Первый апелляционный суд общей юрисдикции в составе:
судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции Синьковской Л.Г, рассмотрев без проведения судебного заседания частную жалобу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Воронежской области на определение Воронежского областного суда от 24 декабря 2020 года о взыскании судебных расходов по административному делу N 3а-362/2020 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Грибановский сахарный завод", заменённого в порядке процессуального правопреемства обществом с ограниченной ответственностью "Юго-Восточная агрогруппа", об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, установил:
ООО "Грибановский сахарный завод" обратилось в Воронежский областной суд с административным иском к Правительству Воронежской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Воронежской области, в котором просило установить кадастровую стоимость принадлежащих ему на праве собственности земельных участков равной их рыночной стоимости.
Определением Воронежского областного суда от 25 ноября 2020 года по административному делу произведена замена на стороне административного истца с ООО "Грибановский сахарный завод" на ООО "Юго-Восточная агрогруппа".
Во исполнение определения Воронежского областного суда от 22 июня 2020 года о назначении по делу судебной оценочной экспертизы 30 июля 2020 года в адрес суда поступило заключение эксперта N "данные изъяты" от 29 июля 2020 года ФБУ "Воронежский региональный центр судебной экспертизы" Министерства юстиции Российской Федерации.
Решением Воронежского областного суда от 13 октября 2020 года, с учётом определения того же суда об исправлении описки от 24 декабря 2020 года, административный иск удовлетворён, кадастровая стоимость спорных земельных участков установлена равной их рыночной стоимости в размере:
1) земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2015 года - 4 900 000 рублей; 2) земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - 2 235 000 рублей; 3) земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - 8 106 000 рублей; 4) земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - 2 420 000 рублей; 5) земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - 3 021 000 рублей; 6) земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - 2 486 000 рублей; 7) земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - 4 049 000 рублей; 8) земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - 3 123 000 рублей; 9) земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - 2 774 000 рублей; 10) земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - 4 309 000 рублей; 11) земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - 3 182 000 рублей; 12) земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - 2 576 000 рублей; 13) земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - 2 178 000 рублей; 14) земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - 2 641 000 рублей; 15) земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - 2 319 000 рублей; 16) земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - 2 637 000 рублей; 17) земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - 1 846 000 рублей; 18) земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - 2 264 000 рублей; 19) земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" 2 153 000 рублей; 20) земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - 4 261 000 рублей; 21) земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - 2 963 000 рублей; 22) земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - 3 140 000 рублей; 23) земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 3 139 000 рублей; 24) земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - 2 886 000 рублей; 25) земельного участка с
кадастровым номером "данные изъяты" - 9 439 000 рублей; 26) земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - 5 080 000 рублей; 27) земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - 6 372 000 рублей; 28) земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - 3 026 000 рублей; 29) земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - 3 731 000 рублей; 30) земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - 2 119 000 рублей; 31) земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - 2 474 000 рублей; 32) земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - 3 757 000 рублей; 33) земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - 3 069 000 рублей; 34) земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - 2 154 000 рублей; 35) земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" 2 165 000 рублей; 36) земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - 2 293 000 рублей; 37) земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - 1 835 000 рублей; 38) земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - 1 868 000 рублей; 39) земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - 6 529 000 рублей; 40) земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 13 января 2015 года - 20 111 000 рублей; 41) земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 23 ноября 2017 года - 18 914 130 рублей; 42) земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 21 декабря 2017 года - 34 377 540 рублей; 43) земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 18 февраля 2016 года - 15 993 720 рублей; 44) земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 23 мая 2019 года - 45 734 880 рублей; 45) земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 28 августа 2015 года - 8 946 000 рублей; 46) земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 17 февраля 2016 года - 1 106
954 рублей; 47) земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 5 марта 2018 года - 10 571 031 рублей; 48) земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 22 мая 2017 года - 14 085 053 рублей; 49) земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 27 декабря 2017 года - 18 616 715 рублей; 50) земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 30 мая 2017 года - 9 379 000 рублей; 51) земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 5 ноября 2019 года - 44 866 070 рублей.
Решение суда в апелляционном порядке не обжаловалось.
