г. Нижний Новгород 23 декабря 2020 года
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи Щербакова М.В, рассмотрев без проведения судебного заседания административное дело по административному иску Михеевой об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, по частной жалобе Правительства Самарской области на определение Самарского областного суда от 25 сентября 2020 года о взыскании судебных расходов, УСТАНОВИЛ:
решением Самарского областного суда от 2 июня 2020 года частично удовлетворено административное исковое заявление Михеевой.
Восстановлен срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты".
Установлена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 1366, 9 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 6 июня 2011 года в размере 12742941 рубля.
Датой подачи административного искового заявления в суд определено 1 октября 2019 года.
Решение суда не обжаловалось и вступило в законную силу.
Михеева обратилась в Самарский областной суд с заявлением о взыскании с Правительства Самарской области судебных расходов, понесенных ей в связи с рассмотрением административного искового заявления в размере 50300 рублей, а именно: расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, расходов по оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в размере 40000 рублей, расходов на оплату услуг представителя в размере 10000 рублей.
ГУП Самарской области "Самарская областная имущественная казна" обратилось в Самарский областной суд с заявлением о взыскании с администрации городского округа Жигулевск Самарской области расходов за проведение судебной экспертизы в размере 30000 рублей.
Определением Самарского областного суда от 25 сентября 2020 года заявление Михеевой о взыскании судебных расходов по административному делу N удовлетворено.
С Самарской области в лице Правительства Самарской области за счет казны Самарской области в пользу Михеевой взысканы судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей, на оплату услуг представителя в размере 10000 рублей, на подготовку отчета об оценке в размере 40000 рублей, а всего 50300 рублей.
Заявление ГУП Самарской области "Самарская областная имущественная казна" о взыскании расходов на проведение судебной экспертизы удовлетворено.
С Самарской области в лице Правительства Самарской области за счет казны Самарской области в пользу ГУП Самарской области "Самарская областная имущественная казна" взысканы расходы на проведение судебной экспертизы в размере 30000 рублей.
В частной жалобе, поступившей в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, Правительство Самарской области просит отменить определение суда, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм процессуального права. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на отсутствие при проведении государственной кадастровой оценки нарушений и ошибок. Полагает, что расходы на оплату услуг оценщика не подлежат возмещению административному истцу, поскольку стоимость оценки аналогичного объекта недвижимости составляет 30000 рублей. Также заявителем жалобы указано на несогласие с размером расходов взысканных на оплату услуг представителя.
В соответствии с частями 2, 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрение частной жалобы на данное определение суда первой инстанции, осуществляется единолично судьей апелляционного суда без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" определена по состоянию на 6 июня 2011 года на основании постановления Правительства Самарской области от 14 марта 2012 года N 118 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области" и составляет 27243686, 61 рублей (л.д. 5 т. 1).
Решением Самарского областного суда от 2 июня 2020 года частично удовлетворено административное исковое заявление Михеевой.
Восстановлен срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты".
Установлена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 1366, 9 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 6 июня 2011 года в размере 12742941 рубля.
Датой подачи административного искового заявления в суд определено 1 октября 2019 года.
Решение суда не обжаловалось и вступило в законную силу.
Для определения рыночной стоимости нежилого помещения между Михеевой и обществом с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" был заключен договор на оказание оценочных услуг N от 28 июня 2019 года, в соответствии с которым общество с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" обязалось оказать Михеевой услуги по оценке рыночной стоимости объекта недвижимости: нежилого здания с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 1366, 9 кв. м, расположенного по адресу: "адрес" (л.д. 142-147 т. 2).
Стоимость услуг по договору составила 40000 рублей.
В подтверждение исполнения обеими сторонами условий данного договора административным истцом представлена квитанция к приходному кассовому ордеру N от 28 июня 2019 года (л.д. 141 т. 2).
С целью получения юридической помощи Михеева заключила соглашение с адвокатом ФИО на представление ее интересов в Самарском областном суде, что подтверждается ордером N от 30 сентября 2019 года, выданным Адвокатским кабинетом N (л.д. 94 т. 1).
Стоимость услуг адвоката составила 10000 рублей.
В подтверждение оплаты услуг адвоката административным истцом представлена квитанция к приходному кассовому ордеру N от 29 августа 2019 года (л.д. 140 т. 2).
Определением Самарского областного суда от 24 октября 2019 года по ходатайству администрации городского округа Жигулевск Самарской области назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости объекта недвижимости, производство которой поручено ГУП Самарской области "Самарская областная имущественная казна".
Обязанность по оплате судебной экспертизы возложена на администрацию городского округа Жигулевск Самарской области.
Стоимость услуг по проведению экспертизы составила 30000 рублей.
Оплата за проведение судебной экспертизы администрацией городского округа Жигулевск Самарской области произведена не была.
Разрешая заявления Михеевой и ГУП Самарской области "Самарская областная имущественная казна" о взыскании судебных расходов, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для их возмещения заявителям.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанным выводом.
Согласно статье 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Суммы, подлежащие выплате экспертам, расходы на оплату услуг представителей, а также другие признанные судом необходимыми расходы относятся к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела (пункт 1, 4, 7 статьи 106 КАС РФ).
Частью 1 статьи 111 КАС РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 Кодекса.
