Судья Санкт-Петербургского городского суда Попова Е.И., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства 04 марта 2021 года административный материал N9а-63/2021 по частной жалобе Афиногенова Дмитрия Владимировича, Лелекина Константина Алексеевича, Сергеева Дмитрия Владимировича на определение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 13 января 2021 года о возвращении административного искового заявления Афиногенова Дмитрия Владимировича, Лелекина Константина Алексеевича, Сергеева Дмитрия Владимировича к Комитету по культуре Ленинградской области о признании незаконным приказа от 08 сентября 2020 года N01-03/20-244 "Об отказе во включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия - "Здания вокзала железнодорожной станции Токсово" по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г.п. Токсово, Привокзальная площадь, в Перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Ленинградской области", УСТАНОВИЛА:
Лелекин К.А, Афиногенов Д.В, Сергеев Д.В. обратились в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Комитету по культуре Ленинградской области, в котором просят признать незаконным и не влекущим правовых последствий с момента издания приказа от 08 сентября 2020 года N01-03/20-244 "Об отказе во включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия - "Здания вокзала железнодорожной станции Токсово" по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г.п. Токсово, Привокзальная площадь, в Перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Ленинградской области", а также обязать административного ответчика включить Здание вокзала железнодорожной станции Токсово в Перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Ленинградской области.
Определением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 13 января 2021 года, административное исковое заявлением Афиногенова Дмитрия Владимировича, Лелекина Константина Алексеевича, Сергеева Дмитрия Владимировича возвращено в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с неподсудностью дела Калининскому районному суду Санкт-Петербурга.
Полагая определение суда от 13 января 2021 года незаконным, Афиногенов Д.В, Лелекин К.А. и Сергеев Д.В. подали на него частную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене определения суда как незаконного, принятого с нарушением судом норм процессуального права. В обоснование доводов частной жалобы апеллянты указывают, что оспариваемое распоряжение не является нормативно-правовым актом и подлежит рассмотрению в Калининском районном суде Санкт-Петербурга по месту жительства двух административных истцов.
Согласно части 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение частной жалобы осуществляется по правилам, установленным главой 34 настоящего Кодекса, без проведения судебного заседания в сроки, установленные статьей 305 настоящего Кодекса.
Обстоятельств, предусмотренных частью 3 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для вызова лиц участвующих в деле, в суд апелляционной инстанции, рассмотрения частной жалобы в судебном заседании, не установлено.
Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы, судья апелляционной инстанции приходит к следующему.
Возвращая административное исковое заявление, суд первой инстанции указал на то, что оспариваемый приказ, исходя из его содержания и процедуры принятия, является нормативным правовым актом, в связи с чем, административное исковое заявление подлежит рассмотрению Ленинградским областным судом в качестве суда первой инстанции.
Данный вывод суда первой инстанции судья апелляционной инстанции находит обоснованным в силу следующего.
Из статьи 46 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 19 (часть 1), 47 (часть 1) и 123 (часть 3), устанавливающими принцип равенства всех перед законом и судом, право каждого на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, и принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, следует, что право на судебную защиту - это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты в форме восстановления нарушенных прав и свобод в соответствии с законодательно закрепленными критериями, которые в нормативной форме (в виде общего правила) предопределяют, в каком суде и в какой процедуре подлежит рассмотрению конкретное дело, что позволяет суду (судье), сторонам, другим участникам процесса, а также иным заинтересованным лицам избежать правовой неопределенности в этом вопросе.
Одним из важных факторов, определяющих эффективность восстановления нарушенных прав, является своевременность защиты прав участвующих в деле лиц. Это означает, что устанавливаемые федеральным законодателем институциональные и процедурные условия осуществления процессуальных прав должны отвечать требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств судебной защиты и тем самым обеспечивать справедливость судебного решения, без чего недостижим баланс публично-правовых и частноправовых интересов (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 марта 1998 года N 9-П, от 17 ноября 2005 года N 11-П, от 26 декабря 2005 года N 14-П, от 20 февраля 2006 года N 1-П, от 25 марта 2008 года N 6-П, от 19 июля 2011 года N 17-П, от 1 марта 2012 года N 5-П и др.).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.
Главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено порядок производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствам.
