Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Патронова Р.В, судей Бибеевой С.Е. и Курчевской С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 1 апреля 2021 г. по кассационной жалобе Пешехонова Виталия Юрьевича на решение Савеловского районного суда города Москвы от 22 сентября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 ноября 2020 г.
гражданское дело N 2-2597/2020 по иску Пешехонова Виталия Юрьевича к Федеральному государственному унитарному предприятию "Автомобильная база N2" Управления делами Президента Российской Федерации о взыскании заработной платы, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Патронова Р.В, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Пешехонов Виталий Юрьевич обратился в суд иском к Федеральному государственному унитарному предприятию "Автомобильная база N2" Управления делами Президента Российской Федерации (далее - ФГБУ "Автобаза N 2" Управления делами Президента Российской Федерации), уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о взыскании невыплаченной заработной платы за период с декабря 2018 г. по март 2019 г. в размере 43 440 руб. 05 коп. в порядке оплаты сверхурочной работы.
В обоснование заявленных требований Пешехонов В.Ю. указал, что работал у ответчика водителем автомобиля со сменным режимом работы, при этом продолжительность каждой смены истца за период с декабря 2018 г. по март 2019 г. превышала нормальную продолжительность рабочего времени (12 часов в смену), в связи с чем в спорный период истцом отработано сверхурочно 80, 44 час, однако отработанные сверхурочно часы в повышенном размере, предусмотренном статьей 152 Трудового кодекса Российской Федерации, работодателем не оплачены.
Решением Савеловского районного суда города Москвы от 22 сентября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 ноября 2020 г, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Пешехоновым В.Ю. ставится вопрос об отмене судебных постановлений как незаконных, принятых с нарушением норм процессуального права.
В обоснование доводов жалобы её податель ссылается на пункт 12 Приказа Минтранса России от 20 августа 2004 г. N 15 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей" и указывает, что 12 часов - это максимально возможная продолжительность смены, в связи с чем работа за пределами 12 часов является сверхурочной и должна быть оплачена в повышенном размере, что судами оставлено без внимания.
На рассмотрение дела в судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились. О времени и месте судебного заседания, назначенного на 1 апреля 2021 г, извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах, в соответствии с частью 5 статьи 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Оснований, предусмотренных статьей 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций установили с учетом имеющихся в материалах дела локальных актов работодателя и условий трудового договора то обстоятельство, что Пешехонов В.Ю. работал в соответствии с установленным графиком сменности на условиях ненормированного рабочего дня, в связи с чем пришли к правильном выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика оплаты труда за 80, 44 часа, отработанных в период с декабря 2018 года по март 2019 года, как сверхурочной работы.
С данными выводами нижестоящих судов судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции соглашается, находит их основанными на правильном применении к спорным правоотношениям норм материального права и соответствующими представленным сторонами доказательствам, которым с учетом требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судами дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой суд кассационной инстанции не находит.
В соответствии с частями 1, 6, 7 статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.
В силу статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
Согласно статье 101 Трудового кодекса Российской Федерации ненормированный рабочий день - особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени.
Водителям легковых автомобилей может устанавливаться ненормированный рабочий день. Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации (пункт 14 Положения, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15).
Прежняя редакция статьи 119 Трудового кодекса Российской Федерации (до вступления в силу Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ) предусматривала, что в случае, если работодатель не предоставляет дополнительные отпуска работнику с ненормированным рабочим днём, переработка сверх нормальной продолжительности рабочего времени с письменного согласия работника компенсируется как сверхурочная работа.
Однако с момента вступления в силу указанного Федерального закона единственной возможной компенсацией за работу в режиме ненормированного рабочего дня, предусмотренной Трудовым кодексом Российской Федерации, является предоставление работнику ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, продолжительность которого должна быть определена коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, но не может составлять менее трех календарных дней (часть 1 статьи 119 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 97 Трудового кодекса Российской Федерации сверхурочная работа (статья 99 Трудового кодекса РФ) и работа на условиях ненормированного рабочего дня (статья 101 Трудового кодекса РФ) являются двумя разными видами работы за пределами установленной продолжительности рабочего времени и из системного толкования приведенных положений трудового законодательства переработка в условиях ненормированного рабочего дня компенсируется по иным правилам, нежели сверхурочная работа.
