Судья Московского городского суда Притула Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника АО "Мосводоканал" по доверенности Соболева О.В. на постановление судьи Таганского районного суда города Москвы от 03 августа 2020 года (резолютивная часть постановления оглашена 03 августа 2020 года), которым
Акционерное общество "Мосводоканал" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере *** рублей, установил:
26 мая 2020 года главным инспектором Технической инспекции ОАТИ г.Москвы Оганова Е.М. в отношении АО "Мосводоканал" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Данный протокол с иными материалами на рассмотрение по подведомственности передан в Таганский районный суд г. Москвы, судьёй которого 03 августа 2020 года вынесено приведённое выше постановление.
В настоящее время в Московский городской суд защитник общества обжалует указанное постановление судьи районного суда по доводам поданной жалобы, согласно которым, вина Общества во вмененном ему административном правонарушении не доказана; представленные должностным лицом доказательства нельзя признать достоверными и допустимыми; фотоматериал не свидетельствует о том, что в момент фиксации правонарушения без масок и перчаток находились работники именно АО "Мосводоканал"; выводы судьи районного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам, представленным доказательствам.
В судебное заседание законный представитель АО "Мосводоканал", будучи извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, обеспечил явку защитника по доверенности Бутраевой О.А, которая доводы жалобы поддержала в полном объеме, представила проектную документацию по восстановлению водопроводной сети по адресу обнаружения правонарушения, которая подтверждает доводы защиты о том, что работы вел подрядчик ООО "СК "ВиК".
Главный инспектор Технической инспекции ОАТИ г.Москвы Оганова Е.М. в судебное заседание явилась, доводы жалобы не признала, указав, что 13 мая 2020 года в ОАТИ от АО "Мосводоканал" поступила аварийная телефонограмма об аварии водопровода и проведении работ салами АО "Мосводоканал", в связи с чем, ею 13 мая 2020 года был осуществлен выход на территорию, где установлено, что работниками АО "Мосводоканал" осуществляются работы на рабочем месте без масок и перчаток. 26 мая 2020 года на составление протокола об административном правонарушении был вызван представитель АО "Мосводоканал", который получил извещение 18 мая 2020 года, однако по вызову не явился, сведений об ином юридическом лице, выполняющем работы, не представил, в связи с чем, ею принято решение о составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении АО "Мосводоканал", в отсутствие законного представителя или защитника Общества. Копия протокола направлена по почте по юридическому адресу Общества, которая получена 01 июня 2020 года. Также просит учесть, что представленная защитником АО "Мосводоканал" проектная документация, свидетельствует о плановых работах, связанных с восстановлением водопроводной сети, тогда как 13 мая 2020 года были проведены работы по аварии водопровода. При этом в данной документации, нет сведений о том, что ООО "СК "ВиК" выполняет внеплановые, не предусмотренные проектом работы, в частности, аварийные. Просит учесть, что аварийную телефонограмму подал АО "Мосводоканал", который сообщил, что работы будут проводиться силами АО "Мосводоканал", последний имел возможность сообщить об ином исполнителе работ и указать об этом ОАТИ при открытии аварийной телефонограммы, однако этого сделано не было.
Проверив также материалы дела, изучив доводы указанной жалобы, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления судьи районного суда не имеется, ввиду следующего.
Часть 1 статьи ст. 20.6.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на граждан возложена обязанность соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
На основании пп. "а.2" п. "а" ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ (в редакции от 01 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Такие Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N417, в соответствии с пп. "б" п. 3, пп. "в", "г" п. 4 которых, при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Согласно пп. "б" п. 6 ст. 4.1, пп. "а", "у", "ф" ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ (в редакции от 01 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с пп. "а.2" п. "а" ст. 10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
На основании п. 2 Указа Президента РФ от 02 апреля 2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе, Указ Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (в редакции Указа Мэра Москвы от 10 апреля 2020 года N42-УМ) в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), на основании пункта 1 которого, на территории города Москвы введён режим повышенной готовности.
