Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания
от 18 мая 2007 г. N А61-417/07-4
(извлечение)
Резолютивная часть решения объявлена 11 мая 2007.
Решение в полном объеме изготовлено 18 мая 2007.
Муниципальное унитарное предприятие "Чермен" (далее - МУП "Чермен") обратилось в суд с заявлением о признании недействительным предписания N 223/301, вынесенного 26.01.2007 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РСО-Алания (далее - Управление) об устранении выявленных нарушений при проведении работ по геологическому изучению, использованию и охране недр, а также соблюдению условий лицензии на пользование недрами.
В судебном заседании руководитель предприятия поддержал заявленные требования, ссылаясь на то, что Управление не наделено полномочиями по проведению контрольных мероприятий, так как участок недр относится к землям местного значения. С выявленными нарушениями предприятие согласно, однако в указанные Управлением сроки они исправлены не могут быть.
Третье лицо в письменном отзыве и его представитель в судебном заседании считал, что требования ГУП "Чермен" обоснованы в связи с отсутствием у Управления полномочий по контролю.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Дело рассмотрено судом в порядке части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд считает, что требования подлежат частичному удовлетворению на основании следующего.
Из материалов дела следует, что Управлением 25.01.2007 проведена внеплановая контрольная проверка соблюдения МУП "Чермен" обязательных требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.
По результатам проверки был составлен акт от 26.01.2007 N 223/301, в котором указано на то, что МУП "Чермен" осуществляет добычу полезного ископаемого на Южном участке Кантышевского-2 месторождения строительного песка на основании лицензии на право пользования недрами ВПК N 15005 ТР от 24.08.2005.
Проверяющими было выявлено, что МУП "Чермен" не выполнило условия лицензионного соглашения к указанной лицензии, так как геолого-разведочные работы на лицензируемом участке не ведутся; работы по добыче и разработке ПГС ведутся при отсутствии технического проекта ведения работ (пункт 2.4 лицензионного соглашения); отсутствует положительное заключение Государственной экологической экспертизы на технический проект ведения работ; отсутствует проект рекультивации нарушенных земель при ведении работ на лицензируемом участке; отсутствует оформленный горный отвод на лицензированный участок недр.
Управление на основании акта проверки 26.01.2007 выдало МУП "Чермен" предписание N 223/301, в котором, указав все вышеизложенные в акте нарушения, установило предприятию сроки исполнения предписания, а именно:
= до 01.07.2007 - обеспечить выполнение условия лицензионного соглашения к лицензии о проведении геологоразведочных работ по оценке запасов песка и утверждении запасов в РКЗ по РСО-Алания;
= до 01.03.2007 - разработать технический проект ведения работ на участке; представить в Геоэкологическую экспертизу технический проект ведения работ; разработать проект рекультивации нарушенных земель при ведении работ на лицензируемом участке, возвращаемых после завершения добычных работ для дальнейшего использования; оформит горный отвод на лицензированный участок недр.
Из пояснений представителя заявителя следует, что предписание N 223/301 от 26.01.2007 оспаривается только по одному основанию - Управление не имело прав по проведению мероприятий по государственному геологическому контролю за общераспространенными полезными ископаемыми, так как Управление является федеральным ведомством, а предприятие пользуется участками недр, имеющими местное значение. С указанными в акте и предписании нарушениями предприятие согласно, однако сроки, указанные Управлением в документе нереальны для исполнения.
Суд считает несостоятельными доводы заявителя об отсутствии у Управления полномочий по проведению таких контрольных мероприятий в связи со следующим.
Положением о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2005 N 293, установлен порядок проведения государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр и определены органы, осуществляющие такой контроль, их полномочия, права, обязанности и порядок работы.
В силу пункта 3 указанного Положения N 293 государственный геологический контроль осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами во взаимодействии с иными контрольными органами, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пункт 4 Положения N 293 о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр устанавливает, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет государственный геологический контроль по вопросам: соблюдения недропользователями требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; выполнения условий недропользования, содержащихся в лицензиях на пользование участками недр.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет государственный геологический контроль по следующим вопросам, в том числе по выполнению условий недропользования, содержащихся в лицензиях на пользование участками недр.
Согласно пункту 5.1.3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.10.2006 N 620 и от 20.12.2006 N 780), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
= пункт 5.1. - контроль и надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; выполнения условий недропользования, содержащихся в лицензиях на пользование участками недр.
Из вышеизложенного следует, что действующим законодательством не установлены какие-либо исключения или запреты для Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по проведению контрольных мероприятий, касающихся соблюдения лицензиатами лицензионных требований по участкам недр, относящихся как к землям и участкам местного значения, так и к любым иным.
В силу пункта 12 Положения N 293 государственные инспекторы, осуществляющие государственный геологический контроль, имеют право: проверять в установленном порядке соблюдение требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, при выполнении работ по геологическому изучению и использованию недр, а также документы, являющиеся объектом мероприятий по контролю и относящиеся к предмету проверки; давать пользователям недр предписания по устранению выявленных нарушений при проведении работ по геологическому изучению, использованию и охране недр, а также по соблюдению условий лицензии на пользование участками недр.
Таким образом, Управление полномочно было проводить данную проверку и вынести в отношении МУП "Чермен" предписание, а потому предписание N 223/301 от 26.01.2007 в этой части является законным и обоснованным.
Однако, суд считает правильными выводы предприятия об установлении Управлением нереальных сроков исполнения предписания по пунктам 2-5, что не оспаривалось ответчиком в судебных заседаниях.
На день вынесения решения стороны разрешили разногласия, связанные с уточнением сроков исполнения предписания, что подтверждается заявлением МУП "Чермен" от 03.04.2007 N 4 и письмом Управления от 03.04.2007 N 112/272, согласно которым сроки исполнения пунктов 2-5 предписания перенесены на 01.07.2007.
На основании изложенного суд считает, что предписание Управления Росприроднадзора по РСО-Алания от 26.01.2007 N 223/301 является недействительным в части указания в пунктах 2-5 сроков исполнения - 01.03.2007.
Госпошлина в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в сумме 2.000 руб. должна быть поровну распределена между сторонами.
Так как ответчик от уплаты госпошлины освобожден, то госпошлина в доход бюджета РФ подлежит взысканию только с МУП "Чермен" в сумме 1.000 руб.
Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд решил:
Признать недействительным предписание N 223/301, принятое 26.01.2007 Управлением федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по РСО-Алания в части установления для Муниципального унитарного предприятия "Чермен" сроков его исполнения по пунктам 2-5 до 01.03.2007.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия "Чермен" в доход бюджета РФ госпошлину в сумме 1.000руб.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 18 мая 2007 г. N А61-417/07-4 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Республики Северная Осетия-Алания по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело