Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Захарова А.В.
судей
Брандиной Н.В.
Койпиш В.В.
при секретаре
Сорокиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-673/2020 по иску Оркиной Т. Н. к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Мурманской области" о признании незаконным отказа в переназначении пенсии и возложении обязанности произвести переназначение
по апелляционной жалобе Оркиной Т. Н. на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 4 марта 2020 г.
Заслушав доклад судьи Брандиной Н.В, выслушав объяснения Оркиной Т.Н. и ее представителя Комаревич Т.М, поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Оркина Т.Н. обратилась в суд с иском к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Мурманской области" (далее - ФКУ "Военный комиссариат Мурманской области") о признании незаконным отказа в переназначении пенсии и возложении обязанности произвести переназначение пенсии.
В обоснование заявленных требований Оркина Т.Н. указала, что с сентября 2010 года является получателем военной пенсии, назначенной ей в минимальном размере 50%, что составляет 11000 рублей.
В апреле 2011 года истица обратилась за переназначением пенсии по пункту "б" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).
В августе 2011 года за трудовой стаж продолжительностью 13 лет 5 месяцев произведена доплата к пенсии в размере 2%, что составило 200 рублей, которые в результате индексации в течение 9 лет составили 500 рублей.
В связи с достижением возраста *** лет и наступлением права на получение страховой пенсии по старости, в декабре 2019 года Оркина Т.Н. обратилась к ответчику с заявлением о переназначении пенсии за выслугу лет с учетом трудового стажа на пенсию за выслугу лет без учета трудового стажа, в чем ей было отказано.
Полагая незаконным отказ ответчика, указала на ухудшение ее положения как пенсионера и лишения возможности выбора наиболее выгодного вида пенсии, тогда как при переназначении пенсии у нее возникнет право на получение страховой пенсии по старости.
Истица просила суд признать незаконным отказ ФКУ "Военный комиссариат Мурманской области" в переназначении ей пенсии, признать за ней право на переход на пенсию с исключением периодов трудового стажа и обязать ответчика переназначить ей пенсию в соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
Протокольным определением суда от 12 февраля 2020 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске (далее - УПФР в г. Мурманске).
Судом постановлено решение, которым в удовлетворении исковых требований Оркиной Т.Н. к ФКУ "Военный комиссариат Мурманской области" отказано.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней Оркина Т.Н. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить.
В обоснование жалобы приводит доводы о нарушении ее конституционных прав на пенсионное обеспечение, лишении права выбора пенсии.
Находит вывод суда об отсутствии у нее правовых оснований для переназначения пенсии по пункту "а" части 1 статьи 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 не соответствующим обстоятельствам дела и основанным на неправильном применении норм материального права.
Приводит доводы о том, что действующее законодательство не содержит императивного запрета на переход с пенсии, назначенной по основанию пункта "б" части 1 статьи 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 на пенсию по пункту "а" этой же нормы Закона, как и наоборот, учитывая то, что в результате такого перехода материальное положение пенсионера улучшится.
При этом отмечает, что в 2011 году ответчик пересмотрел основание назначения ей пенсии, тогда как закон также не предусматривал правовой механизм пересмотра пенсии с пункта "а" на пункт "б", но и не запрещал его.
Ссылается на то, что в 2011 году ей было предоставлено право выбора назначения пенсии, а именно по пункту "а" или по пункту "б" части 1 статьи 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, и гарантирована возможность перехода на другую пенсию. Однако ответчик не разъяснил, что в будущем она лишится возможности включить трудовой стаж для назначения страховой пенсии по старости, поскольку он уже будет учтен.
Ссылаясь на пункт 11 постановления Пленума Верхового Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в котором указано на недопущение одновременного включения в выслугу лет и в страховой стаж совпадающих по времени периодов, указывает, что в случае назначения ей пенсии по пункту "а" статьи 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, данные периоды не будут включены в страховую пенсию.
Также считает, что при разрешении возникшего спора подлежат применению положения постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 6 декабря 2001 г. N 310.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители ответчика ФКУ "Военный комиссариат Мурманской области" и третьего лица УПФР в г. Мурманске, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Судебная коллегия, руководствуясь статьей 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, поскольку их неявка не является препятствием к судебному разбирательству.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в жалобе.
Пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы, в том числе исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 (в ред. Федерального закона от 1 июля 2017 г. N 154-ФЗ, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) право на пенсию за выслугу лет имеют:
а) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации 20 лет и более;
б) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации.
Федеральным законом от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с 1 января 2020 г. в часть первую статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 внесены изменения, пункты "а" и "б" дополнены словами "и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации".
Согласно части 4 статье 7 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на день увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе выслуга Оркиной Т.Н. на военной службе составляла 20 лет 06 месяцев 04 дня, общий трудовой стаж составлял 27 лет 03 месяца 02 дня, из которых 13 лет 08 месяцев 03 дня - военная служба в календарном исчислении.
После увольнения истицы с военной службы на основании составленного Финансово-экономическим управлением *** 9 декабря 2009 г. расчета выслуги лет военнослужащего на пенсию, военным комиссариатом Мурманской области с 19 сентября 2010 г. Оркиной Т.Н. была назначена пенсия в соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 за общую выслугу 20 лет 06 месяцев 04 дня в размере 50 процентов соответствующей суммы денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии.
В связи с обращением истицы в Центр социального обеспечения военного комиссариата Мурманской области с заявлением от 2 февраля 2011 г. о направлении ее личного (пенсионного) дела в Финансово-экономическое управление для осуществления нового расчета выслуги лет с учетом трудового стажа, Управлением финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Мурманской области 19 июля 2011 г. составлен расчет общего трудового стажа истицы на пенсию за выслугу лет с учетом трудового стажа, согласно которому были учтены следующие периоды: военной службы с 19 октября 1994 г. по 24 ноября 1999 г. и с 20 февраля 2002 г. по 18 сентября 2010 г.; трудовой деятельности с 7 сентября 1982 г. по 4 августа 1994 г, с 1 июня 2000 г. по 28 октября 2001 г. и с 14 ноября 2001 г. по 19 февраля 2002 г. Общий трудовой стаж составил 27 лет 03 месяца 02 дня, стаж работы - 13 лет 06 месяцев 29 дней (л.д. 25, 27, 56).
На основании указанного заявления истицы от 2 февраля 2011 г. военным комиссариатом Мурманской области произведен пересмотр пенсии Оркиной Т.Н. по пункту "б" части 1 статьи 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 с момента ее назначения, с 19 сентября 2010 г. по 31 августа 2011 г. истице произведена доплата пенсии, размер пенсии по пункту "б" названной нормы составил 52 процента соответствующей суммы денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии.
Как следует из справки Военного комиссариата Мурманской области от 30 октября 2019 г. N МД-52840, вышеуказанные периоды службы и трудовой деятельности Оркиной Т.Н. учтены при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
4 декабря 2019 г. истица обратилась в Центр социального обеспечения военного комиссариата Мурманской области с заявлением о переназначении пенсии за выслугу лет без учета гражданского стажа, то есть по основанию, предусмотренному пунктом "а" части 1 статьи 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, в чем ей было отказано письмом от 23 декабря 2019 г. с указанием на то, что возможность исключения из расчета выслуги лет, на основании которого была назначена пенсия, отдельных периодов военной службы или иной деятельности, учтенных с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований, не предусмотрена, равно как и возможность переназначения пенсии с большего размера на меньший.
Как следует из письма военного комиссариата Мурманской области от 23 декабря 2019 г, расчет общего стажа на пенсию за выслугу лет с учетом трудового стажа составлен Управлением финансового обеспечения Минобороны Российской Федерации на основании заявления истицы и, поскольку размер пенсии за выслугу лет с учетом трудового стажа у нее больше, военным комиссариатом Мурманской области в соответствии с подпунктом "б" части 1 статьи 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 принято решение о переназначении ей 15 августа 2011 г. пенсии за выслугу лет по данному основанию.
Разрешая спор и установив, что выплата истице пенсии производится по пункту "б" части 1 статьи 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 с учетом выбранного истицей основания для ее назначения, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в иске.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции и его правовым обоснованием ввиду следующего.