Как разъяснено в письме Минтруда России от 5 марта 2018 г. N 14-2/В-149, действующий Трудовой кодекс Российской Федерации расценивает ненормированный рабочий день не как удлиненный рабочий день по сравнению с общеустановленным, а как особый порядок распределения рабочего времени в пределах рабочего дня и (или) рабочей недели. Такой режим работы может устанавливаться, когда сложно рассчитать необходимые затраты труда по некоторым видам работ и тем самым определить их планомерное выполнение в течение нормальной продолжительности рабочего дня. То есть ненормированный день должен быть обусловлен характером трудовой функции работника. Для работников с ненормированным рабочим днём время, отработанное за пределами нормальной продолжительности рабочего дня, не считается сверхурочной работой, а поэтому гарантии, предусмотренные законодателем для работников, работающих сверхурочно, на них не распространяются.Изучив материалы настоящего дела, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что трудовые права Пешехонова В.Ю. на оплату времени, отработанного за пределами нормальной продолжительности рабочего дня, работодателем нарушены не были.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Пешехонов В.Ю. с 31 декабря 2014 г. принят на работу в ФГБУ "Автобаза N 2" водителем автомобиля 3 класса службы эксплуатации, о чем сторонами заключен трудовой договор, по условиям которого истцу установлен режим работы по графику сменности, предусмотрено, что рабочее время регулируется Правилами внутреннего трудового распорядка, а оплата труда производится исходя из должностного оклада, доплат за классность и за сложность, премии с учетом классности водителя и вида управляемого автомобиля, а за работу, связанную с условиями, отклоняющимися от нормальных, и иными особыми условиями труда, установлены выплаты в соответствии с Положением об оплате труда работников ФГБУ "Автобаза N 2" в виде компенсационных выплат - доплаты за расширение зоны обслуживания и увеличение объема выполняемых работ, оплаты за работу в ночное время, оплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, междусменный отдых и надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, а также выплат стимулирующего характера - за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ, премии по итогам работы за месяц, премии за высокие результаты работы при уходе в очередной отпуск, премии за экономию топлива по результатам работы за квартал, ежемесячной надбавки (л.д. 14-19).
Согласно дополнительным соглашениям NN 2, 3 от 23 ноября 2017 г..и 27 декабря 2017 г..к трудовому договору истцу установлен ненормированный рабочий день с предоставлением дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 3 календарных дня и предусмотрено, что оплата труда водителя состоит из должностного оклада в размере 11 170 руб. и стимулирующих выплат, включаемых в планируемую заработную плату в виде доплаты за качество выполненных работ (до 25% должностного оклада), за интенсивность и высокие результаты (82% должностного оклада) и премии по итогам работы за месяц (до 200% должностного оклада), в связи с чем планируемая заработная плата составит 45 461 руб. 90 коп.; а за работу, связанную с условиями, отклоняющимися от нормальных и иными особыми условиями, установлены компенсационные выплаты: за совмещение профессий (до 50% от должностного оклада), за работу в ночное время (50% часовой ставки), доплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни (за фактически отработанные часы) исходя из одинарной часовой ставки (части должностного оклада) в случае выполнения работы в такие дни в пределах месячной нормы и исходя из двойной часовой ставки (части должностного оклада) - в случае выполнения работы в такие дни сверх месячной нормы рабочего времени, и надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (10% должностного оклада); в целях стимулирования к качественному труду и поощрения за выполненную работу установлены стимулирующие выплаты: дополнительная выплата за интенсивность и высокие результаты работы (15% должностного оклада), премия за выполнение особо важный, сложным и срочных работ (до 100% должностного оклада), премия по итогам работы за квартал (до 100% должностного оклада), премия по итогам работы за год (до 200% должностного оклада), доплата за непрерывный стаж работы (до 100% должностного оклада, которая устанавливается к очередному отпуску), единовременная премия (до 100% должностного оклада), доплата за учетную степень и
звание заслуженных работников РФ (10% должностного оклада) (л.д. 20-22).
Согласно приказу от 27 августа 2019 г. трудовой договор прекращен и истец уволен 27 августа 2019 г. по пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (по собственному желанию). Решением Савеловского районного суда города Москвы от 22 июня 2020 г. приказ об увольнении признан незаконным и отменен, дата увольнения истца из ФГБУ "Автобаза N 2" изменена на 9 января 2020 г.
