Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Стандарту по проведению аудита в сфере закупок
Направления и вопросы аудита в сфере закупок
N п/п |
Вопросы аудита |
Нормативно-правовое регулирование |
Основные нарушения |
Примечания, комментарии |
1. Организация закупок | ||||
1.1 |
Проверить наличие и порядок формирования контрактной службы (назначения контрактных управляющих) |
Статьи 38, 112 Закона N 44-ФЗ, приказ Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. N 631 |
Отсутствует контрактная служба либо контрактный управляющий. Контрактная служба создана с нарушением установленного Законом N 44-ФЗ срока (позже 31.03.2014). Положение (регламент) о контрактной службе отсутствует или не соответствует Типовому положению (регламенту), Закону N 44-ФЗ, в частности: 1) не определено, каким из двух способов (создание отдельного структурного подразделения или утверждение постоянного состава, без образования структурного подразделения) создана контрактная служба; 2) контрактную службу возглавляет лицо, не являющееся заместителем руководителя заказчика; 3) функции и полномочия контрактной службы не соответствуют функционалу, предусмотренному типовым положением (регламентом) |
Заказчик создает контрактную службу в случае, если совокупный годовой объем закупок в соответствии с планом-графиком превышает 100 млн. рублей |
1.2 |
Проверить наличие и порядок формирования комиссии (комиссий) по осуществлению закупок |
Статья 39 Закона N 44-ФЗ |
Отсутствует комиссия (комиссии) по осуществлению закупок, внутренний документ о составе комиссии и порядке ее работы. Состав комиссии не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ, в частности: 1) число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии составляет менее 5 человек, число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений - менее 3 человек; 2) в составе комиссии преимущественно отсутствуют лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лица, обладающие специальными знаниями, относящимися к объекту закупки; 3) членами комиссии являются лица, перечисленные в части 6 статьи 39 Закона N 44-ФЗ |
|
1.3 |
Проверить порядок выбора и функционал специализированной организации |
Статья 40 Закона N 44-ФЗ |
Отсутствует контракт о привлечении специализированной организации для выполнения отдельных функций заказчика. Специализированная организация выполняет функции, относящиеся к исключительному ведению заказчика, а именно: 1) создание комиссии по осуществлению закупок; 2) определение начальной (максимальной) цены контракта; 3) определение предмета и существенных условий контракта; 4) утверждение проекта контракта, конкурсной документации, документации об аукционе; 5) подписание контракта |
Если специализированная организация привлекается |
1.4 |
Проверить порядок организации централизованных закупок |
Статья 26 Закона N 44-ФЗ |
Отсутствует решение о создании (наделении полномочиями) уполномоченного органа (учреждения). В решении о создании (наделении полномочиями) уполномоченного органа отсутствует порядок взаимодействия заказчика и уполномоченного органа (учреждения). Уполномоченный орган (учреждение) выполняет функции, относящиеся к исключительному ведению заказчика, а именно: 1) обоснование закупок; 2) определение условий контракта, в том числе определение начальной (максимальной) цены контракта; 3) подписание контракта |
При наличии |
1.5 |
Проверить порядок организации совместных конкурсов и аукционов |
Статья 25 Закона N 44-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1088 |
Отсутствует соглашение между заказчиками (уполномоченными органами, учреждениями). Соглашение не содержит порядок организации совместных конкурсов и аукционов |
При наличии |
1.6 |
Проверить наличие утвержденных требований к отдельным видам товаров, работ, услуг, в том числе к предельным ценам на них, и (или) нормативных затрат на обеспечение функций заказчиков |
Статья 19 Закона N 44-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации об общих правилах нормирования |
Не утверждены требования к отдельным видам товаров, работ, услуг, в том числе к предельным ценам на них, и (или) нормативные затраты на обеспечение функций заказчиков. Утвержденные требования к отдельным видам товаров, работ, услуг, в том числе к предельным ценам на них, и (или) нормативные затраты на обеспечение функций заказчиков не размещены в единой информационной системе. Утвержденные требования к качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам товаров, работ, услуг приводят к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши |
Для ГРБС |
1.7 |
Оценить организацию и порядок проведения ведомственного контроля в сфере закупок в отношении подведомственных заказчиков |
Статья 100 Закона N 44-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 89 |
Отсутствует регламент проведения ведомственного контроля. Не осуществляются мероприятия по ведомственному контролю в отношении подведомственных заказчиков |
Для ГРБС |
1.8 |
Проверить наличие обязательного общественного обсуждения закупок в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает 1 млрд. рублей (для федеральных заказчиков), в иных случаях (для заказчиков субъектов Российской Федерации и муниципальных заказчиков), установленных законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами |
Статьи 20, 112 Закона N 44-ФЗ, приказ Минэкономразвития России от 10 октября 2013 г. N 578 |
Общественное обсуждение не проводилось. Не соблюдены сроки проведения общественного обсуждения. Отсутствуют протоколы общественного обсуждения (первого и второго этапа) |
Проверяется в обязательном порядке |
