Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Малоедовой Н.В, судей Роговой Е.С, Зориной С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4187/2019 по иску Можубаевой Шайыргул Турдалиевны к администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга о признании права, признании распоряжения недействительным, возложении обязанности, по кассационной жалобе администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 27 мая 2020 года.
Заслушав доклад судьи Малоедовой Н.В, объяснения представителя администрации г. Екатеринбурга Спириной Я.Н, полагавшей кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, возражения представителя Можубаевой Ш.Т. - адвоката Исабекова К.Ш. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Можубаева Ш.Т. обратилась в суд с иском к администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга, в котором просила признать за ней право состоять в реестре молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечение жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - Программа обеспечения жильем); возложить обязанность отменить распоряжение Главы администрации Железнодорожного района города Екатеринбурга от 06 мая 2019 года N 163/46/63 о снятии истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в Программе обеспечения жильем; восстановить истца и её семью в списке граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в Программе обеспечения жильем.
В обоснование заявленных требований указано, что распоряжением Главы администрации Железнодорожного района города Екатеринбурга от 21 февраля 2017 года N 50/46/63 семья истца, в составе шести человек, включена в реестр молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей - Программе обеспечения жильем. Ответчиком после этого предложено истцу оформить заявление на предоставлении земельного участка в соответствии со ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 22 Закона Свердловской области от 07 июля 2004 г..N 18-03 "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области". Указанными нормативно-правовыми актами предусмотрена возможность предоставления социальной выплаты в сумме 200 000 рублей взамен предоставления в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной собственности Свердловской области. После получения указанной социальной выплаты Можубаевой Ш.Т. стало известно, что решением Главы администрации Железнодорожного района города Екатеринбурга от 06 мая 2019 года N 163/46/63 семья истца (в том числе четверо несовершеннолетних детей) исключена из реестра (снята с учета) граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений в государственном жилищном фонде Свердловской области социального использования, в связи с предоставлением в установленном порядке от органа государственной власти бюджетных средств на приобретение или строительство жилья взамен земельного участка. Однако в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома за исключением граждан, имеющих трех и более детей.
Поскольку Можубаева Ш.Т. является матерью четверых детей, она не могла быть снята с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решением Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 18 декабря 2019 года исковые требования Можубаевой Ш.Т. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 27 мая 2020 года указанное решение суда отменено, принято по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене апелляционного определения, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Указывает, что семьи истца Можубаевой Ш.Т. обоснованно снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку ими была получена социальная выплата на приобретение земельного участка в соответствии с Законом Свердловской области. При получении социальной выплаты молодая семья истца была уведомлена, что получение денежных средств является основанием для снятия с учета.
В представленном письменном мнении администрация г. Екатеринбурга доводы кассационной жалобы администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга поддержала.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, в связи с чем, на основании ст.ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что отсутствуют установленные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения апелляционного определения.
Судом при разрешении спора установлено, что молодая семья истца является многодетной и состоит из шести человек: истца Можубаева Ш.Т, "данные изъяты" года рождения, её супруга "данные изъяты", несовершеннолетних "данные изъяты"
Указанные лица зарегистрированы по адресу: "данные изъяты" Можубаева Ш.Т. и "данные изъяты" являются сособственниками указанного жилого помещения, их доли в праве общей долевой собственности составляют 1/4800 у Можубаевой Ш.Т. и 1/4800 у "данные изъяты"
Согласно договору коммерческого найма от 01 декабря 2018 г, заключенному с наймодателем "данные изъяты" Можубаева Ш.Т, "данные изъяты" несовершеннолетние "данные изъяты" проживают по адресу: "данные изъяты"
29 сентября 2015 г. Можубаева Ш.Т. и её супруг "данные изъяты" обратились в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области с заявлениями о постановке их семьи на учет по предоставлению однократно бесплатно в собственность земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей для индивидуального жилищного строительства.
17 июня 2016 г. Можубаева Ш.Т. обратилась в администрацию Железнодорожного района г. Екатеринбурга с заявлением о признании её молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления социальной выплаты для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.
Распоряжением Главы администрации Железнодорожного района города Екатеринбурга от 21 февраля 2017 года N 50/46/63 молодая семья Можубаевой Ш.Т, состоящая из шести человек, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Распоряжением Главы администрации Железнодорожного района города Екатеринбурга от 21 мая 2018 года N 197/46/63 молодая семья Можубаевой Ш.Т. признана участником основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" изъявившей желание участвовать в основном мероприятии и получить социальную выплату в 2019 году.
