Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Зеленского А.М, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-7826/2019 по кассационной жалобе Арбузовой А.В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 8 июня 2020 года (N 33а-7878/2020) по административному исковому заявлению Арбузовой Л.И, Арбузовой А.В, Арбузова А.В. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и "адрес" о признании незаконным решения об отказе в продлении срока действия статуса вынужденных переселенцев.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, возражения против кассационной жалобы представителя Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Красновой Е.И, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Главного управления МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 1 апреля 2019 года N Арбузовой Л.И. и решением от 1 апреля 2019 года N Арбузовой А.В, Арбузову А.В. отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца на основании подпункта 2 пункта 5 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N "О вынужденных переселенцах", в связи с получением административными истцами в 1997 году денежной компенсации за утраченное жилье и имущество в Чеченской Республике.
В этот же день, 1 апреля 2019 года Главным управлением МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области вынесены предписания N в отношении Арбузовой А.В, Арбузова А.В, N в отношении Арбузовой Л.И, в соответствии с которым в месячный срок со дня утраты статуса вынужденного переселенца, административным истцам надлежит добровольно освободить занимаемые жилые помещения площадью 13, 5 кв.м. и 17.9 кв.м, расположенные по адресу: "адрес", и жилое помещение площадью 13, 6 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", соответственно.
Арбузова Л.И, Арбузова А.В, Арбузов А.В. обратились в суд с настоящим административным иском о признании незаконными вышеназванных решений и предписания территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. В качестве меры по восстановлению нарушенных прав просили возложить на административного ответчика обязанность продлить им срок действия статуса вынужденных переселенцев.
В обоснование административного иска указали, что произведенная 4 декабря 1997 года выплата денежной компенсации за утраченное жилье и имущество в Чеченской Республике не позволила им решить проблему жилищного обустройства, что неоднократно установлено вступившими в законную силу постановлениями судов, в том числе решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 16 июня 2005 года по делу N 2-192/2005, решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 13 мая 2016 года по делу N 2а-8031/2016. В связи с чем, полученная в 1997 году компенсация, по их мнению, не может служить основанием для отказа в продлении им статуса вынужденных переселенцев.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 8 октября 2019 года административный иск удовлетворен. Суд признал незаконными решения Главного управления МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 1 апреля 2019 года N и N об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца Арбузовой Л.И. и Арбузовой А.В, Арбузову А.В, а также вынесенные Главным управлением МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в отношении Арбузовой Л.И. и Арбузовой А.В, Арбузова А.В. предписания от 1 апреля 2019 года N и N. Этим же решением на административного ответчика возложена обязанность продлить Арбузовой Л.И, Арбузовой А.В, Арбузову А.В. срок действия статуса вынужденного переселенца.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 8 июня 2020 года решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 8 октября 2019 года отменено, принято новое решение, которым Арбузовой Л.И, Арбузовой А.В, Арбузову А.В. в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 8 июня 2020 года, поступившей в суд первой инстанции 17 ноября 2020 года, Арбузова А.В. ставит вопрос об отмене судебного акта, полагая его постановленным с нарушением норм материального и процессуального права, настаивая на доводах административного иска и наличии оснований для его удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебного постановления в кассационном порядке, допущено не было.
Статус вынужденных переселенцев определен Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N "О вынужденных переселенцах" (далее - Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах"), им же установлены экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации.
Согласно названному закону вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка (пункт 1 статьи 1).
Предоставление гражданину данного статуса ведет к возникновению между ним и государством особых правоотношений, обусловленных необходимостью оказывать содействие в обустройстве вынужденного переселенца на новом месте жительства, компенсировать ему утрату жилья и иного имущества. Статус вынужденного переселенца предоставляется гражданину на пять лет; лицо утрачивает статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса, однако при наличии обстоятельств, препятствующих ему в обустройстве на новом месте жительства, срок действия статуса продлевается уполномоченным органом на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца (пункт 4 статьи 5, подпункт 2 пункта 2 статьи 9 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах").
