Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Степанова П.В, судей Печенкиной Н.А. и Трапезниковой И.И, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Эфендиева Гамида Адиль оглы на решение Верх-Исетского районного суда г.Екатеринбурга от 22 сентября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 15 декабря 2020 года по административному делу N 2а-5818/2020 по административному исковому заявлению Эфендиева Гамида Адиля оглы к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области о признании незаконными действий по уклонению от документирования административного истца паспортом гражданина Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанова П.В, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Эфендиев Г.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Главному Управлению Министерства внутренних дел России по Свердловской области (далее - ГУ МВД России по Свердловской области), просит признать незаконными действия по уклонению от документирования паспортом гражданина Российской Федерации.
В обоснование своих требований указал, что 26 февраля 2020 года обратился в ГУ МВД России по Свердловской области с заявлением о выдаче паспорта взамен утраченного в местах лишения свободы.
В заявлении приводил сведения о том, что является гражданином Российской Федерации, с 1987 года постоянно проживает в городе Екатеринбурге, к заявлению приложил: копию паспорта гражданина СССР серия "данные изъяты"; копию решения Орджоникидзевского районного суда города Екатеринбурга от 04 июля 2019 года, которым установлен факт постоянного проживания административного истца в Российской Федерации с 1987 года по настоящее время; копию свидетельства о заключении брака серии "данные изъяты"; заявление формы П1 на получение паспорта Российской Федерации; копию ответа Министерства юстиции Российской Федерации о поступлении сведений об отсутствии "данные изъяты"
гражданства; копию справки Генконсульства "данные изъяты" о непризнании гражданином Республики "данные изъяты"; копию справки серии ЖГ N 010866 об освобождении из мест лишения свободы.
Письмом начальника Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Свердловской области от 31 марта 2020 года сообщено, что провести проверку обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у административного истца гражданства Российской Федерации, не представляется возможным.
Полагал, что указанным решением нарушены его права, поскольку административный истец, фактически являясь гражданином Российской Федерации не может получить паспорт, от выдачи которого уклоняется ГУ МВД России по Свердловской области, лишен гражданства Российской Федерации, его российский паспорт является недействительным, без гражданства и паспорта он не имеет возможности свободно передвигаться, пользоваться медицинской помощью, осуществлять трудовую деятельность, считает, что в данном случае имело место произвольное лишение его гражданства Российской Федерации.
Решением Верх-Исетского районного суда г.Екатеринбурга от 22 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 15 декабря 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе (поступила в суд первой инстанции 25 января 2021 года) административный истец просит об отмене обжалуемых судебных актов, как незаконных.
Полагает, что судами нарушены нормы материального права, не учтена позиция Конституционного суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении от 16 мая 1996 года N 12-П "По делу о проверке конституционности пункта "г" статьи 18 Закона Российской федерации "О гражданстве Российской Федерации" в связи с жалобой А.Б. Смирнова", согласно которой признание принадлежности к гражданству Российской Федерации не требует ни каких-либо действий со стороны гражданина, ни вынесения по этому вопросу какого бы то ни было решения государственными органами, поскольку при признании бывших граждан ССР гражданами Российской Федерации на основании статьи 13 Закона они считаются состоящими в российском гражданстве с момента первоначального приобретения ими гражданства Союза.
Кроме того, ссылался на позицию Европейского суда по правам человека, изложенной в Постановлении по делу N 7549/09 и 33330/11 "Алпеева и Джалагония против России" от 12 июля 2018 года, согласно которой длительный отказ в обменен паспорта представляет собой продолжающееся вмешательство в частную жизнь заявителя.
В своем отзыве заинтересованное лицо Свердловская региональная общественная организация "Уральская ассоциация беженцев" поддержала доводы административного истца.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия считает, что судами таких нарушений не допущено.
Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 3 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
В соответствии с частью 7 статьи 4 указанного Федерального закона от наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" в целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации впредь до принятия соответствующего федерального закона об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, введен в действие паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Правительству Российской Федерации поручено утвердить образец бланка и описание паспорта гражданина Российской Федерации, а также положение о паспорте гражданина Российской Федерации.
Порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, а также формы заявлений и перечень необходимых документов, соответствующих конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, установлен Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации Правительством Российской Федерации издано постановление от 8 июля 1997 г. N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" (далее - Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, Положение).
В соответствии с пунктом 10 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации выдача и замена паспортов производятся территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Министерством внутренних дел Российской Федерации во исполнение полномочий, предоставленных ему Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 10 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации и пунктом 2 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373, утвержден Административный регламент (действующий на период возникновения спорных правоотношений).
Как следует из материалов дела и установлено судами 30 сентября 2019 года Эфендиев Г.А. обратился с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации.
Решением ГУ МВД России от 30 марта 2020 года заявление Эфендиева Г.А. о приеме в гражданство Российской Федерации отклонено на основании пункта "ж" части 1 статьи 16 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ, Закон о гражданстве).
26 февраля 2020 года Эфендиев Г.А. вновь обратился в ГУ МВД России по Свердловской области с заявлением об оформлении гражданства Российской Федерации, в котором просил вынести распоряжение об оформлении ему паспорта гражданина Российской Федерации.
31 марта 2020 года на заявление административного истца ГУ МВД России по Свердловской области дан ответ, из которого следует, что для проведения проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации Эфендиеву Г.А. необходимо обратиться с заявлением, а также оплатить государственную пошлину пошлину в размере 3 500 руб, поскольку мотивированное заявление от Эфендиева Г.А. о проведении проверки не поступало, провести проверку обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у него гражданства Российской Федерации, не представляется возможным.
Также разъяснено, что в соответствии с Инструкцией об организации деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов при рассмотрении заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятии по ним решений, утвержденной приказом МВД России от 16.09.2019 N 623 проверка обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации, проводится на основании мотивированного заявления лица либо его законного представителя, содержащего предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" согласие на обработку персональных данных.
Указано, что заявления по вопросам гражданства и все необходимые документы подаются в подразделение по вопросам миграции по месту жительства заявителя (на районном уровне).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что обращение административного истца ГУ МВД России по Свердловской области было рассмотрено с соблюдением установленного законом порядка, на него дан ответ, который по своему содержанию не противоречит положениям действующего законодательства.
Из представленного в материалы дела обращения административного истца не усматривается, что к нему прикладывались надлежащим образом оформленные необходимые для рассмотрения вопроса о выдаче паспорта заявление установленной формы и документы, предусмотренные Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 13 ноября 2017 г. N 851, а его доводы о том, что административный ответчик должен был сам инициировать проверку обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у Эфендиева Г.А. гражданства Российской Федерации, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с такими выводами предыдущих судебных инстанций, поскольку судами правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения настоящего дела, им дана надлежащая правовая оценка, приведенные сторонами доводы и возражения исследованы в полном объеме с указанием в судебных актах мотивов, по которым они были приняты или отклонены, выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, нормы права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно.
У суда кассационной инстанции оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов, судами не допущено.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется, решение суда первой инстанции апелляционное определение суда апелляционной инстанции отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Верх-Исетского районного суда г.Екатеринбурга от 22 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 15 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Эфендиева Гамида Адиль оглы - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции исключается из указанного выше шестимесячного срока.
Настоящее определение изготовлено в полном объеме 25 марта 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.