Из графика работы водителя Пешехонова В.Ю. следует, что в декабре 2018 года рабочими являлись 13 смен: 02, 04, 06, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 24, 26, 28 и 30 декабря, выходными днями - 01, 09, 15, 23 и 29 декабря (л.д. 31) и в соответствии табелем учета использования рабочего времени Пешехоновым В.Ю. в декабре 2018 года (в котором согласно производственному календарю установлена норма рабочего времени 21 рабочий день (167 рабочих часов), Пешехоновым В.Ю. отработано по графику 13 смен общей продолжительностью 170, 91 часов (л.д. 32); в январе 2019 года рабочими являлись 14 смен: 01, 03, 05, 09, 11, 13, 15, 17, 19, 23, 25, 27, 29 и 31 января, выходными днями - 06, 12, 20 и 26 января (л.д. 31); в соответствии табелем учета использования рабочего времени Пешехоновым В.Ю. в январе 2019 года (в котором согласно производственному календарю установлена норма рабочего времени 17 рабочих дней (136 рабочих часов), Пешехоновым В.Ю. отработано по графику 14 смен общей продолжительностью 185, 17 часов, в то числе работа в праздничные дни (л.д. 33); в феврале 2019 года рабочими являлись 12 смен: 02, 06, 08, 10, 12, 14, 16, 20, 22, 24, 26 и 28 февраля, выходными днями - 03, 09, 17 и 23 февраля (л.д. 31); в соответствии табелем учета использования рабочего времени Пешехоновым В.Ю. в феврале 2019 года (в котором согласно производственному календарю установлена норма рабочего времени 20 рабочих дней (159 рабочих часов), Пешехоновым В.Ю. отработано по графику 12 смен общей продолжительностью 148, 84 часов (л.д. 34); в марте 2019 года рабочими являлись 12 смен: 02, 06, 08, 10, 12, 14, 16, 20, 22, 24, 26, 28 и 30 марта, выходными днями - 03, 09, 17, 23 и 31 марта (л.д. 31); в соответствии табелем учета использования рабочего времени Пешехоновым В.Ю. в марте 2019 года (в котором согласно производственному календарю установлена норма рабочего времени 20 рабочих дней (159 рабочих часов), Пешехоновым В.Ю. отработано по графику 8 смен общей продолжительностью 128, 67 часов (с учетом отсутствия
по болезни с 28 марта 2019 г..по 31 марта 2019 г..) (л.д. 35).
Из расчетных листков за спорный период следует, что оплата за выполнение работы в соответствии с графиком сменности осуществлялась с учетом условий трудового договора исходя из установленного должностного оклада в размере 11 170 руб. и стимулирующих выплат, включаемых в заработную плату в виде доплаты за качество выполненных работ, за интенсивность и высокие результаты и премии по итогам работы за месяц (с учетом повышенной платы за работу в ночное время и праздничные дни).
Также из материалов дела следует, что решением Савеловского районного суда города Москвы от 29 октября 2019 г. предписание ГИТ в городе Москве, изданное 5 июля 2019 г. N 77/12-15185-19-И в отношении ФГБУ "Автобаза N 2", которым ответчик обязан оплатить Пешехонову В.Ю. сверхурочную работу за период с мая 2018 года по март 2019 года, признано незаконным и отменено (л.д. 86-92).
Таким образом, материалами дела подтверждается, что Пешехонов В.Ю. работал у ответчика с ноября 2017 г. на условиях ненормированного рабочего времени. С учетом данного обстоятельства, а также положений статей 99 и 101 Трудового кодекса Российской Федерации и разъяснений Минтруда России относительно конкуренции данных норм в части толкования способов оплаты работы, выполняемой за пределами установленной продолжительности рабочего времени, оснований для выводов о том, что в период с декабря 2018 г. по март 2019 г. истец работал сверхурочно и его работа должна быть дополнительно оплачена в порядке, установленном статьей 152 Трудового кодекса Российской Федерации, у суда кассационной инстанции не имеется.
Пункт 12 Приказа Минтранса России от 20 августа 2004 г. N 15 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей", на который ссылается податель кассационной жалобы, к обстоятельствам настоящего спора судами обоснованно не применен, поскольку данная правовая норма не регулирует конкретную продолжительность смены работника, работающего на условиях ненормированного рабочего времени.
Руководствуясь статьями 379?, 390, 390? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Савеловского районного суда города Москвы от 22 сентября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 ноября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Пешехонова Виталия Юрьевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.