Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сорокина М.С, судей Батялова В.А, Красновой Н.П.
при секретаре Пигалевой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "МЕГИ" об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 сентября 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Батялова В.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
ООО "МЕГИ" обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, просило суд установить кадастровую стоимость равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года следующих земельных участков:
- с кадастровым номером "Номер", общей площадью 2410 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания производственно-складских помещений, адрес установлен относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "Адрес" в размере 1 809 000 рублей;
-с кадастровым номером "Номер", общей площадью 814 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания производственно-складских помещений, адрес установлен
относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "Адрес" в размере 611 000 рублей;
- с кадастровым номером "Номер", общей площадью 4431 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты складского назначения II-III классов вредности, адрес установлен относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "Адрес" в размере 3 325 000 рублей;
- с кадастровым номером "Номер", общей площадью 6409 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты складского назначения II-III классов вредности, адрес установлен относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "Адрес" в размере 4 810 000 рублей;
- с кадастровым номером "Номер", общей площадью 7044 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты складского назначения II-III классов вредности, адрес установлен относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "Адрес" в размере 5 286 000 рублей;
- с кадастровым номером "Номер", общей площадью 7232 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: промышленные предприятия и коммунально-складские организации III-V классов опасности: машиностроительные и металлообрабатывающие предприятия и производства, строительная промышленность, обработка древесины, производства легкой промышленности, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "Адрес" в размере 5 427 000 рублей;
- с кадастровым номером "Номер", общей площадью 6933 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: промышленные предприятия и коммунально-складские организации III-V классов опасности: машиностроительные и металлообрабатывающие предприятия и производства, строительная промышленность, обработка древесины, производства легкой промышленности, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "Адрес" в размере 5 203 000 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что кадастровая стоимость спорных земельных участков не соответствует их рыночной стоимости, что подтверждается отчетом об оценке N 85 от 10.03.2020 года, выполненного ИП "данные изъяты" рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2019 года: с кадастровым номером "Номер" составляет 1 809 000 рублей, с кадастровым номером "Номер" составляет 611 000 рублей, с кадастровым номером "Номер" составляет 3 325 000 рублей, с кадастровым номером "Номер" составляет 4 810 000 рублей, с кадастровым номером "Номер" составляет 5 286 000 рублей, с кадастровым номером "Номер" составляет 5 427 000 рублей, с кадастровым номером "Номер" составляет 5 203 000 рублей.
Определением суда от 04.08.2020 года назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельных участков, производство которой поручено "эксперт"
Согласно заключению эксперта "эксперт" N1510/08/20 от 12 августа 2020 года рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2019 года: с кадастровым номером "Номер" составляет 1 851 000 рублей, с кадастровым номером "Номер" составляет 625 000 рублей, с кадастровым номером "Номер" составляет 3 403 000 рублей, с кадастровым номером "Номер" составляет 4 922 000 рублей, с кадастровым номером "Номер" составляет 5 410 000 рублей, с кадастровым номером "Номер" составляет 5 554 000 рублей, с кадастровым номером "Номер" составляет 5 324 000 рублей.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 сентября 2020года постановлено: "административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "МЕГИ" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, ФГБУ "Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, ГБУ Республики Башкортостан "Государственная кадастровая оценка и инвентаризация" об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости, поступившее в Верховный Суд Республики Башкортостан 07 июля 2020 года, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "Номер", общей площадью 2410 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания производственно-складских помещений, адрес установлен относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "Адрес" по состоянию на 01 января 2019 года в размере 1 851 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "Номер", общей площадью 814 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания производственно-складских помещений, адрес установлен относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "Адрес" рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2019 года в размере 625 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "Номер", общей площадью 4431 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты складского назначения II-III классов вредности, адрес установлен относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "Адрес" рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2019 года в размере 3 403 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "Номер", общей площадью 6409 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты складского назначения II-III классов вредности, адрес установлен относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "Адрес" рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2019 года в размере 4 922 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "Номер", общей площадью 7044 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты складского назначения II-III классов вредности, адрес установлен относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "Адрес" рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2019 года в размере 5 410 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "Номер" общей площадью 7232 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: промышленные предприятия и коммунально-складские организации III-V классов опасности:
машиностроительные и металлообрабатывающие предприятия и производства, строительная промышленность, обработка древесины, производства легкой промышленности, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "Адрес" рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2019 года в размере 5 554 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "Номер", общей площадью 6933 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: промышленные предприятия и коммунально-складские организации III-V классов опасности:
машиностроительные и металлообрабатывающие предприятия и производства, строительная промышленность, обработка древесины, производства легкой промышленности, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "Адрес" рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2019 года в размере 5 324 000 рублей".
Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене данного решения как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы указывается на то, что заключение эксперта N1510/08/20 от 12 августа 2020 года является недопустимым доказательством, поскольку составлено с нарушением требований Федерального закона от 29 июля 1998года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ), федеральных стандартов оценки, а также общей методологии оценки, что привело к существенному снижению кадастровой стоимости.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая положения статьи 150 КАС РФ, статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Заслушав объяснения явившихся по делу лиц, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как установлено пунктом 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
В силу положений части 1 статьи 245 КАС РФ, части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, часть 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 апреля 2017 года N 183 "О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в Республике Башкортостан" установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в Республике Башкортостан - 1июля 2017 года.
Принятым во исполнение приведенных нормативных правовых актов приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 18 октября 2019 года N 1443 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков Республики Башкортостан по состоянию на 1 января 2019 года в составе земель отдельных категорий, в том числе, земель населенных пунктов.
Как следует из материалов дела, административный истец является собственником земельных участков с кадастровыми номерами: "Номер"
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "Номер" установлена в размере 2 837 196, 60 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "Номер" установлена в размере 957 947, 76 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером
"Номер" установлена в размере 5 262 920, 25 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером
"Номер" установлена в размере 7 571 015, 79 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером
"Номер" установлена в размере 8 326 994, 16 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером
"Номер" установлена в размере 8 534 410, 88 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером
"Номер" установлена в размере 8 252 141, 91 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.
Следовательно, ООО "МЕГИ", права и обязанности которого затрагиваются результатами определения кадастровой стоимости, является надлежащим административным истцом, имеющим право оспаривать результаты определения кадастровой стоимости данного земельного участка.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, административный истец представил в суд отчет об оценке N 85 от 10.03.2020 года.
Определением суда от 04.08.2020 года назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельных участков, производство которой поручено "эксперт"
Согласно заключению эксперта "эксперт" N 1510/08/20 от 12 августа 2020 года рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2019 года: с кадастровым номером "Номер" составляет 1 851 000 рублей, с кадастровым номером "Номер" составляет 625 000 рублей, с кадастровым номером "Номер" составляет 3 403 000 рублей, с кадастровым номером "Номер" составляет 4 922 000 рублей, с кадастровым номером "Номер" составляет 5 410 000 рублей, с кадастровым номером "Номер" составляет 5 554 000 рублей, с кадастровым номером "Номер" составляет 5 324 000 рублей.
Рассматривая требования административного истца по существу и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость спорных земельных участков должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной экспертизы.
Суд первой инстанции исходил из того, что заключение эксперта N 1510/08/20 от 12 августа 2020 года составлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, специальными познаниями, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, выводы эксперта сделаны на основе его профессиональных знаний, с учетом представленных документов об объектах оценки и доступных сведений об объектах-аналогах, в связи с чем данное заключение эксперта может быть положено в основу решения.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и основан на законе.
В апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан указывает на несоответствие заключения эксперта N 1510/08/20 от 12 августа 2020 года требованиям Федерального закона от 29 июля 1998года N135-ФЗ, федеральных стандартов оценки, а также общей методологии оценки, ссылаясь на то, что в нарушение статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998года N 135-ФЗ, пункта 5 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 299, заключение эксперта вводит в заблуждение относительно корректности полученного результата итоговой рыночной стоимости объекта оценки, выразившееся в использовании объектов-аналогов, выбранных по нижней ценовой границе доступных к использованию объектов-аналогов.