В соответствии с 2.2, 2.2.1, 2.2.2 Требований к организации деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, при осуществлении которой не принято (отменено) решение о приостановлении посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), где осуществляется деятельность таких организаций и индивидуальных предпринимателей, утвержденных Указом Мэра Москвы от 05.03.2020г. N12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (в редакции N 20 от 07 мая 2020 года), с 12 мая 2020 г. работодатели обязаны соблюдать следующие требования: обеспечить соблюдение следующего режима использования средств индивидуальной защиты: 2.2.1. Использование средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) на рабочих местах и (или) территории работодателя, за исключением случаев нахождения работника в обособленном помещении без присутствия иных лиц; 2.2.2. Использование средств индивидуальной защиты рук (перчатки) на рабочих местах и (или) территории работодателя в случаях посещения мест общего пользования, в том числе лифтов, санитарных узлов, мест приема пищи, а также физического контакта с предметами, используемыми неограниченным кругом лиц, в том числе дверными ручками, поручнями, иными подобными предметами.
Из анализа приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Данная правовая позиция изложена в ответе на вопрос N17 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N1, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2020 года.
В соответствии с пунктом 18 части 5 и частью 6.4 статьи 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица, указанные в Перечне должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N975-р; должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, перечень которых утверждается высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации.
Указанные перечни установлены, в том числе, Указом Мэра Москвы от 04 апреля 2020 года N40-УМ "Об особенностях применения мер ответственности за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями режима повышенной готовности в городе Москве", п.п.1, 1.1.1, 1.1.2, 1.1.4 которого определено, что составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями следующих требований, осуществляется уполномоченными должностными лицами Объединения административно-технических инспекций города Москвы в части запрета проведения на территории города Москвы спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий; в части запрета проведения в городе Москве вне зданий, строений, сооружений (помещений в них) досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, физкультурных, спортивных, выставочных, просветительских, рекламных и иных подобных мероприятий с очным присутствием граждан, оказание соответствующих услуг, в том числе в парках культуры и отдыха, на аттракционах и в иных местах массового посещения граждан, в рамках которых не осуществляется торговая деятельность; в части обеспечения соблюдения требований к организации деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей при посещении гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), где осуществляется деятельность таких организаций и индивидуальных предпринимателей, за исключением торговой деятельности, деятельности в сфере промышленности и оказания транспортных услуг (в ред. Указа Мэра Москвы от 07.05.2020 N56-УМ).
Как следует из материалов рассматриваемого дела и установлено судьей районного суда, *** года в *** час. *** мин. в ходе проведения мониторинга территории по адресу: ***, в месте проведения аварийно-восстановительных работ по телефонограмме N *** от *** года АО "Мосводоканал", главным инспектором Технической инспекции ОАТИ г.Москвы Огановой Е.М. выявлено, что АО "Мосводоканал", осуществлявший аварийные работы по восстановлению водопровода, в нарушение требований п.2.2 Требований к организации деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, при осуществлении которой не принято (отменено) решение о приостановлении посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), где осуществляется деятельность таких организаций и индивидуальных предпринимателей, утвержденных Указом Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", не выполнило требования правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, допустив нахождение рабочих АО "Мосводоканал" на своих рабочих местах без индивидуальных средств защиты органов дыхания (масок, респираторов) и рук (перчаток), чем совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Факт совершения АО "Мосводоканал" указанного административного правонарушения и его вина подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе, поручением начальника Технической инспекции ОАТИ г. Москвы о проведении главным инспектором мероприятий по контролю за внешним благоустройством объектов г. Москвы и прилегающих территорий, с выходом на территорию Центрального административного округа, с использованием средств фото- и киносъемки, видеозаписи; рапортом главного инспектора Технической инспекции ОАТИ г.Москвы Огановой Е.М. по обстоятельствам выявления административного правонарушения в действиях АО "Мосводоканал"; фотоматериалом, в котором зафиксированы рабочие АО "Мосводоканал" в рабочей форменной одежде, с установкой забора с логотипом МОСВОДОКАНАЛ, на своих рабочих местах по проведению земляных работ по адресу: ***, без индивидуальных средств защиты органов дыхания (масок, респираторов) и рук (перчаток); аварийной телефонограммой N *** от *** года, выданной АО "Мосводоканал", где исполнителем работ указан АО "Мосводоконал"; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении юридического лица АО "Мосводоканал"; протоколом об административном правонарушении от *** года в отношении АО "Мосводоканал", в котором подробно изложено событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, указаны нормы правовых актов, нарушение которых вменяется обществу, и из которого усматривается, что протокол составлен в отсутствии законного представителя юридического лица, извещенного о времени, дате и месте слушания дела надлежащим образом, копия протокола для сведения направлена Обществу по почте, что подтверждено документально, протокол содержит все сведения, предусмотренные ст.28.2 КоАП РФ, в том числе подпись должностного лица, его составившего.
