Московский городской суд в составе председательствующего
судьи Лебедевой И.Е.
при помощнике Давтян М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-1615/2020 по административному исковому заявлению АО "Экспоцентр" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости
УСТАНОВИЛ:
АО "Экспоцентр" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами *.
В административном исковом заявлении истец просит установить кадастровую стоимость данных объектов недвижимости равном их рыночной стоимости, обосновав свои требования тем, что несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости данного участка его рыночной стоимости нарушает права истца, как плательщика налога и арендной платы, размер которых исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объекта.
В подтверждение своих требований истцом представлен отчет об оценке рыночной стоимости.
Представитель административного истца Денисова Н.В. в судебном заседании просила установить кадастровую стоимость по результатам судебной экспертизы.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Есин И.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об отложении рассмотрения дела не просил.
Суд, в открытом судебном заседании выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости: нежилое здание кадастровый номер * площадью 1 758, 3 кв.м по адресу: 1*; нежилое здание с кадастровым номером * общей площадью 573, 0 кв. м, расположенное по адресу: *; нежилое здание с кадастровым номером * общей площадью 184 573, 4 кв.м, расположенное по адресу: г*4; нежилое здание с кадастровым номером * общей площадью 3 730, 1 кв.м, расположенное по адресу: *.
Также административному истцу на праве аренды принадлежат: земельный участок с кадастровым номером * общей площадью 2 888, 0 кв. м, расположенный по адресу: *; земельный участок с кадастровым номером * общей площадью 13150, 0 кв.м, расположенный по адресу: *; земельный участок с кадастровым номером * общей площадью 127 719, 0 кв. м, расположенный по адресу: *; земельный участок с кадастровым номером * общей площадью 4 416, 0 кв. м, расположенный по адресу: *.
В отношении указанных объектов недвижимости по состоянию на 01.01.2018 год ДГИ г. Москвы установлена кадастровая стоимость
Административный истец в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорных зданий уплачивает налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости.
Также административный истец в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2006 года N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" уплачивает арендную плату за земельный участок, расчет которой производится в процентах от его кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названных объектов недвижимого имущества влияют на права и обязанности административного истца, как плательщика налога и арендатора.
В соответствии с п. 1 статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Пользуясь предоставленным статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, административный истец 24 октября 2019 года обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд, предоставив в обоснование заявленных требований отчеты АНО "СОЮЗЭКСПЕРТИЗА" ТПП РФ.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки.
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного в материалы дела отчетов судом была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "Экспертиза-Н".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчеты об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, представленные административным истцом, не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. По состоянию на 01.01.2018 год рыночная стоимость нежилого здания кадастровый номер * определена экспертом в размере 150 104 504 (сто пятьдесят миллионов сто четыре тысячи пятьсот четыре) рубля; нежилого здания с кадастровым номером * - в размере 13 915 688 (тринадцать миллионов девятьсот пятнадцать тысяч шестьсот восемьдесят восемь) рублей; нежилого здания с кадастровым номером * - в размере 20 476 822 644 (двадцать миллиардов четыреста семьдесят шесть миллионов восемьсот двадцать две тысяч шестьсот сорок четыре) рубля; нежилого здания с кадастровым номером * в размере 294 721 261 (двести девяносто четыре миллиона семьсот двадцать одна тысяча двести шестьдесят один) рубль; земельного участка с кадастровым номером * в размере 242 305 907 (двести сорок два миллиона триста пять тысяч девятьсот семь) рублей; земельного участка с кадастровым номером * в размере 832 098 415 (восемьсот тридцать два миллиона девяносто восемь тысяч четыреста пятнадцать) рублей; земельного участка с кадастровым номером * в размере 8 323 036 495 (восемь миллиардов триста двадцать три миллиона тридцать шесть тысяч четыреста девяносто пять) рублей; земельного участка с кадастровым номером * в размере 233 873 333 (двести тридцать три миллиона восемьсот семьдесят три тысячи триста тридцать три) рубля.
Оценивая заключение судебной экспертизы, а также представленные заявителем отчеты об оценке рыночной стоимости спорных объектов, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение сомнения в обоснованности отчетов, подготовленных АНО "СОЮЗЭКСПЕРТИЗА" ТПП РФ и достоверности определенной в нем рыночной стоимости объектов оценки. При этом суд находит, что эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ними вопросы, подробно мотивировал свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности.
Лица, участвующие в деле, выводы эксперта относительно допущенных оценщиком нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали, напротив, административный истец, согласившись с заключением судебной оценочной экспертизы, уточнил заявленные требования в части оспаривания кадастровой стоимости помещений, и просил установить кадастровую стоимость нежилых помещений в размере рыночной, определенной не по результатам оценки АНО "СОЮЗЭКСПЕРТИЗА" ТПП РФ, а по результатам судебной экспертизы.
