Третий апелляционный суд общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Печуриной Ю.А., при ведении протокола судебного заседания помощником Андреевым О.В. рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке упрощенного письменного производства административное дело 3а-302/2020 (УИД N) по административному исковому заявлению Департамента имущественных отношений Краснодарского края об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю, по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Краснодарского краевого суда от 31 августа 2020 года.
Заслушав доклад судьи Печуриной Ю.А, суд
установил:
Департамент имущественных отношений Краснодарского края обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю (далее - Комиссия) от 22 августа 2019 года N 17/19, которым установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости, указывая на то, что за основу решения Комиссией взят отчет об оценке от 31 июля 2019 года N Б-19-058, не соответствующий требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федерального стандарта оценки N 5, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 299.
Согласно данным отчета об оценке рыночной стоимости от 31 июля 2019 года N Б-19-058, рыночная стоимость земельного участка установлена в размере 2 242 890 рублей. Согласно данным филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю, кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет 4 056 557, 31 рублей.
Обжалуемым решением Краснодарского краевого суда от 31 августа 2020 года, принятом в порядке упрощенного письменного производства, заявленные требования административного истца удовлетворены. Признано незаконным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю от 22 августа 2019 года N 17/19.
На Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Филиал "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю возложена обязанность внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, путем исключения (аннулирования) установленной решением Комиссии от 22 августа 2019 года N 17/19 кадастровой стоимости из сведений Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером N в течение десяти дней с даты вступления в законную силу решения суда.
На Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Филиал "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю возложена обязанность восстановить в Едином государственном реестре недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере 4 056 557, 31 рублей в течение десяти дней с даты вступления в решения суда законную силу.
Не согласившись с решением суда, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, поскольку по результатам рассмотрения заявления Комиссией в легитимном составе, в порядке и в сроки, установленные законом, в соответствии с представленными документами была установлена кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости - 2 242 890 рублей, согласно отчету об оценке. Основания для отклонения Комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости отсутствовали. Нарушений порядка создания и работы Комиссии, нарушений порядка и сроков проведения заседания, нарушений голосования членов Комиссии по заявлению Катышева Н.М, а также каких-либо иных нарушений действующего законодательства, которые могли бы повлиять на законность (легитимность) принятого Комиссией решения, не установлено, документальное подтверждение таких нарушений в материалах дела отсутствует.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю ФИО9 настаивала на удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель Департамента имущественных отношений Краснодарского края ФИО12 просила оставить решение Краснодарского краевого суда от 31 августа 2020 года без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения по правилам части 1 статьи 308 КАС РФ, суд приходит к следующему.
В части 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Комиссия осуществляет свою деятельность на основании указанного Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 263.
Статья 24.18 указанного Закона об оценочной деятельности, содержащая предписания о рассмотрении споров о результатах определения кадастровой стоимости, предусматривает месячный срок рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, обязанность указанной комиссии в семидневный срок с даты поступления заявления направить уведомление о его поступлении и принятии к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости, в отношении которого оспариваются результаты определения кадастровой стоимости, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости, а также возможность оспаривания решения комиссии в судебном порядке.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 263 утвержден Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (Порядок), который регулирует процедурные вопросы работы комиссии.
Согласно пунктам 1 и 2 названного Порядка комиссия создается уполномоченным федеральным органом - Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии - при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации. Ее председателем назначается член комиссии, являющийся представителем территориального органа Росреестра.
В Краснодарском крае на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) от 19 декабря 2011 года N П/512 создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю.
В соответствии с пунктом 13 Порядка, комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости, с приложением документов, предусмотренных указанным пунктом.
Аналогичный перечень документов предусмотрен частью 16 статьи 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с частью 5 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости рассматривается по правилам главы 22 настоящего Кодекса.
По указанной категории споров, в силу требований части 11 статьи 226 КАС РФ, на административного истца возлагается обязанность доказывания обстоятельств, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, наличие нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, и соблюдения сроков обращения в суд.
На административного ответчика в силу требований части 11 статьи 226 КАС РФ возлагаются обязанности доказывания обстоятельств, перечисленных в пунктах 3 и 4 части 9 статьи 226 данного Кодекса - соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В подтверждение обстоятельств, установленных в подпунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, административный истец указал, что, учитывая существенное отличие рыночной стоимости спорного земельного участка, указанной в отчёте об оценке от 31 июля 2019 года N Б-19-058, представленном в Комиссию, от установленного размера кадастровой стоимости земельного участка, указанной в отчёте об определении кадастровой стоимости земельных участков от 7 ноября 2016 года N 2300-ГКОЗНП-2016, утвержденной приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14 декабря 2016 года N 2640 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края", а также с учётом наличия недостатков в отчёте об оценке и ошибочности выводов оценщика, сведения о величине рыночной стоимости, представленные в Комиссию, являются недостоверными.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, заинтересованное лицо по настоящему административному делу Катышев Н.М. является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 10 января 2018 года сделана запись регистрации N.