Согласно разъяснениям, данным в абзацах 2 и 3 пункта 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", вопрос о судебных расходах, понесенных заявителем, административным истцом, заинтересованным лицом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 10 КАС РФ с учетом того, что главой 25 КАС РФ не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Н.Б. Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр", возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, и на основании того судебного акта, которым спор разрешен по существу; при этом процессуальное законодательство исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования; данный вывод, в свою очередь, непосредственно связан с содержащимся в резолютивной части судебного решения выводом о том, подлежит ли иск удовлетворению, поскольку только удовлетворение судом требования подтверждает правомерность принудительной реализации его через суд и влечет восстановление нарушенных прав и свобод, что в силу статей 19 (часть 1) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации и приводит к необходимости возмещения судебных расходов.
При решении вопросов о распределении судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей - вопреки объективному экономическому содержанию отношений, связанных с формированием налоговой базы по земельному и иным имущественным налогам, - к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 3 июля 2014 года N 1555-О указал на то, что нарушение прав лица суд может установить как при доказанном отступлении от правил кадастровой оценки объекта недвижимости, так и при таком отличии кадастровой стоимости от рыночной стоимости объекта недвижимости, которое, например, при доказанной кратной между ними разнице лишает обязательства, определяемые кадастровой стоимостью, справедливых экономических оснований.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции установив, что определенная кадастровая стоимость нежилого помещения значительно (более чем в 2 раза) превышает итоговую величину его рыночной стоимости, установленную судом в качестве кадастровой, пришел к обоснованному выводу о том, что применительно к обстоятельствам настоящего дела, имеющееся расхождение между кадастровой стоимостью нежилого помещения и его рыночной стоимостью является существенным, выходит за пределы диапазона допустимых отклонений и свидетельствует об ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к спорному объекту недвижимости (поскольку такое отличие кадастровой стоимости от рыночной стоимости нежилого помещения уже само по себе лишает обязательства, определяемые кадастровой стоимостью, справедливых экономических оснований, и не требует представления в материалы дела дополнительных доказательств отступления от правил кадастровой оценки объекта недвижимости), в связи с чем обоснованно взыскал в пользу административного истца судебные расходы, понесенные ей в связи с подготовкой отчета об оценке рыночной стоимости нежилого помещения в размере 40000 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 10000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, а также в пользу ГУП Самарской области "Самарская областная имущественная казна" расходы на проведение судебной экспертизы в размере 30000 рублей.
По указанным выше основаниям судом апелляционной инстанции отклоняется довод частной жалобы заявителя о том, что при проведении государственной кадастровой оценки не было допущено нарушений и ошибок, как несостоятельный.
Определяя состав и размер подлежащих взысканию судебных расходов, суд первой инстанции верно исходил из того, что они были необходимы для реализации права административного истца на обращение в суд и для правильного разрешения настоящего дела, а факт их несения надлежащим образом документально подтвержден представленными в материалы дела доказательствами.
Принимая во внимание разъяснения, данные в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", и учитывая, что у Михеевой отсутствовала возможность реализовать право на обращение в суд без представления отчета об оценке, понесенные ей расходы на проведение оценки рыночной стоимости нежилого помещения в размере 40000 рублей правомерно отнесены к судебным издержкам и взысканы в ее пользу в полном объеме.
Вопреки доводам частной жалобы оснований считать завышенной указанную стоимость услуг по оценке спорного объекта недвижимости, которая подтверждена материалами дела и разумных пределов не превышает, суд апелляционной инстанции не усматривает.
Определяя к возмещению сумму расходов на оплату услуг представителя в размере 10000 рублей, суд первой инстанции с учетом принципов разумности и справедливости правомерно исходил из сложности административного дела, длительности его рассмотрения, нуждаемости административного истца в юридической помощи, а также учел количество судебных заседаний, в которых принимал участие представитель административного истца, объем составленных им по делу документов, результат рассмотрения спора.
Доводы частной жалобы о несогласии с размером взысканной судом суммы на оплату услуг представителя также отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные.
Согласно статье 112 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Если сторона, обязанная возместить расходы на оплату услуг представителя, освобождена от их возмещения, указанные расходы возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21 декабря 2004 года N 454-О, реализация права по уменьшению суммы расходов судом возможна лишь в том случае, если он признает эти расходы чрезмерными в силу конкретных обстоятельств дела.
Взыскание расходов на оплату услуг представителя и юридических услуг, понесенных лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является элементом судебного усмотрения, направленного на пресечение злоупотреблений правом и на недопущение взыскания необоснованных или несоразмерных нарушенному праву сумм.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 1 от 21 января 2016 года "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Определение разумности остается на усмотрение суда, так как только суд, рассматривающий спор, имеет возможность оценить сложность дела, необходимость затраченных стороной средств правовой защиты, а также адекватность стоимости услуг представителя с учетом проработанности правовой позиции и квалифицированности ее представления в судебном заседании.
При разрешении вопроса о возмещении расходов на оплату услуг представителя, судом первой инстанции были учтены все имеющие значение для разрешения данного вопроса обстоятельства. Оснований для уменьшения взысканной суммы по доводам жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Иных доводов частная жалоба заявителя не содержит.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного вопроса, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение Самарского областного суда от 25 сентября 2020 года оставить без изменения, частную жалобу Правительства Самарской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения по правилам, установленным главой 35 КАС РФ, через Самарский областной суд.
Судья М.В. Щербаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.