Вместе с тем, оценив заключение эксперта N 1510/08/20 от 12 августа 2020 года по правилам статьи 84 КАС РФ, судебная коллегия приходит к выводу, что вопреки вышеуказанным доводам оно составлено с соблюдением требований статьи 82 КАС РФ, Федерального закона от 31 мая 2001 года N73-ФЗ и Федерального закона от 29 июля 1998года N 135-ФЗ, в части, применяемой к спорным правоотношениям, Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N297, Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N298, Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 299, Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 25сентября 2014 года N 611, является ясным и полным, вывод эксперта носит категорический характер и не является противоречивым, какие-либо сомнения в обоснованности заключения эксперта у судебной коллегии отсутствуют.
Так, заключение эксперта содержит подробное описание объектов оценки, анализ рынка объектов оценки, основных ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость, описание процесса оценки объектов оценки в части применения подхода к оценке, его выводы сделаны на основе метода сравнения продаж в рамках сравнительного подхода к оценке, применение которого судебная коллегия находит обоснованным, с использованием сведений о продаваемых объектах-аналогах, которые относятся к одному с оцениваемыми объектами сегменту рынка и сопоставимы с ними по ценообразующим факторам, с применением корректирующих коэффициентов.
По мнению судебной коллегии, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов оценщиком произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей соответствующего сегмента рынка в соответствующий период и иных заслуживающих внимание обстоятельств.
Оснований не доверять данному заключению, полученному по результатам проведения назначенной в суде первой инстанции судебной экспертизы и подготовленному экспертом, отвечающим установленным законодательством об оценочной деятельности требованиям, предъявляемым к оценщикам, являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков, имеющим соответствующие дипломы, свидетельства и квалификационный аттестат по направлению оценочной деятельности "Оценка недвижимости", необходимый стаж работы в оценочной деятельности, застраховавшим гражданскую ответственность, а также предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, у судебной коллегии не имеется.
Доказательств, опровергающих достоверность величины рыночной стоимости спорного земельного участка, определенной по результатам проведения судебной экспертизы, лицами, участвующими в деле, в порядке статей 62, 63, 247 КАС РФ не представлено и в материалах дела не имеется.
Ходатайств о проведении по настоящему делу повторной либо дополнительной судебной экспертизы лицами, участвующими в деле, ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции заявлено не было, и оснований для этого судебной коллегией не установлено.
Вопреки доводам апелляционной жалобы использованные экспертом объекты-аналоги соответствуют среднему уровню ценового диапазона в том сегменте рынка, к которому относятся объект оценки, и с учетом произведенных корректировок сопоставимы с ним по основным ценообразующим факторам. Эксперт самостоятельно производит отбор объектов-аналогов из всей совокупности доступной информации о предложениях, имеющихся на рынке, исходя из их наибольшей сопоставимости с объектом оценки. В связи с этим к расчетам не принимаются объекты недвижимости, находящиеся как более высоком, так и в более низком ценовом диапазоне, в случае, если они не сопоставимы (менее сопоставимы) с объектом оценки по основным ценообразующим факторам. В данном случае анализ рынка экспертом проведен надлежащим образом, правила отбора объектов-аналогов соблюдены, использованная экспертом информация и методология расчетов в полной мере соответствуют принципам существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности (пункт 25 ФСО N 7).
Следовательно, ссылки в жалобе на то, что рыночная стоимость спорных земельных участков определена экспертом с нарушениями, занижена и не является корректной, подлежат отклонению как необоснованные.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции, указанным доводам дана надлежащая оценка судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что заключение эксперта N 1510/08/20 от 12 августа 2020 года отвечает принципам относимости, допустимости и достоверности, оно подтверждает итоговую величину рыночной стоимости спорных земельных участков по состоянию на юридически значимую дату (на 1 января 2019года), в связи с чем находит решение суда первой инстанции об установлении кадастровой стоимости равной его рыночной стоимости в вышеназванном размере законным и обоснованным.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было. Оснований для отмены или изменения решения, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.