Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В, судей Власенко И.Г, Старовойт Р.К, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уларовой Марии Андреевны к Якутской городской Думе о взыскании материального стимулирования за 2018 год
по кассационной жалобе Якутской городской Думы на апелляционное определение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 31 августа 2020 года.
Заслушав доклад судьи Власенко И.Г, выслушав представителя Якутской городской Думы Попова А.А, представителя истца Лебедеву Е.Г, судебная коллегия
установила:
Уларова М.А. обратилась в суд с иском о взыскании материального стимулирования за 2018 год.
В обоснование требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ на основании трудового договора N замещала должность главного специалиста отдела правового управления по кадрам Якутской городской Думы. Распоряжением Думы от ДД.ММ.ГГГГ уволена по п.3 ч.1 ст. 77 ТК РФ. По условиям трудового договора ей устанавлены стимулирующие и компенсационные выплаты (доплаты, надбавки, премии и т.п.) в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и решением Якутской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении порядка оплаты труда работников органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета "адрес" " "адрес"". ДД.ММ.ГГГГ в кадровую службу Якутской городской Думы передана матрица показателей работника для утверждения и дальнейшей подготовки распоряжения о материальном стимулировании. Вопреки установленному Порядку, сумма материального стимулирования за отработанный отчетный период 2018 год ей не выплачена. Просила обязать Якутскую городскую Думу выплатить сумму материального стимулирования за 2018 год, взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере 50 000 руб.
Представитель истца в суде поддержала исковые требования.
Представитель ответчика в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований, заявила о пропуске срока на обращение в суд.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2020 года решение суда отменено, принято новое решение, которым за Уларовой М.А. признано право на материальное стимулирование по итогам 2018 года.
В кассационной жалобе Якутская городская Дума, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить постановление суда апелляционной инстанции.
В соответствии с ч.1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
В соответствии с ч.1 ст. 129 ТК РФ под заработной платой работника понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективными договорами или правилами внутреннего распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
Системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права.
Согласно ч. 2 ст. 22 ФЗ от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 18 Закон Республики Саха (Якутия) от 11.07.2007 480-3 N 975 "О муниципальной службе в Республике Саха (Якутия)" оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего, ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом Республики Саха (Якутия).
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия).
Из материалов дела и судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между сторонами заключен трудовой договор N, в соответствии с которым Уларова М.А. принят на должность главного специалиста отдела правового управления по кадрам Якутской городской Думы.
Распоряжением председателя Якутской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ истец уволена по п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ.
Из материалов дела следует, что в отношении Уларовой М.А. была составлена матрица показателей эффективной работы за 2018 год.
Распоряжением председателя Якутской городской Думы N от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список о материальной стимулировании работников аппарата Думы за 2018 год, в котором истец отсутствует.
Основанием к отказу в выплате мер материального стимулирования за 2018 год, согласно представленной в дело переписки, являлось увольнение истца в 2019 году.
В соответствии с пп. 3 п. 1.4 Положения о порядке премирования работников органов местного самоуправления городского округа "город Якутск" (приложение N), утвержденного Решением Якутской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N N, единовременные премии по результатам выполнения показателей эффективности деятельности за год при наличии экономии фонда оплаты труда являются одним из видов премий.
ДД.ММ.ГГГГ дополнительно к действующим локальным нормативным актам, регулирующими вопросы оплаты труда распоряжением председателя Якутской городской Думой N утвержден Порядок материального стимулирования в Якутской городской Думе.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции исходил из пропуска истцом срока на обращение в суд и положений абз. 2 п. 1.3 Порядка материального стимулирования, согласно которому материальное стимулирование, предусмотренное настоящим Порядком, не входит в состав денежного содержания (оплаты труда) работников Якутской городской Думы, в связи с чем является правом, а не обязанностью работодателя.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда, указав следующее.
В соответствии со ст. 392 ТК РФ срок для разрешения трудового спора о выплате заработной платы и иных выплат составляет один год.
В соответствии с п.3.1 Порядком материального стимулирования в Якутской городской Думе, утвержденным распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ N оценка эффективности работников в целях определения права на материально стимулирование производится по результатам деятельности за отчетный период в первом полугодии года, следующего за отчетным.
Исковое заявление поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжение о выплате материального стимулирования утверждено ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем вывод суда первой инстанции о пропуске срока на обращение в суд признан незаконным.
Разрешая требования в части права Уларовой М.А. на меры материального стимулирования, суд апелляционной инстанции, не отрицая право органов местного самоуправления самостоятельно определять порядок и условия материального стимулирования, исходил из того, что после утверждения такого порядка, он становится обязательным для всех участников трудовых отношений.
Разделом 5 Порядка материального стимулирования предусмотрены основания на основании которых материальное стимулирование не выплачивается: при несоблюдении ограничений и запретов, связанных с прохождением муниципальной службы, в случае не предоставления работником отчета по выполнению матрицы показателей, оформленной в установленном порядке.
Таких оснований судом апелляционной инстанции не установлено и материалы дела не содержат.
Ссылка в жалобе на пункт 5.2 Порядка, согласно которому при увольнении работника материальное стимулирование ему не выплачивается обоснованно отклонена судом апелляционной инстанции, поскольку указанный пункт был внесен в Порядок на основании распоряжения Председателя Думы 16 мая 2019 года, после истечения 2018 года и прекращения трудовых отношений с истцом.
Приведенные в кассационной жалобе доводы сводятся к возражениям в отношении вышеуказанных выводов суда и основанием к отмене судебных постановлений не являются.
Существенных нарушений норм материального и процессуального
права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, при рассмотрении дела судом не допущено.
Руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 31 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу- без удостоверения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.