30 июля 2020 года от начальника ФБУ "Воронежский региональный центр судебной экспертизы" Министерства юстиции Российской Федерации поступило заявление о взыскании расходов на проведение судебной оценочной экспертизы в размере 547 641 рубль.
Определением Воронежского областного суда от 24 декабря 2020 года с Правительства Воронежской области в пользу ФБУ "Воронежский региональный центр судебной экспертизы" Министерства юстиции Российской Федерации взысканы расходы за проведение судебной оценочной экспертизы в размере "данные изъяты" рубля, с ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Воронежской области в пользу ФБУ "Воронежский региональный центр судебной экспертизы" Министерства юстиции Российской Федерации взысканы расходы за проведение судебной оценочной экспертизы в размере "данные изъяты" рублей.
Не согласившись с данным определением, представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Воронежской области Худобина Г.О. 19 января 2021 года обратилась в суд с частной жалобой, в которой просит отменить определение суда в части взыскания с Учреждения судебных расходов в размере "данные изъяты" рублей.
В обоснование указывает, что ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Воронежской области не является органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, а лишь осуществляет функции по определению кадастровой стоимости.
Исходя из положений частей 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение судом частной жалобы на определение суда первой инстанции в апелляционном порядке осуществляется судьёй единолично, по правилам, установленным главой 34 названного Кодекса, без проведения судебного заседания.
Изучив изложенные в частной жалобе доводы, проверив материалы административного дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов административного дела, согласно выпискам из Единого государственно реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости (л.д. 35-85 т. 1) кадастровая стоимость тридцати девяти земельных участков утверждена постановлением правительства Воронежской области от 31 октября 2016 года N 827 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Воронежской области" по состоянию на 1 января 2015 года в размере:
- с кадастровым номером "данные изъяты"
- с кадастровым номером "данные изъяты"
- с кадастровым номером "данные изъяты"
- с кадастровым номером "данные изъяты"
- с кадастровым номером "данные изъяты"
- с кадастровым номером "данные изъяты"
- с кадастровым номером "данные изъяты"
- с кадастровым номером "данные изъяты"
- с кадастровым номером "данные изъяты", - с кадастровым номером "данные изъяты"
- с кадастровым номером "данные изъяты"
- с кадастровым номером "данные изъяты"
- с кадастровым номером "данные изъяты"
- с кадастровым номером "данные изъяты"
- с кадастровым номером "данные изъяты"
- с кадастровым номером "данные изъяты"
- с кадастровым номером "данные изъяты"
- с кадастровым номером "данные изъяты"
- с кадастровым номером "данные изъяты"
- с кадастровым номером "данные изъяты"
- с кадастровым номером "данные изъяты"
- с кадастровым номером "данные изъяты"
- с кадастровым номером "данные изъяты"
- с кадастровым номером "данные изъяты"
- с кадастровым номером "данные изъяты", - с кадастровым номером "данные изъяты"
- с кадастровым номером "данные изъяты"
- с кадастровым номером "данные изъяты"
- с кадастровым номером "данные изъяты", - с кадастровым номером "данные изъяты"
- с кадастровым номером "данные изъяты", - с кадастровым номером "данные изъяты"
- с кадастровым номером "данные изъяты"
- с кадастровым номером "данные изъяты"
- с кадастровым номером "данные изъяты"
- с кадастровым номером "данные изъяты"
- с кадастровым номером "данные изъяты", - с кадастровым номером "данные изъяты"
- с кадастровым номером "данные изъяты"
Согласно пояснениям ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Воронежской области N 04-230/суд от 16 июня 2020 года кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" определена на основании удельных показателей кадастровой стоимости, утверждённых постановлением правительства Воронежской области от 31 октября 2016 года N 827, согласно пункту 2.4 приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 12 августа 2006 года N 222 "Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка" и составила:
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 13 января 2015 года - "данные изъяты" копейки, сведения о кадастровой стоимости объекта внесены в государственный кадастр недвижимости 17 ноября 2017 года;
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 18 февраля 2016 года - "данные изъяты", сведения о кадастровой стоимости объекта внесены в государственный кадастр недвижимости 18 января 2017 года;
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" состоянию на 28 августа 2015 года - "данные изъяты", сведения о кадастровой стоимости объекта внесены в государственный кадастр недвижимости 17 ноября 2017 года;
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 17 февраля 2016 года - "данные изъяты", сведения о кадастровой стоимости объекта внесены в государственный кадастр недвижимости 17 ноября 2017 года.
