Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Жолудовой Т.В, Заскалько О.В, с участием прокурора Никитиной А.А, при помощнике судьи Виноградовой Е.Ю, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе ФКУ "Военный комиссариат Московской области" на решение Зюзинского районного суда города Москвы от 23 июля 2020 года, которым постановлено:
исковые требования фио к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Московской области" о признании отказа в назначении ежемесячной денежной компенсации незаконным, установлении факта нахождения на иждивении, признании права на получение ежемесячной денежной компенсации, обязании назначить и выплачивать ежемесячную денежную компенсацию удовлетворить, признать отказ ФКУ "Военный комиссариат Московской области" в назначении фио ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выраженный в письме N ЦСО/4703 от 01.11.2019 года, необоснованным, установить факт нахождения фио, паспортные данные, на иждивении её супруга фио, паспортные данные, умершего 08.12.2015 года, признать право фио на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на основании части 4 статьи 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 г. N 1244-1, обязать ФКУ "Военный комиссариат Московской области" назначить и выплачивать фио ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в размере 18195 (восемнадцать тысяч сто девяносто пять) руб. 62 коп. с 10 октября 2019 года, УСТАНОВИЛА:
Ланцова В.В. 18.02.2020 обратилась в суд с иском к ФКУ "Военный комиссариат Московской области" (далее - Военный комиссариат Московской области) о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной денежной компенсации, установлении факта нахождения на иждивении, признании права на получение ежемесячной денежной компенсации, обязании назначить и выплачивать ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную ч. 4 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1992 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", мотивируя обращение тем, что состояла в браке с Ланцовым В.Н, умершим 08.12.2015, смерть которого связана с последствиями воздействия радиационных факторов в результате аварии на ЧАЭС, находясь при жизни на его иждивении, истец, как член семьи, потерявшей кормильца, имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, однако в ее назначении было отказано ввиду того, что умерший являлся инвалидом 1 группы по общему заболеванию; отказ ответчика истец полагает незаконным, поскольку причинная связь смерти Ланцова В.Н. с воздействием радиационных факторов установлена надлежащим органом - Российским МЭС, в связи с чем истец имеет право на получение оспариваемой выплаты на основании ч. 4 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1992 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с ее исчислением в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 21.08.2001 N 607 и Минтруда РФ от 30.11.2001 N 83.
В судебном заседании представитель истца требования поддержала, представитель ответчика иск не признала.
23.07.2020 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик Военный комиссариат Московской области по доводам апелляционной жалобы, подписанной представителем по доверенности Нелюбиной А.Н, и дополнений к ней.
В заседании судебной коллегии представитель ответчика Военного комиссариата Московской области по доверенности Нелюбина А.Н. доводы апелляционной жалобы с учетом дополнений поддержала; представитель истца Ланцовой В.В. по доверенности Сухарева Т.В. против удовлетворения жалобы возражала.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон и заключение прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда по доводам поданной апелляционной жалобы.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Ланцова В.В, паспортные данные, и Ланцов В.Н, паспортные данные, состояли в браке с 07.08.1970 (л.д. 13), 08.12.2015 Ланцов В.Н. умер (л.д. 15).
Согласно выданным Ланцову В.Н. удостоверениям (в том числе посмертно), он являлся участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1986 года (л.д. 16), а также ему установлена инвалидность 1 группы по общему заболеванию, что сторонами не оспаривалось.
Кроме того, Ланцов В.Н. являлся получателем пенсии за выслугу лет, которая выплачивалась ему с 30.10.1992 Военным комиссариатом Московской области в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (л.д. 17, 21), а также получателем страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты) на основании Федерального закона от 22.07.2008 N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения" и ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной п. 1 ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (как инвалид 1 группы) и п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (как гражданин, принимавший в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах) (л.д. 22).
Ланцова В.В, с 2002 года являющаяся получателем страховой пенсии по старости на основании Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", 10.10.2019 обратилась в Военный комиссариат Московской области с заявлением о назначении ей пособия в возмещение вреда, причиненного здоровью, за умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году (л.д. 11), представив решение экспертного совета Российского МЭС по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, N 920/10-7/19 от 11.07.2019, согласно которому причина смерти Ланцова В.Н. (Рак левого легкого. Раковая интоксикация) связана с последствиями воздействия радиационных факторов в результате аварии на Чернобыльской АЭС (л.д. 18).
01.11.2019 ответчик отказал Ланцовой В.В. в назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью ввиду непредоставления справки МСЭ, подтверждающей факт установления Ланцову В.Н. инвалидности, связанной с радиационным воздействием или с работой по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, учитывая, что умерший пенсионер имел инвалидность 1 группы по общему заболеванию (л.д. 12).
При этом сторонами не оспаривалось, что с 01.11.2019 Военный комиссариат Московской области, не оспаривая факт нахождения Ланцовой В.В. на иждивении у мужа Ланцова В.Н. при его жизни, назначил истцу пенсию по случаю потери кормильца по линии Министерства обороны РФ.