Оценивая заключение судебной оценочной экспертизы по правилам статей 84 и 168 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объекта недвижимости эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; экспертом произведена оценка объектов с учетом его количественных и качественных характеристик; корректировки приведены по основным ценообразующим параметрам; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом сравнительного и доходного подходов, позволяют определить рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на дату оценки; заключение эксперта содержит ссылки на источники используемой информации; распечатки объявлений о продаже объектов, используемых в качестве аналогов, приложены экспертом к своему заключению, что позволяет проверить использованные им сведения.
Данное заключение составлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, соответствует требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Закона об оценочной деятельности, в части, применяемой к спорным правоотношениям, Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N297, Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости ФСО N 2)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 298, Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 299, Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года N 61.
Основания сомневаться в правильности выводов судебной экспертизы у суда отсутствуют. Выводы эксперта основаны на подробном исследовании, мотивированы и ясны, не содержат противоречий, соответствуют требованиям законодательства, позволяют с достоверностью установить рыночную стоимость объектов недвижимости.
В свою очередь административным ответчиком каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности судебной оценочной экспертизы и определенной в нем величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости не представлено. Выводы судебного эксперта не опорочены и не опровергнуты, допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих соответствие кадастровой стоимости объектов оценки, указанной в выписке из Единого государственного реестра недвижимости, рыночной стоимости данных объектов недвижимости не представлено.
Доводы приведенные ответчиком относительно допущенных при проведении экспертизы ошибок, опровергаются пояснениями эксперта Попович А.Н, более того, с учетом оборачиваемости объекта оценки и развитости рынка к которому он относится, существует интервал значений, в котором может находиться рыночная стоимость объекта оценки (пункт 30 Приказа Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года N 611 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)"). Следовательно, все значения рыночной стоимости, полученные различными субъектами оценочной деятельности, находящиеся в границах данного интервала, будут являться допустимыми и достоверными значениями величины рыночной стоимости объекта оценки. При этом полученные значения могут различаться у различных субъектов оценочной деятельности в зависимости от качества исходной информации, а также знаний, практических навыков и опыта самого субъекта оценочной деятельности. И лишь, в случае, существенного занижения итоговой величины рыночной стоимости, значение которой выходит за границы допустимого интервала, можно констатировать о недостоверности такой величины рыночной стоимости. Между тем, в предоставленном ответчиком анализе не указано, что при исправлении выявленных, по мнению ответчика недостатков экспертного заключения, значение определенной в нем итоговой величины рыночной стоимости выйдет за границы допустимого интервала.
В названной ситуации, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, суд находит, что кадастровая стоимость объектов оценки должна быть установлена в размере, определенном в экспертном заключении ООО "Экспертиза-Н" по состоянию на 1 января 2018 года.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения заявителя с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату его обращения в суд - 24 октября 2019 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить по состоянию на 01.01.2018 год кадастровую стоимость
нежилого здания кадастровый номер * площадью 1 758, 3 кв.м по адресу: *в размере его рыночной стоимости, равной 150 104 504 (сто пятьдесят миллионов сто четыре тысячи пятьсот четыре) рубля.
нежилого здания с кадастровым номером * общей площадью 573, 0 кв. м, расположенного по адресу: * в размере его рыночной стоимости, равной 13 915 688 (тринадцать миллионов девятьсот пятнадцать тысяч шестьсот восемьдесят восемь) рублей.
нежилого здания с кадастровым номером * общей площадью 184 573, 4 кв. м, расположенного по адресу: *в размере его рыночной стоимости, равной 20 476 822 644 (двадцать миллиардов четыреста семьдесят шесть миллионов восемьсот двадцать две тысяч шестьсот сорок четыре) рубля.
нежилого здания с кадастровым номером * общей площадью 3 730, 1 кв. м, расположенного по адресу: *, в размере его рыночной стоимости, равной 294 721 261 (двести девяносто четыре миллиона семьсот двадцать одна тысяча двести шестьдесят один) рубль.
земельного участка с кадастровым номером * общей площадью 2 888, 0 кв. м, расположенного по адресу: * в размере его рыночной стоимости, равной 242 305 907 (двести сорок два миллиона триста пять тысяч девятьсот семь) рублей.
земельного участка с кадастровым номером * общей площадью 13 150, 0 кв. м, расположенного по адресу: * в размере его рыночной стоимости, равной 832 098 415 (восемьсот тридцать два миллиона девяносто восемь тысяч четыреста пятнадцать) рублей.
земельного участка с кадастровым номером * общей площадью 127 719, 0 кв. м, расположенного по адресу: * в размере его рыночной стоимости, равной 8 323 036 495 (восемь миллиардов триста двадцать три миллиона тридцать шесть тысяч четыреста девяносто пять) рублей.
земельного участка с кадастровым номером * общей площадью 4 416, 0 кв. м, расположенного по адресу: *, в размере его рыночной стоимости, равной 233 873 333 (двести тридцать три миллиона восемьсот семьдесят три тысячи триста тридцать три) рубля
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать 24.10.2019 г.
Принятое решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского городского суда И.Е. Лебедева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.