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" определялась в соответствии с пунктом 2.2 приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 12 августа 2006 года N 222 "Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка" и составила:
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 27 декабря 2017 года - "данные изъяты", сведения о кадастровой стоимости объекта внесены в государственный кадастр недвижимости 11 января 2018 года;
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 5 ноября 2019 года - "данные изъяты", сведения о кадастровой стоимости объекта внесены в государственный кадастр недвижимости 6 ноября 2019 года.
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" определялась в соответствии с пунктом 2.1.18 Методических указаний, утверждённых приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года N 222, и составила:
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 23 ноября 2017 года - "данные изъяты", сведения о кадастровой стоимости объекта внесены в государственный кадастр недвижимости 24 ноября 2017 года;
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 21 декабря 2017 года - "данные изъяты", сведения о кадастровой стоимости объекта внесены в государственный кадастр недвижимости 21 декабря 2017 года;
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" состоянию на 5 марта 2018 года - "данные изъяты", сведения о кадастровой стоимости объекта внесены в государственный кадастр недвижимости 5 марта 2018 года;
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 30 мая 2017 года - "данные изъяты", сведения о кадастровой стоимости объекта внесены в государственный кадастр недвижимости 31 мая 2017 года;
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 22 мая 2017 года - "данные изъяты", сведения о кадастровой стоимости объекта внесены в государственный кадастр недвижимости 5 декабря 2017 года.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" определялась в соответствии с пунктом 23 Приказа Минэкономразвития России от 24 сентября 2018 года N 514 "Об утверждении Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости" и составила по состоянию на 23 мая 2019 года 104 228 418 рублей 24 копейки.
Определяя надлежащее лицо, с которого подлежат взысканию понесённые по данному административному делу расходы по установлению рыночной стоимости тридцати девяти земельных участков с кадастровыми номерами 36 "данные изъяты" суд первой инстанции правильно исходил из того, что таким органом является Правительство Воронежской области.
В указанной части определение суда по доводам частной жалобы не оспаривается.
Определяя надлежащее лицо, с которого подлежат взысканию понесённые по административному делу расходы по установлению рыночной стоимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" суд первой инстанции исходил из того, что таким органом является ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Воронежской области.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Порядок возмещения судебных расходов по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости урегулирован главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснён постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" (далее - Постановление N 1) и пунктом 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление N 28).
Как разъяснено в пункте 7 Постановления N 28, административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, заинтересованным лицом (административным ответчиком) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости (абзац второй пункта 31 Постановления N 28).
Статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтённых объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтённых объектов недвижимости, ранее учтённых объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Пунктом 1.1 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учёта ранее не учтённых объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтённых объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утверждённого Приказом Минэкономразвития России от 18 марта 2011 года N 113, установлено, что в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлён государственный кадастровый учёт ранее не учтённых земельных участков и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик земельных участков, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, определение кадастровой стоимости таких земельных участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка, утверждёнными Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года N 222.
Согласно пункту 1.4 указанных методических указаний результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков, который утверждается руководителем соответствующего отдела или филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Приказ Минэкономразвития России от 18 марта 2011 года N 113 и приказ Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года N 222 утратили силу в связи с изданием приказа Минэкономразвития России от 24 сентября 2018 года N 514 "Об утверждении Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учёта ранее не учтённых объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтённых объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости", которым был утверждён новый Порядок.
В соответствии с пунктом 2 Порядка, утверждённого данным приказом (далее - Порядок), определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящего Порядка (далее- определение кадастровой стоимости), осуществляется уполномоченными лицами территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному кадастровому учёту и государственной регистрации прав, или в случае принятия решения таким органом о наделении полномочиями по определению кадастровой стоимости в соответствии с частью 3 статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" - уполномоченными лицами подведомственного такому органу бюджетного учреждения в течение 10 рабочих дней с момента возникновения основания определения кадастровой стоимости.
