Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Захарова А.В.
судей
Булыгиной Е.В.
с участием прокурора
Киселевой Е.А.
Песковой М.А.
при секретаре
Егошиной Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
N 2-1616/2020 по иску Демидовой Виктории Александровны к Управлению Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Мурманской области о признании незаконной процедуры увольнения и прекращении служебного контракта, восстановлении на работе, взыскании компенсации за время вынужденного прогула и морального вреда, по апелляционной жалобе Демидовой Виктории Александровны на
решение Ленинского районного суда города Мурманска от 15 июня 2020 г.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя истца Демидовой В.А. - Алиева Р.М, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов жалобы представителя УФССП России по Мурманской области Жапловой О.А, заключение прокурора о законности решения, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Демидова В.А. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Мурманской области (далее - УФССП России по Мурманской области) о признании незаконной процедуры увольнения и прекращение служебного контракта, взыскании компенсации за время вынужденного прогула и морального вреда.
В обосновании требований указала, что 21 февраля 2020 г. в связи с переходом ФССП России на новый вид службы ею написано заявление об изъявлении желания поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации на вакантную должность начальника отделения - старшего судебного пристава в любое отделение судебных приставов по Мурманской области, позже по указанию начальника отдела кадров Л данное заявление было переписано на конкретную вакантную должность начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов г. Полярный ЗАТО Александровск УФССП России по Мурманской области.
30 марта 2020 г. истцом успешно пройдено тестирование на ведомственном портале на определение профессиональных навыков на должность начальника отделения.
31 марта 2020 г. успешно пройден профессиональный психологический отбор на должность начальника отделения.
8 апреля 2020 г. пройдено медицинское освидетельствование и лабораторное инструментальное исследование в ФГБУЗ ММЦ им. Н.И. Пирогова ФМБА России с получением заключения об отсутствии заболеваний, препятствующих назначению на должность в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
Вместе с тем, до завершения прохождения всех предусмотренных процедур истцу на личном приеме у руководителя УФССП России по Мурманской области сообщено об отказе в назначении на вакантную должность начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов г. Полярного ЗАТО Александровск УФССП России по Мурманской области.
Какого-либо письменного уведомления о причинах отказа в назначении на вакантную должность начальника отделения до настоящего момента истцу не направлено.
Указала, что ответчиком был нарушен порядок перевода ее на иной вид государственной службы, поскольку предложение иных должностей возможно только в случае ее несоответствия предъявляемым требованиям для замещения должности начальника отделения, что повлекло за собой незаконное увольнение с государственной гражданской службы.
Ссылаясь на положения статьи 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", указала, что положение, закрепленное в статье 64 Трудового кодекса РФ в равной степени применимо и при заключении трудового договора.
С учетом уточнения заявленных требований, просила признать незаконным бездействие руководителя УФССП России по Мурманской области Малюшкина А.С, выразившееся в отказе предоставить письменное уведомление с указанием причин отказа в назначении на вакантную должность начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов г. Полярный ЗАТО Александровск УФССП России по Мурманской области, признать незаконным прекращение служебного контракта, освобождение ее от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы, восстановить ее на государственной гражданской службе в УФССП России по Мурманской области в должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов, взыскать компенсацию за время вынужденного прогула и морального вреда.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении исковых требований Демидовой В.А.
В апелляционной жалобе Демидова В.А. просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить.
В обоснование жалобы приводит доводы, изложенные в исковом заявлении.
Указывает, что о голосовании, оформленным протоколом заседания оперативного штаба УФССП России по Мурманской области от 1 апреля 2020 г. N 28, она узнала только в судебном заседании, до этого, ни факт проведения голосования, ни его результаты до ее сведения не доводились.
В заявлении от 3 апреля 2020 г. в ответ на полученное уведомление от 2 апреля 2020 г. о предложении должности младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов межрайонного отделения судебных приставов по г. Снежногорску и г. Гаджиево ЗАТО Александровск и ЗАТО п. Видяево УФССП России по Мурманской области, она ответила отказом, поскольку у нее отсутствовали сведения о принятии решения по ее заявлению об изъявлении желания поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации на вакантную должность начальника отделения - старшего судебного пристава.