Согласно данным филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 4 056 557, 31 рублей.
9 августа 2019 года в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю поступило заявление представителя Катышева Н.М по доверенности ФИО5 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, площадью 8307 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
К заявлению приложен отчет об оценке от 31 июля 2019 года N Б-19-058, составленный оценщиком ООО "Бизнес ОКС", в соответствии с которым рыночная стоимость указанного земельного участка составила 2 242 890 рублей.
Решением Комиссии от 22 августа 2019 года N 17/19 установлено отличие рыночной стоимости земельного участка от его кадастровой стоимости на 45%. Заявление удовлетворено, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере 2 242 890 рублей. Отчет от 31 июля 2019 года N Б-19-058 признан соответствующим требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Статьей 11 Закона об оценочной деятельности установлено, что итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке (отчет), который составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
В отчете должны быть указаны: дата составления и порядковый номер отчета; основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки; сведения об оценщике или оценщиках, проводивших оценку, в том числе фамилия, имя и (при наличии) отчество, место нахождения оценщика и сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков; цель оценки; точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, - реквизиты юридического лица и балансовая стоимость данного объекта оценки; стандарты оценки для определения стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата; дата определения стоимости объекта оценки; перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.
Отчет должен быть пронумерован постранично, прошит (за исключением случаев составления отчета в форме электронного документа), подписан оценщиком или оценщиками, которые провели оценку, а также скреплен личной печатью оценщика или оценщиков либо печатью юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор.
Приказом Министерства экономического развития РФ от 25 сентября 2014 года N 611 утвержден федеральный стандарт оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", в соответствии которым оценщик при применении сравнительного подхода должен учитывать изложенные в п. 22 положения, в том числе при применении корректировок. Отчет также может содержать иные сведения, являющиеся, по мнению оценщика, существенно важными для полноты отражения примененного им метода расчета стоимости конкретного объекта оценки.
Принимая во внимание, что вопрос о соответствии содержания и оформления отчета об оценке требованиям Федерального закона об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки является юридически значимым обстоятельством для настоящего административного дела, его разрешение требует специальных познаний в области оценочной деятельности, в целях проверки доводов представителя административного истца, приведенных в обоснование иска, учитывая значительную разницу между кадастровой стоимостью объекта недвижимости и его рыночной стоимостью (45%), суд первой инстанции назначил по делу судебную оценочную экспертизу, проведение которой поручил ООО "Департамент профессиональной оценки".
Согласно заключению эксперта ФИО6, являющегося сотрудником ООО "Департамент профессиональной оценки" от 21 мая 2020 года N 797/ДПО, отчет 31 июля 2019 года N Б-19-058, составленный оценщиком ООО "Бизнес ОКС", об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N не соответствует требованиям Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федеральным стандартам оценки, действующему оценочному законодательству. Рыночная стоимость, указанная в отчете от 31 июля 2019 года N Б-19-058, не может быть признана достоверной.
Оценив указанное заключение эксперта по правилам статей 82, 84 КАС РФ, суд признал его достоверным и надлежащим доказательством, достаточным для разрешения спора по существу.
При этом суд исходил из того, что заключение судебной экспертизы от 21 мая 2020 года N 797/ДПО подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, имеющим достаточный профессиональный стаж и квалификацию для данной деятельности, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности. Экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" N 73-ФЗ.
Таким образом, судом установлено, что отчет об оценке 31 июля 2019 года N Б-19-058, составленный ООО "Бизнес ОКС", не соответствует действующему законодательству об оценочной деятельности.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания оспариваемого решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю незаконным и об удовлетворении заявленных в административном иске требований.
Суд апелляционной инстанции находит указанный вывод законным и обоснованным.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" полномочия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав переданы территориальным органам Росреестра. В данном случае это Управление Росреестра по Крснодарскому краю.
Согласно пункту 1 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся, в том числе, дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, к которым отнесены сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 16 декабря 2015 года N 943 утвержден порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости. В соответствии с пунктом 25 Порядка N 943 в сведениях о кадастровой стоимости земельного участка указываются, в том числе, кадастровая стоимость объекта недвижимости и дата ее утверждения.
Согласно частям 3, 4 статьи 3 Закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 года N 457, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на ведение Единого государственного реестра недвижимости, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно возложил на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю и Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю обязанность внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости сведения в отношении земельного участка с кадастровым номером N путем исключения (аннулирования) установленной решением Комиссии от 22 августа 2019 года N 17/19 и восстановления в Едином государственном реестре недвижимости сведений в отношении кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере 4 056 557, 31 рублей.
Суд первой инстанции, разрешая спор, верно применил положения федерального законодательства, установилобстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения административного иска.
В остальном доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции и не могут быть признаны состоятельными, поскольку сводятся по существу к иной оценке установленных по делу обстоятельств, представленных доказательств.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ безусловных оснований для отмены решения суда не установлено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
решение Краснодарского краевого суда от 31 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев с момента вынесения определения.
Судья Ю.А. Печурина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.