На основании заявлений Можубаевой Ш.Т, "данные изъяты" о постановке на учет в целях предоставления однократно бесплатно в собственность земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства, а также заявлений о перечислении средств социальной выплаты взамен предоставления в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной собственности Свердловской области, приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 07 декабря 2018 года N 3019 многодетная семья Можубаевой Ш.Т, "данные изъяты" признана соответствующей условиям, предусмотренным в п. 2 условий и порядка предоставления социальной выплаты, утвержденных постановлением Правительства Свердловской области от 10 августа 2018 г. N 492-ПП "О реализации пункта 4 статьи 22 Закона Свердловской области от 07 июля 2004 г. N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области".
На основании приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 12 декабря 2018 года N 691-П "О предоставлении и перечислении социальной выплаты гражданам, имеющим трех и более детей, взамен земельного участка, находящегося в государственной собственности Свердловской области, предоставляемого для индивидуального жилищного строительства Можубаевой Ш.Т, Джаныбекову А.Р. была произведена социальная выплата по 100 000 рублей каждому.
Распоряжением Главы администрации Железнодорожного района города Екатеринбурга от 06 мая 2019 года N 163/46/63 молодая семья Можубаевой Ш.Т. исключена из реестра молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, на основании п. 4 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 4 ст. 22 Закона Свердловской области от 07 июля 2004 г. N 18-ОЗ, Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, п. 16 раздела 3 Муниципальной программы "Доступное жилье молодым семьям, проживающим на территории муниципального образования "город Екатеринбург" на 2016-2020 годы", утвержденной Постановлением администрации города Екатеринбурга от 01 сентября 2015 г. N 2345, в связи с получением в установленном порядке от органа государственной власти бюджетных средств на приобретение или строительство жилья взамен земельного участка.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что социальная выплата взамен земельного участка в силу прямого указания в п. 4 ст. 22 Закона Свердловской области от 07 июля 2004 г. N 18-ОЗ имеет целевое назначение - обеспечение жилыми помещениями, является формой улучшения жилищных условий, предоставлена семье истца в установленном порядке органом государственной власти из бюджетных средств, в связи с чем по факту получения областной социальной выплаты семья Можубаевой Ш.Т. считается обеспеченной средствами областного бюджета на приобретение или строительство жилья.
С выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции.
Отменяя решение суда и принимая новое решение об удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, руководствуясь государственной программой Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710, подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" и Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, исходил из того, что предоставление семье Можубаевой Ш.Т, имеющих четверых несовершеннолетних детей, социальной выплаты взамен получения в собственность земельного участка не может рассматриваться как улучшение жилищных условий молодой семьи. Выплата 200 000 рублей была направлена не на цели приобретения или получения жилья, а производилась в иных целях и за счет средств другого бюджета. Оснований для снятия такой семьи с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и исключения из состава граждан-участников основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 N 1050, не имеется.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на исследовании представленных доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам права, регулирующим возникшие отношения.
Доводы кассационной жалобы о наличии оснований для снятия семьи истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку ими получена социальная выплата на приобретение жилья взамен предоставления земельного участка для строительства, что является улучшением жилищных условий, следовательно, семья Можубаевой Ш.Т. считается обеспеченной средствами областного бюджета на приобретение или строительство жилья, отмену апелляционного определения не влекут.
Как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, семья Можубаевой Ш.Т. на момент получения социальной выплаты взамен предоставления земли уже была включена в число участников основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050.
Доказательств того, что нуждаемость в улучшении жилищных условий, установленная семье Можубаевой Ш.Т, на день снятия ее с учета отпала, в материалы дела не представлено, ввиду чего предоставление социальной выплаты с их согласия взамен получения в собственность земельного участка не может рассматриваться как улучшение жилищных условий молодой семьи.
В случае предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства семья Можубаевой, как имеющая четверых детей в силу п. 5 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации не подлежала снятию с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Получение многодетной семьей социальной выплаты взамен предоставления земельного участка не может уменьшать объем прав этой семьи.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях); различия в объеме прав граждан допустимы только в том случае, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (постановления от 24 мая 2001 года N 8-П, от 3 июня 2004 года N 11-П, от 15 июня 2006 года N 6-П, от 5 апреля 2007 года N 5-П, от 10 ноября 2009 года N 17-П и от 24 октября 2012 года N 23-П; определения от 4 декабря 2003 года N 415-О, от 27 июня 2005 года N 231-О и от 1 декабря 2005 года N 428-О).
По существу доводы кассационной жалобы направлены на установление иных обстоятельств и переоценку доказательств, которым судом апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не могут служить основанием в пределах действия статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены или изменения судебного постановления в кассационном порядке.
Иных доводов жалобы, способных повлечь отмену апелляционного определения, не имеется.
Таким образом, принятый судебный акт сомнений в его законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывает, а предусмотренные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для его отмены или изменения в настоящем случае отсутствует.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 27 мая 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.