Кроме того указала, что уведомлением от 10 и 17 апреля 2020 г. ей предложены должности, также без уведомления ее о результатах голосования и принятия решения по ее заявлению, от которых она отказалась, мотивировав это тем, что до принятия решения по ее заявлению предлагать другие должности будет нарушением порядка.
Приводит доводы, что в нарушение положений части 5 статьи 64 Трудового кодекса РФ руководитель УФССП России по Мурманской области М как следует из ответа от 24 апреля 2020 г, письменно предоставлять уведомление с указанием причин отказа в назначении на должность отказался и, направляя ей (истцу) в апреле 2020 года уведомления, в которых предлагались должности государственной гражданской службы, скрыл сведения об уже принятом по ее заявлению решения об отказе в назначении на должность начальника отделения - старшего судебного пристава.
Настаивает на том, что от прохождения дальнейшей государственной гражданской службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации она не отказывалась.
С учетом изложенного, утверждает, что ответчиком был нарушен порядок перевода ее (истца) на иной вид государственной службы, поскольку предложение иных должностей возможно только в случае её несоответствия предъявляемым требованиям для замещения должности начальника отделения, о чем она должна была быть уведомлена.
Таким образом, нарушение установленного порядка повлекло за собой незаконное увольнение с государственной гражданской службы.
В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Ленинского административного округа г. Мурманска Сухотько Ю.Н. и представитель УФССП России по Мурманской области Жаплова О.А. просят оставить решение без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась истец Демидова В.А, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке, неявка которой не препятствует рассмотрению дела на основании ч.3 ст.167, ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Как следует из преамбулы к Федеральному закону Российской Федерации от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
В силу статьи 73 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
В силу части седьмой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации, на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа урегулированы статьей 31 Федерального закона от 27 июля 2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Так, в соответствии с ч.1 названной статьи при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:
1) уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки;
2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.
О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть 2 ст.31).
Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 5 ст.31).
В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона (часть 6 ст.31).
В соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" служба в органах принудительного исполнения осуществляется в соответствии с основными принципами построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации, установленными Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации".
Принципами службы в органах принудительного исполнения являются:
1) единоначалие и субординация (подчиненность) на службе в органах принудительного исполнения;
2) обязательный профессиональный отбор при равном доступе граждан к службе в органах принудительного исполнения и создание возможностей для продвижения по службе независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами сотрудника;
3) взаимосвязь ограничений, обязанностей, запретов, ответственности на службе в органах принудительного исполнения и социальных гарантий сотрудника (часть 2 статьи 4 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 92 указанного Федерального закона гражданские служащие, изъявившие желание поступить на службу в органы принудительного исполнения в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат медицинскому освидетельствованию на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения. Порядок медицинского освидетельствования на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения, и форма медицинского заключения утверждаются Правительством Российской Федерации. Перечень таких заболеваний устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения в зависимости от должностей и особенностей прохождения службы на отдельных должностях. Направление на медицинское освидетельствование гражданских служащих, претендующих на замещение должностей младшего, среднего и старшего начальствующего состава, осуществляется после проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору, а также в отношении отдельных должностей после проведения психофизиологического исследования, тестирования, направленного на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, и проверки уровня физической подготовки.
Перечень отдельных должностей, при замещении которых проводятся психофизиологическое исследование, тестирование, направленное на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами и проверка уровня физической подготовки, а также порядок их проведения определяется руководителем федерального органа принудительного исполнения.
Частью 3 данной статьи предусмотрено, что гражданские служащие, соответствующие требованию, установленному частью 1 настоящей статьи, а также прошедшие профессиональный психологический отбор и медицинское освидетельствование, а в установленных случаях - психофизиологическое исследование, тестирование, направленное на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами и проверку уровня физической подготовки, назначаются на должности в органах принудительного исполнения младшего, среднего и старшего начальствующего состава в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона на основании приказа руководителя федерального органа принудительного исполнения или на основании решения руководителя федерального органа принудительного исполнения приказом уполномоченного руководителя.
Гражданские служащие, исполнявшие обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", до 1 января 2020 года, продолжают исполнять обязанности в соответствии с условиями ранее заключенных контрактов до назначения на должность в органах принудительного исполнения либо до увольнения в установленном порядке по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (часть 13).