Согласно пункту 3 Порядка результаты определения кадастровой стоимости отражаются в акте определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, содержащем сведения в объёме, предусмотренном статьей 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", который утверждается уполномоченным лицом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12 мая 2015 года N П/210 федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтённых объектов недвижимости, ранее учтённых объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Исходя из приведённого выше правового регулирования, с учётом особенностей правоотношений, связанных с оспариванием кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Воронежской области является органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, следовательно, лицом ответственным за возмещение судебных расходов, понесённых в рамках административного дела в отношении земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты"
Согласно правовым позициям, изложенным Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Н.Б. Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр" возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, и на основании того судебного акта, которым спор разрешён по существу; при этом процессуальное законодательство исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования; данный вывод, в свою очередь, непосредственно связан с содержащимся в резолютивной части судебного решения выводом о том, подлежит ли иск удовлетворению, поскольку только удовлетворение судом требования подтверждает правомерность принудительной реализации его через суд и влечёт восстановление нарушенных прав и свобод, что в силу статей 19 (часть 1) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации и приводит к необходимости возмещения судебных расходов. Возложение на самих налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.
При решении вопросов о распределении судебных расходов по указанной категории дел не исключается учёт того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости её расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, следовательно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
При этом, в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 1555-О разъяснено, что нарушение прав лица суд может установить как при доказанном отступлении от правил кадастровой оценки объекта недвижимости, так и при таком отличии кадастровой стоимости от рыночной стоимости объекта недвижимости, которое, например, при доказанной кратной между ними разнице лишает обязательства, определяемые кадастровой стоимостью, справедливых экономических оснований. Если в споре о пересмотре кадастровой стоимости суд установит, что стоимостные расхождения доказывают нарушение прав лица, он определит (в пределах иска) и меры восстановления нарушенного права.
По настоящему административному делу расхождение между кадастровой стоимостью, установленной по результатам массовой государственной кадастровой оценки, с рыночной стоимостью объектов недвижимости, определённой судом, составляет:
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты";
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты";
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты"
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты";
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты";
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты"
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты"
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты"
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты"
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты"
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты"
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" раза, то есть является кратным, что обоснованно признано судом первой инстанции фактом, свидетельствующим о нарушении методики проведения государственной кадастровой оценки применительно к указанным объектам недвижимости, принадлежащим административному истцу.
Таким образом, понесённые по настоящему делу судебные расходы по определению рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" надлежит отнести на ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Воронежской области, как орган, определивший кадастровую стоимость.
Определяя размер судебных расходов, подлежащих взысканию в пользу экспертного учреждения, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 103, статьи 106, статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса стороне, в пользу которой состоялось решение суда.
Несение расходов по проведению судебной оценочной экспертизы по определению рыночной стоимости спорных земельных участков в размере "данные изъяты" рубль подтверждается подлинником заключения эксперта, ответом ФБУ "Воронежский центр судебной экспертизы" Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2020 года N "данные изъяты", согласно которому стоимость исследования одного отчёта об оценке рыночной стоимости земельного участка составляет "данные изъяты" рублей, стоимость экспертизы по определению рыночной стоимости одного земельного участка - "данные изъяты" рублей.
Таким образом, расходы по исследованию отчётов об оценке "данные изъяты" (земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты", составленных ООО " "данные изъяты"" и признанных заключением эксперта соответствующими положениям законодательства об оценочной деятельности, составили "данные изъяты" рублей.
Поскольку экспертом ФБУ "Воронежский центр судебной экспертизы" Министерства юстиции Российской Федерации в рамках проведения судебной оценочной экспертизы определена рыночная стоимость девяти земельных участков (36 "данные изъяты"), стоимость расходов по проведению указанного исследования составила "данные изъяты" рубль.
Учитывая изложенное, сумма расходов за проведение судебной оценочной экспертизы, подлежащая взысканию с ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Воронежской области как органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости названных объектов недвижимости, в пользу экспертного учреждения составила "данные изъяты" рублей.
При таких обстоятельствах, обжалуемый судебный акт вынесен с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для отмены определения в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
определение Воронежского областного суда от 24 декабря 2020 года оставить без изменения, частную жалобу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Воронежской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Л.Г. Синьковская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.