В силу пункта 2 части 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если дело неподсудно данному суду.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 2 Постановления от 25 декабря 2018 года N50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", существенным признаком, характеризующим нормативный правовой акт, является наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В соответствии со статьей 44 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на доступ к культурным ценностям, обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Правоотношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регламентированы Федеральным законом от 25 июня 2002 года N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Под предметом охраны объекта культурного наследия понимается описание особенностей объекта, являющихся основаниями для включения его в реестр и подлежащих обязательному сохранению (подпункт 6 пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 25 июня 2002 года N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
С предметом охраны объекта культурного наследия непосредственно связана и государственная охрана такого объекта.
В частности, согласно подпунктам 5 и 10 пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя установление предмета охраны и законодательное закрепление ответственности за осуществление действий, повлекших изменение предмета охраны.
Объект культурного наследия имеет исторические и культурные особенности (предмет охраны), которые обусловливают его особую защиту, обеспечиваемую как за счет ограничительных законодательных требований, связанных с функционированием данных объектов и прилегающей к ним территории (данные требования содержатся в том числе в подпункте 1 пункта 1 статьи 5.1 и статье 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", так и за счет законодательных требований, непосредственно направленных на проведение работ по сохранению этих объектов, включая их консервацию, ремонт, реставрацию и приспособление для современного использования (данные требования указаны, в частности, в статьях 44 и 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
Принятие органом охраны объектов культурного наследия решения с учетом выводов государственной историко-культурной экспертизы о включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (долее - Реестр) выявленного объекта культурного наследия либо об отказе в его включении является инструментом, направленным на формирование перечня объектов культурного наследия Российской Федерации, сохранность которых обеспечивается указанными нормами законодательства.
Тем самым, отказ во включение в Реестр, как и включение в него, связано с приданием объекту соответствующего статуса, который затрагивает права неопределенного круга лиц, как обладателей обязанности по сохранению культурных ценностей и права на доступ к ним.
Пункты 1 и 2 оспариваемо приказа устанавливают для Здания вокзала железнодорожной станции Токсово" по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г.п. Токсово, Привокзальная площадь, соответствующий правовой статус, подтверждающий отсутствие у него в силу экспертного заключения историко-культурной ценности, а также оснований для включения в Реестр.
Указанные положения приказа содержат статутные (общезакрепительные) нормы (то есть нормы, которые фиксируют в обобщенном виде определенные состояния общественных отношений), которые хотя и не содержат прямых требований к поведению лиц, однако устанавливают правовой статус соответствующего предмета правового регулирования (объектов недвижимости), являющийся обязательным для неопределенного круга лиц и рассчитанный на постоянное применение.
Тем самым, Приказ от 08 сентября 2020 года N01-03/20-244 "Об отказе во включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия - "Здания вокзала железнодорожной станции Токсово" по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г.п. Токсово, Привокзальная площадь, в Перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Ленинградской области" закрепляет факт отсутствия у здания историко-культурной ценности и формирует правило поведения, адресованное неопределенному кругу лиц и рассчитанное на неоднократное применение, при обязательном соблюдении которого исключается возможность повторного выявления данного здания в качестве объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, и повторные исследовательские работы в отношении него.
Таким образом, указанный Приказ является нормативным правовым актом, изданным для регулирования правоотношений, возникающих при проведении работы по выявлению объектов культурного наследия и их включению в Реестр, который может быть оспорен в судебном порядке, в том числе по порядку его принятия.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что возникший между сторонами спор подлежит рассмотрению в Ленинградском областном суде, является верным, поскольку в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований рассматривают в качестве суда первой инстанции верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел, что неразрывно связано с соблюдением требований того же кодекса к форме и содержанию административного иска, которые носят императивный характер и не содержат исключений для каких-либо категорий лиц, обращающихся в суд в административном порядке.
Необходимо констатировать, что доводы, приведенные в частной жалобе, лишены бесспорных правовых аргументов, не опровергают установленные по делу обстоятельства, не могут повлиять на правильность применения судом первой инстанции норм процессуального права.
Доводы частной жалобы, выводов суда, изложенных в оспариваемом определении, не опровергают, в связи с чем, основаниями к его отмене являться не могут.
Руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья апелляционной инстанции, ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Калининского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 13 января 2021 года, оставить без изменений, частную жалобу Афиногенова Дмитрия Владимировича, Лелекина Константина Алексеевича, Сергеева Дмитрия Владимировича - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через Калининский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.