Из материалов дела следует, что при увольнении с военной службы Оркина Т.Н. имела право на назначение пенсии по выслуге лет, как по пункту "а", так и по пункту "б" части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
После увольнения с военной службы с 19 сентября 2010 г. истице назначена пенсия в соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1. В дальнейшем, с учетом волеизъявления истицы, ей была переназначена пенсии в соответствии с механизмом, приведенном в пункте "б" части 1 статьи 13 названного Закона, с учетом имеющейся у нее выслуги на военной службе и трудового стажа по наиболее выгодному варианту, что не оспаривалось стороной истицы в ходе рассмотрения дела.
Из содержания искового заявления усматривается, что свои требования истица связывает с будущим правом на одновременное получение пенсии по выслуге лет и страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 7 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
Между тем, как правомерно указано судом первой инстанции, согласно части 4 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.
Такая же норма содержалась в Федеральном законе от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 12).
Исходя из указанных требований Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", одновременное включение в выслугу лет и страховой стаж совпадающих по времени периодов не допускается.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 11 постановления от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", рассматривая требования об установлении гражданам, получающим пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, страховой части трудовой пенсии по старости, суд с учетом части 4 статьи 7 этого закона и пункта 6 статьи 3 Федерального закона N 166-ФЗ вправе их удовлетворить при соблюдении такими гражданами предусмотренных в Федеральном законе N 173-ФЗ условий, необходимых для назначения трудовой пенсии по старости (на общих основаниях или досрочной).
Вместе с тем, учитывая, что положения статьи 7 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 в части установления страховой части трудовой пенсии по старости распространены Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения" на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г, в страховой стаж, требуемый для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы и (или) иной деятельности, в которые лицо подлежало обязательному пенсионному страхованию, имевшие место как до 1 января 2007 г, так и после этой даты. В указанный стаж на основании пункта 1 статьи 12 Федерального закона N 173-ФЗ не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1. В связи с этим одновременное включение в выслугу лет и в страховой стаж совпадающих по времени периодов не допускается.
Установленное действующим правовым регулированием правило, исключающее возможность одновременного зачета в выслугу лет и в страховой стаж хронологически совпадающих периодов, обусловлено тем, что такие периоды были учтены при определении размера пенсии за выслугу лет, носящей характер основной пенсионной выплаты, назначаемой на основании специального закона уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел как лицам с особым правовым статусом исходя из продолжительности выслуги лет, определяемой на день увольнения со службы.
В законодательстве не содержится нормы, позволяющей таким пенсионерам при реализации права на одновременное получение двух пенсий по их выбору исключить период, учтенный при расчете стажа для назначения им пенсии за выслугу лет, и включить этот же период в страховой стаж при назначении трудовой (с 1 января 2015 г. - страховой) пенсии по старости.
При изложенных обстоятельствах и с учетом того, что периоды трудовой деятельности Оркиной Т.Н. и периоды ее военной службы были учтены военным комиссариатом при расчете выслуги лет для назначения истице пенсии за выслугу лет, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения требования Оркиной Т.Н. об обязании переназначить пенсию и признании незаконным отказа в ее переназначении.
Правомерным является также и указание суда на то, что отсутствие в пенсионном законодательстве нормы, прямо предусматривающей возможность исключения периода, учтенного при расчете стажа для назначения пенсии за выслугу лет по Закону РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, и зачета этого же периода в страховой стаж при назначении страховой пенсии по старости, по сути, означает в рамках механизма публично-правового регулирования пенсионных отношений запрет на включение по выбору пенсионера совпадающих по времени периодов в выслугу лет для назначения пенсии по Закону РФ от 12 февраля 1993 г. или в страховой стаж для назначения страховой части страховой пенсии по старости.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам жалобы, суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Оркиной Т.Н. о переназначении пенсии.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению позиции стороны истицы при рассмотрении дела в суде первой инстанции, основанной на ином толковании норм материального права, выражают несогласие с выводами суда, а не опровергают их, в связи с чем не могут являться основанием к отмене оспариваемого судебного постановления.
Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 4 марта 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Оркиной Т. Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.