Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ООО "Агроторг" по доверенности Бажанова Ю.И. на постановление судьи Дорогомиловского районного суда города Москвы от 22 июля 2020 года, которым ООО "Агроторг" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, и подвергнуто административном наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей, установил:
10 июня 2020 года советником отдела по вопросам торговли и услуг управы района "Филёвский парк" г.Москвы в отношении ООО "Агроторг" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ.
Данный протокол с иными материалами на рассмотрение по подведомственности передан в Дорогомиловский районный суд г. Москвы, судьёй которого 22 июля 2020 года вынесено приведённое выше постановление.
В настоящее время в Московский городской суд защитник общества обжалует указанное постановление судьи районного суда по доводам поданной жалобы, согласно которым, должностными лицами административного органа нарушен порядок проведения внеплановой выездной проверки; вина общества во вмененном правонарушении не доказана, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ; при рассмотрении дела не принято во внимание, что обществом предприняты все возможные меры по соблюдению режима повышенной готовности, установленные Указом Мэра Москвы; не дана правовая оценка представленному фотоматериалу, которым зафиксировано наличие дистанционной разметки по всему торговому залу магазина "Пятерочки", информационных плакатов о необходимости соблюдения дистанции друг от друга не менее 1, 5 метров, а также отсутствие скопления посетителей, что свидетельствует о том, что обществом обеспечены условия для соблюдения посетителями и работниками социального дистанцирования, установлен специальный режим допуска и нахождения посетителей в объекте торговли; общество не имеет полномочий по принудительному обеспечению соблюдения установленных требований гражданами, не наделено какими-либо правами, направленными на реализацию принудительного обеспечения соблюдения социального дистанцирования гражданами; общество не может нести административную ответственность за правонарушения, совершенные конкретными физическими лицами.
В судебное заседание законный представитель ООО "Агроторг", будучи извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, обеспечил явку защитника по доверенности Балеевской Я.А, в полном объеме поддержавшей указанные доводы поданной жалобы, настаивавшей на их удовлетворении.
Проверив материалы дела, изучив доводы указанной жалобы, выслушав объяснения защитника общества, имеются основания для отмены обжалуемого постановления судьи районного суда в связи со следующим.
Часть 1 статьи ст.20.6.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за н евыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на граждан возложена обязанность соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
На основании пп. "а.2" п. "а" ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ (в редакции от 01 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Такие Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N417, в соответствии с пп. "б" п. 3, пп. "в", "г" п. 4 которых, при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Согласно пп. "б" ч. 6 ст. 4.1, пп. "а", "у", "ф" ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ (в редакции от 01 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с пп. "а.2" п. "а" ст. 10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Пунктом 2 Указа Президента РФ от 02 апреля 2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" указано на то, что высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, необходимо обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе, Указ Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (в редакции Указа Мэра Москвы от 10 апреля 2020 года N42-УМ) в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), и на основании пункта 1 которого, на территории города Москвы введён режим повышенной готовности.
Также пунктами 12.1 и 12.2 данного Указа установлено, что граждане обязаны соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1, 5 метров (социальное дистанцирование), в том числе в общественных местах и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа по заказу, легковым такси; органы власти, организации и индивидуальных предпринимателей, а также иных лиц, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан, обязаны обеспечить соблюдение гражданами (в том числе работниками) социального дистанцирования, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории (включая прилегающую территорию).
Из анализа приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Данная правовая позиция также изложена в ответе на вопрос N17 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N1, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2020 года.
В соответствии с пунктом 18 части 5 и части 6.4 статьи 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица, указанные в Перечне должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N975-р; должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, перечень которых утверждается высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации.
Указанные перечни установлены, в том числе, Указом Мэра Москвы от 04 апреля 2020 года N40-УМ "Об особенностях применения мер ответственности за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями режима повышенной готовности в городе Москве", п.п.1.2, 1.2.1, 1.2.2, 1.2.3, 1.2.4, 1.2.4, 1.2.6 которого определено, что составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями требований в части запрета посещения гражданами зданий, строений, сооружений (помещений в них), предназначенных преимущественно для проведения указанных в пункте 1.2.1 настоящего указа мероприятий (оказания услуг), в том числе ночных клубов (дискотек) и иных аналогичных объектов, кинотеатров (кинозалов), детских игровых комнат и детских развлекательных центров, иных развлекательных и досуговых заведений, букмекерских контор, тотализаторов и их пунктов приема ставок, а также курения кальянов в ресторанах, барах, кафе и иных общественных местах; в части запрета на работу ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, закусочных и иных предприятий общественного питания, за исключением обслуживания на вынос без посещения гражданами помещений таких предприятий, доставки заказов, а также за исключением работы столовых, буфетов, кафе и иных предприятий питания, осуществляющих организацию питания для работников организаций; в части обеспечения соблюдения при работе объектов розничной торговли (при выполнении работ, оказании услуг) требований, установленных Департаментом торговли и услуг города Москвы на основании предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве (в ред. указа Мэра Москвы от 27.05.2020 N62-УМ); в части обеспечения соблюдения требований по организации социального дистанцирования работников и посетителей в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в
них), в которых осуществляется торговая деятельность, на территориях ярмарок выходного дня (в ред. указа Мэра Москвы от 27.05.2020 N62-УМ); в части обеспечения соблюдения требований к организации деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей при посещении гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), где осуществляется торговая деятельность, таких организаций и индивидуальных предпринимателей (введен указом Мэра Москвы от 07.05.2020 N 56-УМ) осуществляется уполномоченными должностными лицами Департамента торговли и услуг города Москвы, префектур административных округов города Москвы и управ районов города Москвы.