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, статус вынужденного переселенца имеет специальный, целевой и срочный характер; по мере исполнения государством своих обязанностей по восстановлению нарушенных конституционных прав вынужденного переселенца объем дополнительных прав и гарантий, обусловленных его статусом, сокращается; с истечением же установленного срока и при отсутствии оснований для его продления действие статуса вынужденного переселенца прекращается (Постановление от 21 ноября 2002 года N 15-П); при этом статус вынужденного переселенца по своей сути не может носить бессрочный характер (Определения от 29 мая 2014 года N 1147-О, от 18 июля 2017 года N 1745-О, от 26 ноября 2018 года N 3085-О и др.).
С принятием Федерального закона от 30 декабря 2015 года N 467-ФЗ, статья 5 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" дополнена пунктом 5, устанавливающим основания, при одновременном наличии которых срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца. Как отмечалось в пояснительной записке к проекту Федерального закона от 30 декабря 2015 года N 467-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах", введение данной нормы было направлено на устранение пробела в законодательстве о вынужденных переселенцах в части конкретизации обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу обустроиться на новом месте жительства, которые являются основанием для принятия решения о продлении ему срока действия статуса вынужденного переселенца (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2019 года N 261-О).
Так, пунктом 5 названной статьи предусмотрено, что срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии одновременно следующих оснований:
1) вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации;
2) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, денежной компенсации за утраченное жилье;
3) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья до 1 января 2003 года;
4) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, безвозмездной субсидии на строительство (приобретение) жилья до 16 октября 2010 года;
5) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, социальной выплаты на приобретение (строительство, восстановление) жилого помещения;
6) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, в установленном законодательством Российской Федерации порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на строительство (приобретение) жилого помещения;
7) непредоставление вынужденному переселенцу и (или) членам семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющим статуса вынужденного переселенца, в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.
Аналогичным образом пунктом 39 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, утвержденного Приказом МВД России от 14 ноября 2017 года N установлено, что статус вынужденного переселенца не продлевается при отсутствии, в числе прочих, следующего основания: неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, денежной компенсации за утраченное жилье (39.2).
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 9 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" лицо утрачивает статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с пунктом 4 статьи 5 данного закона.
Таким образом, приведенные законоположения, устанавливающие пятилетний срок действия статуса вынужденного переселенца с правом последующего его ежегодного продления, а также основания его утраты, обусловливают временный характер данного статуса, признаваемого за гражданином, покинувшим свое место жительства вследствие стечения крайне тяжелых жизненных обстоятельств, и предполагающего в связи с этим необходимость предоставления государственной поддержки, способствующей его обустройству на новом месте жительства.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в 1997 году административным истцам в соответствии с Порядком выплаты компенсаций за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 1997 года N, определена и получена денежная компенсация за утраченное жилье и имущество в Чеченской Республике в размере 112207500 рублей, что послужило основанием для отказа уполномоченного органа в продлении заявителям срока действия статуса вынужденного переселенца.
В соответствии в правовой позицией, изложенной в Верховным судом Российской Федерации (обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), кассационное определение от 19 октября 2018 года N 26-КГ18-46, от 26 июля 2017 года N 26-КГ17-4) несогласие с размером полученной суммы денежной компенсации за утраченное жилье при разрешении вопроса о правомерности отказа в продлении статуса вынужденного переселенца, правового значения не имеет.
Установление факта получения вынужденным переселенцем и (или) членами его семьи, денежной компенсации за утраченное жилье, само по себе является препятствием для продления статуса вынужденного переселенца.
При таком положении, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемых административными истцами решений и предписаний Главного управления МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об отказе продлить Арбузовой Л.И, Арбузовой А.В, Арбузову А.В. срок действия статуса вынужденного переселенца незаконными и нарушающими права заявителей.
Поскольку судом первой инстанции при разрешении дела были допущены ошибки в применении и толковании норм материального и процессуального права решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 8 октября 2019 года правильно было отменено судом апелляционной инстанции с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Суд апелляционной инстанции дал надлежащую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебного акта, по настоящему административному делу не допущено.
Доводы кассационной жалобы не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшегося по делу судебного постановления суда апелляционной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 8 июня 2020 года без изменения, кассационную жалобу Арбузовой А.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 8 июня 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 29 декабря 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.