В силу статьи 93 вышеприведенного Федерального закона до приведения в соответствие с настоящим Федеральным законом федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, регламентирующих правоотношения, связанные с прохождением гражданской службы, указанные нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно п. 10 ч. 1 ст.14 Федерального закона N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" гражданский служащий имеет право на должностной рост на конкурсной основе.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, с 16 января 2012 г. Демидова В.А. принята на федеральную государственную гражданскую службу старшего специалиста 2 разряда отдела судебных приставов г. Гаджиево ЗАТО Александровск УФССП России по Мурманской области, с ней заключен служебный контракт.
С 30 апреля 2015 г. назначена на должность федеральной государственной гражданской службы судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов межрайонного отдела судебных приставов по г. Снежногорску и г. Гаджиево ЗАТО Александровск и ЗАТО п. Видяево.
Уведомлением от 23 января 2020 г. (вручено 17.02.2020) Демидова В.А. уведомлена, что в связи с вступлением в силу 1 января 2020 г. Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации... " Федеральная служба судебных приставов переходит на иной вид государственной службы.
В целях реализации указанного Федерального закона издан приказ ФССП России от 1 января 2020 г. N * "Об утверждении и введении в действие структуры и штатного расписания УФССП по Мурманской области", вступающий в силу с 1 мая 2020 г. На основании данного приказа замещаемая Демидовой В.А. должность федеральной государственной гражданской службы подлежала сокращению. Это обстоятельство стороной истца не оспаривалось. Представитель УФССП России по МО Жаплова О.А. в заседании суда апелляционной инстанции пояснила, что сокращению в связи с изменением организационно-правового регулирования и вступлением в силу Закона N 328-ФЗ подлежали все должности службы судебных приставов; сотрудники, изъявившие желание продолжить службу, увольнялись и принимались вновь на новый вид государственной службы.
В том числе, в уведомлении от 23.01.2020 Демидовой В.А. разъяснено, что она вправе изъявить желание о поступлении на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации и проинформировать об этом руководителя до 29.02.2020, в этом случае пройти отбор и проверку на соответствие требованиям к должности сотрудника органов принудительного исполнения. В случае несоответствия требованиям, предъявляемым к должности сотрудника органов принудительного исполнения, при наличии возможности ей будут предложены вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой ею должности гражданской службы, уровня квалификации, специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки.
Также Демидовой В.А. указано на то, что при отсутствии должностей или в случае отказа от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, она будет освобождена от замещаемой должности и уволена с гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не позднее 30 июня 2020 г.
В связи с указанным, Демидова В.А. обратилась на имя директора Федеральной службы судебных приставов - главного судебного пристава Российской Федерации с заявлением от 21 февраля 2020 г. об изъявлении желания поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, но не на ранее занимаемую должность судебного пристава по ОУПДС, а на вышестоящую должность начальника отдела - старшего судебного пристава в любой отдел УФССП по Мурманской области (после уточнения - на должность начальника отдела - старшего судебного пристава отделения судебных приставов г. Полярного ЗАТО Александровск УФССП России по Мурманской области).
Согласно справке УФССП России по Мурманской области от 21 мая 2020 Демидова В.А, бывший судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов межрайонного отдела судебных приставов по г. Снежногорску и г. Гаджиево ЗАТО Александровск и ЗАТО п. Видяево УФССП России по Мурманской области, в рамках реализации положений части 2 статьи 92 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" 30 марта 2020 г. прошла тестирование на знание законодательства Российской Федерации и государственного языка Российской Федерации по направлению "Руководство (от заместителя начальника отдела (отделения) включительно и выше, вне зависимости от направлений деятельности, помощник руководителя)", ответив правильно на 22 вопроса из 30.
Кроме того, 31 марта 2020 г. Демидова В.А. прошла профессиональный психологический отбор на должность начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов г. Полярный ЗАТО Александровск, при этом в заключении о профессиональной пригодности сделан вывод, что Демидова В.А. рекомендуется на указанную должность, ей выставлена *** категория профессиональной пригодности.
Из медицинского заключения от 8 апреля 2020 г. следует, что у Демидовой В.А. отсутствует заболевание, препятствующее поступлению на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации.
