Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Сибул Ж.А.
при секретаре Гриценко В.Г, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-5345/2020 по административному исковому заявлению Б и Б! об установлении кадастровой стоимости жилого дома и земельного участка равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года, УСТАНОВИЛА:
Б и Б! обратились с административным иском в Московский городской суд, в котором просят установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером * общей площадью 1920 кв.м, расположенного по адресу: *, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года в размере 8 605 000 руб.; кадастровую стоимость жилого дома с кадастровым номером * общей площадью 1 897, 5 кв.м, расположенного по адресу: *, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года в размере 104 716 000 руб. на основании отчета N 02-31/07-2020 от 14 августа 2020 года, подготовленного ООО "ПАРНАС".
Требования мотивированы тем, что административные истцы являются сособственниками указанных объектов недвижимости и не согласны с их кадастровой стоимостью, считают её заниженной и несоответствующей рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются их интересы как плательщиков налога на имущество и земельного налога.
В судебном заседании представитель административных истцов Овсянникова И.Л. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнении к нему.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы - Кодзокова А.Б. возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, приведенным в письменных возражениях.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в судебное заседание не явились, о месте и времени проведения судебного заседания извещены надлежаще. При таких обстоятельствах и на основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителей лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения дела.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Положения частей 1 и 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусматривают, что р езультаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Как следует из материалов дела и установлено судом, жилой дом с кадастровым номером * общей площадью 1 897, 5 кв.м, расположенный по адресу: *, и земельный участок с кадастровым номером * общей площадью 1920 кв.м, расположенный по адресу:* находятся в общей долевой собственности Б и Б!, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности, выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Таким образом, административные истцы являются плательщиками налога на имущество физических лиц и плательщиками земельного налога. При этом в соответствии со статьями 390, 402-403 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении жилого дома и земельного участка определяется как их кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
По результатам государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2018 г. в отношении спорного жилого дома составляет 30 340 247, 03 руб, земельного участка - 6 297 676, 8 руб.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, административные истцы предоставили отчет об оценке N 02-31/07-2020 от 14 августа 2020 года, подготовленный ООО "ПАРНАС", согласно которому по состоянию на 1 января 2018 г. рыночная стоимость спорного жилого дома составляет 104 716 000 руб, земельного участка - 8 605 000 руб, что превышает установленную распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N 40557 кадастровую стоимость данного жилого дома и земельного участка по состоянию на 1 января 2018 г.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц.
Как разъяснено в пунктах 4.2, 4.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 11 июля 2017 года N20-П, право лица на установление кадастровой стоимости принадлежащего ему объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, служит, в частности, целям последующего определения налогового обязательства в размере не большем, чем это установлено законом, при том что именно такой объем налоговой обязанности предопределен требованием статьи 57 Конституции Российской Федерации о необходимости уплаты только законно установленных налогов и сборов во взаимосвязи с предписаниями ее статей 15 и 18 (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2014 года N 17-П и от 1 июля 2015 года N 19-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23 октября 2014 года N 2341-О, N 2342-О и N 2343-О).
На основании приведенных норм права физическое лицо вправе оспорить кадастровую стоимость принадлежащего ему объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают его права или обязанности.
Вследствие этого установление кадастровой стоимости жилого дома и земельного участка равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года в размере большем, чем кадастровая стоимость, порождает налогово-имущественные последствия и приведет к увеличению налогового бремени для административных истцов.
Довод административных истцов о том, что страховая стоимость жилого дома и земельного участка определяется, исходя из их кадастровой стоимости в случае заключения договора страхования, не основан на положениях ст. 947 ГК РФ, согласно которой страховая сумма определяется соглашением страхователя со страховщиком в соответствии с правилами, предусмотренными настоящей статьей. При страховании имущества или предпринимательского риска, если договором страхования не предусмотрено иное, страховая сумма не должна превышать их действительную стоимость (страховой стоимости). Такой стоимостью считается для имущества его действительная стоимость в месте его нахождения в день заключения договора страхования.
Довод административных истцов о том, что согласно публично размещенной информации на сайте mos. ru Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы разрабатывается проект планировки территории вдоль Киевского направления Московской железной дороги с учетом строительства дополнительных путей и развития железнодорожной инфраструктуры на участке от Киевского вокзала до остановочного пункта Апрелевка, остановочные пункты Кокошкино, Толстопальцево, который, возможно, повлияет на ограничение их прав, относящихся к содержанию права собственности, во всяком случае, не может служить основанием для пересмотра кадастровой стоимости объектов недвижимости по состоянию на 01.01.2018 в сторону ее увеличения.
Согласно данным с сайта mos. ru экспозиция проекта открыта с 20.07.2020. В период с 20.07.2020 по 02.08.2020 проводились общественные обсуждения проекта. Как пояснил суду представитель Департамента городского имущества г. Москвы, согласно заключению о результатах общественных обсуждений от 21.08.2020 N226/20 по проекту планировки территории вдоль Киевского направления Московской железной дороги с учетом строительства дополнительных путей и развития железнодорожной инфраструктуры на участке от Киевского вокзала до остановочного пункта Апрелевка, остановочные пункты Кокошкино, Толстопальцево, окончательное решение на данный момент не принято, проект направлен на доработку для устранения поступивших от участников общественных обсуждений замечаний.
Таким образом, проект планировки территории вдоль Киевского направления Московской железной дороги с учетом строительства дополнительных путей и развития железнодорожной инфраструктуры на участке от Киевского вокзала до остановочного пункта Апрелевка, остановочные пункты Кокошкино, Толстопальцево, никак не повлиял на проведение кадастровой оценки по состоянию на 01.01.2018 и ее результаты. Указанное обстоятельство само по себе не свидетельствует о возможном будущем нарушении прав и законных интересов административных истцов в сфере налогообложения.
Как следует из писем Департамента городского имущества от 03 августа 2020 года, Департамента развития новых территорий г. Москвы от 12.08.2020 года на обращения Б, земельный участок с кадастровым номером * частично расположен в границах разработки проекта планировки линейного объекта - водовод от магистрали вдоль Боровского шоссе до водоразборного узла Кокошкино, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 12.09.2019 года N 1195-ПП. Снос объектов капитального строительства проектом не предусматривается. Для строительства водовода изъятия земельных участков или их частей не требуется.
С учетом изложенного, оспариваемые результаты кадастровой стоимости спорного жилого дома и земельного участка по состоянию на 1 января 2018 года не затрагивают права и обязанности административных истцов.
При таких обстоятельствах установление кадастровой стоимости спорного жилого дома и земельного участка в размере их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года не направлено на восстановление нарушенного права административных истцов, поэтому отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать Б и Б! в удовлетворении административного иска об установлении кадастровой стоимости жилого дома и земельного участка равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда Ж.А. Сибул
Решение в окончательной форме изготовлено 27 ноября 2020 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.