Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу начальника Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 28 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю" Бармина А.А. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Пермскому краю от 30 мая 2019 года, решение судьи Березниковского городского суда Пермского края от 05 июля 2019 года, решение судьи Пермского краевого суда от 20 августа 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 28 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю", установил:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Пермскому краю от 30 мая 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Березниковского городского суда Пермского края от 05 июля 2019 года и решением судьи Пермского краевого суда от 20 августа 2019 года, Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 28 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю" (далее - ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Пермскому краю, учреждение, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель юридического лица Бармин А.А. выражает несогласие с указанными выше актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
Должностное лицо, вынесшее постановление, уведомлено о подаче жалобы, возражения не направил.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Приказом Росстата от 10.08.2017 N 529 "Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления" утверждена годовая форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления".
Форму федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления. Заполненные формы предоставляются респондентом в территориальные органы Росприроднадзора по месту своего нахождения.
Срок предоставления статистической отчетности по данной форме для юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами производства и потребления установлен до 01 февраля после отчетного периода.
В силу статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности) несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела следует, что ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Пермскому краю представило сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления по форме N 2-ТП (отходы) за 2018 год 04 февраля 2019 года, то есть с нарушением установленного срока представления.
Факт совершения ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Пермскому краю административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, а именно: сведениями, изложенными в протоколе об административном правонарушении от 20.05.2019, служебной запиской по факту нарушений сроков представления отчетности, реестром хозяйствующих субъектов, предоставивших отчетность по форме 2-ТП (отходы) с нарушением сроков, а также иными материалами, которым должностным лицом и нижестоящими судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности должностное лицо при рассмотрении дела и судьи при рассмотрении жалобы на постановление пришли к обоснованным выводам о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения.
Обстоятельства несвоевременного представления статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы) подтверждены материалами дела и сомнений не вызывают. Факт выгрузки отчета в ФГИС Росприроднадзора 29.01.2019 года не указывает на своевременное представление отчетности, поскольку электронный документ не был подписан электронной подписью, при загрузке отчета получен комментарий, что для завершения процедуры сдачи отчета необходимо представить бумажную версию отчета, заверенные печатью организации и подписью уполномоченного лица. Указанные действия в установленный срок до 01.02.2019 года не выполнены.
Доводы об отсутствии в действиях учреждения состава административного правонарушения, в связи с неправильной квалификацией его действий, необходимости квалификации по статье 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были предметом проверки судей нижестоящих судебных инстанций и обоснованно отклонены.
ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Пермскому краю является лицом, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, а потому на него возлагается предусмотренная пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" представлять отчетность в нормативно установленные порядке и сроки независимо от фактического осуществления деятельности.
То обстоятельство, что основным видом деятельности учреждения является деятельность по управлению и эксплуатации тюрем, исправительных колоний и иных мест лишения свободы, а также по оказанию реабилитационной помощи заключенным, что такие виды деятельности как сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов не относится к уставной деятельности, что учреждением заключены контракты с организациями, имеющими лицензиями на осуществление вышеперечисленных видов деятельности, не исключают того, что допущенное должностным лицом учреждения нарушение связано с несоблюдением им экологических и санитарно-эпидемиологических требований, как должностным лицом организации, осуществляющей деятельность в области обращения с отходами (поскольку требование о предоставлении отчетности возложено именно на указанную категорию лиц).
При этом форма N 2-ТП (отходы) в данном случае является документом, содержащим экологическую информацию и позволяющим осуществлять учет в области обращения с отходами, в связи с чем ее несвоевременное предоставление является действием (бездействием), исходя из объекта посягательства, заключающимся в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
В связи с изложенным, действия ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Пермскому краю правильно квалифицированы по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Довод заявителя о переквалификации его действий на статью 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит отклонению как основанный на ошибочном толковании норм права.
Несогласие с выводами должностного лица, судей вызвано ошибочным толкованием норм материального права применительно к обстоятельствам настоящего дела.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая во внимание, что действия (бездействие) юридического лица образуют объективную сторону вмененного административного правонарушения, при этом доказательств, подтверждающих принятие ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Пермскому краю всех зависящих от него мер по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления в материалах дела не представлено, выводы должностного лица и судей о виновности ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Пермскому краю являются обоснованными.
Оснований ставить под сомнение установленные должностным лицом и судьями обстоятельств выявленных нарушений в раках данного дела не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы о виновности, в материалы дела заявителем не представлено. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Вопреки доводам жалобы протокол об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составлен в отсутствие извещенного надлежащим образом законного представителя, в присутствии защитника, которому разъяснены необходимые права и вручена копия протокола.
Доводы о том, что в протоколе об административном правонарушении указана неправильная дата совершения административного правонарушения, являются необоснованными. Действительно протокол об административном правонарушении содержит дату 01.04.2019 года, но эта дата касается даты служебной записки отдела государственной экологической экспертизы и нормирования. При этом протокол содержит все необходимые сведения о дате, до наступления которой не исполнена обязанность (01.02.2019 года), и что отчетность предоставлена позже указанной даты. При таких обстоятельствах, содержание протокола об административном правонарушении, позволяет сделать вывод, что он не содержит существенных недостатков, влекущих его недопустимость как доказательства по делу.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы.
Постановление должностного лица о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел. При назначении административного наказания должностным лицом требования статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены, наказание назначено в размере санкции статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.
При пересмотре дела по жалобам на постановление судьи городского и краевого судов проверили дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесли законные и обоснованные решения.
При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом и судьями лицо, в отношении которого ведется производство по делу, извещалось надлежащим образом, при рассмотрении дела законный представитель не участвовал, в судебных заседаниях принимал участие защитник, которые обосновывал позицию юридического лица по делу. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Пермскому краю от 30 мая 2019 года, решение судьи Березниковского городского суда Пермского края от 05 июля 2019 года, решение судьи Пермского краевого суда от 20 августа 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 28 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю" оставить без изменения, жалобу начальника Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 28 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю" Бармина А.А. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.