Вместе с тем, распоряжением ФССП России от 22 ноября 2019 г. N * с целью реализации положений Федерального закона N 328-ФЗ на руководителей территориальных органов ФССП - главных судебных приставов субъектов Российской Федерации возложена обязанность по образованию оперативных штабов в возглавляемых территориальных органах ФССП в срок до 29 ноября 2019 г, включить в состав оперативного штаба наиболее опытных руководителей структурных подразделений и отделов аппарат управления территориального органа ФССП, проводить заседания оперативного штаба еженедельно.
Во исполнение указанного распоряжения распоряжением УФССП России по Мурманской области от 29 ноября 2019 г. N * образован оперативный штаб УФССП России по Мурманской области, утвержден его состав, установлена периодичность проведения заседаний.
Указанное подтверждает правильность вывода суда о том, что деятельность по переходу федеральных государственных гражданских служащих, изъявивших желание поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации осуществлялась посредством деятельности оперативного штаба УФССП России по Мурманской области, уполномоченного рассматривать документы государственных гражданских служащих.
1 апреля 2020 г. на заседании оперативного штаба УФССП по МО, оформленного протоколом N *, членами оперативного штаба в качестве критериев отбора гражданских служащих на должности сотрудников установлены: категория профессиональной психологической пригодности кандидата, наличие дополнительного профессионального образования, опыт в сфере служебной деятельности, показатели эффективности и результативности деятельности кандидата, качество подготовки документов, результаты последней аттестации, характеристика непосредственного руководителя, наличие необходимой формы допуска к государственной тайне.
По вопросу N 7 голосования, большинством голосов (10 из 10) принято решение о предложении Демидовой В.А. иной должности в связи с отсутствием опыта руководящей работы, за период государственной гражданской службы не заявляла
себя на конкурсы в кадровый резерв на ведущую группу должностей категорий руководителей.
Истец указала, что 2 апреля 2020 г. была приглашена на личный прием к руководителю УФССП по МО М который сообщил ей об отрицательном решении по ее заявлению о переходе на вышестоящую должность начальника ОСП г. Полярный.
Тогда же, 2.04.2020 истцу вручено уведомление с предложением должности младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов межрайонного отделения судебных приставов по г. Снежногорску и г. Гаджиево ЗАТО Александровск и ЗАТО п. Видяево УФССП России по Мурманской области
Демидовой В.А. в заявлении от 3 апреля 2020 года выражен отказ от предложенной должности.
8 апреля 2020 г. на заседании оперативного штаба УФССП по МО, оформленного протоколом N *, по вопросу N 7 голосования, большинством голосов (11 из 11) принято решение о предложении Демидовой В.А. иной должности - судебного пристава-исполнителя межрайонного специализированного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Мурманской области, указано также об отсутствии опыта руководящей работы, за период государственной гражданской службы не заявляла себя на конкурсы в кадровый резерв на ведущую группу должностей категорий руководителей.
Уведомлением от 10 апреля 2020 г. Демидовой В.А. предложена названная должность судебного пристава-исполнителя МСОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по Мурманской области. От
предложенной должности Демидова В.А. отказалась, что подтверждается ее заявлением от 10 апреля 2020 г.
Кроме того, уведомлением от 17 апреля 2020 г. Демидовой В.А. предложены на выбор должности государственной гражданской службы: ведущий специалист-эксперт (по ведению депозитного счета) отделения судебных приставов г. Апатиты; старший специалист 2 разряда отделения судебных приставов ЗАТО г. Североморск; старший специалист 3 разряда отделения судебных приставов ЗАТО г. Североморск. От предложенных должностей Демидова В.А. также отказалась, что подтверждается ее заявлением от 21 апреля 2020 г.
Таким образом, разрешая спор, суд установил, что сокращение штата УФССП России по Мурманской области, в том числе должности, замещаемой истцом, имело место в связи с переходом ФССП России на иной вид государственной службы, а от предложенных вакансий истец отказалась.
