверенности Купряшкина С.В. в заседание судебной коллегии явилась, доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель третьего лица Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по доверенности Хмелевая Т.А. в заседание судебной коллегии явилась, поддержала доводы апелляционной жалобы.
Третье лицо Министерство образования и науки Алтайского края в заседание судебной коллегии своего представителя не направило, о дате, времени и месте рассмотрения извещено надлежащим образом, просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Учитывая, что предусмотренные законом меры по извещению не явившихся сторон, третьего лица о рассмотрении дела выполнены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
На основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца Смуткиной В.О. по доверенности Голованя А.И, представителя ответчика Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы по доверенности Купряшкину С.В, представителя третьего лица Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по доверенности Хмелевую Т.А, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами по делу.
В силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Дополнительные гарантии права на жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены в статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
На основании п. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В части 1 статьи 13 Закона города Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном Правительством Москвы, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) местом выявления и первичного устройства ребенка на воспитание в семью или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или местом регистрации их рождения является город Москва;
2) организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане завершили свое пребывание, находятся в городе Москве;
3) город Москва является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа находились на воспитании в семье (опека, попечительство, приемная семья, патронатное воспитание) на основании решения уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, при условии отсутствия у указанных граждан жилого помещения в другом населенном пункте Российской Федерации.
В городе Москве правоотношения в сфере льготного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа урегулированы в статье 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 года N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве".
Порядок реализации права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по льготному обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений, установлен положениями постановления Правительства Москвы от 14 июля 2015 года N 430-ПП "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в городе Москве".
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2).
При определении места жительства ребенка, оставшегося без попечения родителей, необходимо руководствоваться следующим положениями.
В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Свобода выбора места пребывания и жительства граждан связана с достижением ими 14 лет, поскольку до 14 лет место жительства детей должно определяться исключительно по месту жительства их законных представителей.
Согласно п. 2 ст. 36 ГК РФ опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.
В силу п. 1 ст. 148 Семейного кодекса Российской Федерации дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, из приведенных выше законоположений в их взаимосвязи следует, что местом жительства несовершеннолетних достигших 16 лет, в отношении которых установлено попечительство, является место жительства их попечителей, за исключением случаев их раздельного проживания на основании полученного в установленном порядке разрешения органа опеки и попечительства.
Согласно п. 3 ст. 34 ГК РФ орган опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью их опекунов и попечителей.
В соответствии с положениями статьи 9 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного.
Таким образом, место жительства подопечных детей определяется и тем обстоятельством, какой орган опеки и попечительства осуществляет свои полномочия в отношении этих детей.
Полномочия, возлагаемые на орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного, установлены в пункте 3 статьи 34 ГК РФ, части 1 статьи 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан".
Порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержден постановлением Правительства Москвы от 14.07.2015 N 430-ПП "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в городе Москве" (приложение N 1).
Согласно пункту 2 Порядка, формирование списка осуществляется Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы. В список включаются дети-сироты, лица из числа детей-сирот имеющие место жительства в городе Москве (п. 3).
Согласно пункту 18 Порядка основаниями для отказа во включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в список являются:
18.1. Отсутствие у ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот, который не находится в государственной организации стационарного социального обслуживания города Москвы либо который не помещен уполномоченными органами в сфере опеки, попечительства и патронажа под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, места жительства в городе Москве.
18.2. Наличие у ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот жилого помещения, в отношении которого он является нанимателем по договору социального найма или членом семьи нанимателя по договору социального найма либо собственником, при отсутствии решения об установлении факта невозможности проживания этого ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот в указанном жилом помещении.
Никаких исключений, ограничений, дополнительных условий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зарегистрированных по месту жительства в других субъектах Российской Федерации, но в силу ст. 20 ГК РФ, имеющих место жительства в городе Москве, Порядок формирования списка, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 14.07.2015 г. N 430-ПП, не содержит.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Смуткина Валентина Олеговна
родилась 05 июля 1998 года в городе *** (повторное свидетельство о рождении ***); относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
*** 02.05.1969 г.р, решением *** суда *** края от 04.03.2004 г. лишены в отношении истца родительских прав.
Мать истца *** *** г. в г. *** (свидетельство о смерти ***).
Согласно постановлению Главы администрации *** от 04.11.2003 г. N ***, Смуткина В.О. была помещена в учреждение общественного воспитания приют " *** " на полное государственное обеспечение, где находилась в период с 2003 г. по 2004 г.
При выявлении Смуткиной В.О. как оставшейся без попечения родителей и устройстве в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение за истцом не сохранялось, регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации Смуткина В.О. не имела.
Согласно постановлению Главы администрации *** от 18.03.2004 г. N ***, Смуткина В.О. была поставлена на регистрационный учет по получению жилой площади или безвозвратной ссуды.
С 2004 г. по 2005 г. истец пребывала в *** Детском доме N ***.
В период с 24.08.2005 г. по 01.03.2011 г. Смуткина В.О. воспитывалась в КГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, " *** ".
На основании постановления Главы администрации *** от 23.03.2011 г. N 120 "Об установлении опеки над несовершеннолетней Смуткиной В.О.", ***, проживающая по адресу: ***, назначена опекуном истца на возмездных условиях.
В связи с переменой места жительства *** с подопечной Смуткиной В.О. на город Москву, распоряжением Щербинского УСЗН г. Москвы от 12.08.2013 г. N *** истец, зарегистрированная с попечителем по месту пребывания по адресу: ***, поставлена на учет в качестве подопечной в Щербинском УСЗН г. Москвы; назначены денежные средства на содержание подопечной.
