Центральный окружной военный суд в составе:
председательствующего - Иванчикова Д.А, судей: Вагапова Р.К, Тимошечкина Д.А, при секретаре судебного заседания Ивановой Л.А. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-68/2020 по апелляционной жалобе административного истца Дешуры С.А. на решение Оренбургского гарнизонного военного суда от 25 июня 2020 г, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего федерального государственного бюджетного учреждения "3 Центральный научно-исследовательский институт" Министерства обороны Российской Федерации "данные изъяты" Дешуры Сергея Александровича об оспаривании решения начальника 4 отдела (г. Оренбург) федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанного с отказом в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Иванчикова Д.А, изложившего обстоятельства дела, содержание принятого по делу судебного решения и доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд
установил:
Дешура С.А. проходит военную службу по контракту в федеральном государственном бюджетном учреждении "3 Центральный научно-исследовательский институт" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "3ЦНИИ" МО РФ).
Решением начальника 4 отдела (г. Оренбург) федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - 4 отдел (г. Оренбург) ФГКУ "Центррегионжилье") от ДД.ММ.ГГГГ N административному истцу и членам его семьи отказано в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма на основании пункта 2 части 1 статьи 54 ЖК РФ, то есть в связи с представлением документов, которые не подтверждают его право состоять на учёте нуждающихся в жилых помещениях. Решение обосновано тем, что Дешура С.А. ранее реализовал своё право на обеспечение жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в связи с чем он и члены его семьи не могут быть признаны нуждающимися в жилом помещении.
Полагая свои права нарушенными, Дешура С.А. обратился в Оренбургский гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором с учётом уточнений просил данное решение признать незаконным, обязать начальника 4 отдела (г. Оренбург) ФГКУ "Центррегионжильё" его отменить и повторно рассмотреть его заявление о приёме на учёт нуждающихся в жилых помещениях.
Рассмотрев данное административное исковое заявление, Оренбургский гарнизонный военный суд решением от 25 июня 2020 г. отказал в удовлетворении требований административного истца.
Не согласившись с таким решением, Дешура С.А. подал апелляционную жалобу, в которой в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела, а также неправильным применением норм материального права просит его отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование апелляционной жалобы административный истец, давая собственный анализ обстоятельств дела и ссылаясь на нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения, а также на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлениях от 5 апреля 2007 г. N 5-П, от 3 февраля 2010 г. N 3-П, от 27 февраля 2012 г. N 3-П, от 15 октября 2012 г. N 21-П, от 5 июня 2013 г. N 12-П, от 22 ноября 2013 г. N 25-П, от 16 ноября 2017 г. N 29-П, от 19 апреля 2018 г. N 16-П, указывает на ошибочный, по его мнению, вывод суда о том, что он не имеет права на обеспечение жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации, в связи с тем, что он распорядился ранее полученным жилым помещением от военного ведомства, поскольку освободив в 2009 г. служебное жилое помещение и получив справку о его сдаче, он прекратил право пользования таковым.
Кроме того, по мнению административного истца, суд первой инстанции не учёл, что после рождения в 2003 г. второго ребенка учётная норма площади жилого помещения на каждого члена семьи стала ниже установленной учётной нормы площади жилого помещения по Оренбургской области, в связи с чем оснований для отказа в принятии на учёт нуждающихся в предоставлении жилых помещений не имелось.
Рассмотрев материалы дела, проверив и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Вопреки мнению административного истца, гарнизонный военный суд принял решение на основе установленных в судебном заседании фактических данных и в соответствии с нормами действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения, приведя в обоснование своих выводов надлежащую аргументацию.
Право военнослужащих на жилище установлено пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно которому государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
Основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрены статьёй 51 ЖК РФ.
Частью 4 статьи 52 ЖК РФ установлено, что при принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть предоставлены документы, подтверждающие их право состоять на таком учёте.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают их право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" во взаимосвязи с подпунктом "д" пункта 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N1054, право на жилищное обеспечение военнослужащих, признанных в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляется за счёт государства один раз.
Кроме того, согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Согласно разъяснениям, данным в абзаце втором пункта 27 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам ЖК РФ с учётом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Условие о необходимости сдачи жилого помещения и предоставления справки по установленной форме при жилищном обеспечении военнослужащих также закреплено в ведомственном нормативном правовом акте, а именно в пунктах 17 и 18 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.
В соответствии с пунктом 1 Инструкции об оформлении, учёте и хранении справок о сдаче жилых помещений и справок о необеспеченности жилыми помещениями по месту прохождения военной службы, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, справка о сдаче жилого помещения является документом, подтверждающим фактическое освобождение жилого помещения военнослужащим - гражданином Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, и совместно проживающими с ним членами его семьи, в том числе бывшими.