2. Планирование закупок | ||||
2.1. План закупок | ||||
2.1.1 |
Проанализировать план закупок, проверить порядок формирования, утверждения и ведения плана закупок, а также порядок его размещения в открытом доступе |
Статья 17 Закона N 44-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2013 г. N 1043 |
Отсутствует план закупок или нарушен срок его утверждения. План закупок (с учетом изменений) не размещен в единой информационной системе или размещен с нарушением установленных сроков (в течение 3 рабочих дней со дня утверждения или изменения плана закупок, за исключением сведений, составляющих государственную тайну). Содержание плана закупок не соответствует установленным требованиям (в частности, отсутствуют: 1) наименование объекта; 2) объем финансового обеспечения; 3) срок осуществления планируемых закупок; 4) обоснование закупки; 5) информация об обязательном общественном обсуждении закупки. Не соблюден порядок утверждения, ведения и внесения изменений в план закупок. В плане закупок отсутствуют осуществленные заказчиком закупки |
План закупок утверждается в течение 10 рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации |
2.2. План-график закупок | ||||
2.2.1 |
Проанализировать план-график закупок, проверить порядок формирования, утверждения и ведения плана- графика закупок, а также порядок его размещения в открытом доступе |
Статья 21 Закона N 44-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2013 г. N 1044, совместный приказ Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. N 544/18н |
Отсутствует план-график закупок или нарушен срок его утверждения. План-график закупок (с учетом изменений) не размещен в единой информационной системе или размещен с нарушением установленных сроков (в течение 3 рабочих дней с даты утверждения или изменения плана-графика, за исключением сведений, составляющих государственную тайну). Содержание плана-графика закупок не соответствует установленным требованиям (в частности, отсутствуют: 1) наименование и описание объекта закупки; 2) количество поставляемого товара (объема, услуги); 3) сроки поставки товара (работ, услуг); 4) начальная (максимальная) цена контракта; 5) цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем); 6) обоснование закупки; 7) размер аванса (если предусмотрена выплата аванса); 8) дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований) и обоснование таких требований; 9) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и обоснование выбора этого способа; 10) размер обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта). Не соблюден порядок ведения и внесения изменений в план-график закупок, в частности: 1) внесение изменений в план-график по каждому объекту закупки осуществлено позднее чем за 10 дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом; 2) в плане-графике закупок отсутствуют осуществляемые заказчиком закупки; 3) план-график закупок не соответствует плану закупок |
План-график разрабатывается ежегодно на один год и утверждается в течение 10 рабочих дней после получения заказчиком объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации). В переходный период (2014 - 2015 годы) планы-графики подлежат размещению на официальном сайте не позднее 1 месяца после принятия закона о бюджете |
2.3. Обоснование закупки | ||||
2.3.1 |
Проверить наличие обоснования закупки |
Статьи 18, 22, 93 Закона N 44-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 13 января 2014 г. N 19, приказ Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. N 567 |
Отсутствует обоснование закупки |
|
2.3.2 |
Обоснование закупки в плане закупок |
Объект закупки, объем финансового обеспечения и срок осуществления планируемых закупок не соответствуют целям осуществления закупки, установленным в статье 13 Закона N 44-ФЗ. Объект закупки сформирован без учета требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций заказчиков |
|
|
2.3.3 |
Обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком в плане- графике закупок |
При обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не соблюдены требования по применению установленных методов определения начальной (максимальной) цены контракта: 1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) - приоритетный метод; 2) нормативный метод; 3) тарифный метод; 4) проектно-сметный метод; 5) затратный метод. При анализе начальных (максимальных) цен контрактов, установленных другими заказчиками на однородные (идентичные) товары, работы, услуги, выявляется превышение начальной (максимальной) цены контракта по сравнению со средними ценами контрактов, установленных другими заказчиками на однородные (идентичные) товары, работы, услуги |
Заказчиком выбираются "подходящие" контракты. Контракты с низкими ценами игнорируются |
|
2.3.4 |
Проверить обоснованность и законность выбора конкурентного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 1) открытый конкурс; 2) конкурс с ограниченным участием; 3) двухэтапный конкурс; 4) аукцион в электронной форме; 5) закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); 6) запрос котировок; 7) запрос предложений |
Статьи 18, 21, 24, 48, 49, 56, 57, 59, 63, 72, 74-76, 82, 83, 84-92 Закона N 44-ФЗ, статья 18 Закона N 135-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1089, распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 октября 2013 г. N 2019-р, распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2013 г. N 1765-р, приказ Минэкономразвития России от 13 сентября 2013 г. N 537 |