12.08.2013 г. между уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа Щербинском УСЗН города Москвы и ***, *** заключен договор о приемной семье N ***, согласно которому Смуткина В.О, 05.07.1998 г.р, передана указанным гражданам на воспитание на возмездных условиях (в приемную семью).
В связи с переменой адреса проживания приемных родителей истца и регистрацией их по месту жительства по адресу: ***, между Щербинским ОСЗН г. Москвы и приемными родителями ***, *** 06.04.2016 г. было заключено дополнительное соглашение к договору о приемной семье от 12.08.2013 г. N ***.
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания от 21.07.2014 г. N 14-065/2367, Смуткина В.О. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: г. Москва, г. Щербинка, ул. Первомайская, д. 3, корп. 3, кв. 13, на срок с 21.07.2014 по 20.07.2015.
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания от 17.03.2015 г. N ***, Смуткина В.О. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: ***, на срок с 17.03.2015 г. по 01.03.2016 г.
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания от 12.01.2016 г. N ***, Смуткина В.О. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: ***, на срок с 12.01.2016 г. по 12.01.2018 г.
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания от 06.11.2018 г. N ***, Смуткина В.О. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: ***, на срок с 06.11.2018 г. по 06.11.2019 г.
Регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации истец не имеет.
В 2014 г. Смуткина В.О. окончила МБОУ ***, что подтверждено аттестатом об основном общем образовании ***.
В 2017 г. Смуткина В.О. окончила ГБПОУ МО ***, присвоена квалификация "секретарь-машинистка", что подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании от 10.02.2017 г.
Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 18.10.2018 г. N ***, записи о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на имя истца на территории г. Москвы и *** края отсутствуют
В соответствии с письмом Комитета по образованию *** от 04.05.2018 г. N ***, сведения о включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением или обеспечении жилым помещением Смуткиной В.О, как лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствуют.
07.06.2019 г. Смуткина В.О. в установленном порядке обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированных жилых помещений, однако распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 04.07.2019 г. N ***, истцу отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений, в связи с отсутствием обстоятельств, предусмотренных ст. 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Москве".
Судом также установлено, что Смуткина В.О. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения. Попечитель истца *** с 18.12.2014 г. зарегистрирована по месту жительства по адресу: г***, а с 29.12.2015 г. зарегистрирована по месту жительства по адресу: ***.
С момента принятия распоряжения Щербинского УСЗН г. Москвы от 12.08.2013 г. N *** о постановке на учет подопечной Смуткиной В.О. по адресу фактического проживания совместно с приемными родителями *** и ***, ведение ее личного дела вплоть до достижения совершеннолетия, проверка условий жизни подопечной, надзор за деятельностью попечителей осуществлялось уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа Щербинским УСЗН г. Москвы, который 12.08.2013 г. заключил с попечителями *** и *** договор о приемной семье в отношении Смуткиной В.О.
Следовательно, орган опеки и попечительства Щербинского УСЗН ТиНАО г. Москвы с 12.08.2013 г. до достижения Смуткиной В.О. совершеннолетия осуществлял в отношении истца полномочия органа опеки и попечительства, что также свидетельствует о том, что местом жительства Смуткиной В.О. с 12.08.2013 г. является г. Москва.
Разрешая заявленные исковые требования, руководствуясь ст. 27 Конвенции о правах ребенка, ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, ст. ст. 27, 40, 72 Конституции Российской Федерации, ст. 109.1 ЖК РФ, ст. ст. 20, 34, 36 ГК РФ, ст. 148 Семейного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 3, 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 9 Федерального закона от 24.04.2008 N48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан", постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2019 года N397, ст. 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 года N61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве", постановлением Правительства Москвы от 14 июля 2015 года N430-ПП "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", оценив представленные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении исковых требований Смуткиной В.О. и признании незаконным распоряжения Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 04.07.2019 N1193-р об отказе во включении истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений, поскольку оспариваемое распоряжение по своей сути означает отказ в признании права истца на льготное обеспечение жилым помещением по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения
родителей, лиц из их числа, в городе Москве, и препятствует обеспечению истца соответствующим жилым помещением из специализированного жилищного фонда города Москвы.
Суд обоснованно пришел к выводу о признании за Смуткиной В.О. права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений и исходил из того, что местом жительства истца Смуткиной В.О. является город Москва, учитывая, что по достижению совершеннолетия истец в *** не возвращалась, жилым помещением из специализированного жилищного фонда на территории Алтайского края не обеспечивалась, в списки детей-сирот и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда на территории Алтайского края не включалась.
Учитывая, что оспариваемый истцом акт признан незаконным и подлежит отмене, суд пришел к верному выводу о возложении на Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы обязанности включить Смуткину В.О. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений.
Отказывая в удовлетворении требований истца в части обязания Департамента городского имущества города Москвы предоставить благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда г. Москвы по договору найма специализированных жилых помещений суд исходил из того, что данные требования являются преждевременными, поскольку вопрос о предоставлении истцу жилого помещения Департаментом городского имущества города Москвы не рассматривался.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они мотивированны, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Спесивцевой С.В. судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании норма материального права, к асаются обстоятельств, установленных судом в ходе рассмотрения дела, которые были предметом подробного изучения суда первой инстанции, и фактически направлены исключительно на переоценку представленных в материалы дела доказательств и выводов суда первой инстанции.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела и в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, оснований не согласиться с оценкой представленных доказательств, произведенной судом первой инстанции, судебная коллегия не усматривает, в связи с чем предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального закона судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пресненского районного суда г. Москвы от 09 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Спесивцевой С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.