30 апреля 2020 г. приказом руководителя УФССП России по Мурманской области N * Демидова В.А. освобождена от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов межрайонного отдела судебных приставов по г. Снежногорску и г. Гаджиево ЗАТО Александровск и ЗАТО п. Видяево УФССП России по Мурманской области и уволена с федеральной государственной гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
Разрешая заявленные требования, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь приведенными нормами материального права, суд первой инстанции правильно пришел к выводу об отказе Демидовой В.А. в удовлетворении иска, поскольку у ответчика имелись основания для увольнения истца по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с сокращением должности государственной гражданской службы и переходом ФССП России на иной вид службы.
При этом суд правомерно установил, что процедура расторжения служебного контракта и увольнения Демидовой В.А. с должности федеральной государственной гражданской службы работодателем не нарушена, работник уведомлен о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей и переходом ФССП России на иной вид государственной службы, Демидовой В.А. предложены вакантные должности, соответствующие опыту работы и предъявляемым квалификационным требованиям, что нашло отражение в решениях оперативного штаба.
Доводы и требования истицы, повторяемые в апелляционной жалобе сводились к тому, что ей необоснованно отказано в назначении на вышестоящую вакантную должность начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов г. Полярный ЗАТО Александровск УФССП России по Мурманской области.
Вместе с тем, в этой части каких-либо нарушений со стороны ответчика не усматривается.
В ходе рассмотрения дела ответчик доказал обоснованность отказа в назначении Демидовой В.А. на вышестоящую должность, а именно по мотиву отсутствия опыта руководящей работы, неучастия в конкурсах в кадровый резерв на ведущую группу должностей категорий руководителей.
При этом ранее истец занимала должность судебного пристава по ОУПДС.
Законодательство, регулирующее спорные правоотношения не устанавливает безусловное положительное решение по заявлению сотрудника о переводе на вышестоящую должность; успешное прохождение истицей этапов проверки, предусмотренных статьей 92 Федерального закона N 328-ФЗ, не влекло автоматически назначение на вышестоящую должность; принятие кадровых решений относится к компетенции руководителя, в данном случае решение принималось на заседании оперативного штаба, созданного во исполнение указаний директора ФССП России.
При этом истице предлагались для занятия равные ей по квалификационным требованиям и нижестоящие должности, от которых она отказалась.
Решение об отказе назначении истца на вышестоящую должность принималось комиссионно, на заседании соответствующего оперативного штаба УФССП по МО, и оно является мотивированным.
При этом отрицательное решение было доведено до истицы 2 апреля 2020 г. руководителем УФССП по МО на личном приеме, что ею не оспаривается.
При таком положении, являются несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что истица отказывалась от предложенных вакансий младшего судебного пристава по ОУПДС, судебного пристава-исполнителя по особым исполнительным производствам и иных технических должностей, не будучи осведомленной о принятом отрицательном решении по ее заявлению о переводе на вышестоящую должность начальника ОСП г. Полярный.
Что касается доводов жалобы о невыполнении ответчиком обязанности направить истице мотивированный отказ по ее заявлению о назначении на должность начальника ОСП г. Полярный, то суд верно указал на отсутствие законодательно закрепленной обязанности мотивированного уведомления сотрудника в такой ситуации.
Ссылка истицы на положения статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации, запрещающей необоснованный отказ в заключении трудового договора, на правильность выводов суда первой инстанции не влияет, так как ответчик обосновал невозможность занятия истицей вышестоящей для нее должности начальника ОСП г. Полярный. Кроме того, в данном случае истица не подпадает под категорию лица, ищущего работу впервые, а специальным законодательством (в том числе регулирующим отношения по переходу службы судебных приставов на новый вид службы) предусмотрено конкретное правовое регулирование в этой части.
С учетом того, что истица не изъявила желание продолжить службу по ранее занимаемой должности, а также отказалась от иных предложенных ей должностей в органах принудительного исполнения, в отношении нее было правомерно принято решение об увольнении по сокращению штата, при этом порядок увольнения ответчиком соблюден.
При таком положении судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции о необоснованности исковых требований правильными, основанными на нормах материального права, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и иной оценке установленных по делу обстоятельств, оснований для которой не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся безусловным основанием влекущим отмену решения, судом не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Ленинского районного суда города Мурманска от 15 июня 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Демидовой Виктории Александровны - без удовлетворения.
председательствующий:
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.