Выбранный способ не соответствует Закону N 44-ФЗ, Закону N 135-ФЗ, в частности: 1) объект закупки включен в перечень товаров, работ, услуг, в соответствии с которым заказчик обязан проводить только аукцион в электронной форме; 2) конкурс с ограниченным участием проведен в случаях, не установленных частью 2 статьи 56 Закона N 44-ФЗ, либо не проведен в случае, если закупка должна быть осуществлена путем проведения конкурса с ограниченным участием; 3) двухэтапный конкурс проведен в случаях, не установленных частью 2 статьи 57 Законом N 44-ФЗ; 4) осуществление закупки путем запроса котировок в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 500 тыс. рублей; 5) совокупный годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, превышает 10% объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом- графиком и (или) 100 млн. рублей в год; 6) запрос предложений проведен в случаях, не установленных частью 2 статьи 83 Законом N 44-ФЗ; 7) осуществление закупки финансовой услуги без проведения открытого конкурса или аукциона; 8) применение закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях, не установленных частью 2 статьи 84 Закона N 44-ФЗ (сведения о закупках не относятся к государственной тайне, закупка услуг для обеспечения судей и т. д.); 9) отсутствует согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с контрольным органом |
В случае, если в соответствии с Законом N 44-ФЗ закупка должна быть осуществлена путем проведения аукциона, а фактически была проведена путем проведения конкурса, разницу между минимальным предложением из всех допущенных до участия в конкурсе заявок и ценой заключенного по результатам конкурса контракта можно рассматривать как признак неэффективного использования бюджетных средств. Применяется в случае: 1) если поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации; 2) выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и т. д. При заключении контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно- строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции, энергосервисного контракта, а также в целях создания произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности). За исключением случаев, предусмотренных статьей 82 Закона N 44-ФЗ (запрос котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера проводится без ограничения цены контракта). Для ГРБС |
2.3.5 |
Оценить наличие и достоверность источников информации для определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком |
Статья 22 Закона N 44-ФЗ |
У заказчика отсутствуют документы, подтверждающие обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком. Источники информации, послужившие обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта являются недостоверными, не соответствующими требованиям предмета закупки |
Отсутствуют запросы, ответы, ссылки на сайты. Необходимо установить содержание запросов, проверить неизменность требований, включенных в дальнейшем в документацию, по сравнению с требованиями, указанными в запросе. Необходимо проверять соответствие информации, принятой к расчету цены, и информации, содержащейся в ответах производителей (к расчету принимаются завышенные стоимости, не соответствующие ценам, указанным в ответах на запросы) |
3. Документация (извещение) о закупках | ||||
3.1 |
Проверить документацию (извещение) о закупке на предмет включения требований к участникам закупки, влекущих ограничение конкуренции |
Статья 31 Закона N 44-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1089 |
Документация (извещение) о закупках содержит требования к участникам закупки, не предусмотренные Законом N 44-ФЗ. Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг применены к закупкам товаров, работ, услуг, не входящих в перечень, установленный Правительством Российской Федерации |
Не допускается включение в документацию о закупках следующих требований: к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы); к деловой репутации участника закупки; к наличию у участника производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом |
3.2 |
Проверить документацию (извещение) о закупке на предмет включения требований к объекту закупки, приводящих к ограничению конкуренции |
Ограничение конкуренции по техническим требованиям к объекту закупки, в частности: описание объекта закупки не соответствует установленным правилам (не указаны характеристики, указаны недостоверные характеристики); в состав лота включены товары (работы, услуги), технологически и функционально не связанные с товарами (работами, услугами), поставки (выполнение, оказание) которых являются предметом закупки; требования сформированы под конкретный товар (работу, услугу) или под конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя) (характеристики заданы не круглыми значениями; заданы с избыточной точностью). Документация о закупке содержит ссылки на товарные знаки (без указания "или эквивалент"), знаки обслуживания, фирменные наименования, наименование места происхождения товара или наименование производителя и др. Документация содержит условия, приводящие к ограничению конкуренции (сроки, несоразмерные объему поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг) |
Как правило, много информации содержится в запросах на разъяснения или жалобах в контролирующие органы. Необходимо проанализировать эти запросы и жалобы. Без указания "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком |
|
3.3 |
Проверить наличие признаков ограничения доступа к информации о закупке, приводящей к необоснованному ограничению числа участников закупок |