Признавая ООО "Агроторг" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, и подвергая административному наказанию, судья районного суда исходила из того, что в 11.20 час. 14 мая 2020 года должностными лицами управы района "Филёвский парк" г.Москвы в ходе проверочных мероприятий выявлено, что в торговом зале магазина "Пятерочка" ООО "Агроторг" по адресу: г.Москва, ***, в нарушение требований п.12.2 Указа Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (в редакции Указа Мэра Москвы от 10 апреля 2020 года N42-УМ), в период введения режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, не обеспечило соблюдение посетителями и работниками магазина социального дистанцирования, в том числе, путем организации ограниченного допуска в объект по количеству посетителей, путем нанесения специальной разметки, что не позволило соблюдать дистанцию друг от друга не менее 1, 5 метров, совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ.
Факт совершения ООО "Агроторг" указанного административного правонарушения и его вину судья районного суда сочла доказанной представленными в дело доказательствами, в том числе, видеозаписью, протоколом об административном правонарушении.
Между тем, с такими выводами судьи районного суда, согласиться нельзя, поскольку они сделаны без надлежащей проверки всех фактических обстоятельств по делу, без правовой оценки добытых по делу доказательств.
В силу чч.1 и 4 ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Статьей 24.1 КоАП РФ определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, выяснению по делу об административном правонарушении подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
По смыслу положений ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ, судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В данном случае из материалов рассматриваемого дела, в том числе из видеозаписи, являющейся приложением к протоколу осмотра помещения и прилегающей территории, а также из представленного суду первой инстанции стороной защиты фотоматериала с очевидностью усматривается, что по всей территории торгового зала магазина "Пятерочка" ООО "Агроторг" по адресу: г.Москва, ***, в том числе, в прикассовой зоне, нанесена специальная разметка, позволяющая посетителям и работникам соблюдать дистанцию друг от друга не менее 1, 5 метров, размещены плакаты о необходимости соблюдать посетителями социальную дистанцию, не пересекать линии разметки, нанесенной на полу, при этом скопления посетителей ни в одном из отделов магазина, ни у прикассовой зоне не имеет места быть, видеозаписью зафиксированы лишь женщина с несовершеннолетней дочерью, которые посетили указанный магазин совместно, и учитывая возраст ребенка, не достигшего совершеннолетия, а также права ребенка и обязанности родителей по защите прав и интересов своих детей, тот факт, что родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, как на то прямо указано в ст.64 СК РФ, нахождение матери с дочерью в возрасте 8-10 лет в общественном месте на расстоянии менее 1, 5 метров друг от друга с безусловностью не свидетельствует о наличии вины ООО "Агроторг" в несоблюдении данными лицами социальной дистанции, в отсутствии организации данным обществом ограниченного доступа посетителей в торговый объект.
Исходя из изложенного, ООО "Агроторг" были приняты все зависящие от него меры, направленные на обеспечение реализации исполнения предусмотренных пунктом 12.2 указа Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N12-М "О введении режима повышенной готовности" обязанностей, направленных на обеспечение защиты жизни и здоровья граждан в период режима повышенной готовности из-за угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), вопреки выводам судьи районного суда, в торговом зале магазина "Пятерочка" ООО "Агроторг" по адресу: г.Москва, ***, посетители и работники не имеют ограничений и препятствий по соблюдению социальной дистанции не менее 1, 5 м. друг от друга, а зафиксированное административным органом нахождение в торговом зале матери с несовершеннолетней дочерью на расстоянии менее 1, 5 метров друг от друга не подтверждает наличие у названного общества вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, с учетом того, что возложенная на юридическое лицо обязанность соблюдения социального дистанцирования в период режима повышенной готовности не снимает аналогичную обязанность соблюдения социального дистанцирования для граждан.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом приведенной нормы, установленных обстоятельств, действия ООО "Агроторг" не образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ определено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст.2.9, 24.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление судьи районного суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу защитника по доверенности Бажановой Ю.И. удовлетворить.
Постановление судьи Дорогомиловского районного суда города Москвы от 22июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении ООО "Агроторг" отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Московского городского суда Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.