При этом в силу пункта 18 Инструкции, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, и пункта 8 Порядка организации деятельности по предоставлению военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно, утверждённого приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, с военнослужащим не может быть заключён договор социального найма либо выдано решение о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно до предоставления справки о сдаче жилого помещения.
Следовательно, если военнослужащий утратил возможность сдать предоставленное военным ведомством жилое помещение, он не может быть принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, поскольку его последующее жилищное обеспечение в этом случае исключается.
Как следует из материалов дела, на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ N Дешуре С.А. и членам его семьи (супруге - ФИО1 и дочери - ФИО2 Донгузской КЭЧ по месту прохождения военной службы предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", общей площадью 45, 0 кв.м.
Впоследствии брак между Дешурой С.А. и ФИО1 был расторгнут и Дешура С.А. добровольно выехал из квартиры, нанимателем которой он являлся.
В соответствии с решениями Оренбургского гарнизонного военного суда от 17 марта 2010 г. и от 25 июня 2010 г. Дешуре С.А. отказано в удовлетворении его исковых заявлений о признании утратившими право пользования бывших членов его семьи, заключении договора найма специализированного жилого помещения и открытии лицевого счёта. При этом, решением Оренбургского гарнизонного военного суда от 4 апреля 2011 г. Дешура С.А, признав исковые требования, заявленные ФИО1 признан утратившим права пользования жилым помещением и снят с регистрационного учёта.
В соответствии с копией справки о сдаче жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ N, жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", Дешура С.А. оставил бывшей семье.
Из копии договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ N усматривается, что Дешуре С.А. на состав семьи 4 человека (он, супруга ФИО3 дочь ФИО4 и сын супруги ФИО5 жилищным органом от военного ведомства предоставлено служебное жилое помещение, расположенная по адресу: "адрес", общей площадью 67, 9 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ Дешура С.А. обратился в 4 отдел (г. Оренбург) ФГКУ "Центррегионжилье" с заявлением о принятии его с составом семьи 4 человека на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с избранным местом жительства в городе Москве (л.д. 41), в чём решением жилищного органа от ДД.ММ.ГГГГ N ему было отказано на основании пункта 2 части 1 статьи 54 ЖК Российской Федерации.
Проанализировав вышеуказанные обстоятельства и правовые нормы, суд первой инстанции, вопреки мнению административного истца, правильно пришёл к выводу о том, что оспариваемое решение жилищного органа является законным, поскольку он распорядился по своему усмотрению ранее предоставленным ему жилым помещением и не может сдать его установленным порядком, в связи с чем не имеет права на повторное обеспечение жилым помещением в порядке, предусмотренным Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Довод апелляционной жалобы о том, что Дешура имеет право на обеспечение жильём по договору социального найма, поскольку предпринял все попытки возврата служебного жилого помещения был проверен судом первой инстанции и обоснованно отвергнут, так как именно действия административного истца исключили возможность сдачи им жилого помещения предоставленного от военного ведомства. При этом справка о сдаче жилого помещения, в которой указано, что занимаемое жилое помещение для постоянного проживания оставлено бывшим членам семьи, вопреки утверждению в апелляционной жалобе, не может свидетельствовать о фактическом его освобождении.
Что касается доводов апелляционной жалобы об обеспеченности административного истца и членов его семьи жилым помещением ниже установленной учётной нормы площади жилого помещения, то данное обстоятельство не свидетельствует о незаконности принятого по делу решения, поскольку последующее обеспечение жилым помещением административного истца возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 ЖК РФ, то есть по решению органа местного самоуправления по месту жительства, а не Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются окружным военным судом несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований, предусмотренных статьёй 310 КАС РФ, для отмены решения суда первой инстанции и констатирует его законность и обоснованность, а приведённые в апелляционной жалобе доводы не могут быть признаны убедительными и не ставят под сомнение законность принятого решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 177, 307, 308, пунктом 1 статьи 309, статьёй 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
Решение Оренбургского гарнизонного военного суда от 25 июня 2020 г. по административному делу N 2а-68/2020 по административному исковому заявлению военнослужащего федерального государственного бюджетного учреждения "3 Центральный научно-исследовательский институт" Министерства обороны Российской Федерации "данные изъяты" Дешуры Сергея Александровича об оспаривании решения начальника 4 отдела (г. Оренбург) федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанного с отказом в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца Дешуры С.А.- без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Кассационный военный суд.
"Согласовано"
Судья Центрального окружного военного суда (ПСП) Д.А. Иванчиков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.