Документация (извещение) о закупке не размещена в единой информационной системе. Закупки не поддаются поиску в единой информационной системе ( "слепые закупки", в том числе использование латиницы, неправильное написание слов, вместо конкретного наименования товара (томограф, МНН лекарственного препарата) указывается укрупненное наименование товара (медицинское оборудование, лекарственные средства) и т. п.) |
|
|
3.4 |
Проверить соблюдение ряда требований к содержанию документации (извещения) о закупке |
В документации о закупке (конкурс и аукцион) не установлено обеспечение заявки на участие в закупке. В документации о закупке (конкурс и аукцион) не установлено обеспечение исполнения контракта. Размер обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта не соответствует размеру, установленному Закону N 44-ФЗ. Сокращение установленных сроков подачи заявок на участие в закупке |
|
|
3.5 |
Проверить установленный размер авансирования и его обоснованность |
постановление Правительства Российской Федерации о мерах по реализации федерального закона о федеральном бюджете |
Размер авансирования в проекте контракта превышает установленные Правительством Российской Федерации предельные значения |
|
3.6 |
Наличие в контракте обязательных условий, предусмотренных Законом N 44-ФЗ |
В проекте контракта в установленных Законом N 44-ФЗ случаях отсутствуют следующие условия: 1) об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом; 2) указание, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта; 3) условие о порядке и сроках оплаты товара (работы, услуги); 4) о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки; 5) требование обеспечения исполнения контракта; 6) сроки возврата обеспечения исполнения контракта |
При заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 4, 15 и 28 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, требования об ответственности могут не применяться |
|
3.7 |
Проверить порядок оценки заявок, критерии этой оценки |
Статьи 32, 53, 83 Закона N 44-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 |
Применяются не установленные законодательством критерии оценки заявок участников закупки и величины их значимости. Не соблюден установленный Законом N 44-ФЗ порядок оценки заявок участников закупки |
|
3.8 |
Установление преимуществ отдельным участникам закупок: 1) субъекты малого предпринимательства; 2) социально ориентированные некоммерческие организации; 3) учреждения и предприятия уголовно- исполнительной системы; 4) организации инвалидов |
Статьи 28, 29, 30 Закона N 44-ФЗ, приказ Росстата от 18 сентября 2013 г. N 374 |
Отсутствие закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Объем закупок, предусмотренный планом-графиком, у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций составляет менее 15% совокупного годового объема закупок. Отсутствует ежегодный отчет заказчика об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, и (или) он не размещен в единой информационной системе. Начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций превышает 20 млн. рублей. Учреждениям и предприятиям уголовно- исполнительной системы в установленных случаях не предоставлены преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15% (или предоставлены преимущества в большем объеме). Организациям инвалидов в установленных случаях не предоставлены преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15% (или предоставлены преимущества в большем объеме) |
|
4. Заключенный контракт | ||||
4.1 |
Соответствие контракта требованиям, предусмотренным документацией (извещением) о закупке, протоколам закупки, заявке участника закупки |
Контракт не соответствует проекту контракта, предусмотренному документацией (извещением) о закупке. Цена контракта превышает цену контракта, указанную в протоколе закупки. Характеристики объекта закупки, указанные в заявке участника закупки и в контракте, не соответствуют друг другу. Контракт подписан не уполномоченным лицом |
|
|
4.2 |
Проверить соблюдение сроков заключения контрактов |
Не соблюдены сроки заключения контракта по результатам проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений. Заключение контракта ранее даты размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки у единственного поставщика или с нарушением установленного срока |
|
|
4.3 |
Проверить наличие и соответствие законодательству предоставленного обеспечения исполнения контракта |
Статьи 34, 45, 54, 70, 96 Закона N 44-ФЗ, статья 1761 Налогового кодекса Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005 |
Непредоставление или предоставление с нарушением условий (после заключения контракта) заказчику обеспечения исполнения контракта. Отсутствуют документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта. Размер обеспечения исполнения контракта не соответствует размеру, предусмотренному документацией о закупке (меньше). Банковская гарантия не соответствует одному из требований: 1) выдана банком, не включенным в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения; 2) не является безотзывной; 3) не указана сумма банковской гарантии, подлежащая уплате заказчику; 4) не указаны обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией; 5) отсутствует обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1% денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый календарный день просрочки; 6) срок действия банковской гарантии не превышает срока действия контракта более чем на один месяц |
|
5. Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) | ||||
5.1 |
Проверить обоснование и законность выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) |
Статья 93 Закона N |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.