Добытые по делу доказательства оформлены должностными лицами ОАТИ по г. Москве в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, что нашло подтверждение в судебном заседании, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Вопреки доводам в жалобе, приобщенная к материалам дела фототаблица, на которой зафиксированы рабочие АО "Мосводоканал" на своих рабочих местах без индивидуальных средств защиты органов дыхания (масок, респираторов) и рук (перчаток), является приложением к рапорту главного инспектора Технической инспекции ОАТИ г.Москвы, данные доказательства фиксируют обстоятельства административного правонарушения 13 мая 2020 года, в котором содержатся сведения о дате и времени проведения фотосъемки, фиксирует обстоятельства, занесенные в протокол об административном правонарушении, в связи с чем, в силу ч. 2 ст. 26.7 КоАП РФ, является документальными доказательствами по рассматриваемому делу об административном правонарушении, которое получило надлежащую правовую оценку судьи районного суда.
Рапорт оформлен именно тем должностным лицом Технической инспекции ОАТИ г.Москвы Огановой Е.М, которая непосредственно выявила административное правонарушение, в рамках своих должностных обязанностей, изложенные в нем фактические обстоятельства дела согласуются между собой и с событием административного правонарушения, указанным в протоколе об административном правонарушении, он отвечает требованиям, предъявляемым к доказательствам положениями ст. 26.2 КоАП РФ.
При этом, следует отметить, что КоАП РФ не регламентирует процедуру составления рапорта должностным лицом ОАТИ г.Москвы, не предусматривает обязанность предупреждения лица, его составившего, об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ, за дачу заведомо ложных показаний.
Ввиду изложенного, подлежат отклонению как несостоятельные ссылки в жалобе на недопустимость и недостоверность представленных в материалы дела доказательств.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Учитывая, что АО "Мосводоканал", будучи работодателем, не выполнило требования правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, не обеспечило соблюдение рабочими использования средств индивидуальной защиты (масок, респираторов, перчаток) на рабочих местах, действия указанного АО "Мосводоканал" образуют объективную строну состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Утверждения стороны защиты об отсутствии доказательств того, что выявленные на территории ЦАО, г.Москвы по вышеуказанному адресу рабочие не являются работниками АО "Мосводоканал", являются голословными и опровергаются материалами дела.
Соглашаюсь с показаниями главного инспектора Технической инспекции ОАТИ г.Москвы Огановой Е.М. о том, что представленная защитником АО "Мосводоканал" проектная документация, свидетельствует о работах, связанных с восстановлением водопроводной сети по контракту, тогда как 13 мая 2020 года были проведены работы по аварии водопровода. При этом в данной документации, нет сведений о том, что ООО "СК "ВиК" выполняет внеплановые, не предусмотренные проектом работы, в частности, аварийные. Также учитываю, что в аварийной телефонограмме N 01070989 от 13 мая 2020 года указано, что исполнителем работ является АО "Мосводоканал", последний имел возможность сообщить об ином исполнителе работ и указать об этом ОАТИ при открытии аварийной телефонограмме, однако этого сделано не было.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Вместе с тем, доказательств, подтверждающих, что "Мосводоканал" приняты все зависящие меры по соблюдению требований п. 2.2 Требований к организации деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, при осуществлении которой не принято (отменено) решение о приостановлении посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), где осуществляется деятельность таких организаций и индивидуальных предпринимателей, утвержденных Указом Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", - материалы дела не содержат, ссылок на такие доказательства не имеется и в доводах поданной жалобы, тогда как возможность для соблюдения действующего законодательства в период режима повышенной готовности, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность, у данного общества имелась, что свидетельствует о его вине.
АО "Мосводоканал", являясь юридическим лицом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, чего в данном случае сделано не было.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, с соблюдением требований ст.ст.3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, имущественного положения юридического лица, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.
С учетом изложенного, оснований для признания назначенного заявителю наказания несправедливым вследствие его чрезмерной суровости и смягчения наказания, не имеется.
Установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ порядок рассмотрения дела об административном правонарушении и срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел соблюдены, бремя доказывания распределено верно, принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления судьи, в том числе по доводам поданной жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Таганского районного суда города Москвы от 03 августа 2020 года (резолютивная часть постановления оглашена 03 августа 2020 года) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, в отношении АО "Мосводоканал" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Ю.В. Притула
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.