Разрешая спор с учетом установленных обстоятельств на основании собранных по делу доказательств, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона РФ от 15.05.1992 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", постановлений Правительства РФ от 21.08.2001 N 607 "О Порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Минтруда РФ от 30.11.2001 N 83, которым утверждены разъяснения о применении такого порядка, учитывая правовые позиции Конституционного Суда РФ, выраженные в Определении от 01.11.2012 N 1993-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки фио на нарушение ее конституционных прав частью четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Ланцовой В.В, поскольку в отличие от членов семей инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, кормильцы которых при жизни имели право на получение соответствующих мер социальной поддержки, ч. 4 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1992 N 1244-1, распространяя на членов семей граждан, умерших вследствие заболевания, связанного с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующие меры социальной поддержки, не обусловливает их предоставление наличием у умершего кормильца права на аналогичные меры социальной поддержки и основанием для возникновения у них права на возмещение вреда и меры социальной поддержки является установление причинной связи смерти кормильца с воздействием радиационных факторов, что в рассматриваемом случае подтверждено решением экспертного совета Российского МЭС по установлению причинной связи заболеваний,
инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов N 920/10-7/19 от 11.07.2019.
При этом положения ст. 24 Закона РФ от 15.05.1992 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривают, что установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями, заключения которых являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, в связи с чем возникновение у членов семьи умершего права на отдельные меры социальной поддержки связано с наличием у кормильца правового статуса лица, здоровью которого был причинен вред в связи с радиационным воздействием, обусловленным чернобыльской катастрофой, при этом приобретение указанного специального правового статуса осуществляется в рамках особой процедуры, которая предполагает установление межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти с воздействием радиационных факторов, а также принятие решения о наличии или отсутствии причинной связи заболевания, инвалидности и смерти с воздействием радиационных факторов, учитывая, что действующее законодательство не содержит норм, предусматривающих установление данной связи какими-либо другими органами, кроме межведомственных экспертных советов или военно-врачебных комиссий (решение Верховного Суда РФ от 07.12.2011 N ГКПИ11-1835).
При таких данных, доводы ответчика о том, что истцом не представлено заключение межведомственного экспертного совета о причинной связи заболевания, приведшего к инвалидности, с воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, несостоятельны, поскольку указанные экспертные советы устанавливают не только о причинную связь заболевания, приведшего к инвалидности, но и причинную связь смерти гражданина, подвергшегося воздействию радиационных факторов, что в данном случае истцом и представлено в соответствии подп. "в" п. 11 Разъяснения N 6 "О применении порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС", утвержденного постановлением Минтруда России от 30.11.2001 N 83, которым предусмотрено, что членами семей, потерявшими кормильца из числа граждан, указанных в п. 6 настоящего разъяснения для назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации представляется, помимо иных документов копия заключения межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о связи смерти (гибели) кормильца с последствиями чернобыльской катастрофы.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы Военного комиссариата Московской области о том, что право Ланцовой В.В. на ежемесячную компенсацию возмещения вреда здоровью является производным от права ее умершего мужа Ланцова В.Н, который получателем такой выплаты при жизни не являлся, несостоятельны и основаны на неверном толковании и применении действующего законодательства.
При этом, определяя размер оспариваемой выплаты, суд также сослался на Определение Конституционного Суда РФ от 01.11.2012 N 1993-О, в котором указано, что сохранение для членов семей граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, прежнего порядка определения ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда на основании ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001 N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", направленной на осуществление регулирования соответствующих отношений в условиях переходного периода (до определения размера ежемесячной денежной компенсации для членов семей граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, непосредственно в Законе РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), имело целью создание правового механизма реализации права названной категории граждан на получение ежемесячной денежной компенсации на период отсутствия в Законе РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" положений, закрепляющих для них порядок исчисления размера ежемесячной денежной компенсации; следовательно, ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", и ежемесячная денежная сумма, установленная ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001 N 5-ФЗ о внесении в него изменений и дополнений, представляют собой идентичные по правовой природе выплаты и направлены на возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, подвергшегося воздействию
радиации вследствие чернобыльской катастрофы, при этом ч. 4 ст. 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", предоставляющая членам семей граждан, в том числе умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную п.15 ее части 1, действует применительно к данной категории граждан в системной связи с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001 N 5-ФЗ, согласно которой им выплачивается ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для исчисления размера ежемесячной страховой выплаты, но не превышающая максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете ФСС РФ на очередной финансовый год.
При таких данных, исчисление размера оспариваемой ежемесячной денежной выплаты на основании п. 7 разъяснения Минтруда РФ от 30.11.2001 N 83, а именно исходя из среднего месячного заработка умершего кормильца, получаемых им при жизни пенсии, пожизненного содержания и других подобных выплат за вычетом долей, приходящихся на него самого и трудоспособных лиц, состоявших на его иждивении, но не имеющих право на их получение, который подсчитывается путем деления общей суммы заработка за 12 последних месяцев работы на 12 и делится на число лиц, имеющих право на получение выплат в случае смерти кормильца, за вычетом доли умершего, что приведено в расчете истца (л.д. 10), является правильным, а иной расчет ответчиком не приведен.
Учитывая, что факт нахождения Ланцовой В.В. на иждивении супруга Ланцова В.Н. при его жизни Военным комиссариатом Московской области не оспаривается, то установление такого факта обжалуемым судебным решением не может рассматриваться как нарушение прав ответчика, в связи с чем в этой части решение суда также отмене не подлежит.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определилюридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены судом верно, а доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат правовых оснований, установленных ст. 330 ГПК РФ, к отмене судебного постановления, поскольку основаны на неправильном толковании действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зюзинского районного суда города Москвы от 23 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУ "Военный комиссариат Московской области" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.